Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Краткий отчет за 2006 год

Цели подпрограммы: содействие экономическому росту, укреплению единого экономического пространства и обороноспособности Российской Федерации, а также повышению уровня жизни населения за счет формирования сети автомобильных дорог общего пользования, соответствующей потребностям экономики, населения и государства.

Основные задачи подпрограммы: формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, отвечающей растущим потребностям в перевозках автомобильным транспортом и обеспечивающей круглогодичные связи между регионами и населенными пунктами страны; обеспечение сохранности сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, приоритетное выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в целях доведения их транспортно-эксплуатационных показателей до нормативных требований; формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автотранспортных потоков, в том числе в составе международных транспортных коридоров, с доведением допустимых нагрузок и габаритов для транспортных средств до международных норм; строительство новых и повышение технического уровня существующих автомобильных дорог, увеличение пропускной способности внегородских и городских автомобильных дорог, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, обеспечение подъезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям, морским и речным портам, аэропортам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры; сокращение транспортных издержек, повышение скоростей движения, оптимизация начертания сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и снижение перепробега автомобильного транспорта, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом; обеспечение круглогодичного автотранспортного сообщения с населенными пунктами, повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества и величины потерь от дорожно-транспортных происшествий, снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду; совершенствование системы управления и системы финансирования дорожного хозяйства, развитие систем ценообразования и закупок для нужд дорожного хозяйства; повышение качества дорожных работ в результате использования новых технологий и материалов, внедрение достижений научно-технического прогресса и развитие российского дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии; повышение мобильности специальных подразделений, содействие предотвращению угроз и снижению последствий от чрезвычайных ситуаций; создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, других отраслях экономики и сфере услуг, связанных с обслуживанием дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 131 281,74 млн. рублей (ГКВ – 88 296,64 млн. рублей; НИОКР – 230,00 млн. рублей; "прочие нужды" – 42 755,10 млн. рублей).

В результате выполнения годовых заданий подпрограммы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов на сети федеральных автомобильных дорог установленные подпрограммой на 2006 год целевые показатели выполнены не полностью:
протяженность автодорог общего пользования (в действующей классификации) составила 600,6 тыс. км (99,8% от величины, установленной на отчетный период);
протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям достигла: федеральных - 17,6 тыс. км (99,9% от величины, установленной на отчетный период);
территориальных – 135,8 тыс. км (100,0% от величины, установленной на отчетный период);
протяженность федеральных дорог, обслуживающих движение с превышением нормативной загрузки, составила 13,5 тыс. км (99,3% от величины, установленной на отчетный период и на 1,8% выше, чем в 2005 году);
средняя скорость движения составила на федеральных дорогах 64,04 км/час (94,9% от величины, установленной на отчетный период), на территориальных – 40,5 км/час (100,0% от величины, установленной на отчетный период);
обеспечение населенных пунктов постоянной связью по дорогам с твердым покрытием составило 236 единиц (100,0% от величины, установленной на отчетный период).

Подпрограмма нуждается в корректировке в связи с изменением параметров финансирования в 2006 и 2007 годах (письмо с предварительным согласованием проекта корректировки программы, в том числе подпрограммы, направлено Минэкономразвития России в Минтранс России 17 января 2007 г.).

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

В отчетном году введено 40 объектов федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 362,3 км и 2 795,8 пог. м искусственных сооружений, сданы в эксплуатацию 199 объектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования протяженностью 992,92 км и 10 763,67 пог. м искусственных сооружений.

В соответствии с программной задачей "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения" в 2006 году продолжались строительство и реконструкция на 99 приоритетных объектах, способствующих развитию основных международных и российских транспортных коридоров, повышению транзитного потенциала России. Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог финансировались только за счет средств федерального бюджета, профинансировано 100 % годового лимита инвестиций, фактически освоено 97,7%. В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2006 г. № 197- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" на реализацию мероприятий подпрограммы дополнительно выделены средства федерального бюджета, которые освоены в полном объеме.

