Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Введение

Подпрограмма "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (далее - подпрограмма) разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 232-р.

При разработке подпрограммы использованы следующие документы:
послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 и 2005 годов;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 8 июля 2004 г.;
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р;
стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г.;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля 2005 г.;
Государственная концепция создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 438;
федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848, в том числе подпрограмма;
Концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 1707-р;
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249;
порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с внесенными изменениями).

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами Российской Федерации, а также с дорожной сетью сопредельных государств, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста страны, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ, укрепления национальной безопасности государства и интеграции транспортной системы России в международную транспортную систему.

Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом парка автотранспортных средств. Подпрограмма должна учитывать геополитические тенденции в мировой политике и экономике, а также способствовать интеграции экономики страны в систему мировых экономических связей.

В настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения (далее - автомобильные дороги федерального и регионального значения) имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность. Постоянные транспортных заторы, особенно на автодорожных подходах к крупным городам, значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки. Недостаточное развитие сети автомобильных дорог на севере страны, в Сибири и на Дальнем Востоке сдерживает развитие и вовлечение в хозяйственный оборот огромных территорий, богатых природными ресурсами. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к сокращению производства, в том числе сельскохозяйственного, оттоку населения из этих регионов.

Задача удвоения валового внутреннего продукта согласно прогнозу приведет к увеличению объемов перевозок в 1,8 раза, что еще более обострит ситуацию, связанную с обеспечением пропуска по автомобильным дорогам возрастающих автотранспортных потоков, и может стать фактором, сдерживающим экономический рост страны.

В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния автомобильных дорог федерального и регионального значения, чтобы обеспечить их ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики, населения и государства. Эту комплексную и масштабную задачу предполагается решить на основе подпрограммы.

Вместе с тем при обосновании системы мероприятий подпрограммы были учтены следующие тенденции:
в течение длительного периода темпы износа сети автомобильных дорог федерального и регионального значения были выше темпов ее восстановления и развития. Ускоренный износ этих автомобильных дорог был обусловлен высокими темпами роста парка автотранспортных средств и интенсивности движения на опорной сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также увеличением в составе автотранспортных потоков доли большегрузных автомобилей;
в ряде случаев имеет место ускоренный износ и преждевременное разрушение автомобильных дорог федерального и регионального значения из-за использования при первоначальном строительстве в 70 - 80-е годы XX века некачественных грунтов для отсыпки земляного полотна и не соответствующих по прочностным характеристикам каменных материалов для устройства дорожной одежды, низкого качества работ, применения устаревших дешевых дорожно-строительных материалов, техники и технологий;
в течение длительного времени имело место накопление отставания в выполнении ремонтных работ. При ежегодной потребности (исходя из продолжительности жизненного цикла дороги) в выполнении ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - автомобильные дороги федерального значения) в объеме 6,5 - 7 тыс. километров со второй половины 90-х годов только в 1998 году капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог федерального значения был выполнен на участках общей протяженностью 6,2 тыс. километров, в остальные годы объемы ремонтных работ составляли не более двух третей потребности. Отставание в выполнении ремонтных работ вызвало дополнительную потребность в капитальном ремонте или реконструкции около 11 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения с потребностью в финансировании, составляющей 110 - 120 млрд. рублей. При сохранении такой тенденции в темпах выполнения ремонтных работ увеличение дополнительной потребности в реконструкции или капитальном ремонте автомобильных дорог федерального значения составит около 2 тыс. километров в год (20 - 25 млрд. рублей).

Отставание в выполнении необходимых объемов работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения усиливается из-за несоответствия роста объемов выделяемых средств росту их протяженности в связи с вводом в эксплуатацию новых и реконструированных автомобильных дорог федерального значения. Таким образом, общая ежегодная потребность в средствах для осуществления содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог федерального значения с учетом ликвидации накопленного отставания в выполнении ремонтных работ составляет 130 - 135 млрд. рублей. Указанные тенденции привели к тому, что доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2006 году снизилась до 37,5 процента при 38 процентах в 2002 году. В зависимости от степени разрушения дорожных покрытий пропускная способность указанных автомобильных дорог снизилась на 20 - 30 процентов, себестоимость автомобильных перевозок увеличилась в 1,2 - 1,8 раза. Это негативно сказывается на эффективности работы автомобильно-дорожного комплекса и приводит к понижению конкурентоспособности транспортной системы страны.

Исходя из указанных тенденций система мероприятий подпрограммы определена на основе сравнения вариантов ресурсного обеспечения и достигаемых результатов. Рассмотрены варианты, учитывающие как удовлетворение полной потребности в финансировании дорожного хозяйства для достижения соответствия состояния автомобильных дорог федерального и регионального значения нормативным требованиям, так и варианты инерционного развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. При корректировке подпрограммы для дальнейшей работы принят вариант, основанный на объемах ресурсного обеспечения, определенный с учетом временных методических рекомендаций по учету фактора инфляции при оценке паспортов федеральных целевых программ (письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 13587-ВС/Д17) и прогнозируемых предельных объемов расходов инвестиционного характера на 2007 - 2009 годы. Такой вариант не приводит к кардинальному изменению ситуации, но позволяет не допустить дальнейшего ухудшения состояния сети автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Подпрограмма учитывает положения реформы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также разграничение полномочий между различными уровнями власти и управления в Российской Федерации.

Материалы из архива