Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Основные цели и задачи, срок и этапы реализации подпрограммы

Целями подпрограммы являются преобразование отечественной морской транспортной системы в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также обеспечение экспорта транспортных услуг.

Для достижения указанных целей в ходе реализации подпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
увеличение пропускной способности морских портов, повышение надежности гидротехнических сооружений путем строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных комплексов общей производственной мощностью 370 млн. тонн в год;
увеличение провозной способности грузового транспортного флота путем поставки новых, современных морских судов суммарным дедвейтом 8,1 млн. тонн;
увеличение доли флота под российским флагом в общем составе флота, контролируемого Российской Федерацией, и доли его участия в перевозках российских внешнеторговых грузов;
увеличение мощности обеспечивающего флота путем поставки новых ледокольных, аварийно-спасательных, гидрографических, природоохранных, служебно-вспомогательных и других судов в количестве 74 единиц;
повышение уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей среды путем строительства и реконструкции объектов Госморспасслужбы;
снижение аварийности на флоте, уменьшение риска экологических катастроф в Арктическом бассейне путем улучшения навигационно-гидрографического обслуживания судоходства;
улучшение условий подготовки специалистов морского транспорта путем строительства и реконструкции объектов морских учебных заведений;
повышение эффективности участия морского транспорта в организации и эксплуатации логистических (товаропроводящих) транспортно-технологических систем и международных транспортных коридоров;
повышение эффективности технической эксплуатации атомного флота.

Подпрограмма предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизма государственного управления функционированием и развитием морского транспорта, обеспечивающего в условиях рынка реализацию интересов государства и общества при сохранении хозяйственной самостоятельности предприятий отрасли.

Каждая из указанных задач включает проекты (мероприятия подпрограммы) по различным видам деятельности на морском транспорте.

До 2010 года наибольший объем произведенных работ морским транспортом по-прежнему составят перевозки экспортных грузов, на долю которых по результатам 2005 года приходится 96 процентов общего объема морских перевозок российских грузов, а также перевалка грузов в портах. В экспортных перевозках преобладают наливные (сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, пищевые продукты наливом) и навалочные (уголь, минеральные удобрения и т.п.) грузы. Наливные грузы составляют 58 процентов общего объема экспортных грузов, перевозимых морем, навалочные - 20 процентов, перевозки металлов - 11 процентов.

Указанные пропорции в морских перевозках российских грузов сохранятся до 2010 года. Это обстоятельство явилось решающим в планировании развития российских морских портов и поставок судов транспортного флота.

Для перевалки наливных грузов созданы производственные мощности в морских портах Приморск (Финский залив), Мурманск, Санкт-Петербург, Высоцк, построен терминал в Южной Озереевке (район Новороссийска). Для вывоза сырой нефти с шельфа о. Сахалин ведется строительство нефтеперевалочного комплекса в Де-Кастри (порт Ванино) и порту Корсаков. Кроме того, нефтеперевалочные комплексы будут построены в Туапсе и ряде других портов.

В порту Корсаков (пос. Пригородное) предусмотрено также создание перегрузочного комплекса для сжиженного углеводородного газа. Строительство комплексов для аммиака, метанола и сжиженного углеводородного газа ведется в портах Восточный и Тамань.

Для перевалки экспортного угля подпрограмма предусматривает строительство специализированных комплексов в портах Мурманск, Усть-Луга, Ванино (бухта Мучке).

В порту Санкт-Петербург создан специализированный комплекс для перегрузки минеральных удобрений. Подобный комплекс будет построен и в порту Усть-Луга.

Во многих портах продолжится строительство или реконструкция универсальных причалов для перевалки генеральных грузов, металлов, зерна.

В период реализации подпрограммы перевозки грузов в контейнерах будут развиваться ускоренными темпами. Поэтому подпрограммой предусмотрено строительство и развитие контейнерных терминалов в портах Санкт-Петербург, Усть-Луга, Новороссийск, Оля, Находка.

Предусмотрено также развитие таких эффективных транспортных систем, как морские железнодорожные и автомобильные паромные переправы. Осуществляется строительство паромных комплексов в портах Калининград, Усть-Луга, Новороссийск, Кавказ, Махачкала. Особое значение имеет ввод в эксплуатацию морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии, поскольку она предназначена не только для выполнения перевозок грузов, но и для обеспечения надежной транспортной связи Калининградской области с основной территорией Российской Федерации.

Для обслуживания пассажирских перевозок в г. Санкт-Петербурге на Васильевском острове ведется строительство морского пассажирского терминала. Подпрограммой предусмотрено развитие порта Сочи, единственного в стране крупного порта, специализирующегося на обслуживании пассажирских и круизных перевозок. В порту выполняются реставрация здания морского вокзала, строительство 2-й и 3-й очередей пункта пропуска пассажиров, реконструкция гидротехнических сооружений и береговых объектов, ремонт инженерных сетей.