Не освоены средства федерального бюджета по следующим объектам:
реконструкция моста через реку Селенга на 124 км автомагистрали Улан - Удэ в Селенгинском районе Республики Бурятия. Причина: задержка корректировки, экспертизы и переутверждения проектно-сметной документации из-за спорных технических решений схемы моста;
реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке от Шереметьево - I (км 29+300) до км 100 с обходом г. Солнечногорска и г. Клин в Московской области (скоростная а/д Москва - Санкт-Петербург). Причина: проблемы по выкупу земельных участков под строительство дороги, превышение стоимости выкупной цены участков и компенсаций над стоимостью, утвержденной по проекту;
реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке км 501+000 - км 530+000, Новгородская область. Причина - недостаточная организация работ государственным заказчиком подпрограммы Росавтодором, заказчиком Упрдор "Россия", невыполнение условий государственных контрактов;
строительство автомобильной дороги "Амур" Чита – Хабаровск на участке км 1143 - км 1183 (Амурская область), сорван ввод 39,9 км. Причина – невыполнение контрактных обязательств подрядной организацией (ЗАО "Илан-Л"), заказчиком ФГУ ДСД "Дальний Восток" подрядной организации выставлены штрафные санкции за невыполнение условий контракта, Росавтодором принято решение о внесении в установленном законом порядке генподрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Из неосвоенных средств 0,1 млн. рублей составила экономия по актам выполненных работ.

Из 41 объекта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, запланированного к вводу в эксплуатацию в 2006 году, введено 40 объектов: 362,3 км дорог при задании 402,2 км и 2 795,8 пог. м искусственных сооружений при задании 2 979,7 пог. м. (в 2005 году введено 196,9 км и 5 760 пог. м соответственно).

Задание подпрограммы на 2006 год по вводу в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог федерального значения (418 км) выполнено на 86,7%.

Ввод в эксплуатацию мощностей за январь-декабрь 2006 г. на приоритетных объектах подпрограммы составляет:
на первой очереди строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (от Приозерского шоссе до автомобильной дороги "Россия", восточное полукольцо) – 35,3 км (100 % годового плана). 7 сентября 2006 г. было открыто сквозное движение по восточному полукольцу КАД. После ввода в эксплуатацию первой очереди, КАД стала объединяющим элементом транспортной системы региона, обеспечила пропуск транзитного транспорта в направлениях Хельсинки, Мурманска, Москвы, Прибалтийских стран в обход города. Ввод в эксплуатацию восточного полукольца КАД позволил решить комплекс проблем, принимающих угрожающие масштабы - экологическая напряженность, высокий уровень аварийности, интенсивное разрушение на территории города объектов, являющихся общероссийским культурным наследием, обеспечил развитие МТК "Север – Юг". После открытия сквозного движения строительные работы на восточном полукольце будут продолжаться, к 2008 году этот объект должен быть введен в эксплуатацию на полное развитие;
на автодороге Чита-Хабаровск – 157,3 км и 517 пог. м мостов (79,8 % годового плана) на территориях Еврейской автономной области, Читинской и Амурской областей;
на автомагистрали М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) - 53,7 км и 1 135,7 пог. м мостов (100 % годового плана) на территориях Воронежской, Липецкой, Ростовской областей и в Краснодарском крае;
на объектах Сочинского транспортного узла (реконструкция автодороги Джубга-Сочи) – 2,55 км (100 % годового задания);
на строительстве автодороги "Колыма" (Якутск - Магадан) освоены капитальные вложения в объеме 100 % годового задания, работы велись на территориях Республики Саха-Якутия и Магаданской области (ввод мощностей в 2006 году не планировался).

8 сентября 2006 г. в Выборгском районе Ленинградской области введена в эксплуатацию автодорога между пограничными автомобильными пунктами пропуска Брусничное и Нуйямаа (Финляндия). Протяженность участка 3,76 км, из них реконструкция – 1,3 км, новое строительство – 2,46 км. В результате строительства новой дороги обеспечен пропуск потока межгосударственных автомобильных перевозок на границе между Россией и Финляндией в обход населенных пунктов, снижено время ожидания на пунктах пропуска.

