Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Краткий отчет за 2006 год

Цели подпрограммы: содействие экономическому росту, укреплению единого экономического пространства и обороноспособности Российской Федерации, а также повышению уровня жизни населения за счет формирования сети автомобильных дорог общего пользования, соответствующей потребностям экономики, населения и государства.

Основные задачи подпрограммы: формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, отвечающей растущим потребностям в перевозках автомобильным транспортом и обеспечивающей круглогодичные связи между регионами и населенными пунктами страны; обеспечение сохранности сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, приоритетное выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в целях доведения их транспортно-эксплуатационных показателей до нормативных требований; формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автотранспортных потоков, в том числе в составе международных транспортных коридоров, с доведением допустимых нагрузок и габаритов для транспортных средств до международных норм; строительство новых и повышение технического уровня существующих автомобильных дорог, увеличение пропускной способности внегородских и городских автомобильных дорог, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, обеспечение подъезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям, морским и речным портам, аэропортам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры; сокращение транспортных издержек, повышение скоростей движения, оптимизация начертания сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и снижение перепробега автомобильного транспорта, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом; обеспечение круглогодичного автотранспортного сообщения с населенными пунктами, повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества и величины потерь от дорожно-транспортных происшествий, снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду; совершенствование системы управления и системы финансирования дорожного хозяйства, развитие систем ценообразования и закупок для нужд дорожного хозяйства; повышение качества дорожных работ в результате использования новых технологий и материалов, внедрение достижений научно-технического прогресса и развитие российского дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии; повышение мобильности специальных подразделений, содействие предотвращению угроз и снижению последствий от чрезвычайных ситуаций; создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, других отраслях экономики и сфере услуг, связанных с обслуживанием дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 131 281,74 млн. рублей (ГКВ – 88 296,64 млн. рублей; НИОКР – 230,00 млн. рублей; "прочие нужды" – 42 755,10 млн. рублей).

В результате выполнения годовых заданий подпрограммы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов на сети федеральных автомобильных дорог установленные подпрограммой на 2006 год целевые показатели выполнены не полностью:
протяженность автодорог общего пользования (в действующей классификации) составила 600,6 тыс. км (99,8% от величины, установленной на отчетный период);
протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям достигла: федеральных - 17,6 тыс. км (99,9% от величины, установленной на отчетный период);
территориальных – 135,8 тыс. км (100,0% от величины, установленной на отчетный период);
протяженность федеральных дорог, обслуживающих движение с превышением нормативной загрузки, составила 13,5 тыс. км (99,3% от величины, установленной на отчетный период и на 1,8% выше, чем в 2005 году);
средняя скорость движения составила на федеральных дорогах 64,04 км/час (94,9% от величины, установленной на отчетный период), на территориальных – 40,5 км/час (100,0% от величины, установленной на отчетный период);
обеспечение населенных пунктов постоянной связью по дорогам с твердым покрытием составило 236 единиц (100,0% от величины, установленной на отчетный период).

Подпрограмма нуждается в корректировке в связи с изменением параметров финансирования в 2006 и 2007 годах (письмо с предварительным согласованием проекта корректировки программы, в том числе подпрограммы, направлено Минэкономразвития России в Минтранс России 17 января 2007 г.).

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

В отчетном году введено 40 объектов федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 362,3 км и 2 795,8 пог. м искусственных сооружений, сданы в эксплуатацию 199 объектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования протяженностью 992,92 км и 10 763,67 пог. м искусственных сооружений.

В соответствии с программной задачей "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения" в 2006 году продолжались строительство и реконструкция на 99 приоритетных объектах, способствующих развитию основных международных и российских транспортных коридоров, повышению транзитного потенциала России. Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог финансировались только за счет средств федерального бюджета, профинансировано 100 % годового лимита инвестиций, фактически освоено 97,7%. В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2006 г. № 197- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" на реализацию мероприятий подпрограммы дополнительно выделены средства федерального бюджета, которые освоены в полном объеме.

Не освоены средства федерального бюджета по следующим объектам:
реконструкция моста через реку Селенга на 124 км автомагистрали Улан - Удэ в Селенгинском районе Республики Бурятия. Причина: задержка корректировки, экспертизы и переутверждения проектно-сметной документации из-за спорных технических решений схемы моста;
реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке от Шереметьево - I (км 29+300) до км 100 с обходом г. Солнечногорска и г. Клин в Московской области (скоростная а/д Москва - Санкт-Петербург). Причина: проблемы по выкупу земельных участков под строительство дороги, превышение стоимости выкупной цены участков и компенсаций над стоимостью, утвержденной по проекту;
реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке км 501+000 - км 530+000, Новгородская область. Причина - недостаточная организация работ государственным заказчиком подпрограммы Росавтодором, заказчиком Упрдор "Россия", невыполнение условий государственных контрактов;
строительство автомобильной дороги "Амур" Чита – Хабаровск на участке км 1143 - км 1183 (Амурская область), сорван ввод 39,9 км. Причина – невыполнение контрактных обязательств подрядной организацией (ЗАО "Илан-Л"), заказчиком ФГУ ДСД "Дальний Восток" подрядной организации выставлены штрафные санкции за невыполнение условий контракта, Росавтодором принято решение о внесении в установленном законом порядке генподрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Из неосвоенных средств 0,1 млн. рублей составила экономия по актам выполненных работ.

Из 41 объекта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, запланированного к вводу в эксплуатацию в 2006 году, введено 40 объектов: 362,3 км дорог при задании 402,2 км и 2 795,8 пог. м искусственных сооружений при задании 2 979,7 пог. м. (в 2005 году введено 196,9 км и 5 760 пог. м соответственно).

Задание подпрограммы на 2006 год по вводу в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог федерального значения (418 км) выполнено на 86,7%.

Ввод в эксплуатацию мощностей за январь-декабрь 2006 г. на приоритетных объектах подпрограммы составляет:
на первой очереди строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (от Приозерского шоссе до автомобильной дороги "Россия", восточное полукольцо) – 35,3 км (100 % годового плана). 7 сентября 2006 г. было открыто сквозное движение по восточному полукольцу КАД. После ввода в эксплуатацию первой очереди, КАД стала объединяющим элементом транспортной системы региона, обеспечила пропуск транзитного транспорта в направлениях Хельсинки, Мурманска, Москвы, Прибалтийских стран в обход города. Ввод в эксплуатацию восточного полукольца КАД позволил решить комплекс проблем, принимающих угрожающие масштабы - экологическая напряженность, высокий уровень аварийности, интенсивное разрушение на территории города объектов, являющихся общероссийским культурным наследием, обеспечил развитие МТК "Север – Юг". После открытия сквозного движения строительные работы на восточном полукольце будут продолжаться, к 2008 году этот объект должен быть введен в эксплуатацию на полное развитие;
на автодороге Чита-Хабаровск – 157,3 км и 517 пог. м мостов (79,8 % годового плана) на территориях Еврейской автономной области, Читинской и Амурской областей;
на автомагистрали М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) - 53,7 км и 1 135,7 пог. м мостов (100 % годового плана) на территориях Воронежской, Липецкой, Ростовской областей и в Краснодарском крае;
на объектах Сочинского транспортного узла (реконструкция автодороги Джубга-Сочи) – 2,55 км (100 % годового задания);
на строительстве автодороги "Колыма" (Якутск - Магадан) освоены капитальные вложения в объеме 100 % годового задания, работы велись на территориях Республики Саха-Якутия и Магаданской области (ввод мощностей в 2006 году не планировался).

