Федеральные целевые программы России

Железнодорожный транспорт

Краткий отчет за 2004 год

Основные цели подпрограммы на 2004 год:
- полное удовлетворение потребностей экономики страны и населения в железнодорожных перевозках;
- повышение устойчивости и качества железнодорожных перевозок, обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте в мирное время и в особый период;
- повышение эффективности перевозочной деятельности и снижение доли транспортных издержек;
- выполнение социальных обязательств, повышение качества обслуживания и доступности пассажирских перевозок;
- проведение работ по формированию инфраструктуры основных транспортных коридоров и обеспечение их устойчивого функционирования.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено по направлению капитальные вложения – 57,0 млн. рублей.

Результаты работы в 2004 году создали надежный фундамент для эффективной и долгосрочной работы ОАО «РЖД», нацеленной на стимулирование социально-экономического развития государства и развитие структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Железнодорожная отрасль испытывает дефицит подвижного состава. С учетом допущенного ранее отставания в воспроизводстве подвижного состава требуется его восполнение опережающими темпами. Источниками воспроизводства парка в настоящий момент являются приобретение нового подвижного состава и проведение модернизации вагонов с истекшим сроком службы на вагоноремонтных заводах.

В 2004 году приобретено и модернизировано 227 локомотивов, 5550 грузовых и 687 пассажирских вагонов, а также сокращены эксплуатационные расходы и сэкономлены средства за счет выполнения капитального ремонта с продленным сроком службы (КРП) вместо закупки нового подвижного состава. Проведенные мероприятия позволили увеличить грузооборот до 1801,6 млрд. т-км, что выше уровня программного показателя на 8 %. Величина пассажирооборота составила 164,3 млрд. пасс-км, что меньше программного показателя на 10,3 %, но больше планового на 4,3 %.

Значительная доля инвестиций направлена на создание высокопроизводительных специализированных локомотивных депо, позволяющих производить на своих площадях средний ремонт локомотивов. Это позволит увеличить пробег до капитального ремонта в условиях локомотиворемонтного завода, а также обеспечит ремонт при возросших размерах движения, надежность работы локомотивов в пути следования, сократить количество отказов тягового подвижного состава.

Увеличение веса поездов привело к необходимости использования многосекционных локомотивов и, следовательно, удлинения корпусов сетевых ПТОЛ и реконструкции экипировочных позиций.

Для реконструкции 13 ПТОЛ с усилением экипировочных позиций, удлинением смотровых канав для постановки трехсекционных локомотивов, расширением производственных площадей для обеспечения возрастающего объема технического обслуживания (в связи с ростом объема перевозок по ряду направлений) в 2004 году освоено 543,5 млн. рублей.

В 2004 году проводилось строительство новых 4 домов отдыха локомотивных бригад, а также строительство 2 центров реабилитации локомотивных бригад.

На мероприятия по проведению электрификации в 2004 году использованы только собственные средства в размере 5,7 млрд. рублей (67 % от подпрограммы).

Капитальные вложения направлены на расширение существующего полигона электрической тяги на сети. Всего электрифицировано более 200 км железнодорожных линий.

Доля грузооборота, осваиваемого электротягой, возросла на 1,6 % и составила 85 % от величины общего грузооборота. Средний вес грузового поезда увеличен на 0,3 % (до 3608 т). Средняя участковая скорость увеличена на 2 % (до 39 км/ч).

Реализация предусмотренных мероприятий позволила сократить эксплуатационные расходы отрасли за счет снижения себестоимости перевозок в результате повышения весовых норм поездов, следующих по основным направлениям сети.

В 2004 году обновлено более 500 км контактной сети.

Инвестиции по данной подпрограмме направлены на ускорение технического и технологического перевооружения хозяйства информатизации и связи на базе современных цифровых средств и систем; на создание цифровой телекоммуникационной инфраструктуры на сети железных дорог; на внедрение новых технологических средств и систем в технологию обслуживания средств связи и радио, обеспечивающих значительное снижение эксплуатационных затрат.

Обновление и развитие путевой инфраструктуры сопряжено с подпрограммой безопасности движения и направлено на повышение качества текущего содержания и ремонта. Выполнение всех мероприятий осуществлялось за счет собственных средств ОАО «Российские железные дороги».

В 2004 году приобретено путевой техники и оборудования для ее производства на сумму 3 млрд. рублей.

На развитие и строительство искусственных сооружений было направлено 11 млрд. рублей, что в 10 раз больше средств, предусмотренных программой.

За отчетный период завершено строительство Северо-Муйского тоннеля, протяженностью 15,3 км.

