Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Система мероприятий подпрограммы

1  2  3  4

Разработка системы мероприятий подпрограммы проводилась для 2 сценариев развития экономики страны на среднесрочную перспективу, одобренных Правительством Российской Федерации и принятых за основу при формировании Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. В основу разработки вариантов подпрограммы был положен оптимистический сценарий развития экономики, в наибольшей степени отвечающий решению задачи по удвоению внутреннего валового продукта и предусматривающий проведение структурных преобразований экономики.

Потребности в совершенствовании и развитии сети автомобильных дорог федерального и регионального значения рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста валового внутреннего продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, численности автотранспортных средств.

В составе подпрограммы предусмотрены мероприятия по совершенствованию и развитию автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Реализация вариантов, характеризующихся различными уровнями финансирования дорожного хозяйства, выражается в различных стратегиях совершенствования сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, направленных на:
обеспечение сохранности автомобильных дорог федерального значения за счет своевременного проведения ремонтных работ в соответствии с их жизненным циклом, а также круглогодичного проведения полного комплекса работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения;
реконструкция перегруженных движением или требующих усиления конструкции дорожной одежды участков автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб";
реализация проектов крупных, имеющих общегосударственное значение, объектов строительства автомобильных дорог федерального значения;
реконструкция и строительство прочих участков автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Рассмотренные варианты отличались величинами показателей реализации подпрограммы (протяженность, технический уровень и пропускная способность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, средние скорости движения, уровень загрузки автомобильных дорог федерального и регионального значения движением, безопасность движения, транспортные издержки). Комплексная оценка вариантов подпрограммы представлена в разделе VIII.

В качестве рекомендуемого варианта был выбран вариант реализации подпрограммы, обеспеченный финансовыми ресурсами и имеющий самые высокие значения социально-экономической эффективности.

Задачи подпрограммы разработаны в соответствии со стратегией развития дорожной отрасли, предусмотренной средним вариантом подпрограммы.

Задача подпрограммы, предусматривающая ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, предполагает обеспечение сохранности автомобильных дорог, долговечности и надежности конструкций и сооружений, повышение безопасности движения и экологической безопасности объектов, эффективность обслуживания участников движения, оптимизацию расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Выполняемые в необходимых объемах и с требуемой периодичностью работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения должны обеспечивать поддержание транспортно-эксплуатационного состояния этих автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями.

Для этого по данным, полученным в результате проведения диагностики, необходимо провести ремонтно-восстановительные работы на участках общей протяженностью 38 тыс. километров. Поэтапное решение этой задачи предусматривается обеспечить путем приоритетного финансирования работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.

В рамках решения этой задачи определена оптимальная стратегия по ремонту и содержанию автомобильных дорог, при которой обеспечиваются минимальные совокупные затраты на автомобильные перевозки и собственно затраты на эксплуатацию дорожной сети, а также максимальная социально-экономическая эффективность направляемых на эти цели средств.

С учетом принятого варианта задача подпрограммы, предусматривающая ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения на 2006 - 2010 годы, сосредоточена на реализации следующих мероприятий:
работа по содержанию автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них;
работа по ремонту автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них, направленная на переустройство мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
работа по ремонту искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
реализация специализированных программ дорожных работ, направленных на повышение безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения, включая программы разметки проезжей части, установки дорожных ограждений современных типов, устройства освещения участков дорог повышенной опасности, устройства пешеходных переходов в разных уровнях и других;
работа по капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них с концентрацией ресурсов на наиболее важных направлениях, в том числе автомобильных дорогах М-10 "Россия", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-4 "Дон", М-8 "Холмогоры" и Пермь - Екатеринбург - Тюмень, за счет существенного снижения темпов или прекращения работ на других направлениях.

В целях недопущения снижения доли протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, ниже начального уровня (указанная доля в 2002 году составляла 38 процентов) подпрограммой предусмотрено повышение объемов финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения в 2009 - 2010 годах ежегодно в размере 9 процентов. Однако концентрация финансовых ресурсов подпрограммы на небольшом количестве наиболее важных маршрутов в рамках ремонта и содержания дорог взамен ускоренной реконструкции автомобильных дорог позволит достичь этой величины показателя только за счет улучшения параметров ровности и шероховатости проезжей части на наиболее важных маршрутах. Прочностные характеристики автомобильных дорог федерального значения будут улучшаться медленно. Учитывая, что большие объемы работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения были выполнены в 70 - 90-х годах прошлого века, исходя из 30-летней продолжительности жизненного цикла автомобильных дорог, резкое усиление темпов деградации дорожной одежды и мостовых сооружений без принятия мер, сверх предусмотренных подпрограммой в рамках принятого в ней варианта финансирования, проявит себя уже через 5 - 10 лет.

Содержание автомобильных дорог федерального значения предусмотрено задачей подпрограммы с проведением полного комплекса круглогодичных работ на всей сети автомобильных дорог федерального значения в соответствии с требованиями к таким работам. Основные усилия будут направлены на формирование устойчивой и эффективной системы содержания автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающей должный уход за их состоянием, а также их сохранность при оптимальном расходовании средств и материально-технических ресурсов. Выполнение в предусмотренных подпрограммой минимально необходимых объемах работ по комплексному содержанию автомобильных дорог федерального значения, включающих в себя работы по их зимнему содержанию, устранению ямочности и других дефектов дорожных покрытий, нанесению разметки, установке и замене ограждений, устройству освещения и других работ, связанных с обеспечением нормативного уровня удобства и безопасности дорожного движения, направлено на повышение уровня сохранности автомобильных дорог федерального значения, качества их ремонта, увеличение срока службы покрытий.

Для решения проблемы сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения в условиях их ускоренного старения при значительном росте интенсивности движения и повышении доли тяжелых автомобилей в общем автотранспортном потоке предусматривается осуществить переход от практики ремонта отдельных небольших участков и отдельных сооружений к технологии маршрутного ремонта значительных по протяженности участков автомобильных дорог федерального значения.

В составе мероприятий по ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения в период реализации подпрограммы планируется увеличение доли профилактики и планово-предупредительных работ, направленных на улучшение состояния гидроизоляции, водоотвода и конструкций сопряжения мостов с земляным полотном дороги на прилегающих участках, а также укрепление откосов и конусов. Предусматривается широкое применение передовых технологий и материалов по восстановлению и защите поверхностей железобетонных и металлических конструкций, ремонту и замене деформационных швов и опорных частей. Для успешной реализации подпрограммы требуется совершенствование системы надзора за состоянием мостовых сооружений, электронных баз данных, механизмов экспертизы проектно-сметной документации и контроля качества строительно-монтажных работ, а также завершение формирования нормативной базы.

Основой повышения эффективности расходования средств на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения является планирование расходования средств с использованием анализа транспортно-эксплуатационного состояния и современных экономико-математических компьютерных методов прогнозирования. Для обеспечения применения указанных технологий в процессе реализации подпрограммы предусматривается завершение создания систем:
мониторинга автотранспортных потоков на автомобильных дорогах федерального значения с применением автоматизированных пунктов учета интенсивности и состава движения;
связи с использованием современных информационных технологий;
весового и габаритного контроля.

Информация будет поступать в банки данных для обработки в целях планирования ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения. Оперативное управление работами будет осуществляться сетью региональных центров управления.

Учитывая наличие на большей части территории Российской Федерации продолжительного и сурового зимнего периода, особое внимание будет уделяться зимнему содержанию автомобильных дорог федерального значения. Для эффективной борьбы с зимней скользкостью и снежными заносами на основных магистральных автомобильных дорогах федерального значения, расположенных в регионах с суровыми зимними условиями, а также для обеспечения рационального использования средств и противогололедных материалов до 2010 года планируется сформировать отраслевую систему оповещения и прогнозирования метеоусловий на всей сети автомобильных дорог федерального значения.

На магистральных автомобильных дорогах федерального значения будет сформирована отраслевая система подвижной производственно-технологической и аварийно-вызывной связи, функционирование которой будет последовательно распространено на всю сеть автомобильных дорог федерального значения.

Для устранения снежных заносов, уменьшения распространения вредных выбросов от автомобилей и улучшения эстетики дорог, которые влияют на уменьшение утомляемости водителей и способствуют снижению аварийности на дорогах, планируется выполнить комплекс работ по озеленению автомобильных дорог федерального значения.

В объем финансирования этой задачи включены расходы на:
содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них;
проведение диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них;
проектно-изыскательские работы и экспертизу проектов.

Кроме того, в соответствии с классификацией дорожных работ в подпрограмме предусмотрены расходы на охрану искусственных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения. Эти расходы включены в расходы, предусмотренные для решения задачи подпрограммы, касающейся повышения эффективности системы управления дорожным хозяйством.

Всего в период реализации указанной задачи подпрограммы на капитальный ремонт, ремонт, а также содержание автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них потребуется 347,39 млрд. рублей, в том числе на:
капитальный ремонт 9,6 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения - 154,16 млрд. рублей;
ремонт 24,7 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения - 77,32 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог федерального значения - 115,91 млрд. рублей.

Объем израсходованных средств по указанной задаче подпрограммы в 2002 - 2005 годах составил 96,07 млрд. рублей, в том числе на:
капитальный ремонт 3,6 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения направлено 42,21 млрд. рублей;
ремонт 10,8 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения направлено 22,23 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог федерального значения направлено 31,63 млрд. рублей.