8 сентября 2006 г. в Выборгском районе Ленинградской области введена в эксплуатацию автодорога между пограничными автомобильными пунктами пропуска Брусничное и Нуйямаа (Финляндия). Протяженность участка 3,76 км, из них реконструкция – 1,3 км, новое строительство – 2,46 км. В результате строительства новой дороги обеспечен пропуск потока межгосударственных автомобильных перевозок на границе между Россией и Финляндией в обход населенных пунктов, снижено время ожидания на пунктах пропуска.

Завершена реконструкция участков автомагистрали М-2 "Крым" (Москва-Харьков) общей протяженностью 21,6 км в Тульской области и автомагистрали М-5 "Урал" (от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска) протяженностью 16,2 км в Республике Башкортостан.

10 ноября 2006 г. открыто автомобильное движение по участку автомагистрали М-3 "Украина" (Москва-Калуга-Брянск до границы с Украиной) протяженностью 3,2 км – первому из 8 пусковых комплексов по реконструкции этой автомагистрали на участке км 37 – км 51 (Московская область). При выполнении работ по реконструкции использовались самая современная дорожно-строительная техника и оборудование.

На автомагистрали М-8 "Холмогоры" (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) освоены капитальные вложения в размере 100 % годового задания, введены в эксплуатацию 1,73 км транспортной развязки в Ярославской области.

На автомагистрали М-29 "Кавказ" (от Павловской через Нальчик, Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджаном) освоены капитальные вложения в размере 100 % годового задания. Дорожно-строительные работы велись на территориях Республики Дагестан, Республики Северная Осетия (Алания), Кабардино-Балкарской Республики и Краснодарского края, введены в эксплуатацию 3,3 км автодороги и 67 пог. м мостов в Республике Дагестан.

Всего в 2006 году осуществлялась разработка 199 единиц предпроектной и проектной документации (обоснований инвестиций – 55 единиц, проектной документации – 144 единицы). В установленном порядке было заключено 145 контрактов, кроме того осуществлялась реализация 54 контрактов прошлых лет (переходящих с 2005 г. ).

Программа работ по проектированию, обоснованию инвестиций и проведению экспертизы проектов на 2006 год выполнена полностью, из федерального бюджета за январь-декабрь 2006 г. на указанные цели израсходовано 99,9 %. По результатам конкурсных торгов на выполнение проектных работ была получена экономия средств федерального бюджета.

В отчетном периоде осуществлялась разработка предпроектной и проектной документации по развитию следующих важнейших федеральных автомобильных дорог:
Обоснование инвестиций в развитие скоростной автомагистрали Москва – Санкт- Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, реконструкции участков федеральных автомагистралей и автодорог М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-9 "Балтия", М-18 "Кола", М-27 "Джубга-Сочи", М-53 "Байкал", М-54 "Енисей", "Колыма", "Уссури" и других. Основными целями разработки ОИ являются обоснование потребности и социально-экономической целесообразности строительства, реконструкции и модернизации автодороги, ее перспективной категории, выбор трассы, определение объемов работ, сроков их выполнения и необходимых финансовых средств.
Осуществлялась разработка проектной документации по строительству соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь", участкам строительства и реконструкции автомагистралей М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-10 "Россия", М-29 "Кавказ", "Амур" Чита-Хабаровск, М-53 "Байкал", М-54 "Енисей", "Уссури" и других. Выполнение указанных проектно-изыскательских работ позволит в 2007 году своевременно провести конкурсы и заключение государственных контрактов на строительство и реконструкцию дорожных объектов, возводимых в соответствии с подпрограммой.

Строительство и реконструкция объектов на сети автомобильных дорог регионального значения, согласно положениям подпрограммы, осуществляются за счет средств федерального бюджета (в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации) и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета в размере годового лимита профинансированы в полном объеме. Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы Росавтодором произведено лишь в размере 74,42 % от объема инвестиций, предусмотренных Соглашениями.

Не освоены средства федерального бюджета в виде субсидий по подпрограмме "Автомобильные дороги", в том числе по Владимирской области, Калининградской области, Ленинградской области, Белгородской области, Рязанской области, Челябинской области.

Основными причинами неосвоения средств федерального бюджета по Ленинградской области являются неудовлетворительная работа государственного заказчика подпрограммы "Автомобильный транспорт" Росавтодора и недостаточное внимание исполнительных органов власти Ленинградской области, на территории которой велась реконструкция автодороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное на участке Поляны – Пушное, реконструкция моста через р. Хаболовку на км 155+610 автодороги Санкт-Петербург – 1 мая, а также необходимость выполнения дополнительных работ по установке барьерного ограждения в связи с введением нового ГОСТ Р 52289-2004.

Причиной неосвоения средств федерального бюджета по Калининградской области и, в частности, по строительству обхода пос. Чернышевское является неудовлетворительная работа государственного заказчика подпрограммы "Автомобильный транспорт" Росавтодора, позднее оформление заказчиком земельного участка под строительство объекта, а также неудовлетворительные погодные условия.

В 2006 году не выполнен ввод в действие производственных мощностей по разделу "Межбюджетные трансферы" в виде субсидий в Ленинградской (10,328 км, в том числе 9,544 км автодороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное на участке Поляны – Пушное), Новгородской (29,649 км, в том числе 29,649 км автодороги Долгие Бороды – Угловка), Калининградской (4,06 км, в том числе 3,26 км автодороги в обход пос. Чернышевское на автодороге Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой) областях по тем же причинам, что и неосвоение средств.

Основными причинами срыва ввода в эксплуатацию региональных автодорог в Омской области (12,3 км, в том числе автодорога Тобольск – Тара – Томск на участке Утузы – Комаровска - 12,3 км) явились неблагоприятные погодные условия, в результате которых грунтовые карьеры были переувлажнены, что привело к невозможности отсыпки земляного полотна и срыву графика производства работ.

Всего за отчетный период введены в эксплуатацию 1847,7 км законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог регионального значения и 17 662,4 пог. м мостов и путепроводов на них (за 2005 год – 2 116 км территориальных автодорог и 23 719 пог. м мостов на них), в том числе:
за счет средств федерального бюджета по разделу "Межбюджетные трансферты" при долевом финансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации – 993,2 км автодорог и 10 763,7 пог. м мостовых сооружений (в 2005 году – 1 060,5 км автодорог и 13 952,6 пог. м соответственно);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 854,5 км автодорог и 6 898,7 пог. м мостовых сооружений (в 2005 году – 1 019,2 км автодорог и 9 882 пог. м соответственно).