Проведены испытания узлов и оборудования электропоездов местного сообщения, проведены приемочные испытания электропоездов, сделано заключение о возможности серийного изготовления. Созданы технические средства и технологии для скоростного и высокоскоростного движения. Создан автоматический тормоз нового поколения с автономным управлением для скоростного грузового поезда «Восток-Запад» и проведены испытания опытного комплекта.

Развитие пограничных переходов и предпортовых станций осуществляется полностью за счет собственных средств.

Замедленными темпами идет строительство новой пограничной станции Чернышевское (в виду смены генерального подрядчика строительства и согласований подписания договора) и реконструкция узловой станции Гродеково.

Полностью освоены в 2004 году лимиты запланированных работ по развитию пограничных станций Гуково, Веселое, Озинки, Забайкальск.

Относительно высокую степень готовности имеют предпортовые станции Туапсе и Новороссийск, Владивосток и Находка-Восточная.

Работы по строительству 1 очереди предпортовой станции Оля и железнодорожного пути к ней выполнены в 2004 году полностью.

Учитывая государственную важность обустройства границы России, в подпрограмме предусмотрены мероприятия по реконструкции и развитию пограничных станций с целью обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра.

Экономический эффект за период реализации проектов, входящих в подпрограмму, получен от снижения эксплуатационных издержек отрасли по обеспечению перевозок. В среднем срок окупаемости проектов составляет 8 лет. При этом для инфраструктурных проектов он достигает 12 лет.

Оценки и расчеты предполагают в 2004 году получение совокупного экономического эффекта от реализации подпрограммы в объеме 18015,8 млн. рублей

Финансирование программных мероприятий по развитию железнодорожного транспорта в 2004 году осуществлялось, в основном, за счет собственных средств, использования банковского кредита, а также средств бюджетов субъектов Федерации и привлечения средств других организаций.

Основным источником средств для реализации подпрограммы явилась инвестиционная программа железнодорожного транспорта, формируемая, в основном, за счет амортизационных отчислений от стоимости основных производственных фондов.

Средства субъектов Российской Федерации были направлены на закупку подвижного состава для обеспечения пригородных пассажирских перевозок, реконструкцию и оборудование вокзальных комплексов.

Однако определенная часть программных мероприятий остается не реализованной ввиду недостаточного финансирования. Государственная поддержка необходима для инвестиционных проектов, направленных на достижение политических, социальных и внетранспортных эффектов, но не имеющих коммерческой эффективности и необходимой рентабельности для компании.

К подобным проектам относятся:
- развитие пограничных переходов;
- развитие высокоскоростного движения Москва - Санкт-Петербург – Хельсинки;
- восстановление железнодорожной инфраструктуры Чеченской Республики;
- вынос железнодорожной линии из зоны затопления Бурейской ГЭС;
- обеспечение антитеррористической защиты железнодорожного транспорта.

Материалы из архива

2008-06-20
Президиум правительства РФ поручил госзаказчикам ФЦП, строек и объектов для госнужд принять меры по устранению допущенного в 1-м квартале отставания в финансировании
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ на заседании в понедельник 16 июня поручил федеральным органам исполнительной власти - госзаказчикам федеральных целевых программ /ФЦП/, а также строек и объектов для федеральных госнужд принять меры по устранению допущенного в 1-м квартале 2008 г отставания в финансировании работ.

2007-07-31
На электронику не жалко. Правительство утвердило ФЦП на 187 млрд руб.
Источник: газета "Ведомости"
Правительство озаботилось возрождением российской радиоэлектроники. Подпрограмма развития электронной компонентной базы, принятая в начале 2007 г., теперь расширена до федеральной целевой программы. Срок ее исполнения сдвинулся с 2011 г. на 2015 г., а госфинансирование увеличено почти в пять раз до 110 млрд руб.

2008-04-24
Триллионная технология
Источник: газета "Коммерсант"
Сергей Чемезов сделал госзаказ на федеральные целевые программы

2007-11-09
Россия намерена к 2016 году занять 2% мирового рынка судостроения
Источник: ИА "Интерфакс"
Россия планирует к 2016 году занять до 2% объема на мировом рынке судостроения, сообщил источник в правительстве.

2007-06-07
На голодном пайке
Источник: "Rbcdaily.ru"
Министры провалили финансирование федеральных целевых программ

2007-07-13
Проект программы развития малой авиации Роспрома отправлен на согласование в Минэкономразвития
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Проект программы развития в России малой авиации, разработанный в Федеральном агентстве по промышленности (Роспром), направлен на согласование в Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития).