Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Краткий отчет за 2005 год

Целью подпрограммы является преобразование отечественного морского транспорта в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую высшим международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также экспорт транспортных услуг.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 4274,6 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 4267,6 млн. рублей, НИОКР – 7,0 млн. рублей.

Подпрограмма предусматривает развитие не только основных звеньев морского транспорта – флота и портов, но и всей инфраструктуры отрасли, обеспечивающей безопасность мореплавания и охрану окружающей среды, снижение аварийности на флоте, защиту объектов морского транспорта от угрозы террористических актов, повышение эффективности эксплуатации атомного флота, улучшение условий подготовки специалистов морского транспорта.

По разделу "Развитие прибрежно-портовой инфраструктуры" введено в эксплуатацию производственных объектов общей мощностью 31,42 млн. тонн и длиной причальной стенки 1347,33 п.м, в том числе:
1. Порт Санкт-Петербург. Вторая очередь контейнерного терминала на базе Литке в Кронштадте общей мощностью 0,5 млн. тонн в год.
2. Порт Калининград. Окончание реконструкции причала № 2 (246,4 п.м.) нефтетерминала в п.Ижевское с увеличением мощности на 0,8 млн. т. после реконструкции.
3. Порт Калининград. Холодильник на 4000 кв.м. (0,12 млн.тонн) для перевалки скоропортящихся грузов.
4. Порт Махачкала. Зерновой терминал мощностью 0,5 млн.тонн.
5. Порт Усть-Луга. Вторая очередь угольного терминала, в том числе причал № 1 (155,9 п.м) и причал № 2 (248,4 п.м) и расширение акватории.
6. Порт Высоцк. Вторая очередь распределительно-перегрузочного комплекса нефтепродуктов РПК "Высоцк-Лукойл-II" (8,2 млн.тонн) с увеличением мощности до 10,7 млн.тонн в год.
7. Порт Мурманск. Специализированный комплекс ООО "Коммандит Сервис" для перегрузки мазута на мысе Мохнаткина пахта (2 млн. тонн).
8. Порт Приморск. ОАО "АК Транснефть" увеличило перевалку на терминале сырой нефти на 15,3 млн. тонн и обеспечило в 2005 году перевалку 57,3 млн. тонн.
9. Порт Новороссийск. Закончена реконструкция пристани № 5 (причалы 26 и 27) длиной причальной стенки 279,5 п.м. с 2-мя швартовыми палами для перевалки нефтепродуктов и других грузов мощностью 4,2 млн.тонн.

Кроме того, в морских портах введены следующие объекты производственной инфраструктуры:
1. Порт в пос. Пригородное (Сахалин). Строительные причалы № 1 (96 п.м) и № 2 (50 п.м).
2. Порт Восточный. Хозяйственный пирс (100,8 п.м).
3. Региональная система безопасности мореплавания в Финском заливе, в том числе строительство приёмо-передающих центров на островах: Гогланд, Соммерс и Сескар.
4. Порт Махачкала. Завершена реконструкция (удлинение) волнолома длиной 1205 м, входящего в состав объектов первой очереди реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта.
5. Порт Туапсе. Завершено строительство первого в отрасли Лазерного створа.

В 2005 году должен был быть введен первый пусковой комплекс паромной переправы Усть-Луга – Балтийск - порты Германии. Однако, из-за недостаточного бюджетного финансирования срок ввода перенесен на 2006 год. Помимо этого, ряд портовых объектов, построенных в 2005 году, не введен в эксплуатацию по ряду причинам организационного характера, связанных с проведением госприемки и согласованием актов госприемки с ответственными лицами.

По разделу "Развитие флота" планом 2005 года предусмотрено пополнение флота судоходных компаний 14 новыми судами транспортного флота общим дедвейтом около 1,6 млн. тонн. Среди строящихся судов - крупнотоннажные танкеры типа "Суэцмакс" дедвейтом по 159 тыс. тонн для ОАО "Совкомфлот", дедвейтом по 117 тыс. тонн типа "Афрамакс" для ОАО "Новороссийское морское пароходство" и дедвейтом около 100 тыс. тонн для ОАО "Приморское морское пароходство" и ОАО "Совкомфлот".

Первые два железнодорожных парома для Каспия приняты ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт". В Финляндии построен ледокол-снабженец по заказу Дальневосточного морского параходства для сахалинского шельфа. На Адмиралтейской верфи (г. Санкт-Петербург) построен танкер дедвейтом 47,4 тыс. тонн для ОАО "Совкомфлот". На ОАО "Балтийский завод" продолжается строительство атомного ледокола "50 лет Победы", начато строительство линейного дизель-электрического ледокола для Финского залива, подписано дополнение к контракту на строительство второго ледокола. На ОАО "СРЗ "Красная кузница" строится второе судно для лоцмейстерских работ. В 2005 году разработано и утверждено техническое задание на разработку эскизного проекта атомного ледокола нового поколения. В текущем году решены вопросы финансирования в 2006 году разработки эскизного проека атомного ледокола нового поколения.

Научные исследования в рамках подпрограммы "Морской транспорт" в 2005 году проводились по следующим основным направлениям:
- технико-экономические исследования и подготовка проекта технического здания на проектирование атомного ледокола нового поколения. Новый ледокол будет иметь мощность 60 МВт, что значительно выше мощности действующих в настоящее время ледоколов, и ледопроходимость 2,8-2,9 м. Это позволит обеспечить гарантированную круглогодичную навигацию в Арктике, что исключительно важно в связи с предстоящим резким ростом объемов перевозок по трассе Северного морского пути;
- повышение уровня безопасности судоходства, охраны окружающей среды, охраны труда; по данному направлению выполнен ряд исследований, направленных на обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных, водолазных, подводно-технических работ и работ по ликвидации аварийных разливов нефти, определена система мероприятий по обеспечению здоровья и работоспособности морских спасателей при выполнении ими своих служебных обязанностей;
- подготовка высококвалифицированных специалистов для морского транспорта; работы проводятся во исполнение требований МК ПДМНВ-78/95 - Международной Конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 года с поправками;
- правовая защита отечественного морского транспорта в сфере международного морского судоходства; выполнены исследования правовых вопросов участия России в работе ИМО и ММК по подготовке проектов международных конвенций и пересмотру действующих международных конвенций в области торгового мореплавания, направленные на обеспечение надлежащего, отвечающего современным требованиям правового регулирования отношений, возникающих из торгового мореплавания;
- укрепление позиции России в международном судоходстве; проведена работа по обеспечению соответствия законодательных актов Российской Федерации положениям многосторонних международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания.

По разделу "Прочие нужды" расходы по субсидированию процентной ставки по кредитам, взятым на строительство транспортных судов на российских судоверфях российскими компаниями на 2005 год не были запланированы.

Материалы из архива