Задание подпрограммы на 2006 год по вводу в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог регионального значения (2 645 км) выполнено на 66,8 %.

Из введенных в эксплуатацию за отчетный период дорожных объектов регионального значения, финансировавшихся с участием субсидий из федерального бюджета, необходимо отметить следующие участки дорог и мостовые сооружения, имеющие важное значение для обеспечения автотранспортных связей регионов:
Оптина Пустынь - Нижние Прыски (12,93 км) в Калужской области;
Лобаново - Ревякино (11,6 км) в Московской области;
Дубна – Кимры - Горицы (14,3 км) в Тверской области;
Лопатково - Ефремов (10,0 км) в Тульской области;
Вологда - Медвежьегорск (14,3 км) в Вологодской области;
Казань – Оренбург (7,0 км) в Республике Татарстан;
Энгельс – Ершов - Озинки (8,4 км) в Саратовской области;
Серов - Североуральск (15,9 км) в Свердловской области;
Ишим – Бердюжье (19 км) в Тюменской области;
Бийск - Белокуриха (8,0 км) в Алтайском крае;
Канск – Абан - Богучаны (12,5 км) в Красноярском крае;
Чаны - Венгерово - Кыштовка (9,8 км) в Новосибирской области;
Чита - Романовка - Беклемишево (8,4 км) в Читинской области;
Хабаровск – Лидога - Ванино (11,3 км) в Хабаровском крае;
мостовой переход через р. Дон на автомобильной дороге Морозовск – Цимлянск - Волгодонск в Ростовской области длиной 11,8 км, мост – 1 258 пог. м. Ввод в эксплуатацию данного объекта способствовал развитию региональных транспортных связей и международного транспортного коридора "Север-Юг";
мостовой переход через р. Чарыш на автодороге Алейск - Петропавловское - Бийск длиной 9,28 км, в том числе мост - 308,8 пог. м в Алтайском крае.

План на 2006 год по вводу в эксплуатацию региональных автомобильных дорог за счет субсидий из федерального бюджета при софинансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации (1051,4 км) выполнен на 94,5 %.

Следует отметить упущенную возможность 100%-го освоения выделенных средств и 100%-го выполнения задания по вводу объектов в эксплуатацию при наличии резервов, которые Минтрансом России и Росавтодором не использованы: не были своевременно внесены предложения по перераспределению средств федерального бюджета с учетом результатов выполнения программных мероприятий по итогам 9-ти месяцев и ожидаемому выполнению за 2006 год.

Одной из задач подпрограммы является создание системы платных автомобильных дорог с привлечением внебюджетных инвестиций. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. Окупаемость инвестиций и получение прибыли планируется обеспечить за счет эксплуатации построенных (реконструированных) объектов на платной основе, в то же время для пользователей автомобильных дорог будет сохранена возможность альтернативного бесплатного проезда.

В отчетном периоде Росавтодор осуществлял разработку предпроектной и проектной документации, формирование пакетов документов для проведения инвестиционных конкурсов, подготовку территории строительства по 4 проектам автомобильных дорог, эксплуатация которых планируется на платной основе. Финансирование указанных работ осуществлялось из федерального бюджета в рамках программной задачи "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения".

1. Проект строительства скоростной автомобильной дорога Москва – Санкт-Петербург.
Завершена разработка обоснования инвестиций и получено заключение Главгосэкспертизы России по проекту строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Разработан и представлен на экспертизу в Главгосэкспертизу России инженерный проект строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке от МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до аэропорта Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки.
Освоение средств, предусмотренных по данному проекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет 100 %.
В 2006 году в установленном порядке был подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации пакет документов на финансирование данного проекта из Инвестиционного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения указанного пакета документов распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р принято положительное решение о финансировании из Инвестиционного фонда Российской Федерации строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58 (первая очередь строительства).

2. Проект строительства соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва – Минск.
Разработан и представлен в Главгосэкспертизу России инженерный проект строительства соединительной автомобильной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва – Минск. Средства, предусмотренные по данному объекту ФАИП на 2006 год, освоены полностью.
В 2006 году в установленном порядке подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации пакет документов на финансирование данного проекта из Инвестиционного фонда Российской Федерации, по которому распоряжением Правительством Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р принято положительное решение.

3. Проект строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области.
Завершена разработка обоснования инвестиций и получено заключение Главгосэкспертизы России по проекту строительства ЦКАД. Освоение средств, предусмотренных по данному объекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет 100 % от годовых бюджетных назначений.

4. Проект реконструкции с последующей платной эксплуатацией участков автомобильной дороги М-4 "Дон" в Московской и Липецкой областях.
Разработаны и представлены в Главгосэкспертизу России инженерные проекты реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) на участках:
МКАД - Кашира (км 21 - км 117), Московская область;
от начала обхода г. Задонска до конца обхода с. Хлевное (км 414,7-км 464,3), Липецкая область.
Освоение средств, предусмотренных по данному проекту ФАИП на 2006 год, за отчетный период составляет:
по участку МКАД – Кашира, км 21 – км 117 -100 % от годовых бюджетных назначений;
по участку от начала обхода г. Задонска до конца обхода с. Хлевное (км 414,7 - км 464,3) – 100 % от годовых бюджетных назначений.
В отчетном периоде также приобретено оборудование для оснащения пункта взимания платы на автомагистрали М-4 "Дон" в рамках программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства").

В течение 2006 года также проводились презентации приоритетных проектов создания платных дорожных объектов в России, переговоры с потенциальными инвесторами, проработки возможностей создания платных объектов на других автодорожных маршрутах.

Важное место в реализации подпрограммы занимает решение задачи, предусматривающей завершение строительства внеклассных мостов через крупные водные преграды.

Строительство таких объектов имеет исключительно важное значение, поскольку эти мостовые переходы необходимы для функционирования межрегиональных и международных транспортных коридоров, служат для выполнения транзитных перевозок федерального и регионального значения, обеспечивают транспортные связи регионов и районов, в том числе движение внутри крупных городов.

Учитывая высокую капиталоемкость и длительные сроки строительства таких сооружений, их возведение предусматривается за счет средств субсидий из федерального бюджета при условии их софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2006 году на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации введены в эксплуатацию следующие внеклассные мостовые сооружения:
мостовой переход через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка – Асино - Первомайское в Томской области. Длина мостового перехода 18,9 км, в том числе самого моста - 713 пог. м. Новый мост, строительство которого велось с 2001 года, обеспечил круглогодичную связь Колпашевского, Верхнекетского, Первомайского районов с городом Томском и с соседними регионами. Завершение строительства моста также будет способствовать освоению природных богатств на необжитых территориях;
первый пусковой комплекс первой очереди моста через р. Волгу на строящемся обходе г. Ярославля (введено 1 667,7 пог. м моста и 1,7 км подходов к нему). Строительство обхода г. Ярославля с мостом через р.Волгу вызвано неудовлетворительным состоянием существующего моста, а также необходимостью улучшения экологических условий в городе, пропускающем через себя интенсивные транспортные потоки из Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми по автомагистрали М-8 "Холмогоры";
мостовой переход через р. Томь в г. Кемерово протяженностью 1,27 км, из них мост - 634 пог. м. Строительство данного сооружения вызвано необходимостью замены моста, построенного в начале пятидесятых годов и находящегося в аварийном состоянии.