Потребность в транспортных судах, как и потребность в перегрузочных комплексах, обусловлена в первую очередь характером российских грузопотоков. Для перевозки наливных грузов подпрограммой предусматривается строительство 80 танкеров, в том числе крупнотоннажных, дедвейтом 100 и 160 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию таких танкеров, а также нефтеперевалочных комплексов позволит отечественному морскому транспорту практически полностью обеспечивать потребности экономики страны в морских перевозках наливных грузов, представляющих основную статью российского экспорта.

Для перевозки навалочных грузов запланирована поставка 18 судов дедвейтом от 20 до 50 тыс. тонн.

Подпрограмма предусматривает также поставку 20 судов универсального назначения, 18 лесовозов, 4 рефрижераторных судов.

Для обслуживания возрастающих потоков грузов в контейнерах намечена поставка 8 судов-контейнеровозов вместимостью от 450 до 3000 контейнеров.

Паромные перевозки будут выполняться 9 новыми паромами дедвейтом 3 и 5 тыс. тонн на линиях Усть-Луга - Балтийск, Ванино - Холмск, Махачкала - Актау и дедвейтом до 10,6 тыс. тонн - на линии Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.

С учетом возрастающего объема перевозок в Арктике, а также в других замерзающих морях 17 новых сухогрузных судов, 4 парома, 6 танкеров и 5 газовозов будут иметь ледовый класс.

Подпрограммой предусмотрена поставка 2 пассажирских судов вместимостью по 350 пассажиров каждый.

Таким образом, подпрограмма реализует принцип комплексного развития транспортного флота и морских портов, обеспечивающий соответствие производственных мощностей морского транспорта характеру прогнозируемых грузопотоков.

Эффективная работа морского транспорта невозможна без современного, технически оснащенного обеспечивающего флота, включающего в себя суда различного назначения, а также без береговых объектов, входящих в системы обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды.

Подавляющее большинство мероприятий подпрограммы по развитию морских портов и транспортного флота выполняются за счет собственных средств предприятий морского транспорта и привлеченных средств.

Для реализации мероприятий подпрограммы, имеющих не столько коммерческое, сколько общегосударственное значение (обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды, строительство и эксплуатация атомного флота и т.п.), предусмотрено использование средств федерального бюджета.

Подпрограмма выполняется в 2 этапа: I этап - 2002 - 2007 годы; II этап - 2008 - 2010 годы.

Первоначальный вариант подпрограммы, разработанный в 2001 году, определил задачей I этапа преодоление кризисного состояния морского транспорта и создание условий для последующего устойчивого роста его производственной мощности в соответствии с потребностями развивающейся российской экономики.

К настоящему времени эта задача практически уже решена.

Задачей II этапа является достижение целей подпрограммы, сформулированных в начале этого раздела.

Начиная с 2006 года реализация части задач подпрограммы в портах Усть-Луга, Новороссийск (юго-восточный грузовой район) и Тамань (район мыса Железный Рог) будет осуществляться в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". При этом целевые и объемные показатели рассчитаны с учетом указанной подпрограммы.

Материалы из архива

2007-05-23
Программа строительства «доходных домов» в рамках проекта «Доступное жилье» в целом одобрена – «Опора России»
Источник: газета "Квадратный метр"
Межведомственная рабочая группа по проекту «Доступное жилье» при Совете при президенте РФ по реализации нацпроектов в целом одобрила концепцию Федеральной целевой программы «Строительство муниципального жилья экономического класса на средства бюджетов всех уровней для сдачи гражданам в коммерческую аренду в качестве «доходных домов».

2008-03-13
Минэкономразвития РФ оценивает фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 г на реализацию ФЦП на уровне 99,6 проц - материалы к заседанию правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Общий объем финансирования 46 федеральных целевых программ /ФЦП/ и 36 подпрограмм, включенных в открытую часть федерального бюджета 2007 г, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд руб.

2007-02-12
Разработка социально-экономических программ "Юг России" и "Забайкалье и Дальний Восток" будет закончена в первом квартале 2007 года
Источник: ИА "ФК-Новости"
Министерство регионального развития в первом квартале должно завершить разработку двух федеральных целевых социально-экономических программ - "Юг России" и "Забайкалье и Дальний Восток".

2008-06-16
Отдам программу в частные руки
Источник: Российская газета
16 июня президиуму правительства, пожалуй, впервые за последнее время придется принять непростое решение: фактически отдать средства Федеральных целевых программ в частные руки или оставить их у госзаказчиков.

2007-02-22
На контрактной основе в СКВО к концу года будет служить около 50 тыс. военнослужащих - командующий
Источник: ИА "Интерфакс"
По завершению федерально-целевой программы по переходу на контрактный способ комплектования в Северо-Кавказском военном округе (СКВО) к концу нынешнего года по контракту будут служить 48 тыс. военнослужащих.

2007-02-08
Федеральное финансирование программы "Дети России" возрастет на треть
Источник: РИА "Новости"
Финансирование из госбюджета РФ федеральной целевой программы (ФЦП) "Дети России" в 2007-2010 годах будет увеличено на 30% по сравнению с предыдущим периодом реализации программы (2003-2006 годы) - до 10,1 миллиарда рублей.