Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Краткий отчет за 2006 год

Цели подпрограммы: преобразование отечественной морской транспортной системы в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также обеспечение экспорта транспортных услуг.

Основные задачи подпрограммы: увеличение пропускной способности морских портов, повышение надежности гидротехнических сооружений путем строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных комплексов общей производственной мощностью 370 млн. т в год; увеличение провозной способности транспортного флота путем поставки новых, современных морских судов суммарным дедвейтом 8,1 млн. т; увеличение доли флота под российским флагом в общем составе флота, контролируемого Российской Федерацией, и доли его участия в перевозках российских внешнеторговых грузов; увеличение мощности обеспечивающего флота путем поставки новых ледокольных, аварийно-спасательных, гидрографических, природоохранных, служебно-вспомогательных и других судов в количестве 74 единиц; повышение уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей среды путем строительства и реконструкции объектов федерального государственного учреждения "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации"; снижение аварийности на флоте, уменьшение риска экологических катастроф в Арктическом бассейне путем улучшения навигационного обслуживания судоходства; улучшение условий подготовки специалистов морского транспорта путем строительства и реконструкции объектов морских учебных заведений; повышение эффективности участия морского транспорта в организации и эксплуатации логистических (товаропроводящих) транспортно-технологических систем и международных транспортных коридоров; повышение эффективности технической эксплуатации атомного флота.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 8 282,60 млн. рублей (ГКВ – 8 272,60 млн. рублей; НИОКР – 10,00 млн. рублей).

Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Выполнение целевых индикаторов и показателей:
"Пропускная способность морских портов путем строительства и реконструкции перегрузочных комплексов" составила 43,2 млн. тонн (155,4% от прироста общей производственной мощности, предусмотренной на год);
"Объем перевалки грузов в российских морских портах" составил 421,0 млн. т (96,8% от предусмотренного на 2006 год), в том числе наливных – 174,4 млн. т (71,2% от предусмотренного на год), сухих 246,6 млн. т (129,8% от предусмотренного на год). Отклонения от предусмотренных на год показателей по видам переваливаемых грузов вызвано изменением структуры перевозок. Фактически достигнутый объем перевалки грузов в российских морских портах полностью соответствует потребностям грузоотправителей;
"Поставки морских транспортных судов" составили 28 единиц общим дедвейтом 1348,2 тыс. тонн (133,3% и 101,6% соответственно от предусмотренных на год);
"Тоннаж морского транспортного флота, контролируемого Россией" достиг 1 192 судов дедвейтом 16 034,2 тыс. т (103,4% от показателя, предусмотренного на 2006 год), в том числе: сухогрузный флот - 736 судов дедвейтом 3 787,57 тыс. т, наливной флот - 384 судна дедвейтом 12 108,55 тыс. тонн, комбинированный флот - 7 судов дедвейтом 99,6 тыс. т, пассажирский флот - 65 судов дедвейтом 38,48 тыс. т;
"Поставки судов обеспечивающего флота" составили 6 единиц, что в шесть раз превышает показатель, предусмотренный на 2006 год.

Вместе с тем не удалось завершить сдачу в эксплуатацию атомного ледокола "50 лет Победы". На ледоколе в настоящий момент проводятся комплексные швартовные испытания атомной паро-производящей установки, паротурбинной установки и главной энергетической установки. Для обеспечения приемки распоряжением Росморречфлота от 30 мая 2006 года № АД-82-р образована Государственная комиссия.

Пополнение флота судоходных компаний вновь построенными судами позволило снизить средний возраст судов транспортного флота. Так, например, в ОАО "Приморское морское пароходство" средний возраст судов снизился с 17 до 12 лет, в ОАО "Дальневосточное морское пароходство" с 18 до 15 лет. Средний возраст судов транспортного флота ОАО "Совкомфлот" снизился до 7,7 лет.