Освоение годовых объемов капитальных вложений на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в строительство внеклассных мостовых сооружений на региональной дорожной сети за 2006 год составляет 100 %:
первая очередь мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске – 100 % (с учетом дополнительных капитальных вложений из федерального бюджета, выделенных в декабре 2006 года);
первый пусковой комплекс первой очереди мостового перехода через р. Волгу в Волгограде – 100 %;
мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное Саратовской области – 100 %;
мостовой переход через р. Каму у с. Сорочьи Горы в Республике Татарстан, второй пусковой комплекс первой очереди – 100 %;
мостовой переход через р. Каму в Пермском районе Пермской области, первая и вторая очереди строительства – 100 %;
мостовой переход через р. Ангару в г.Иркутске – 100 % (с учетом дополнительных капитальных вложений из федерального бюджета);
пограничный мостовой переход через р. Кигач на автомобильной дороге Астрахань -Красный Яр - граница Республики Казахстан – 100 %;
мостовой переход через р. Вятку в направлении от автомобильной дороги Киров - Вятские Поляны на Пермь в Кировской области – 100 %.

Финансирование работ по строительству и реконструкции указанных внеклассных мостовых сооружений осуществляется в рамках программной задачи "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения".

Решение программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства" направлено на создание современной материально–технической основы дорожной отрасли, снижение стоимости дорожных работ за счет повышения надежности применяемых машин и оборудования, сокращения сроков строительства.

В рамках программной задачи "Модернизация производственной базы дорожного хозяйства" в 2006 году было приобретено оборудование в целях создания современных систем связи и диспетчеризации на сети автомобильных дорог федерального значения. Данные работы выполняются в соответствии с программной задачей "Информационное обеспечение дорожного хозяйства" и предусматривают реализацию комплекса мероприятий по созданию и развитию автоматизированных систем оперативного управления на федеральных автомобильных дорогах.

На закупку оборудования для создания современных систем связи и диспетчеризации на автомобильных дорогах федерального значения федеральным бюджетом на 2006 год предусмотрены средства, которые за отчетный период полностью освоены.

В рамках данной программной задачи также приобретено оборудование для оснащения пункта взимания платы на автомагистрали М-4 "Дон" (предусмотренные расходы профинансированы в полном объеме).

Реализация программных задач "Научно-техническое и инновационное обеспечение" и "Техническое регулирование дорожного хозяйства и его нормативно-техническое обеспечение" в 2006 году осуществлялась в соответствии с "Планом важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и нормативно-технического обеспечения дорожного хозяйства на 2006-2007 годы" (далее – План НИОКР).

Целями Плана НИОКР являются решения наиболее актуальных задач и проблем, стоящих перед дорожным хозяйством в сфере науки, а также в области развития техники, новых технологий и материалов, совершенствования нормативно-технической базы строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.

В целях обеспечения реализации мероприятий Плана НИОКР за отчетный период в установленном порядке было заключено 334 государственных контракта с 56 организациями, в том числе: по переходящей тематике 213 - контрактов; по вновь начинаемой тематике - 121 контракт. Росавтодором по указанным контрактам было открыто финансирование, на постоянной основе проводилась работа по рассмотрению и принятию этапов выполненных работ.

В 2006 году проведен ряд поисковых и фундаментальных исследований в области совершенствования теоретических основ и расчетных методов надежности и долговечности дорожных конструкций и искусственных сооружений, основ проектирования и эксплуатации автомобильных дорог и инженерных сооружений, позволяющих внести корректировки в нормы их проектирования, а также в систему их диагностики и оценки состояния. Завершены исследования по 11 темам, продолжаются работы по 21 переходящей теме. К наиболее значимым результатам поисковых и фундаментальных исследований следует отнести:
совершенствование теоретических основ и методов повышения надежности дорожных конструкций на оползневых участках с учетом динамического воздействия транспорта;
совершенствование теоретических основ и методов расчета дорожных одежд нежесткого типа, армированных геосинтетическими материалами;
разработка новой методики оценки динамической устойчивости грунтов земляного полотна автомобильных дорог;
разработка нового метода оценки состояния дорожных конструкций спектральным анализом поверхностных волн с изготовлением опытного образца полевого комплекса;
исследование динамического воздействия автомобилей на интенсивность усталостного разрушения монолитных слоев нежестких дорожных одежд;
исследование и совершенствование теоретических основ методологии регулирования водно-теплового режима земляного полотна на участках реконструкции с расширением автомобильных дорог.

Тематика прикладных научно-исследовательских работ направлена на совершенствование дорожных технологий, конструкций и материалов, повышение качества нефтяного дорожного битума и асфальтобетона, повышение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, совершенствование системы управления дорожным хозяйством в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых государством услуг, привлечение внебюджетных инвестиционных источников. Также ведутся прикладные разработки по формированию информационной инфраструктуры дорожного хозяйства, создаются и совершенствуются автоматизированные банки дорожных данных и разработки компьютерных методов автоматизированного планирования дорожных работ.

За отчетный период завершены разработки по 117 темам прикладных научно-исследовательских работ, по переходящей тематике работы продолжаются в плановом порядке по 62 темам. По данному направлению Плана НИОКР следует отметить ряд наиболее актуальных разработок и исследований:
разработка высокопроизводительного способа определения амплитудной ровности с применением электронного комплекса для построения цифровой модели поверхности дорожной одежды и разработка экспериментального образца;
разработка методических рекомендаций по применению бетона повышенной коррозионной стойкости для мостового строительства;
разработка высокоэффективной технологии механического обезвоживания битума (гудрона) с использованием динамики роторной системы, включая изготовление экспериментального образца установки;
разработка комплекса технологических карт на капитальный ремонт и модернизацию дорожных одежд;
разработка методических рекомендаций по применению гранулированного полимерно-волокнистого стабилизатора для щебеночно-мастичного асфальтобетона и других органоминеральных смесей;
исследование усталостных свойств асфальтобетона при вибрационном воздействии в широком частотном диапазоне с разработкой опытного образца прибора;
исследование альтернативных блоксополимеров типа СБС и поверхностно-активных веществ на основе низкомолекулярных полимеров для повышения качества полимерасфальтобетона;
разработка метода определения трещиностойкости полимерасфальтобетона при отрицательных температурах;
разработка метода определения эластичности асфальтовяжущего в полимерасфальтобетонных смесях;
разработка метода оценки динамического коэффициента воздействия транспортных средств на эксплуатируемых автомобильных дорогах с учетом фактической ровности дорожных покрытий;
разработка сметных нормативов расчета затрат на содержание мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах;
прогноз развития дорожного хозяйства в условиях действия единого федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации".

