Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации подпрограммы

В основу разработки вариантов подпрограммы были положены сценарии развития экономики страны на среднесрочную перспективу, одобренные Правительством Российской Федерации и принятые за основу при формировании стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

Для определения потребностей в совершенствовании и развитии сети автомобильных дорог общего пользования и прогноза параметров функционирования дорожного хозяйства страны рассматривались 2 сценария социально-экономического развития России.

Умеренный (первый) сценарий основан на относительно устойчивой тенденции развития страны, предусматривающей среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта на уровне 4 - 6 процентов. Этот сценарий связан с сохранением лидирующей роли добывающего сектора в экономике и экспорте страны, а также с некоторым ухудшением конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов. Предусматривается интенсивное осуществление структурных реформ, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту в среднесрочной перспективе. Это позволит в последующем 10-летии (с 2010 года) перейти к инновационной модели экономического роста.

Оптимистический (второй) сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта в размере 6 - 7 процентов с последующим их повышением до 7-8 процентов в 2007 - 2015 годах при активизации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. Сценарий предусматривает интенсивное проведение экономических реформ, позволяющих сформировать долгосрочный потенциал динамичного роста. Оптимистический сценарий характеризуется улучшением инвестиционного климата и активным развитием торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, принятием благоприятных условий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Подпрограмма разрабатывалась на основе оптимистического сценария развития экономики как в наибольшей степени отвечающего решению задачи по удвоению валового внутреннего продукта и предусматривающего проведение структурных преобразований экономики, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на услуги автомобильного транспорта. Траектория развития страны по оптимистическому сценарию развития подтверждается динамикой отчетных экономических показателей за последние годы. Развитие сети автомобильных дорог общего пользования должно соответствовать темпам социально-экономического развития Российской Федерации. В противном случае неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог общего пользования может стать фактором ограничения экономического роста, транспортной доступности и товародвижения при реализации международных и внутренних перевозок.

Потребности в совершенствовании и развитии сети автомобильных дорог общего пользования рассчитаны исходя из прогнозируемых параметров роста валового внутреннего продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, численности парка автотранспортных средств.

Методика проведения оценки социально-экономической эффективности подпрограммы предусматривает:
прогнозирование перспективной интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с учетом факторов развития и размещения производительных сил и расселения населения, повышения уровня жизни и увеличения парка автотранспортных средств и повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения;
определение объемов дорожных работ и стоимости мероприятий подпрограммы;
выявление влияния результатов реализации подпрограммы на социально-экономическое развитие страны, обслуживание и экологическую обстановку;
определение эффекта от реализации мероприятий подпрограммы в сфере деятельности транспорта (далее - транспортный эффект), а также внетранспортного эффекта;
сравнение ожидаемых эффектов и затрат, приведение их к сопоставимому виду с помощью дисконтирования, расчет показателей социально-экономической эффективности подпрограммы.

Объемы дорожных работ и затраты на реализацию подпрограммы включают объемы выполнения и финансирования работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения, проведению мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, научно-техническому, информационному, инновационному обеспечению, снижению отрицательного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и др.

Транспортный эффект отражает прямые выгоды для лиц, пользующихся автомобильными дорогами, получаемые в результате улучшения дорожных условий. Этот эффект заключается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении времени нахождения в пути, повышении эффективности использования транспортных средств, снижении риска дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности движения и удобств в пути следования. Этот эффект определяется в стоимостном выражении исходя из изменения показателей себестоимости перевозок, экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, стоимостной оценки экономии времени поездки и ресурсов за счет ускорения оборачиваемости автомобилей.

Исходными данными для расчета транспортного эффекта являлись показатели существующего состояния сети автомобильных дорог федерального значения, полученные по материалам диагностики их состояния, данные о существующих и прогнозируемых транспортных потоках на автомобильных дорогах федерального и регионального значения, объемы и стоимость дорожных работ, показатели проектируемого состояния сети автомобильных дорог федерального и регионального значения в результате выполнения предусмотренных подпрограммой объемов работ, показатели себестоимости автомобильных перевозок по типам автомобилей в различных дорожных условиях и др.

Внетранспортный эффект отражает влияние совершенствования и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на социально-экономическое развитие страны и экологическую обстановку. К числу наиболее значимых социально-экономических последствий модернизации и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения относятся:
повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;
активизация экономической деятельности, содействие освоению новых территорий и ресурсов, расширение рынков сбыта продукции;
снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства;
ликвидация бездорожья в сельской местности в результате строительства подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием (за исключением наиболее удаленных населенных пунктов на территории Сибири и Дальнего Востока, транспортное обслуживание которых целесообразно обеспечивать авиационным или водным видами транспорта);
создание новых рабочих мест;
сокращение негативного влияния транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду;
снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций.

Социально-экономическая эффективность подпрограммы рассчитывается как совокупный общественный эффект с учетом последствий реализации различных сценариев подпрограммы как для участников дорожного движения, так и для населения и хозяйственного комплекса страны в целом.