Планируемый на 2006 - 2010 годы объем финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию сети автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них составит 251,32 млрд. рублей, из которых:
капитальный ремонт 6 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения - 111,95 млрд. рублей;
ремонт 13,9 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения - 55,09 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог федерального значения - 84,28 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета. В результате реализации мероприятий подпрограммы по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог федерального значения к 2010 году будет достигнуто повышение транспортно-эксплуатационных свойств дорог и сооружений на 1,1 процента, в том числе за счет постоянного надзора и ухода за ними, своевременного производства ремонтных работ, внедрения систем оповещения и прогнозирования метеоусловий, мониторинга автотранспортных потоков, весового и габаритного контроля.

В процессе выполнения подпрограммы на основе результатов диагностики автомобильных дорог федерального значения и данных об изменении их протяженности возможна корректировка объемов и сроков выполнения работ.

Решение задачи подпрограммы, предусматривающей ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения, предполагает сохранение и повышение их транспортно-эксплуатационного состояния посредством изменения стратегии осуществления работ по ремонту и содержанию. На важнейших автомобильных дорогах регионального значения должно быть существенно расширено применение технологии маршрутного ремонта с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния автомобильных дорог и планирования ремонтных работ. Ремонтные работы предусматривают комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и искусственных сооружений с применением разработанных прогрессивных материалов и технологий.

Содержание автомобильных дорог регионального значения предусматривает проведение комплекса круглогодичных работ на всей сети указанных автомобильных дорог в соответствии с нормативными документами. В период реализации подпрограммы необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению функционирования устойчивой и эффективной системы содержания автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающей сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.

Особое внимание должно быть уделено зимнему содержанию автомобильных дорог регионального значения, применению систем оповещения и прогнозирования метеоусловий. Необходимо активизировать работы по озеленению автомобильных дорог регионального значения.

При обосновании стратегии ремонта и содержания автомобильных дорог регионального значения учитываются следующие тенденции:
в течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог регионального значения были выше темпов их восстановления. Ускоренный износ автомобильных дорог регионального значения был обусловлен высокими темпами роста парка автотранспортных средств;
в ряде случаев имеют место ускоренный износ и преждевременное разрушение автомобильных дорог из-за использования при первоначальном строительстве в 70 - 80-х годах ХХ века некачественных грунтов для отсыпки земляного полотна и не соответствующих по прочностным характеристикам каменных материалов для устройства дорожной одежды, низкого качества работ, применения устаревших дешевых дорожно-строительных материалов, техники и технологий.

Указанные тенденции привели к тому, что ряд регионов вынужден переводить часть автомобильных дорог регионального значения из категории дорог с усовершенствованным покрытием в дороги с переходным типом покрытия. Это негативно сказывается на эффективности работы автомобильного транспорта, приводит к понижению конкурентоспособности продукции регионального производства.

С учетом принятого варианта подпрограммы задачи по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения на 2006 - 2010 годы должны быть сосредоточены на следующих видах работ:
содержание автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них;
ремонт автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, направленный на ликвидацию мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
ремонт искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
реализация специализированных программ, направленных на повышение безопасности движения на автомобильных дорогах регионального значения, включая программы разметки проезжей части, установки дорожных ограждений современных типов, устройства освещения участков повышенной опасности, строительства пешеходных переходов в разных уровнях.

Если учесть, что строительство и реконструкция ряда крупных автомобильных дорог регионального значения были выполнены в 70 - 90-х годах ХХ века, а продолжительность жизненного цикла автомобильных дорог составляет 30 лет, резкая деградация дорожной одежды дорог и мостовых сооружений без принятия дополнительных мер, сверх предусмотренных подпрограммой, в рамках принятого в ней варианта проявит себя уже через 5 - 10 лет.

Всего в период реализации указанной задачи подпрограммы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них требуется 679,91 млрд. рублей, в том числе на:
капитальный ремонт 24,8 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения - 184,48 млрд. рублей;
ремонт 95,5 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения - 169,73 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них - 325,7 млрд. рублей.

Объем выполнения задания по указанной задаче подпрограммы в 2002 - 2005 годах составил 269,06 млрд. рублей, в том числе на:
капитальный ремонт 12,5 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения направлено 75,05 млрд. рублей;
ремонт 49,0 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения направлено 67,75 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них направлено 126,26 млрд. рублей.

Планируемый на 2006 - 2010 годы объем финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию сети автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них составит 410,85 млрд. рублей, из которых:
капитальный ремонт 12,3 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения - 109,43 млрд. рублей;
ремонт 46,5 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения - 101,98 млрд. рублей;
содержание автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них - 199,44 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

1  2  3  4

Материалы из архива