Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Система мероприятий подпрограммы

1  2  3  4

На наиболее загруженных участках автомобильных дорог регионального значения с высокой интенсивностью движения в период реализации подпрограммы предусматривается строительство участков платных автомобильных дорог с сохранением возможности проезда в заданном направлении по бесплатным автомобильным дорогам.

Решения об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог регионального значения принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" с учетом разрабатываемых в составе предпроектной документации бизнес-планов, а также договоров, заключаемых на основе результатов проведенных в соответствии с законодательством конкурсных торгов.

В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов автомобильных дорог регионального значения и создания благоприятного инвестиционного климата для участия частного капитала в дорожном строительстве субъектам Российской Федерации рекомендуется в период реализации подпрограммы создать на основе федерального законодательства и обеспечить принятие собственных нормативных правовых актов в области регулирования вопросов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог.

Финансирование мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения будет вестись за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета в части субсидий, а также за счет средств внебюджетных источников, привлекаемых на строительство и реконструкцию внеклассных мостов (в соответствии с задачей подпрограммы, предусматривающей строительство и реконструкцию внеклассных мостов).

С учетом положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается перераспределение дорог между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. До передачи соответствующих автомобильных дорог регионального значения в ведение органов местного самоуправления и в сеть автомобильных дорог федерального значения необходимо привести их в соответствие с нормативными требованиями, завершить строительство и реконструкцию первоочередных объектов.

Всего за 2002 - 2010 годы на строительство и реконструкцию 23,4 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения, включая объекты улично-дорожной сети в гг. Москве и Санкт-Петербурге, необходимо направить 692,075 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 324,573 млрд. рублей и средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 367,502 млрд. рублей.

Общая протяженность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог в рамках реализации подпрограммной задачи за 2002 - 2005 годы составила 10,4 тыс. километров, а финансирование - 317,11 млрд. рублей, из которых 130,69 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета и 186,42 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Планируемый на 2006 - 2010 годы объем работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них - 13 тыс. километров, а прогнозируемое финансирование этих работ - 374,95 млрд. рублей, из которых 193,88 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета и 181,07 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях ускорения решения задачи создания сети автомобильных дорог, адекватной потребностям населения и задачам социально-экономического развития, а также для снижения потребности в бюджетном финансировании в период реализации подпрограммы будут сформированы механизмы привлечения внебюджетных средств для развития и эксплуатации автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе средств частных инвесторов, реализованы пилотные проекты для отработки и налаживания этих механизмов.

В качестве основных направлений привлечения внебюджетных средств в дорожную отрасль в период реализации подпрограммы будут рассматриваться:
замещение бюджетного финансирования внебюджетными средствами при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог федерального и регионального значения, привлечение дополнительных финансовых ресурсов через механизмы государственно-частного партнерства и введение платного проезда на автомобильных дорогах федерального и регионального значения;
привлечение для финансирования предусмотренных мероприятий средств негосударственных предприятий, связанных с обслуживанием участников дорожного движения, проектированием, строительством, ремонтом, содержанием автомобильных дорог, производством строительных материалов;
создание дополнительных источников финансовых ресурсов для государственного сектора отрасли путем займов и кредитов.

На наиболее загруженных участках сети автомобильных дорог федерального значения с высокой интенсивностью движения в период реализации подпрограммы предусматривается строительство платных автомобильных дорог с сохранением возможности проезда в заданном направлении по бесплатной автомобильной дороге. К платным дорожным объектам будут относиться также тоннели и мосты через крупные водные преграды, строящиеся вместо паромных переправ. Реализация таких проектов будет осуществляться с полным или частичным финансированием за счет средств внебюджетных источников, а возврат вложенных средств предусматривается за счет взимания платы за проезд. В качестве средств внебюджетных источников могут использоваться средства внутренних и внешних, в том числе облигационных, займов, а также собственные средства частных инвесторов. Осуществление проектов позволит существенно снизить транспортные издержки при перевозках грузов и пассажиров, повысить безопасность движения, создать экономические основы эффективного диалога участников дорожного движения и органов государственной власти, ответственных за состояние автомобильных дорог. Одновременно произойдет перераспределение автотранспортных потоков на сети автомобильных дорог, улучшатся условия движения автомобилей при существенной экономии бюджетных средств, уменьшится экологическая нагрузка на прилегающую к дорогам территорию.

В период реализации подпрограммы развитие получит использование принципов государственно-частного партнерства при строительстве и содержании автомобильных дорог, выполняющих одновременно функции технологических дорог и автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог, обслуживающих трубопроводы, линии электропередачи, другие инженерные коммуникации и объекты транспортной инфраструктуры, автодорожных подъездов к крупным предприятиям, месторождениям и т.д. Реализация таких проектов будет осуществляться на основе договоров с соответствующими органами государственной власти, предусматривающих совместное участие в финансировании проектов как владельцев перечисленных сооружений, так и государства.

