Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2005 год

Основными целями программы являются: повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы страны; смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью перевозок на производство, социальную сферу и внешнеэкономическую деятельность; снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг; повышение доступности российских территорий и транспортных услуг для населения и широкого круга хозяйствующих субъектов; улучшение качества транспортного обслуживания населения и народного хозяйства (повышение скорости и комфортности перевозок пассажиров, своевременности и сохранности перевозок грузов); повышение уровня безопасности транспортной деятельности и снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию программы было предусмотрено 128948,91 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 100052,46 млн. рублей, НИОКР – 310,38 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 28586,07 млн. рублей.

В составе программы в 2005 году - 11 подпрограмм:
подпрограмма "Железнодорожный транспорт" (Росжелдор);
подпрограмма "Автомобильные дороги" (Росавтодор);
подпрограмма "Гражданская авиация" (Росавиация);
подпрограмма "Единая система организации воздушного транспорта" (Росавиация);
подпрограмма "Морской транспорт" (Росморречфлот);
подпрограмма "Внутренние водные пути" (Росморречфлот);
подпрограмма "Внутренний водный транспорт" (Росморречфлот);
подпрограмма "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" (Минтранс России);
подпрограмма "Безопасность дорожного движения" (Росавтодор);
подпрограмма "Информатизация" (Минтранс России);
подпрограмма "Международные транспортные коридоры" (Росжелдор, Росморречфлот, Росавтодор, Росавиация).

Основные целевые показатели программы

На железнодорожном транспорте в 2005 году объем отправления грузов составил 1398,2 млн. т (при плане 1328,3 млн. тонн), то есть 105,3% к плану.

Грузооборот железнодорожного транспорта составил 2030,8 млрд. т-км при плане 1743,0 то есть 116,5% к плану.

Эксплуатационная длина железных дорог составила 85,8 тыс. км, в том числе в два и более пути – 37,2 тыс. км, электрифицированные участки – 42,8 тыс. км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составила в 2005 году 600 тыс. км при плане 620 тыс. км. Протяженность федеральных автомобильных дорог, находящихся на содержании, составляет 47 тыс. км. При этом удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет 37%, а эксплуатируемых с превышением нормативной загрузки составляет 28%.

В 2005 году введено 3 крупных мостовых сооружения (через Кольский залив у г. Мурманск, через реку Ветлуга в Республике Марий Эл и через реку Кама у г. Пермь (1 очередь). Продолжается строительство 8 крупных внеклассных мостов.

Пассажирооборот воздушного транспорта составил 85,9 млрд. пасс.-км, 119,3% к программному показателю (72,0 млрд. пасс.-км). Всего перевезено 35 млн. пассажиров (рост 4%) и порядка 630 тыс. т почты и грузов. Всего в авиакомпании России поставлено 17 воздушных судов.

Результатом интенсивного развития морского транспорта является увеличение одного из основных программных показателей: в 2005 году объем перевалки грузов в морских портах России составил 405 млн. тонн. По отношению к 2004 году прирост составил 45 млн. тонн (прирост 12%).

По подпрограмме "Внутренние водные пути" обслуживается более 46 тыс. км водных путей с гарантированными габаритами и более 27 тыс. км водных путей с освещаемой и отражаемой обстановкой. В эксплуатации находятся 729 гидротехнических сооружений на всех основных каналах и бассейнах рек.

В 2005 году введены в эксплуатацию новые производственные мощности, проведен значительный объем работ по модернизации и реконструкции действующих объектов транспортной инфраструктуры, рабочий парк транспортных средств пополнился новыми локомотивами, морскими, речными и воздушными судами, автобусами, автомобилями и другими транспортными средствами.

Освоение средств федерального бюджета, выделенных на капитальные вложения, в целом соответствует программному заданию.

Анализ эффективности реализации программы демонстрирует рентабельность многих инвестиционных проектов, привлекательность проектов программы для регионов и частных инвесторов, высокий уровень налоговых и иных поступлений в бюджетную систему, а также создание значительного количества рабочих мест.

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Железнодорожный транспорт" на 2005 год, позволила достичь увеличения объёмов перевозок, повышения финансовой устойчивости и эффективности работы ОАО "Российские железные дороги" и других компаний, работающих в отрасли.