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

По разделу "Развитие прибрежно-портовой инфраструктуры" введено в эксплуатацию производственных объектов общей мощностью – 43,2 млн. тонн в год и общей длиной причальной стенки 517,0 пог. м, в том числе:
вспомогательный причал № 5 в порту Махачкалы с длиной причальной стенки – 187,0 пог. м, производственная мощность – 0,9 млн. т в год;
строительство 2-ой очереди перегрузочного комплекса в порту Приморска для перевалки сырой нефти, длина причальной стенки – 330,0 пог. м;
строительство нефтеперевалочного комплекса в порту Де-Кастри (Ванино) производственной мощностью 12,0 млн. т в год;
вторая очередь модернизации перегрузочного комплекса метанола в порту Восточный производственной мощностью 1,3 млн. т в год.

Введены следующие объекты производственной инфраструктуры в морских портах:
порт Махачкала - завершена реконструкция южного мола длиной 525,0 м и северного мола длиной 460,0 м, входящих в состав объектов 1-ой очереди реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта;
порт Усть-Луга – введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга производственной мощностью 4,0 млн. тонн в год.

Предусмотрено 11 строек (объектов), в том числе 8 - по береговому строительству.

1. Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском торговом порту Усть-Луга, Ленинградская область. Первая очередь строительства железнодорожного паромного комплекса, 1-й пусковой комплекс (объекты федеральной собственности), мощностью 211 пог. м причала / 3,5 млн. т грузов в год с планируемым вводом в 2007 году.
Полностью завершено строительство гидротехнических сооружений паромного пирса (включая автомобильную составляющую), строительство и установка железнодорожного подъемно-переходного моста. Выполнены работы по креплению дна ложа парома и берегоукреплению. Завершено образование территории паромного комплекса и образование операционной акватории маневрового бассейна с проходной глубиной 9,7 м.
Осуществлялось строительство объектов и сооружений береговой инфраструктуры, включая железнодорожные подъездные пути протяженностью 8,75 км, объекты и сооружения инженерного обеспечения.
Выполнены работы по устройству подъездной дороги к паромному комплексу протяженностью 300 м.
Выполнены общестроительные работы поста электрической централизации, закуплено оборудование для поста ЭЦ, выполнены работы по устройству фундаментов и стены караульного помещения, двух постов ФПС. Завершены работы по монтажу одной трансформаторной подстанции, изготовлены фундаменты под 4 трансформаторные подстанции и осветительные мачты.
Выполнены работы по прокладке линии электроснабжения 10 кВ общей протяженностью 4,5 км, а также работы по прокладке трубопроводов водоснабжения и пожаротушения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации (90%).
Полное завершение работ по строительству объектов и сооружений береговой инфраструктуры, включая строительство здания пожарного депо на 4 автомашины, а также отдельных объектов пункта пропуска через государственную границу, в том числе пункт углубленного досмотра вагонов, и другие объекты пункта пропуска, предусматриваются проектом плана в 2007 году.

2. Железнодорожный паромный комплекс в бассейне № 4, г. Балтийск, Калининградская область, мощностью 236 пог. м причала / 0,80 млн. т грузов в год с планируемым вводом в 2007 году.
Завершено строительство гидротехнических сооружений паромного причала (236,2 пог. м), строительство и установка железнодорожного подъемно-переходного моста, оборудование операционной акватории и территории, берегоукрепление, дноуглубление измененной трассы судового хода КМК.
По береговым зданиям и сооружениям построены административно-бытовой блок общей площадью 1260 кв.м, контрольные пункты и посты ФПС 8 единиц, досмотровый пункт и пост взвешивания вагонов, здание поста электрической централизации, железнодорожные пути протяженностью 7700 пог. м и устройства, дизельные электростанции, трансформаторные подстанции, котельная, очистные сооружения, инженерные сети. Кроме того, выполнена часть из предусмотренных соглашением компенсационных мероприятий.