Для реализации проектов строительства автомобильных дорог общего пользования на условиях государственно-частного партнерства в Российской Федерации потребуется создание юридических, организационных и финансовых механизмов, а также принятие ряда нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов "О платных автомобильных дорогах" и "Об автомобильных дорогах", направленных на:
учет специфики автомобильных дорог при применении Федерального закона "О концессионных соглашениях";
регулирование порядка использования средств, полученных от эксплуатации платных автомобильных дорог в рамках государственно-частного партнерства;
определение условий создания и деятельности организаций, управляющих платными автомобильными дорогами от имени концедента, и порядок передачи им объектов платной дорожной инфраструктуры в оперативное управление;
обеспечение разработки и утверждения соответствующими федеральными органами нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения конкурсов на строительство и эксплуатацию на платной основе объектов дорожной инфраструктуры, правила заключения договоров о создании и эксплуатации платных дорожных объектов, порядок и условия осуществления контроля за ходом строительства и последующей эксплуатации на платной основе автомобильных дорог.

Финансирование строительства платных автомобильных дорог будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств частных инвесторов и заемных источников.

В результате реализации указанной задачи предполагается ввести в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог общей протяженностью более 377 километров. Расходы на решение этой задачи учтены в затратах на реализацию проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения.

Важное место в реализации подпрограммы занимает решение задачи, предусматривающей строительство внеклассных мостов через крупные водные преграды. Особенностью является их значительная капиталоемкость и продолжительный нормативный срок строительства. Необходимость строительства подобных объектов обусловлена тем, что мостовые переходы обеспечивают взаимосвязь между автомобильными дорогами федерального и регионального значения, функционирование межрегиональных и международных транспортных коридоров, а также решение важных стратегических задач в области национальной безопасности. Подобные объекты, расположенные, как правило, в городах, являются в настоящее время объектами муниципальной собственности, однако, высокая стоимость их строительства не позволяет реализовать соответствующие проекты исключительно за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Вместе с тем эти сооружения наряду с осуществлением транспортных связей внутри населенных пунктов обеспечивают автодорожные транспортные связи между субъектами Российской Федерации и служат для выполнения транзитных перевозок федерального и регионального значения.

В стадии строительства находятся 16 внеклассных сооружений. Увеличение сроков их строительства, вызванное отсутствием достаточного объема финансирования, ведет к росту стоимости объектов незавершенного строительства со всеми негативными экономическими последствиями. Сохранение сооружений, строительство которых уже начато, сопряжено с существенными расходами на консервацию объектов незавершенного строительства, так как они не защищены от внешних неблагоприятных воздействий (осадков, солнечной радиации и т.п.), что приводит к их порче, преждевременному износу и способствует загрязнению окружающей среды. В дополнение к этому ежегодно осуществляются расходы по охране объектов, а также по оплате простоя строительной техники и рабочей силы.

Необходимость скорейшего завершения строительства внеклассных мостовых сооружений обусловлена отсутствием сопоставимых по стоимости реализации альтернативных вариантов проезда, технической невозможностью или экономической нецелесообразностью реконструкции мостов, их недостаточной грузоподъемностью и пропускной способностью, дальнейшего использования сезонных паромных переправ, переключения объемов перевозок грузов на расстояния 300 - 500 километров (протяженность объездных маршрутов) с автомобильного на железнодорожный транспорт.

Учитывая высокую стоимость строительства, которая не позволяет реализовывать соответствующие проекты исключительно за счет бюджетов одного уровня бюджетной системы, а также значение этих сооружений для обеспечения автодорожных транспортных связей субъектов Российской Федерации, транзитных перевозок федерального и регионального значения, предусматривается строительство таких мостов за счет средств субсидий из федерального бюджета при условии их софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Общий объем инвестиций на строительство и реконструкцию внеклассных мостовых сооружений до 2010 года по состоянию на 1 января 2006 г. предусматривается в размере 81,4 млрд. рублей, в том числе 64,5 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета и 16,9 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Затраты на реализацию указанной задачи полностью включены в расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения. В ряде случаев для завершения строительства мостовых переходов предполагается привлечение частного капитала с последующей эксплуатацией мостов на платной основе.

Задача подпрограммы, предусматривающая модернизацию производственной базы дорожного хозяйства, направлена на создание современной материально-технической основы дорожного хозяйства и снижение стоимости дорожных работ за счет повышения надежности применяемых машин и оборудования, сокращения сроков строительства и т.д.