Основные мероприятия, проведенные в 2005 году, позволили получить следующие экономические результаты:
увеличение объёмов перевозок грузов на 3,3% и пассажиров на 13,3% с соответствующим увеличением объема доходов от основной деятельности;
экономию эксплуатационных расходов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий 1386,6 млн. рублей в год, рост производительности труда на 7,2%;
повышение безопасности, надёжности и ритмичности эксплуатационной работы позволило сократить оборот вагона на 4%;
оснащение железнодорожного транспорта подвижным составом нового поколения позволило снизить потребность в топливно-энергетических ресурсах в расчете на единицу нового подвижного состава.

Указанные экономические результаты достигнуты за счет реализации следующих мероприятий:

Строительство вторых путей и электрификация железнодорожных линий на основных направлениях повысило пропускную, провозную и перерабатывающую способность железнодорожных линий и узлов, способствовало перераспределению грузо - и пассажиропотоков для улучшения качества и эффективности перевозок, оказало влияние на повышение скоростей движения грузовых и пассажирских поездов, снизило продолжительность технологических перерывов в движении ("окон"), за счёт чего сократилось время доставки грузов и перемещения пассажиров.

Развитие железнодорожной инфраструктуры припортовых и приграничных станций позволило увеличить пропускную и перерабатывающую способность портов и сухопутных погранпереходов, что способствовало привлечению дополнительных объёмов перевозок транзитных грузов и переключению объёмов экспортных грузов с портов Украины и стран Балтии.

Создание и применение новых средств СЦБ и автоматических средств связи позволило повысить надёжность работы систем безопасности движения поездов, способствовало росту пропускной и провозной способности железнодорожных линий, а также повышению скоростей движения поездов.

Автоматизация процессов управления перевозками повысила эффективность перевозочного процесса путём контроля соблюдения технологии при эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта на всех уровнях в соответствии с нормативными требованиями.

По экспертным оценкам, суммарный экономический эффект от внедрения в дорожном хозяйстве прогрессивных технологий, техники и материалов ежегодно составлял 400-500 млн. рублей. Существенный качественный эффект получен по результатам реализации в 2005 году мероприятий подпрограммы, направленных на: совершенствование структуры управления дорожным хозяйством, повышение эффективности управления имущественным комплексом дорожного хозяйства, совершенствование правовой базы дорожной деятельности, внедрение современных информационных технологий и средств связи, развитие международного сотрудничества в сфере строительства автомобильных дорог, подготовку и переподготовку кадров.

В то же время необходимо констатировать нарастающее отставание по реализации объемных показателей, связанное с недостаточным финансовым обеспечением отрасли. Соответственно, установленный социально-экономический эффект от реализации подпрограммы к 2010 году без принятия мер по улучшению сложившейся ситуации достигнут не будет.

При дальнейшем сохранении фактических темпов совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования уровень выполнения целевых показателей подпрограммы к 2010 году составит порядка 30-40 %.

В 2005 году фактические величины общественной и коммерческой эффективности на воздушном транспорте больше аналогичных показателей 2004 года соответственно на 56% и на 18%.

Рост этих показателей в 2005 году произошел несмотря на увеличение прямых эксплуатационных расходов авиакомпаний и аэропортов, связанных с ростом цен на авиационное топливо.

Бюджетная эффективность в 2005 году уменьшилась по сравнению с 2004 годом на 46% из-за существенного роста объемов капитальных вложений (на 410%) за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Социально-экономическими результатами реализации мероприятий подпрограммы в 2005 году являются:
продолжение закупок новых воздушных судов отечественного производства;
продолжение процесса модернизация действующего парка магистральных самолетов по требованиям ИКАО;
продолжение работ по модернизации объектов наземной инфраструктуры, увеличение объемов капитальных вложений на реконструкцию аэродромов, начало строительства взлетно-посадочных полос, замена светосигнального и радиотехнического оборудования в аэропортах, завершение реконструкции аэровокзальных комплексов, грузовых складов и иных объектов.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" в полном объеме способствует достижению поставленных целей в развитии транспортного сектора экономики.