3. Строительство операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов (универсальный, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольного терминала) в северной части морского торгового порта Усть-Луга, Кингисеппского района, Ленинградской области, с завершением строительства первого этапа и планируемым вводом объекта в 2008 году.
Общий объем дноуглубительных и рефулерных работ составил около 4,3 млн. куб. метров. Завершение работ по созданию операционной акватории (1 этап) предусмотрено в 2008 году.

4. Строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга, финансируемое за счет средств федерального бюджета, с завершением и вводом в эксплуатацию в 2008 году.
Выполнены следующие работы:
выполнены дноуглубительные работы в объеме более 12 млн. куб. м;
завершена перекладка 2-х подводных кабельных линий связи с оформлением соответствующих актов;
завершены работы по строительству створных знаков на участке Петровского фарватера. Приемка створных знаков приемочной комиссией планируется в течение I квартала 2007 года.
Кроме того, осуществлялись прочие сопутствующие работы и затраты, а также оплата в федеральный бюджет налога за негативное воздействие на окружающую среду и компенсация ущерба рыбным запасам.

5. Реконструкция входных молов Калининградского морского канала с планируемым вводом в 2009 году.
Объем государственных капитальных вложений, установленных на 2006 год, освоен и профинансирован полностью.
Выполнены подготовительные работы по реконструкции Северного мола. Изготовлены железобетонные изделия (тетраподы, гексабиты и бетонные массивы) в общем количестве 2 929 штук и уложены в воду. Произведено восстановление бетонного покрытия Северного мола площадью 580 кв. м.

6. Реконструкция морского торгового порта Шахтерск, реконструкция угольного причала и оградительных сооружений ковша в Углегорском районе Сахалинской области, с завершением работ и планируемым вводом мощностей в 2008 году.
Объем государственных капитальных вложений, установленных на 2006 год, освоен и профинансирован полностью.
Выполнены подготовительные работы на реконструкции Южного и Западного молов, произведена геодезическая разбивка осей сооружений. Изготовлены бетонные изделия (гексабиты) в количестве 92 шт. Осуществлялось пробное погружение шпунта и забивка свай. Производились дноуглубительные работы на внутренней акватории, выбрано 2456 куб. м грунта.
Завершение работ по реконструкции морского торгового порта Шахтерск и реконструкции угольного причала и оградительных сооружений ковша предусмотрено в 2008 году.

7. Судовой рейд морского торгового порта Оля в районе пр. Бакланья, Астраханская область, с завершением работ и планируемым вводом объекта в 2007 году.
Капитальные вложения, установленные на 2006 год, освоены и профинансированы полностью. Общий объем дноуглубительных работ составил около 230,81 тыс. куб. м.
Завершение работ по созданию судового рейда предусмотрено в 2007 году.

8. Первая очередь реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта, г. Махачкала, Республика Дагестан, мощностью 8,48 млн.т.
Объём капитальных вложений на реконструкцию и развитие порта полностью освоен.
Актом Государственной приёмочной комиссии от 22 сентября 2006 года приняты в эксплуатацию законченные строительством объекты первой очереди реконструкции и развития ММТП: вспомогательный причал (причал № 5) нефтяной гавани порта мощностью 0,9 млн. тонн, реконструкция Северного мола, реконструкция Южного мола.
Завершается строительство нового порта сухогрузной гавани с тремя причалами мощностью 0,58 млн. т.

Следует отметить, что финансирование за счет прочих источников финансирования строительства железнодорожного паромного комплекса в бассейне № 4 г. Балтийска, автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга, Ленинградской области, операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов в северной части морского торгового порта Усть-Луга, Кингисепского района Ленинградской области, первой очереди реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта произведено за счет средств ФГУП "Росморпорта" в счет невыполненных ранее обязательств по софинансированию инвестиционных проектов ФГУП "Росморпорта".

За счет средств внебюджетных источников финансирования подпрограммой было предусмотрено финансирование строительства Морского пассажирского терминала на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга, автоматизированного радиотехнического поста № 4 СУДС, подходов к порту Оля и судовой рейд Морского торгового порта Оля в районе пр. Бакланья, Астраханской области, которое фактически произведено не было.