Решение указанной задачи включает меры по созданию и оснащению современных производственных баз дорожного хозяйства, приобретению дорожной техники и другого имущества для функционирования автомобильных дорог федерального значения, развитию современных систем связи и диспетчеризации на автомобильных дорогах федерального значения.

Для решения указанной задачи подпрограммы предусматривается:
сокращение номенклатуры техники на основе расширения применения базовых шасси со сменными рабочими органами и сменных рабочих органов к традиционным машинам;
повышение уровня использования машин на основе улучшения мобильности линейных и базообразующих машин и оборудования;
сокращение необходимого количества техники на основе повышения единичной мощности и производительности машин и оборудования;
повышение технического уровня машин и оборудования, в том числе с применением гибких приводов, высокоточных систем управления и контроля, компьютеризации;
обеспечение требований безопасности, экологичности и эргономичности техники на основе сертификации;
формирование специализированных машинно-технологических комплексов с целью обеспечения соответствия организаций техническим возможностям новой высокопроизводительной техники;
проведение конкурсных закупок техники для содержания автомобильных дорог федерального значения на основе единой технической политики при выборе технологий, материалов и конструктивных решений с учетом перспективной структуры сети автомобильных дорог общего пользования, климатических условий, технического уровня и стоимости машин и оборудования;
широкое применение механизма лизинга для внедрения новых дорожных технологий и современной техники;
организация сервисного обеспечения (технического обслуживания и ремонта) техники, закупленной и находящейся в дорожных хозяйствах, путем создания региональных производственно-технологических центров дорожной техники, машин и оборудования с целью обеспечения их работоспособности и снижения вынужденных простоев из-за проведения технического обслуживания и ремонта.

Потребуется развитие производства таких новых типов специализированных дорожных машин, как установки для получения полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий, холодные фрезы, смесители-укладчики эмульсионно-минеральных смесей, комплекты оборудования для ремонта автомобильных дорог и мостов, машины для осмотра и диагностики мостов, машины для устройства дорожной разметки, комбинированные машины для проведения работ по содержанию автомобильных дорог федерального и регионального значения, комплекты оборудования для строительства монолитных железобетонных мостов.

Обязательным условием выполнения задач подпрограммы по строительству и ремонту автомобильных дорог федерального и регионального значения является повышение качества дорожно-строительных материалов. Это требует соответствующего развития дорожно-строительной индустрии, освоения новых видов дорожно-строительных материалов и технологий. В планируемый период предусмотрено осуществление следующих мероприятий по развитию дорожно-строительной индустрии:
организация производства передвижных дробильно-сортировочных установок производительностью до 300 тыс. куб. метров в год различной модификации с учетом многообразия свойств разрабатываемых месторождений;
расширение производства фракционированного щебня в первую очередь из изверженных пород узких фракций кубовидной формы для устройства верхних слоев покрытий и слоев износа;
освоение производства оборудования для промывки заполнителей;
расширение производства активированного минерального порошка для высококачественного асфальтобетона на месте производства работ силами дорожно-строительных организаций с использованием специальных установок;
расширение круга цементных заводов, продукция которых может быть применена для дорожного строительства;
освоение производства оснастки и оборудования для производства монолитных железобетонных конструкций;
увеличение объемов индустриального производства высококачественных дорожных битумов, в том числе с применением полимерно-битумных вяжущих материалов;
увеличение объемов производства битумных эмульсий, применяемых для склеивания слоев асфальтобетона, приготовления эмульсионно-минеральных смесей и устройства поверхностной обработки в целях экономии вяжущего материала, снижения расхода энергии, обеспечения независимости качества дорожных работ от погодных условий, а также геоматериалов, включающих в себя различные виды геотекстиля, геосеток, георешеток и т.д.

Реализация мер, связанных с модернизацией производственной базы дорожного хозяйства, будет способствовать повышению качества дорожных работ, увеличению срока службы автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, улучшению условий труда при выполнении дорожных работ, снижению расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, в том числе за счет оптимизации финансовых затрат на закупку техники и производство работ.

Расходы на реализацию этой задачи подпрограммы в 2002 - 2010 годах составляют 6,71 млрд. рублей, из которых объем затрат в 2002 - 2005 годах составил 4,22 млрд. рублей, а планируемый на 2006 - 2010 годы объем финансирования работ по модернизации производственной базы дорожного хозяйства составит 2,49 млрд. рублей.