Социально-экономическая эффективность подпрограммы определяется влиянием модернизации и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на издержки предприятий автомобильного транспорта и спрос на автомобильные перевозки. Учитываются также эффекты, связанные с увеличением скорости движения автомобилей, повышением надежности круглогодичного сообщения по сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. Уменьшение издержек организаций автомобильного транспорта создает возможность для снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном потреблении и ведет к снижению себестоимости производства, позволяя увеличить добавленную стоимость, создаваемую в отраслях, или способствует снижению цен производителей, что приводит к увеличению спроса на произведенные товары и услуги. Эти факторы приводят к росту реального валового внутреннего продукта. Снижение транспортной наценки на произведенные товары и услуги ведет к дополнительному (сверх снижения цен производителей) уменьшению потребительских цен на товары и услуги, что еще в большей степени увеличивает спрос на них и величину валового внутреннего продукта страны.

Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог федерального и регионального значения также оказывает влияние на повышение скорости доставки и сохранности грузов. Повышение скорости движения грузовых автомобилей позволяет покупателям расширить зону, в которой расположены доступные поставщики, что усиливает конкуренцию. В российских условиях, где доля торгово-посреднической наценки высока, усиление конкуренции приведет к снижению наценки, а следовательно, и к уменьшению цен покупателей без существенного падения цен производителей. В первую очередь это относится к продукции высокой степени переработки (продукция машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности).

Эффект от развития и улучшения сети автомобильных дорог регионального значения также формируется вследствие существенного снижения потерь продукции агропромышленного производства, вызываемых как несвоевременным осуществлением сельскохозяйственных работ, вывозом продукции с полей и складов, так и ее частичной утратой и снижением потребительских качеств во время перевозок по неблагоустроенным дорогам.

Изложенные выше факторы определяют в совокупности влияние модернизации и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на показатели удельных затрат продуктов, используемых в производстве, в расчете на единицу объема выпуска продукции. Кроме рассмотренных первичных изменений удельных затрат имеют место вторичные изменения, индуцированные приростом валового накопления основного капитала и инвестиций.

Показатели эффективности рассчитаны исходя из рекомендуемой с учетом поправки на риск ставки дисконта, составляющей 13 процентов. Расчетный период для оценки эффективности реализации подпрограммы продлен до 2030 года. Эффект определен за период с 2002 года по 2030 год, то есть с начала работ по реализации подпрограммы до ее завершения в 2010 году и затем еще в течение 20 лет при условном сохранении неизменного состояния сети автомобильных дорог федерального и регионального значения.

В результате реализации подпрограммы к 2010 году по сравнению с 2002 годом:
протяженность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения составит 605,1 тыс. километров (возрастет на 16,4 тыс. километров);
протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения высших (I и II) категорий составит 36,3 тыс. километров (увеличится на 4,2 тыс. километров);
протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения с капитальным и облегченным типом покрытия достигнет 381 тыс. километров (возрастет на 15,7 тыс. километров);
плотность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения увеличится с 3,9 километра на 1000 человек до 4,2 километра на 1000 человек населения страны;
доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 39,1 процента;
доля автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение с превышением нормативной загрузки, увеличится с 26,5 процента до 30,7 процента;
средняя скорость движения автотранспортных потоков снизится по сети автомобильных дорог федерального значения на 1,5 процента и по сети автомобильных дорог регионального значения - на 0,5 процента;
количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 4,2 процента;
1,5 тыс. населенных пунктов будут обеспечены круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие.

Социально-экономическая эффективность подпрограммы обосновывает целесообразность ее утверждения и оказания ей государственной поддержки.

Материалы из архива

2008-06-17
Целевое управление
Источник: "Rbcdaily.ru"
Путин недоволен ФЦП

2008-07-28
Общая стоимость ФЦП развития рыбохозяйственного комплекса РФ в 2009-2013 гг составляет 61,831 млрд руб – материалы к заседанию президиума правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании проект федеральной целевой программы /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2009-02-13
Запуск спутников – существенный этап на пути реализации ФЦП «Цифровое телевидение» - глава Минкомсвязи
Источник: Официальный сайт министерства связи и массовых коммуникаций РФ
«Спутник «Экспресс АМ-44» станет одним из первых спутников, необходимых для построения в нашей стране сети цифрового телевидения в рамках федеральной целевой программы, утвержденной правительством.

2007-09-28
Реализацию ФЦП по развитию Сочи будет курировать Минрегионразвития - Жуков
Источник: ИА "Интерфакс"
Реализация федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Сочи как горноклиматического курорта будет, как ожидается, передана из МЭРТ в министерство регионального развития, сообщил вице-премьер Александр Жуков журналистам в Сочи в четверг.

2008-10-09
Федеральная программа по уничтожению химоружия может быть скорректирована до конца 2008 г.
Источник: ИА "ИТАР-ТАСС"
Федеральная программа по уничтожению запасов химического оружия в России может быть скорректирована до конца текущего года, сообщил представитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химоружия Сергей Сербин.

2008-10-21
Председатель Правительства России В.В.Путин подписал Распоряжение Правительства от 13 октября 2008 г. N 1481-р, в соответствии с которым внесены изменения в Распоряжение Правительства от 29 декабря 2007 года # 1965-р об утверждении перечней строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2008 год и на 2009 - 2010 годы
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Данным Распоряжением утверждены изменения, вносимые в перечни строек и связанные с...