Федеральные целевые программы России

Внутренние водные пути

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Внутренние водные ресурсы являются уникальным богатством нашей страны.

Сеть внутренних водных путей и открытые выходы в морские бассейны делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы Российской Федерации. Использование природных водных путей позволяет максимально быстро обеспечить транспортное освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. Услугами внутреннего водного транспорта пользуются 68 регионов страны. Особенно значима его роль для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, Волго-Донского судоходного канала и гидротехнических комплексных гидроузлов на реках Волге, Каме, Дону в европейской части страны создана единая глубоководная система, сеть водных путей которой позволяет повысить эффективность внешнеторговых перевозок.

Надежное техническое состояние гидротехнических сооружений и безопасные условия судоходства на внутренних водных путях России обеспечивают 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы". Созданная система управления внутренними водными путями позволяет проводить единую техническую политику, целенаправленно использовать выделяемые бюджетные средства.

Итоги реализации подпрограммы в 2002 - 2005 годах показали следующее.

Общие расходы (в ценах соответствующих лет) на реализацию подпрограммы в этот период составили 4584,4 млн. рублей, том числе за счет средств федерального бюджета - 3861,7 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 177,1 млн. рублей, внебюджетных источников - 545,6 млн. рублей. Не завершена реконструкция камер шлюзов Беломорско-Балтийского канала, не восстановлена работоспособность западной нитки Пермского шлюза после аварии 1994 года, не в полном объеме произведена замена затворов на шлюзах, насосных агрегатов на канале имени Москвы, со значительным отставанием по срокам начата замена насосных агрегатов на Волго-Донском судоходном канале, медленными темпами ведется замена шлюзовых ворот на волжских, камских и других судоходных сооружениях. Для развития внутренних водных путей международного транспортного коридора "Север - Юг" были запланированы средства из внебюджетных источников на строительство второй нитки Кочетовского шлюза, русловыправительных сооружений и нового Городецкого гидроузла на р. Волге. При этом технический вариант решения проблемы улучшения судоходства на р. Волга изменен по сравнению с первоначальным с увеличением стоимости объекта. Технико-экономическое обоснование строительства вторых ниток Волго-Балтийского водного пути не финансировалось. Предусмотренное подпрограммой строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла начато лишь в 2004 году. Не выполнена программа строительства технического флота. Не удалось осуществить ряд мероприятий по улучшению экологической безопасности на внутренних водных путях, между тем их значение возросло.

Основные средства в 2002 - 2005 годах были направлены на выполнение работ на 45 крупнейших объектах реконструкции гидротехнических сооружений и участках водных путей, на строительство и модернизацию 7 судов технического флота, в 6 бассейнах приступили к реконструкции технологической связи с использованием современных технических средств и технологий на базе выполненных технико-экономических обоснований инвестиций, в 4 учебных заведениях отрасли продолжены работы по реконструкции учебно-лабораторных корпусов.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2002 - 2005 годах составило 20,3 млн. рублей, или примерно 20 процентов предусмотренного подпрограммой объема. В результате не полностью выполнены исследования по тематике технического и экологического блоков. Также не осуществлены научно-исследовательские работы по экономической тематике. В размерах, предусмотренных подпрограммой, профинансирован только нормативно-правовой блок мероприятий.

Результаты выполнения программных мероприятий в 2002 - 2005 годах послужили основой для корректировки подпрограммы, в ходе которой были пересмотрены целевые и объемные показатели, уточнены состав и перечень мероприятий, учтены отраслевые и региональные интересы развития внутренних водных путей, необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, реализации программно-целевого подхода при формировании и исполнении бюджета, усиления целевого характера финансирования транспортных проектов.

Развитие и реконструкция сети внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений относятся к приоритетным задачам государственной деятельности в Российской Федерации и отвечают основным целям развития транспортной системы в целом. Подпрограмма рассчитана на период до 2010 года и отвечает приоритетам и критериям формирования федеральных целевых программ по следующим признакам:
соответствие подпрограммы основным направлениям социально-экономической политики на среднесрочную перспективу. Подпрограмма направлена на концентрацию всех ресурсов для решения только ключевых приоритетных проблем, стоящих перед внутренним водным транспортом, и удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения;
межведомственный характер программных мероприятий и необходимость их осуществления в тесном взаимодействии с субъектами Российской Федерации с учетом интересов отраслей экономики (энергетики, мелиорации, водоснабжения);
комплексное назначение инфраструктуры судоходных внутренних водных путей и использование ее для целей судоходства, водоснабжения, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия;
межрегиональный характер программных мероприятий, которые затрагивают интересы 68 субъектов Российской Федерации, где расположены объекты внутренних водных путей. Мероприятия, проводимые в каждом бассейне, взаимосвязаны и влияют на функционирование всей системы в целом;
проблемы интеграции внутренних водных путей в общеевропейскую систему, обеспечение их соответствия мировым стандартам, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием внутреннего водного транспорта требуют к себе внимания со стороны государства;
техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений, являющихся объектами длительного использования и потенциально опасными объектами стратегического значения, должно соответствовать критериям безопасности и обеспечивать достаточный запас прочности для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Данная задача носит долгосрочный характер;
наличие значительного мультипликативного эффекта, который проявится не только в предусмотренных подпрограммой проектах в области внутреннего водного транспорта, но и в других сферах экономической деятельности (внетранспортный эффект).

Программный подход к решению проблем развития и реконструкции инфраструктуры внутренних водных путей России позволит путем комплексного и согласованного развития ее основных звеньев, обоснованного выбора приоритетных и высокоэффективных проектов обеспечить минимизацию размера необходимых инвестиций. Подпрограмма позволит сориентировать на длительный срок потенциальных инвесторов, транспортные предприятия и подрядные организации.

Материалы из архива

2008-02-14
Выполненный объем госкапиталовложений по ФЦП восстановления Чечни за 2002-2007 гг составил 27,27 млрд руб, введены в эксплуатацию 3639 объектов - Росстрой
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Выполненный объем государственных капитальных вложений по федеральной целевой программе /ФЦП/ "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики /2002 год и последующие годы/" за период 2002-2007 гг составил 27,27 млрд руб, введены в эксплуатацию 3639 объектов.

2008-03-13
Минэкономразвития РФ оценивает фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 г на реализацию ФЦП на уровне 99,6 проц - материалы к заседанию правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Общий объем финансирования 46 федеральных целевых программ /ФЦП/ и 36 подпрограмм, включенных в открытую часть федерального бюджета 2007 г, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд руб.

2007-01-11
Правительство РФ утвердило новую редакцию ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило постановлением от 22 декабря 2006 г N793 новую редакцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года". Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

2007-10-04
Козак: объем работ по проектированию объектов в Сочи составил 0,5 млрд рублей
Источник: газета "Газета"
На 1 сентября объем выполненных работ по составлению, согласованию и утверждению эскизных проектов спортивных объектов, которые будут построены в Сочи для Олимпиады-2014, уже составил почти полмиллиарда рублей.

2007-11-14
Правительство РФ утвердило концепцию ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг общей стоимостью 136,411 млрд руб
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило распоряжением от 7 ноября N1571-р концепцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

2007-02-22
Очисть город от наркоторговцев с помощью компьютера
Источник: "Newsinfo.ru"
Новая компьютерная игра для детей «Антинаркомания» появилась в органах наркоконтроля. Как написано в аннотации - это игра, которую родители обязательно должны позволить ребёнку. В региональных органах наркоконтроля новая игра уже получила признание, и активно распространяется в молодежной среде.