Важнейшим инструментом достижения целей, определенных подпрограммой, является решение задачи подпрограммы, предусматривающей научно-техническое и инновационное обеспечение, предполагающее переход на инновационный путь развития. Это должно обеспечить увеличение надежности и сроков службы дорожных сооружений, рост технического уровня и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, снижение стоимости дорожных работ, сокращение аварийности и повышение экологической безопасности автомобильных дорог.

Переход дорожного хозяйства на инновационный путь развития должен включать:
развитие научной деятельности, проведение важнейших исследований и разработок;
совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
формирование и совершенствование отраслевой инновационной системы;
повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности.

В целях успешного выполнения мероприятий планируется осуществить:
адаптацию отраслевой дорожной науки к современным экономическим условиям;
ликвидацию имеющегося отставания от уровня развитых зарубежных стран в области разработки и применения новейших технологий в дорожном хозяйстве;
формирование рынка отраслевых научных разработок.

Для реформирования системы научного обеспечения отрасли необходимо:
сохранить государственный заказ и финансирование научных исследований и важнейших отраслевых программ (охватывающих комплекс научных работ от исследований, лабораторных и практических экспериментов до прикладного использования результатов) по ключевым направлениям развития дорожного хозяйства;
сформировать систему правовой охраны и защиты результатов научной деятельности, в том числе закрепить права государства на научные разработки, созданные за счет бюджетных средств;
привлечь к реализации научных работ помимо специализированных дорожных научно-исследовательских институтов широкий круг академических институтов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов конверсионных отраслей, институтов различных министерств и ведомств, обеспечить координацию их взаимодействия;
создать организационные и экономические механизмы заинтересованности дорожных предприятий в финансировании прикладных научных исследований и использовании научных разработок, в частности, путем установления соответствующих квалификационных требований к конкурсным заявкам при проведении торгов на право заключения государственных контрактов на выполнение подводных работ;
создать систему стимулирования инновационной деятельности субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
сформировать единое информационное пространство организации и провести научные исследования в рамках государственных и межгосударственных программ и поисковых научных исследований.

Все это позволит эффективно решать стоящие перед дорожным хозяйством задачи на основе последовательного перехода на инновационный путь развития - поиск и накопление теоретических знаний в различных областях науки и техники, практическое использование этих знаний для разработки новых высокоэффективных материалов, технологий, приборов, техники и оборудования.

В 2002 - 2010 годах на реализацию указанной задачи подпрограммы предусматривается 1,41 млрд. рублей, из которых объем фактически израсходованных средств в 2002 - 2005 годах составляет 0,45 млрд. рублей, а планируемый объем затрат на 2006 - 2010 годы составляет 0,96 млрд. рублей.

В то же время в результате осуществления мер организационного характера система функционирования отраслевой науки должна адаптироваться к рыночным условиям, что обеспечит постепенное увеличение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (преимущественно прикладных исследований и работ, связанных с их внедрением) за счет средств частного сектора, в том числе подрядных организаций. Объемы частных инвестиций на эти цели должны возрасти с 3 - 5 млн. рублей в год в 2005 - 2006 годах до 30 - 50 млн. рублей в год в 2010 году, что соответствует общемировой практике.

Решение задачи подпрограммы, предусматривающей техническое регулирование дорожного хозяйства и нормативно-техническое обеспечение на основе Федерального закона "О техническом регулировании", является одним их важнейших направлений реализации отраслевой научно-технической политики по безопасному функционированию дорожного комплекса.

Автомобильные дороги и искусственные сооружения на них являются сложными инженерными сооружениями, от их технических параметров (радиусы поворотов, уклоны, ширина полос движения, требования к ограждающим устройствам и т.д.) помимо других факторов зависят количество и тяжесть последствий от дорожно-транспортных происшествий. Выход из строя автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (мостов, эстакад, тоннелей и т.д.) может привести к многочисленным человеческим жертвам, а также катастрофическим разрушениям, что повлечет причинение государству значительного материального ущерба.

Техническое регулирование дорожного хозяйства на государственном уровне должно обеспечить безопасность участников дорожного движения, повысить долговечность и надежность автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, сократить стоимость выполнения дорожных работ, а также повысить качество строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

Достижение целей технического регулирования дорожного хозяйства должно осуществляться путем установления в специальных технических регламентах обязательных требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущественного комплекса автомобильных дорог и экологической безопасности при проектировании, строительстве (реконструкции), а также эксплуатации автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

Специальные технические регламенты, применяемые в дорожном хозяйстве, должны устанавливать требования к нормативным нагрузкам, геометрическим элементам автомобильных дорог общего пользования, ограждениям и направляющим устройствам, срокам службы искусственных сооружений, эксплуатационным параметрам автомобильных дорог общего пользования и др.

1  2  3  4

Материалы из архива