В области опытно-конструкторских работ завершаются разработки по повышению технического уровня и надежности существующих машин и механизмов, а также созданию новых образцов дорожной техники и оборудования, разработано и изготовлено регистрирующее устройство для мониторинга накопления остаточных деформаций в элементах дорожных конструкций.

Особое внимание в Плане НИОКР уделено формированию современной системы технического регулирования в соответствие с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", совершенствованию нормативно-технической базы за счет переработки устаревших, разработке современных нормативно-технических документов в области технического регламентирования, стандартизации, совершенствования методической базы дорожного хозяйства.

Проводятся работы по подготовке 111 документов, в том числе 30 национальных стандартов. В 2006 году завершена разработка 44 документов, которые прошли рецензирование в научных, проектных и производственных организациях дорожного хозяйства, а также рассмотрены и приняты Росавтодором. Из работ в данной сфере необходимо отметить следующие:
разработка предложений в специальный технический регламент "Требования безопасности при проектировании, строительстве (реконструкции) и обустройстве автомобильных дорог и сооружений на них";
разработка предложений в специальный технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог";
разработка предложений в проект специального технического регламента "О безопасности транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов в автодорожном комплексе".

Наиболее важными результатами реализации Плана НИОКР по направлениям нормативно-технического обеспечения и технического регулирования дорожного хозяйства является утверждение следующих документов:
ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования";
ГОСТ Р 52576-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний" и другие.

Также подготовлен и представлен в Ростехрегулирование для утверждения и подготовки к изданию проект ГОСТ Р "Технические средства организации дорожного движения. Методы испытания дорожных ограждений". На заседании Технического комитета по стандартизации № 418 "Дорожное хозяйство" (ТК 418) рассмотрены и рекомендованы для представления в Ростехрегулирование проекты следующих стандартов:
ГОСТ Р "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация";
ГОСТ Р "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования";
ГОСТ Р "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров".

Обеспечение долговечности и надежности автомобильных дорог и дорожных сооружений, повышение безопасности движения и экологической безопасности объектов, эффективность обслуживания пользователей, оптимизация расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства, в значительной степени определяются выполнением комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Исходя из приоритетности дорожно-ремонтных работ, на 2006 год подпрограммой установлена протяженность участков ремонта автомобильных дорог федерального значения в 4028,0 км, в том числе капитальный ремонт – 1180,0 км, ремонт – 2848 км.

Основное внимание в программе капремонта и ремонта на 2006 год уделено приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных маршрутов в составе международных и российских транспортных коридоров. К числу первоочередных объектов ремонта отнесены участки концентрации ДТП, а также участки автодорог, имеющие высокую степень разрушения покрытий и особенно низкие транспортно-эксплуатационные показатели. Ремонтные мероприятия предусматривают весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений с применением прогрессивных технологий и материалов.

Отремонтировано 4 131,652 км автодорог на федеральной сети или 102,5 % от годового задания подпрограммы (за 2005 год – 3 458 км), в том числе:
по капитальному ремонту освоено 99,97% от годовых бюджетных назначений, капитально отремонтировано 1 182,145 км автодорог (100,2% от годового задания);
по текущему ремонту освоено 99,99% от годовых бюджетных назначений, отремонтировано 2 949,507 км автодорог (103,5 % от годового задания подпрограммы).

Выполнение объемов работ по капитальному ремонту и ремонту на важнейших автодорожных маршрутах федерального значения за 2006 год составляет:
автомобильная дорога М-4 "Дон" – введено в эксплуатацию 117,68 км;
автомобильная дорога М-5 "Урал" – введено в эксплуатацию 99,57 км;
автомобильная дорога М-7 "Волга" – введено в эксплуатацию 77,69 км;
автомобильная дорога М-8 "Холмогоры" – введено в эксплуатацию 21,9 км;
автомобильная дорога М-10 "Россия" – введено в эксплуатацию 60,5 км;
автомобильная дорога М-10 "Скандинавия" – введено в эксплуатацию 51,94 км;
автомобильная дорога М-29 "Кавказ" – введено в эксплуатацию 26 км;
автомобильная дорога Адлер – Красная Поляна – введено в эксплуатацию 30,4 км;
автомобильная дорога 1Р-242 Пермь-Екатеринбург – введено в эксплуатацию 16,2 км.

За отчетный период ремонтные работы проводились на 258 мостовых сооружениях федеральной дорожной сети (на всех сооружениях, предусмотренных годовой программой работ), в том числе: по капитальному ремонту – на 136 объектах; по ремонту – на 122 объектах.

На сети автомобильных дорог федерального значения объем выполненных работ по капитальному ремонту и ремонту мостов и путепроводов составил 99,9 % от годовых бюджетных назначений. За отчетный период введены в эксплуатацию 208 отремонтированных всеми видами ремонта сооружений общей протяженностью 15 030,32 пог. м (годовой план по вводу мощностей реализован в полном объеме).

Для сравнения: за 2005 год было введено в эксплуатацию 12744 пог. м сооружений.

За январь-декабрь 2006 года на сети автомобильных дорог федерального значения выполнены следующие работы:
капитальный ремонт мостовых сооружений выполнен на 99,9% от годовых бюджетных назначений, отремонтировано 99 сооружений общей протяженностью 3 928,2 пог. м;
ремонт мостовых сооружений выполнен на 100 % от годовых бюджетных назначений, отремонтировано 109 сооружений общей протяженностью 11102,1 пог. м.

За отчетный период в плановом порядке выполнен комплекс работ по содержанию сети автомобильных дорог федерального значения и сооружений на них, направленный на обеспечение допустимого уровня их транспортно-эксплуатационного состояния. Работы по содержанию федеральных дорог и сооружений на них выполнены на 100% от годовых бюджетных назначений. Расходы на содержание мостовых сооружений составляют 100% годовых бюджетных назначений.

В рамках работ по ремонту и содержанию за 2006 год на сети автомобильных дорог федерального значения:
осуществлено восстановление верхних слоев покрытий на 1 439,3 км автодорог;
выполнено усиление дорожных одежд на 1 001,5 км автодорог;
выполнено устройство шероховатой поверхностной обработки на 1 519,9 км дорог;
проведен комплекс мер по круглогодичному выполнению работ по содержанию покрытия и земляного полотна дороги;
по замене существующих барьерных ограждений на конструкции, имеющие повышенную удерживающую способность;
по замене поврежденных дорожных знаков;
по заделке выбоин, заливке трещин, восстановлению и заполнению деформационных швов в покрытиях более 901 тыс. кв. метров;
по поддержанию в работоспособном состоянии систем водоотвода и водопропускных труб;
по устройству вновь барьерного ограждения - 14 7806 пог. м;
по установке вновь недостающих дорожных знаков – 21 568 шт.;
по установке недостающих сигнальных столбиков, светоотражающих устройств;
по нанесению разметки на автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием – 12 135 тыс. кв. м;
по приведению в нормативное состояние полосы отвода – 7 965 км;
по устройству баз противогололедных материалов – 27 шт.;
по проведению противолавинных мероприятий и комплексу работ по содержанию противолавинных сооружений;
по содержанию более 2 525 км линий электроосвещения;
по разработке "Проектов организации дорожного движения" на 7 729 км.

В 2006 году, согласно результатам проведенных проверок, уровень содержания 97,54% автомобильных дорог федерального значения соответствовал требованиям, установленным договорами подряда.

В целях обеспечения планирования дорожно-ремонтных работ в отчетном периоде также выполнена диагностика транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений (98,5% от годовых бюджетных назначений на эти цели).

По итогам выполнения в 2006 году дорожных работ на сети автомобильных дорог федерального значения повышена безопасность движения на 700 участках концентрации ДТП.

В 2006 году зафиксировано снижение по сравнению с 2005 годом количества ДТП, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, на 20,9 % и уменьшение количества погибших в них на 25,6%.

Реализация программной задачи "Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения" осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации в соответствии с частными планами и программами дорожных работ территорий.

За 2006 год отремонтированы 11 084,8 км автомобильных дорог регионального значения (85,5% от задания подпрограммы на 2006 год) и 407 мостовых сооружений на них общей протяженностью 21 045,8 пог. м (в 2005 году – 13 168,9 км автодорог и 23 044,5 пог. м мостов).

В ходе работ по ремонту и содержанию за 2006 год на сети автомобильных дорог регионального значения:
осуществлено восстановление верхних слоев покрытий на 3 628,9 км автодорог;
выполнено усиление дорожных одежд на 3 366,7 км автодорог;
выполнено устройство шероховатой поверхностной обработки на 4 157,8 км дорог;
нанесена разметка на 81 181,7 км автодорог;
отремонтирована 701 водопропускная труба.

Работы по реализации программной задачи "Информационное обеспечение" в 2006 году выполнялись по следующим приоритетным направлениям:
комплексная автоматизация системы управления дорожным хозяйством, создание и поддержание единого информационного пространства и баз данных;
создание и развитие автоматизированных систем управления производством (АСУ); организация обмена передовым опытом, сбор и распространение информации о новых технологиях, издание и распространение отраслевой нормативно-методической литературы;
организация, проведение и участие в выставках, конференциях, семинарах.

Работы по информационному обеспечению дорожного хозяйства велись в соответствии со следующими утвержденными планами Росавтодора:
План развития современных систем связи и диспетчеризации на федеральных автомобильных дорогах на 2006 год;
План информационного обеспечения на 2006 год;
План по организации и участию в выставках в 2006 году;
План научно-практических конференций на 2006 год;
План практических семинаров по передаче передового опыта, внедрению новых технологий, материалов и современных методов управления в дорожном хозяйстве на 2006 год.

В соответствии с Планом развития современных систем связи и диспетчеризации на федеральных автомобильных дорогах на 2006 год осуществлена комплексная автоматизация системы управления дорожным хозяйством на базе Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) Росавтодора.

Основными целями создания КИСУ Росавтодора являются: формирование единого информационного пространства для органов управления дорожным хозяйством всех уровней;
оптимизация информационного обмена; информационная поддержка оперативного принятия эффективных управленческих решений.

В 2006 году проект по созданию КИСУ Росавтодора успешно завершен, в промышленную эксплуатацию на 35 объектах автоматизации введены следующие прикладные и обеспечивающие системы: "Система электронного документооборота и делопроизводства"; "Конкурсные торги"; "Контроль исполнения договоров"; "Корпоративная система электронной почты"; "Корпоративный портал"; "Программно-техническая инфраструктура"; "Система обеспечения информационной безопасности"; "Корпоративная мультисервисная сеть".

В настоящее время системы эксплуатируются в полном объеме, осуществляется их техническая поддержка и сопровождение.

Введенные в промышленную эксплуатацию прикладные и обеспечивающие системы КИСУ Росавтодора требуют оказания технической поддержки и сервисного обслуживания. В 2006 году осуществлялась централизованная техническая поддержка пользователей 37 объектов автоматизации в круглосуточном режиме 7 дней в неделю. В рамках оказания технической поддержки была произведена доработка прикладных систем КИСУ в соответствии с запросами пользователей. Производилось сервисное обслуживание оборудования обеспечивающих систем КИСУ.

В связи с реорганизацией подведомственного государственного учреждения "Уралуправтодор" и переводом его в г. Екатеринбург был осуществлен перенос и развертывание прикладных и обеспечивающих систем КИСУ по новому адресу.

Создание КИСУ стало основой информатизации деятельности Росавтодора, следующим этапом процесса является создание Автоматизированной системы управления (АСУ) Росавтодора для поддержки принятия управленческих решений с учетом технологических, правовых и имущественных факторов.

Объектами автоматизации АСУ Росавтодора являются 36 подведомственных организаций, осуществляющих управление автомобильными дорогами федерального значения. АСУ Росавтодора будет включать в себя 34 прикладных и 4 обеспечивающих системы, охватывающих все сферы деятельности дорожной отрасли, как на управленческом, так и на технологическом уровне. Создание АСУ Росавтодора планируется осуществить в течение трех лет (2006 – 2008 годы). В связи со значительным количеством систем в составе АСУ, выделена очередность их разработки в соответствии с приоритетами отрасли.

В 2006 году были начаты работы по созданию ряда прикладных и обеспечивающих систем АСУ Росавтодора: "Управление госзаказом"; "Управление бюджетом и финансами"; "Управление госимуществом и земельными ресурсами"; "Управление в условиях ЧС"; "Система планирования и контроля хода выполнения работ по строительству и реконструкции автодорог"; "Система планирования и контроля хода выполнения работ по ремонту и содержанию автодорог"; "Единый узел доступа в Интернет (Служба контроля доступа к сети Интернет)"; "Система резервирования, хранения и обработки архивной информации базового сегмента распределенной сети Росавтодора".

Для функционирования прикладных систем КИСУ и АСУ Росавтодора на различных уровнях управления ("Управляющий центр" – базовый сегмент распределенной сети Росавтодора и "Объект управления" – органы управления дорожным хозяйством) необходимо обеспечивать наличие защищенных каналов связи. В отчетный период были обеспечены мощности для организации каналов связи между 37 объектами автоматизации.

В 2006 году продолжалась работа по оперативному наполнению отраслевого сайта Росавтодора. По данным статистики, с начала 2006 года было зафиксировано свыше 500 тысяч посещений указанного сайта, при этом сайт ежедневно посещают не только пользователи из России, но и из других стран. Общественность и специалисты дорожной отрасли имели возможность ознакомиться со справочной информацией, основными программами работ и результатами их реализации, главными стройками страны, нормативными документами, проводимыми в отрасли конкурсами и торгами, новейшими научными разработками, финансово-экономическими показателями, последними событиями. Общее количество показов составило более двух миллионов страниц.