Завершена реконструкция участков автомагистрали М-2 "Крым" (Москва-Харьков) общей протяженностью 21,6 км в Тульской области и автомагистрали М-5 "Урал" (от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска) протяженностью 16,2 км в Республике Башкортостан.

10 ноября 2006 г. открыто автомобильное движение по участку автомагистрали М-3 "Украина" (Москва-Калуга-Брянск до границы с Украиной) протяженностью 3,2 км – первому из 8 пусковых комплексов по реконструкции этой автомагистрали на участке км 37 – км 51 (Московская область). При выполнении работ по реконструкции использовались самая современная дорожно-строительная техника и оборудование.

На автомагистрали М-8 "Холмогоры" (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) освоены капитальные вложения в размере 100 % годового задания, введены в эксплуатацию 1,73 км транспортной развязки в Ярославской области.

На автомагистрали М-29 "Кавказ" (от Павловской через Нальчик, Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджаном) освоены капитальные вложения в размере 100 % годового задания. Дорожно-строительные работы велись на территориях Республики Дагестан, Республики Северная Осетия (Алания), Кабардино-Балкарской Республики и Краснодарского края, введены в эксплуатацию 3,3 км автодороги и 67 пог. м мостов в Республике Дагестан.

Всего в 2006 году осуществлялась разработка 199 единиц предпроектной и проектной документации (обоснований инвестиций – 55 единиц, проектной документации – 144 единицы). В установленном порядке было заключено 145 контрактов, кроме того осуществлялась реализация 54 контрактов прошлых лет (переходящих с 2005 г. ).

Программа работ по проектированию, обоснованию инвестиций и проведению экспертизы проектов на 2006 год выполнена полностью, из федерального бюджета за январь-декабрь 2006 г. на указанные цели израсходовано 99,9 %. По результатам конкурсных торгов на выполнение проектных работ была получена экономия средств федерального бюджета.

В отчетном периоде осуществлялась разработка предпроектной и проектной документации по развитию следующих важнейших федеральных автомобильных дорог:
Обоснование инвестиций в развитие скоростной автомагистрали Москва – Санкт- Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, реконструкции участков федеральных автомагистралей и автодорог М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-9 "Балтия", М-18 "Кола", М-27 "Джубга-Сочи", М-53 "Байкал", М-54 "Енисей", "Колыма", "Уссури" и других. Основными целями разработки ОИ являются обоснование потребности и социально-экономической целесообразности строительства, реконструкции и модернизации автодороги, ее перспективной категории, выбор трассы, определение объемов работ, сроков их выполнения и необходимых финансовых средств.
Осуществлялась разработка проектной документации по строительству соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь", участкам строительства и реконструкции автомагистралей М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-10 "Россия", М-29 "Кавказ", "Амур" Чита-Хабаровск, М-53 "Байкал", М-54 "Енисей", "Уссури" и других. Выполнение указанных проектно-изыскательских работ позволит в 2007 году своевременно провести конкурсы и заключение государственных контрактов на строительство и реконструкцию дорожных объектов, возводимых в соответствии с подпрограммой.

Строительство и реконструкция объектов на сети автомобильных дорог регионального значения, согласно положениям подпрограммы, осуществляются за счет средств федерального бюджета (в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации) и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета в размере годового лимита профинансированы в полном объеме. Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы Росавтодором произведено лишь в размере 74,42 % от объема инвестиций, предусмотренных Соглашениями.

Не освоены средства федерального бюджета в виде субсидий по подпрограмме "Автомобильные дороги", в том числе по Владимирской области, Калининградской области, Ленинградской области, Белгородской области, Рязанской области, Челябинской области.

Основными причинами неосвоения средств федерального бюджета по Ленинградской области являются неудовлетворительная работа государственного заказчика подпрограммы "Автомобильный транспорт" Росавтодора и недостаточное внимание исполнительных органов власти Ленинградской области, на территории которой велась реконструкция автодороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное на участке Поляны – Пушное, реконструкция моста через р. Хаболовку на км 155+610 автодороги Санкт-Петербург – 1 мая, а также необходимость выполнения дополнительных работ по установке барьерного ограждения в связи с введением нового ГОСТ Р 52289-2004.

Причиной неосвоения средств федерального бюджета по Калининградской области и, в частности, по строительству обхода пос. Чернышевское является неудовлетворительная работа государственного заказчика подпрограммы "Автомобильный транспорт" Росавтодора, позднее оформление заказчиком земельного участка под строительство объекта, а также неудовлетворительные погодные условия.

В 2006 году не выполнен ввод в действие производственных мощностей по разделу "Межбюджетные трансферы" в виде субсидий в Ленинградской (10,328 км, в том числе 9,544 км автодороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное на участке Поляны – Пушное), Новгородской (29,649 км, в том числе 29,649 км автодороги Долгие Бороды – Угловка), Калининградской (4,06 км, в том числе 3,26 км автодороги в обход пос. Чернышевское на автодороге Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой) областях по тем же причинам, что и неосвоение средств.

Основными причинами срыва ввода в эксплуатацию региональных автодорог в Омской области (12,3 км, в том числе автодорога Тобольск – Тара – Томск на участке Утузы – Комаровска - 12,3 км) явились неблагоприятные погодные условия, в результате которых грунтовые карьеры были переувлажнены, что привело к невозможности отсыпки земляного полотна и срыву графика производства работ.

Всего за отчетный период введены в эксплуатацию 1847,7 км законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог регионального значения и 17 662,4 пог. м мостов и путепроводов на них (за 2005 год – 2 116 км территориальных автодорог и 23 719 пог. м мостов на них), в том числе:
за счет средств федерального бюджета по разделу "Межбюджетные трансферты" при долевом финансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации – 993,2 км автодорог и 10 763,7 пог. м мостовых сооружений (в 2005 году – 1 060,5 км автодорог и 13 952,6 пог. м соответственно);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 854,5 км автодорог и 6 898,7 пог. м мостовых сооружений (в 2005 году – 1 019,2 км автодорог и 9 882 пог. м соответственно).

Задание подпрограммы на 2006 год по вводу в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог регионального значения (2 645 км) выполнено на 66,8 %.

Из введенных в эксплуатацию за отчетный период дорожных объектов регионального значения, финансировавшихся с участием субсидий из федерального бюджета, необходимо отметить следующие участки дорог и мостовые сооружения, имеющие важное значение для обеспечения автотранспортных связей регионов:
Оптина Пустынь - Нижние Прыски (12,93 км) в Калужской области;
Лобаново - Ревякино (11,6 км) в Московской области;
Дубна – Кимры - Горицы (14,3 км) в Тверской области;
Лопатково - Ефремов (10,0 км) в Тульской области;
Вологда - Медвежьегорск (14,3 км) в Вологодской области;
Казань – Оренбург (7,0 км) в Республике Татарстан;
Энгельс – Ершов - Озинки (8,4 км) в Саратовской области;
Серов - Североуральск (15,9 км) в Свердловской области;
Ишим – Бердюжье (19 км) в Тюменской области;
Бийск - Белокуриха (8,0 км) в Алтайском крае;
Канск – Абан - Богучаны (12,5 км) в Красноярском крае;
Чаны - Венгерово - Кыштовка (9,8 км) в Новосибирской области;
Чита - Романовка - Беклемишево (8,4 км) в Читинской области;
Хабаровск – Лидога - Ванино (11,3 км) в Хабаровском крае;
мостовой переход через р. Дон на автомобильной дороге Морозовск – Цимлянск - Волгодонск в Ростовской области длиной 11,8 км, мост – 1 258 пог. м. Ввод в эксплуатацию данного объекта способствовал развитию региональных транспортных связей и международного транспортного коридора "Север-Юг";
мостовой переход через р. Чарыш на автодороге Алейск - Петропавловское - Бийск длиной 9,28 км, в том числе мост - 308,8 пог. м в Алтайском крае.