В связи с чем, следует отметить недостаточность принятия государственным заказчиком - координатором программы Минтрансом России, государственными заказчиком подпрограммы Росморречфлотом мер по привлечению средств внебюджетных источников на указанных объектах.

В 2006 году за счет собственных средств судовладельцев и привлеченных судоходными компаниями кредитов построено 28 судов транспортного флота (вместо 21 единицы, предусмотренной на отчетный период) общим дедвейтом 1348,2 тыс. тонн (вместо 1327,0 тыс. тонн, предусмотренных на отчетный период) и 6 судов обеспечивающего флота (вместо 1 единицы, предусмотренной на отчетный период).

С российских верфей получено два транспортных судна дедвейтом 47,4 тыс. тонн и 4 судна обеспечивающего флота, в том числе под российский флаг – 7 транспортных судов и 6 судов служебно-вспомогательного флота.

Среди вновь построенных судов такие уникальные суда как крупнотоннажный танкер типа "Суэцмакс" дедвейтом 162,0 тыс. тонн, 6 танкеров типа "Афрамакс" дедвейтом 105,0 тыс. тонн и два танкера дедвейтом 47,4 тыс. тонн, построенные в России. Все суда для ОАО "Совкомфлот" и ОАО "Новороссийское морское пароходство". В конце года по заказу ОАО "Совкомфлот" построено судно-газовоз для перевозки 35,0 тыс. куб. м сжиженного природного газа. Еще одно судно этого проекта ожидается в начале 2007 года.

Окончено строительство серии из четырех железнодорожных паромов в Хорватии для Махачкалинского морского торгового порта. Осуществлен перегон судов на Каспийское море по внутренним водным путям.

Обеспечивающий флот пополнился 6 судами. Поставлены четыре буксира-кантовщика для ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга", для ОАО "Ванинский морской торговый порт" и ОАО "Буксирная компания "Грифон", г. Санкт-Петербург, построенные на российском заводе "Пелла" (Ленинградская обл.). Получен мощный ледокольный буксир 12 240 л.с. из Норвегии для ОАО "Приморское морское пароходство".

Продолжалось строительство на ОАО "Балтийский завод" в г. Санкт-Петербурге атомного ледокола "50 лет Победы".

Для завершения строительных работ и сдачи атомного ледокола "50 лет Победы" ОАО "Балтийский завод" в 2006 году осуществлена загрузка активных зон в реакторы ледокола и осуществлён физический пуск реакторов.

На ледоколе проводятся комплексные швартовные испытания атомной паро-производящей установки, паротурбинной установки и главной энергетической установки.

В обеспечение приёмки в эксплуатацию атомного ледокола "50 лет Победы" распоряжением Росморречфлота от 30 мая 2006 г. № АД-82-р образована Государственная комиссия.

Что касается финансирования достройки ледокола, то в течение 2003-2005 годов на эти цели в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 1528-р и от 1 декабря 2005 г. № 2087-р из федерального бюджета были выделены средства. Но необходимость выполнения дополнительных работ, вызванных "долгостроем", а также задержка на 16 месяцев с поставкой ядерного топлива по отношению к установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 1528-р сроку, не позволили завершить достройку ледокола в 2005 году.

С 1 января 2006 года финансовые средства из федерального бюджета на достройку ледокола не выделялись, и ОАО "Балтийский завод" с этой даты осуществляет все работы на ледоколе за счёт собственных и заёмных средств.

Продолжалось строительство на ОАО "Балтийский завод" двух линейных дизель-электрических ледоколов с полноповоротными винторулевыми колонками мощностью 16 МВт для обслуживания акватории Финского залива. Окончание их строительства ожидается в 2007 году.

Началась разработка эскизного проекта атомного ледокола нового поколения мощностью 60,0 МВт (универсальный атомный ледокол). Срок сдачи работ по контракту в ноябре 2007 года.