В рамках концепции базового сайта Росавтодора проведены работы по созданию сайтов подведомственных государственных учреждений: Упрдор "Москва-Харьков, ДСД "Черноморье", Севзапуправтодор, Поволжуправтодор, Упрдор "Кола".

На основании двустороннего соглашения с Госстандартом России о создании отраслевого опорного узла сети МАКРОНЕТ в 2006 году были продолжены работы по обеспечению его функционирования (с возможностью ввода данных в сетевой версии АИС "Отрасль") и по передаче данных в межведомственной сети МАКРОНЕТ в части дорожного хозяйства.

Продолжались формирование и актуализация информационного фонда технических регламентов и стандартов дорожного хозяйства Росавтодора. В этом фонде насчитывается около 2 000 документов, за истекший год зафиксировано более 4 500 посещений фонда.

Проведена работа по совершенствованию отраслевой информационной системы "Фонд алгоритмов и программ дорожного хозяйства": реализовано совершенствование структуры базы данных с добавлением дополнительных сведений по каждой единице хранения.

В отчетном периоде также выполнены работы по формированию и ведению отраслевого справочно-информационного фонда. Данный фонд обеспечивает работу специалистов дорожного хозяйства в части получения нормативно-технических документов и научно-технической литературы. За 2006 год выпущено около 15 тыс. экземпляров различной нормативно-технической документации и другой издательской продукции, используемой в интересах дорожного хозяйства, в том числе:
подготовлены и изданы тома Справочной энциклопедии дорожника (изданы три тома, два подготовлены к изданию);
издан иллюстрированный презентационный альбом по истории дорожного хозяйства России в плакатах, позволяющий представить широкой общественности историю развития дорожного дела в нашей стране. Это издание направлено на формирование общественного мнения о необходимости дальнейшего развития и совершенствования национальной дорожно-транспортной сети, привлечение внимания молодежи к выбору профессии дорожника;
изданы 6 сборников обзорной информации "Автомобильные дороги и мосты" в которых нашли отражение важные производственные проблемы дорожного хозяйства (вопросы применения армированных цементобетонных покрытий, противогололедных материалов, эффективных методов ремонта, содержания и совершенствования асфальтобетонных покрытий, передовых методов строительства и содержания дорожного водоотвода и др.);
выпущены 6 информационных сборников "Новости в дорожном деле". В них освещены особенности планирования деятельности предприятий дорожного хозяйства в современных условиях;
приведено обоснование ширины проезжей части и земляного полотна при реконструкции горных дорог; описаны опыт и перспективы строительства автодорожных тоннелей в Японии;
рассмотрены юридические вопросы, связанные с землями полосы отвода автомобильных дорог, и ряд других тем. Один из сборников посвящен Международной научно-технической конференции "Экология урбанизированных территорий", состоявшейся 15-16 июня 2006 года в Москве. В этом сборнике также нашли отражение гидроэкологические аспекты очистки сточных вод при разработке транспортно-технологических систем.

За истекший год издан ряд нормативно-технических, методических, рекомендательных и других документов дорожной отрасли (около 30 наименований общим тиражом 74 350 экз.).

В рамках реализации планов информационного обеспечения за отчетный период проведено 45 семинаров и 4 научно-практических конференции, в которых приняло участие около 3 500 человек из более чем 200 организаций дорожного хозяйства.

Результаты конференций легли в основу предложений по развитию и внедрению новых технологий, корректировке основных направлений научно-исследовательской деятельности, эффективному использованию научного потенциала.

В 2006 году Росавтодор принял участие в 11 отраслевых выставках в различных городах России (выставка в рамках заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации "Россия Единая", выставка "Транстек-2006", выставка "Инвестиционные проекты" в рамках Петербургского экономического форума, шестая международная выставка-форум "Дороги России 21 века").

Организовано 4 экспозиции на постоянно действующей выставке в холле административного здания Росавтодора.

Федеральным бюджетом на 2006 год предусмотрены ассигнования на реализацию программной задачи "Информационное обеспечение" по направлению расходов "прочие нужды", за январь-декабрь истекшего года в плановом порядке израсходовано 99,8 %.

Решение программной задачи "Повышение эффективности системы управления дорожным хозяйством" предусматривает выполнение комплекса мероприятий по повышению эффективности управления федеральным имуществом, федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями дорожной отрасли.

Согласно данной программной задаче, в отчетном периоде в плановом порядке осуществлялись текущее управление федеральными автомобильными дорогами, регулирование и анализ деятельности подведомственных государственных унитарных дорожных предприятий, мероприятия по охране дорожных объектов, решение вопросов управления федеральным имуществом дорожного хозяйства и отвода земель под дорожное строительство, правоприменительная деятельность.

Росавтодором организовано проведение подведомственными государственными учреждениями работ в целях государственной регистрации прав на недвижимое имущество дорожного хозяйства федеральной собственности.

Указанные мероприятия предусматривают государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, занятыми полосами отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения и иными объектами дорожного хозяйства, а также государственной регистрации права оперативного управления имущества дорожного хозяйства федеральной собственности, закрепленного за подведомственными Росавтодору учреждениями.

С целью подготовки материалов для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки проводились работы по землеустройству, включающие в себя межевание земель, согласование границ со смежными землепользователями, подготовку землеустроительных и кадастровых дел, постановку земельных участков на государственный кадастровый учет.

Поскольку 95% объектов дорожного хозяйства федеральной собственности не имеют документов первичной технической инвентаризации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности", в отчетном периоде также было организовано проведение работ по технической инвентаризации этих объектов.

В 2006 году на выполнение указанных выше работ 17 подведомственными Росавтодору учреждениями был заключен 21 государственный контракт. За отчетный период выполнены работы с целью подготовки материалов для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, занятые 6242,3 км автомобильных дорог федерального значения. Проведена техническая инвентаризация 45 объектов дорожного хозяйства, находящихся в оперативном управлении государственных учреждений, а также 88 км участков федеральных автомобильных дорог.

В целях совершенствования правоприменительной практики в дорожном хозяйстве был утвержден и выполнялся План работ по правовому обеспечению на 2006 год. В рамках указанного плана были проведены два открытых конкурса и заключены государственные контракты на выполнение работ и оказание услуг по следующим тематическим направлениям: по правовому обеспечению дорожного хозяйства; по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством; по обеспечению правоприменительной практики, по анализу и подготовке предложений по ее совершенствованию.

На реализацию программной задачи "Повышение эффективности системы управления дорожным хозяйством" из федерального бюджета на 2006 год были выделены ассигнования, из которых за отчетный период освоено 99,9%, в том числе:
на решение вопросов землепользования израсходовано 100 % годовых бюджетных назначений;
на охрану объектов на федеральных автомобильных дорогах израсходовано 99,9% годовых бюджетных назначений;
на обеспечение сохранности федеральных автомобильных дорог (печать бланков специальных разрешений для проезда по федеральным дорогам тяжеловесных транспортных средств) израсходовано 100% годовых бюджетных назначений;
на правовое обеспечение дорожного хозяйства израсходовано 100% годовых бюджетных назначений.