План на 2006 год по вводу в эксплуатацию региональных автомобильных дорог за счет субсидий из федерального бюджета при софинансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации (1051,4 км) выполнен на 94,5 %.

Следует отметить упущенную возможность 100%-го освоения выделенных средств и 100%-го выполнения задания по вводу объектов в эксплуатацию при наличии резервов, которые Минтрансом России и Росавтодором не использованы: не были своевременно внесены предложения по перераспределению средств федерального бюджета с учетом результатов выполнения программных мероприятий по итогам 9-ти месяцев и ожидаемому выполнению за 2006 год.

Одной из задач подпрограммы является создание системы платных автомобильных дорог с привлечением внебюджетных инвестиций. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. Окупаемость инвестиций и получение прибыли планируется обеспечить за счет эксплуатации построенных (реконструированных) объектов на платной основе, в то же время для пользователей автомобильных дорог будет сохранена возможность альтернативного бесплатного проезда.

В отчетном периоде Росавтодор осуществлял разработку предпроектной и проектной документации, формирование пакетов документов для проведения инвестиционных конкурсов, подготовку территории строительства по 4 проектам автомобильных дорог, эксплуатация которых планируется на платной основе. Финансирование указанных работ осуществлялось из федерального бюджета в рамках программной задачи "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения".

1. Проект строительства скоростной автомобильной дорога Москва – Санкт-Петербург.
Завершена разработка обоснования инвестиций и получено заключение Главгосэкспертизы России по проекту строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Разработан и представлен на экспертизу в Главгосэкспертизу России инженерный проект строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке от МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до аэропорта Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки.
Освоение средств, предусмотренных по данному проекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет 100 %.
В 2006 году в установленном порядке был подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации пакет документов на финансирование данного проекта из Инвестиционного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения указанного пакета документов распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р принято положительное решение о финансировании из Инвестиционного фонда Российской Федерации строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58 (первая очередь строительства).

2. Проект строительства соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва – Минск.
Разработан и представлен в Главгосэкспертизу России инженерный проект строительства соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва – Минск. Средства, предусмотренные по данному объекту ФАИП на 2006 год, освоены полностью.
В 2006 году в установленном порядке подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации пакет документов на финансирование данного проекта из Инвестиционного фонда Российской Федерации, по которому распоряжением Правительством Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р принято положительное решение.

3. Проект строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области.
Завершена разработка обоснования инвестиций и получено заключение Главгосэкспертизы России по проекту строительства ЦКАД. Освоение средств, предусмотренных по данному объекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет 100 % от годовых бюджетных назначений.

4. Проект реконструкции с последующей платной эксплуатацией участков автомобильной дороги М-4 "Дон" в Московской и Липецкой областях.
Разработаны и представлены в Главгосэкспертизу России инженерные проекты реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) на участках:
МКАД - Кашира (км 21 - км 117), Московская область;
от начала обхода г. Задонска до конца обхода с. Хлевное (км 414,7-км 464,3), Липецкая область.
Освоение средств, предусмотренных по данному проекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет:
по участку МКАД – Кашира, км 21 – км 117 -100 % от годовых бюджетных назначений;
по участку от начала обхода г. Задонска до конца обхода с. Хлевное (км 414,7 - км 464,3) – 100 % от годовых бюджетных назначений.
В отчетном периоде также приобретено оборудование для оснащения пункта взимания платы на автомагистрали М-4 "Дон" в рамках программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства").

В течение 2006 года также проводились презентации приоритетных проектов создания платных дорожных объектов в России, переговоры с потенциальными инвесторами, проработки возможностей создания платных объектов на других автодорожных маршрутах.

Важное место в реализации подпрограммы занимает решение задачи, предусматривающей завершение строительства внеклассных мостов через крупные водные преграды.

Строительство таких объектов имеет исключительно важное значение, поскольку эти мостовые переходы необходимы для функционирования межрегиональных и международных транспортных коридоров, служат для выполнения транзитных перевозок федерального и регионального значения, обеспечивают транспортные связи регионов и районов, в том числе движение внутри крупных городов.