В соответствии с направлениями научных исследований в 2006 году выполнены НИОКР, в том числе:
"Разработка предложений по совершенствованию методологии статистического учета в части унификации форм статистической отчетности по морскому и внутреннему водному транспорту". Результаты НИР позволят сократить затраты на составление, сбор и обработку статистической отчетности о деятельности морского и внутреннего водного транспорта;
"Перспективные направления развития морской транспортной системы Хабаровского и Приморского края для обеспечения внешнеторговых связей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)". Результаты НИР будут служить основой для определения мест размещения портовых комплексов на Дальнем Востоке и развитию смежных видов транспорта для обеспечения прогнозируемых объёмов грузоперевозок. Для дальнейшего решения о строительстве портовых терминалов при условии одобрения результатов НИР необходима совместная работа Минтранса России, РАО "РЖД", администраций Хабаровского и Приморского края и инвесторов с целью привлечения инвестиций и организации строительства портов. Эффективность использования результатов НИР состоит в повышении мощности российской транспортной системы России на Дальнем Востоке, обеспечении роста внешнеторговых и транзитных перевозок, росте доходов транспорта, создании новых рабочих мест и т.д.;
"Разработка мероприятий по восстановлению и развитию инфраструктуры Северного морского пути, обеспечивающей безопасное судоходство в пределах Арктической морской транспортной системы". В связи с ожидаемыми к 2015-2020 гг. экспортными перевозками больших объемов нефти в Западную Европу и США необходимо восстановление инфраструктуры Арктической морской транспортной системы и строительство ее новых объектов в соответствии с ростом потребностей;
"Подготовка научно-обоснованных предложений по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений морского транспорта при реконструкции и строительстве оградительных сооружений морских портов". Для успешной реализации подпрограммы "Морской транспорт" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в портах Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Махачкала, Ванино и Восточный должны быть реконструированы оградительные сооружения общей длиной не менее 5-6 км. Аварийное состояние оградительных сооружений является основной причиной простоев порта по метеопричинам. Практической целью работы является разработка рекомендаций по реконструкции оградительных сооружений откосного профиля и повышению эффективности эксплуатации грузовых причалов;
"Разработка ведомственной информационной системы по морским учебным заведениям и центрам подготовки России (первый этап)". Типовая информационная система управления качеством предназначена для быстрой адаптации в конкретных морских учебных заведениях и центрах. Внедрение информационной системы в практику управления системой подготовки моряков в России позволит удовлетворить международным требованиям в части качества подготовки морских специалистов, повысит конкурентоспособность российского морского образования, обеспечит надежную основу для постоянного пребывания России в "белом списке" ИМО.

Выводы и предложения.

В 2006 году введены в эксплуатацию причалы суммарной длиной 517,0 пог. м и перегрузочные комплексы общей мощностью 43,2 млн. т.

В 2006 году за счет собственных средств судовладельцев и привлечения кредитов иностранных банков построено 28 судов транспортного флота общим дедвейтом 1 348,2 тыс. тонн в год и 6 судов обеспечивающего флота (было предусмотрено строительство 21 судно транспортного флота общим дедвейтом 1 327,4 тыс. т и 1 судно обеспечивающего флота).

Анализ эффективности реализации подпрограммы показал высокую рентабельность отдельных проектов, привлекательность проектов подпрограммы для частных инвесторов, а для отрасли – достаточно высокий уровень поступлений в бюджет и создание б?льшего количества рабочих мест при соблюдении норм экологической безопасности.

Подпрограмма "Морской транспорт" является базисом для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта, отвечает требованиям новейших разработок в области стратегического целевого планирования развития отрасли.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" в полном объеме способствует достижению Росморречфлотом и Минтрансом России поставленных целей в развитии транспортного сектора экономики.

Вместе с тем, следует отметить недостаточность принятия государственным заказчиком - координатором программы Минтрансом России, государственным заказчиком подпрограммы Росморречфлотом мер по привлечению внебюджетных источников на объектах, предусмотренных подпрограммой.

Материалы из архива