В целях снижения влияния негативных факторов при строительстве и эксплуатации автодорог на окружающую среду подпрограммой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Основной мерой, сопутствующей снижению отрицательного воздействия на окружающую среду от эксплуатации дорожных объектов в 2006 году, как и в предшествующие годы, являлось обеспечение исполнения экологических норм и правил при разработке технической документации, подготовке и проведении дорожных работ. В каждом проекте на производство дорожных работ в обязательном порядке присутствует раздел, содержащий мероприятия по выполнению требований по охране окружающей среды, в том числе: конструктивные решения по снижению шумового воздействия и загрязнения окружающих территорий; обоснование экологической целесообразности применения при производстве работ тех или иных машин, механизмов и дорожно-строительных материалов; другие положения, направленные на обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации автодорог и инженерных сооружений.

Для реализации программной задачи "Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду" в 2006 году израсходовано из федерального бюджета на специализированное гидрометеорологическое обслуживание 99,5% от годовых бюджетных назначений на эти цели.

В отчетном периоде решена предусмотренная подпрограммой задача по разработке и утверждению новой классификации автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:
а) на автомобильные дороги общего пользования;
б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).

Главным отличием новой классификации автомобильных дорог от ранее действовавшей классификации является введение еще одного типа дорог общего пользования - автомобильные дороги муниципальных образований (дороги местного значения). Появление этого вида автомобильных дорог предопределено вступившими в действие законодательными актами в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов (ранее действовавшей классификацией автомобильных дорог к дорогам общего пользования были отнесены только внегородские дороги).

Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации оценивается в 1145 тыс. км.

В настоящее время в соответствии с установленными подпрограммой направлениями начата работа по формированию трехуровневой государственной системы дорог общего пользования, предусматривающая:
перераспределение части автомобильных дорог между федеральным, региональным и муниципальным уровнями ответственности согласно новым принципам классификации;
установление органов, ответственных за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог, установление полномочий по управлению, организации и финансированию работ для каждого уровня дорожной сети;
определение расходных обязательств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по финансированию дорожного хозяйства с соответствующим распределением доходных источников;
инвентаризацию дорожной сети общего пользования с учетом положений и критериев новой классификации;
приведение закрепления автомобильных дорог или их участков, а также иного имущества за органами управления в соответствие с установленными полномочиями;
приведение форм государственной статистической отчетности по автомобильным дорогам общего пользования в соответствие с принятой структурой дорожной сети, системой управления и финансирования мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования.

Другим существенным отличием новой классификации автомобильных дорог является возможность отнесения к сети дорог общего пользования автомобильных дорог, находящихся в негосударственной собственности. Это создает правовую основу для реализации проектов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог с привлечением средств частных инвесторов.

Протяженность автомобильных дорог необщего пользования (по ранее действовавшей классификации – ведомственные и частные дороги) составляет 270,9 тыс. км и в последние годы постоянно сокращается из-за их разрушения и списания.

Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцами из-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явно эта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где ведомственные дороги нередко являются единственным способом сообщения между удаленными населенными пунктами.

В отчетном периоде также подготовлен проект Федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации", определяющего:
права и ответственность органов государственной власти, пользователей автодорог и организаций, осуществляющих деятельность в придорожной полосе, за состояние дорожной сети;
требования к системе финансирования дорожного хозяйства с учетом создания целевых источников;
особенности применения концессионного, градостроительного, земельного и имущественного законодательства в дорожном хозяйстве.

В отчетном периоде проведен анализ информации по динамике средних цен за 2000–2005 годы на основные строительные материалы, используемые в дорожном хозяйстве (по Российской Федерации в целом и по федеральным округам). В результате, сделан вывод о неравномерном, скачкообразном росте цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в дорожном хозяйстве, а также о необходимости полного мониторинга цен на материальные ресурсы, используемые в отрасли.

Для упорядочения в сфере ценообразования на дорожные работы в условиях рыночной экономики необходимо разработать унифицированную методику формирования цен, которая должна утверждаться Правительством Российской Федерации.

Выводы и предложения

Наиболее значимым результатом реализации подпрограммы за 2006 год является ввод в эксплуатацию ряда приоритетных капиталоемких объектов дорожного строительства:
восточного полукольца КАД вокруг Санкт-Петербурга;
четырех уникальных внеклассных мостовых переходов через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка – Асино - Первомайское в Томской области, через реку Волгу на строящемся обходе г. Ярославля, через реку Томь в г. Кемерове, через реку Дон на автомобильной дороге Морозовск – Цимлянск - Волгодонск в Ростовской области.

В 2006 году также созданы заделы, которые должны обеспечить ввод в эксплуатацию в 2007 году еще трех внеклассных мостовых сооружений: пограничный мостовой переход через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань – Атырау, мостовой переход через р. Ангару в г. Иркутске, мостовой переход через р. Вятку в направлении от автомобильной дороги Киров – Вятские Поляны на Пермь.

Задание подпрограммы на 2006 год по ремонту федеральных автомобильных дорог выполнено на 102,5%, что позволило достичь установленного подпрограммой значения целевого показателя по протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Качественный эффект получен по результатам реализации в отчетном периоде мероприятий подпрограммы, направленных на совершенствование системы управления дорожным хозяйством, проведение научных исследований, совершенствование правовой базы дорожной деятельности, внедрение современных информационных технологий и средств связи.

Как серьезный недостаток в работе Росавтодора следует отметить срыв ввода в эксплуатацию участка строящейся автомобильной дороги "Амур" Чита-Хабаровск протяженностью 39,9 км в Амурской области. Общий объем ввода мощностей за 2006 год на данном объекте составил 190,4 км, в том числе 157,3 км в рамках подпрограммы и еще 33,1 км за счет средств кредита, предоставленного Европейским банком реконструкции и развития. Причина срыва – невыполнение контрактных обязательств подрядной организацией (ЗАО "Илан-Л").

Росавтодором принимаются меры по обеспечению в 2007 году ликвидации отставания по выполнению дорожно-строительных работ и вводу мощностей, допущенного в отчетном периоде.

Серьезную озабоченность вызывает продолжившаяся в 2006 году тенденция падения объемов ввода в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог регионального значения (несмотря на корректировку объемных показателей подпрограммы по строительству и ремонту региональных дорог в сторону уменьшения). Так, задание подпрограммы на 2006 год по вводу в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) автомобильных дорог регионального значения выполнено на 66,8 %, по ремонту – на 85,5 %.

Основная причина указанной тенденции заключается в том, что объемы дорожных работ, запланированные на 2006 год субъектами Российской Федерации исходя из их финансовых возможностей, ниже уровня, установленного подпрограммой.

Материалы из архива