Учитывая высокую капиталоемкость и длительные сроки строительства таких сооружений, их возведение предусматривается за счет средств субсидий из федерального бюджета при условии их софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2006 году на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации введены в эксплуатацию следующие внеклассные мостовые сооружения:
мостовой переход через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка – Асино - Первомайское в Томской области. Длина мостового перехода 18,9 км, в том числе самого моста - 713 пог. м. Новый мост, строительство которого велось с 2001 года, обеспечил круглогодичную связь Колпашевского, Верхнекетского, Первомайского районов с городом Томском и с соседними регионами. Завершение строительства моста также будет способствовать освоению природных богатств на необжитых территориях;
первый пусковой комплекс первой очереди моста через р. Волгу на строящемся обходе г. Ярославля (введено 1 667,7 пог. м моста и 1,7 км подходов к нему). Строительство обхода г. Ярославля с мостом через р.Волгу вызвано неудовлетворительным состоянием существующего моста, а также необходимостью улучшения экологических условий в городе, пропускающем через себя интенсивные транспортные потоки из Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми по автомагистрали М-8 "Холмогоры";
мостовой переход через р. Томь в г. Кемерово протяженностью 1,27 км, из них мост - 634 пог. м. Строительство данного сооружения вызвано необходимостью замены моста, построенного в начале пятидесятых годов и находящегося в аварийном состоянии.

Освоение годовых объемов капитальных вложений на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в строительство внеклассных мостовых сооружений на региональной дорожной сети за 2006 год составляет 100 %:
первая очередь мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске – 100 % (с учетом дополнительных капитальных вложений из федерального бюджета, выделенных в декабре 2006 года);
первый пусковой комплекс первой очереди мостового перехода через р. Волгу в Волгограде – 100 %;
мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное Саратовской области – 100 %;
мостовой переход через р. Каму у с. Сорочьи Горы в Республике Татарстан, второй пусковой комплекс первой очереди – 100 %;
мостовой переход через р. Каму в Пермском районе Пермской области, первая и вторая очереди строительства – 100 %;
мостовой переход через р. Ангару в г.Иркутске – 100 % (с учетом дополнительных капитальных вложений из федерального бюджета);
пограничный мостовой переход через р. Кигач на автомобильной дороге Астрахань -Красный Яр - граница Республики Казахстан – 100 %;
мостовой переход через р. Вятку в направлении от автомобильной дороги Киров - Вятские Поляны на Пермь в Кировской области – 100 %.

Финансирование работ по строительству и реконструкции указанных внеклассных мостовых сооружений осуществляется в рамках программной задачи "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения".

Решение программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства" направлено на создание современной материально–технической основы дорожной отрасли, снижение стоимости дорожных работ за счет повышения надежности применяемых машин и оборудования, сокращения сроков строительства.

В рамках программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства" в 2006 году было приобретено оборудование в целях создания современных систем связи и диспетчеризации на сети автомобильных дорог федерального значения. Данные работы выполняются в соответствии с программной задачей "Информационное обеспечение дорожного хозяйства" и предусматривают реализацию комплекса мероприятий по созданию и развитию автоматизированных систем оперативного управления на федеральных автомобильных дорогах.

На закупку оборудования для создания современных систем связи и диспетчеризации на автомобильных дорогах федерального значения федеральным бюджетом на 2006 год предусмотрены средства, которые за отчетный период полностью освоены.

В рамках данной программной задачи также приобретено оборудование для оснащения пункта взимания платы на автомагистрали М-4 "Дон" (предусмотренные расходы профинансированы в полном объеме).

Реализация программных задач "Научно-техническое и инновационное обеспечение" и "Техническое регулирование дорожного хозяйства и его нормативно-техническое обеспечение" в 2006 году осуществлялась в соответствии с "Планом важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и нормативно-технического обеспечения дорожного хозяйства на 2006-2007 годы" (далее – План НИОКР).

Целями Плана НИОКР являются решения наиболее актуальных задач и проблем, стоящих перед дорожным хозяйством в сфере науки, а также в области развития техники, новых технологий и материалов, совершенствования нормативно-технической базы строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.

В целях обеспечения реализации мероприятий Плана НИОКР за отчетный период в установленном порядке было заключено 334 государственных контракта с 56 организациями, в том числе: по переходящей тематике 213 - контрактов; по вновь начинаемой тематике - 121 контракт. Росавтодором по указанным контрактам было открыто финансирование, на постоянной основе проводилась работа по рассмотрению и принятию этапов выполненных работ.

В 2006 году проведен ряд поисковых и фундаментальных исследований в области совершенствования теоретических основ и расчетных методов надежности и долговечности дорожных конструкций и искусственных сооружений, основ проектирования и эксплуатации автомобильных дорог и инженерных сооружений, позволяющих внести корректировки в нормы их проектирования, а также в систему их диагностики и оценки состояния. Завершены исследования по 11 темам, продолжаются работы по 21 переходящей теме. К наиболее значимым результатам поисковых и фундаментальных исследований следует отнести:
совершенствование теоретических основ и методов повышения надежности дорожных конструкций на оползневых участках с учетом динамического воздействия транспорта;
совершенствование теоретических основ и методов расчета дорожных одежд нежесткого типа, армированных геосинтетическими материалами;
разработка новой методики оценки динамической устойчивости грунтов земляного полотна автомобильных дорог;
разработка нового метода оценки состояния дорожных конструкций спектральным анализом поверхностных волн с изготовлением опытного образца полевого комплекса;
исследование динамического воздействия автомобилей на интенсивность усталостного разрушения монолитных слоев нежестких дорожных одежд;
исследование и совершенствование теоретических основ методологии регулирования водно-теплового режима земляного полотна на участках реконструкции с расширением автомобильных дорог.

Тематика прикладных научно-исследовательских работ направлена на совершенствование дорожных технологий, конструкций и материалов, повышение качества нефтяного дорожного битума и асфальтобетона, повышение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, совершенствование системы управления дорожным хозяйством в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых государством услуг, привлечение внебюджетных инвестиционных источников. Также ведутся прикладные разработки по формированию информационной инфраструктуры дорожного хозяйства, создаются и совершенствуются автоматизированные банки дорожных данных и разработки компьютерных методов автоматизированного планирования дорожных работ.

За отчетный период завершены разработки по 117 темам прикладных научно-исследовательских работ, по переходящей тематике работы продолжаются в плановом порядке по 62 темам. По данному направлению Плана НИОКР следует отметить ряд наиболее актуальных разработок и исследований:
разработка высокопроизводительного способа определения амплитудной ровности с применением электронного комплекса для построения цифровой модели поверхности дорожной одежды и разработка экспериментального образца;
разработка методических рекомендаций по применению бетона повышенной коррозионной стойкости для мостового строительства;
разработка высокоэффективной технологии механического обезвоживания битума (гудрона) с использованием динамики роторной системы, включая изготовление экспериментального образца установки;
разработка комплекса технологических карт на капитальный ремонт и модернизацию дорожных одежд;
разработка методических рекомендаций по применению гранулированного полимерно-волокнистого стабилизатора для щебеночно-мастичного асфальтобетона и других органоминеральных смесей;
исследование усталостных свойств асфальтобетона при вибрационном воздействии в широком частотном диапазоне с разработкой опытного образца прибора;
исследование альтернативных блоксополимеров типа СБС и поверхностно-активных веществ на основе низкомолекулярных полимеров для повышения качества полимерасфальтобетона;
разработка метода определения трещиностойкости полимерасфальтобетона при отрицательных температурах;
разработка метода определения эластичности асфальтовяжущего в полимерасфальтобетонных смесях;
разработка метода оценки динамического коэффициента воздействия транспортных средств на эксплуатируемых автомобильных дорогах с учетом фактической ровности дорожных покрытий;
разработка сметных нормативов расчета затрат на содержание мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах;
прогноз развития дорожного хозяйства в условиях действия единого федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации".

В области опытно-конструкторских работ завершаются разработки по повышению техничес