Технологическое развитие портовых объектов повышает конкурентоспособность услуг по перевалке грузов, рыночные "ниши" для которых известны и спрос на которые уже сформировался и подтвержден рыночной практикой. С учетом международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север - Юг" конкурентоспособность проектов в Северо-западном бассейне формируется конкуренцией с портами Прибалтики, в Южном бассейне - конкуренцией с портами Украины, в Дальневосточном бассейне - с портами Китая, а в Каспийском бассейне - с учетом стратегических задач страны.

Пополнение флота судоходных компаний вновь построенными судами позволило снизить средний возраст судов транспортного флота. Так, например, в ОАО “Приморское морское пароходство” средний возраст судов снизился с 17 до 12 лет, в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” с 18 до 15 лет. Средний возраст судов транспортного флота ОАО "Совкомфлот" снизился до 7,7 лет.

Эффективность реализации каждого инвестиционного проекта определяется соответствующими показателями: приведённым доходом, сроками окупаемости проектов, нормами рентабельности и др. Учитывая, что в большинстве случаев финансирование проектов осуществляется из внебюджетных источников, т.е. инвестиции являются частными, то для отрасли более важными являются следующие характеристики: платежи в бюджет, создание рабочих мест, экологические аспекты и др.

Увеличение портовых мощностей позволяет создать новые рабочие места в морских портах (в 2004 - 2005 годах дополнительно создано 4,5 тысячи рабочих мест), улучшить условия труда. Благодаря этому создается мультипликативный эффект: помимо обеспечения необходимых объёмов экспорта, оно обеспечивает заказами российские предприятия и создаёт дополнительные рабочие места в смежных отраслях. Развитие портовых мощностей создаёт независимость транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных портов.

Об эффективности работы по реализации экологических мероприятий может свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений при реализации проектов.

Важным результатом реализация подпрограммы "Морской транспорт" является:
наличие мощного долговременного инструмента экономического и политического влияния на международной арене, особенно в сферах мировой торговли и международного морского судоходства, интеграция в мировую экономическую систему;
бесперебойное транспортное обслуживание районов Крайнего Севера и Дальнего Востока (вывоз: нефти с шельфов северных и дальневосточных морей, продукции Норильского комбината, лесных грузов из Игарки; доставка различных видов снабжения и др.) - как важнейшее условие жизнедеятельности проживающих там народов (включая малые коренные народы) и освоение природных богатств указанных регионов;
надежная транспортная связь с анклавной Калининградской областью, не требующая пересечения территорий иностранных государств;
возможность использования выгодного географического положения для развития совместно с другими видами транспорта транзитных перевозок по международным транспортным коридорам и их продолжениям, проходящим по территории России.

Основные показатели подпрограммы "Внутренние водные пути", характеризующие протяженность внутренних водных путей, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов и с освещаемой обстановкой, соответствуют показателям, установленным при утверждении подпрограммы.

Это позволило обеспечить перевозки грузов в объеме 129,1 млн. тонн. В районы Крайнего Севера перевезено 12,0 млн. тонн, перевозки грузов в международном сообщении составили 30,4 млн. тонн. Азово-Донским ГБУВПиС в зимних условиях продолжалось путевое обслуживание участка р. Дон от Ростова до устья, а также Азово-Донского морского канала для осуществления судоходства.

В 2005 году произведено 258466 шлюзований, прошлюзовано 439205 судов. Наибольшее количество шлюзований (104059) и судопропуска (125159) осуществлено Волго-Донским судоходным каналом.

Полностью обеспечено освоение средств по объектам капитального строительства в соответствии с перечнем программных мероприятий на 2005 год.

Реализация инвестиционного проекта по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением "Старт" в г. Москве позволяет создать условия безопасного движения потоков автотранспортных средств, до 20% снизить задержки транспорта, на 10% уменьшить время поездки, до 7% снизить потребление горючего и на 5% уменьшить массу выбросов угарного газа и др. вредных веществ. В 2005 году будет введен в эксплуатацию 3-й пусковой комплекс.

В результате реализации программы в 2005 году увеличились платежи в бюджет и появились новые рабочие места, в целом по программе наблюдается мультипликативный эффект, то есть прирост суммарного дохода с учетом других отраслей экономики выше, чем изменения автономных затрат по программным мероприятиям.

Проведение в 2005 году конкурсов (торгов) по инвестиционным проектам, а также на поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд осуществлялось в установленном порядке. Экономия бюджетных средств в результате проведения конкурсов (торгов) при размещении государственных заказов составила почти 4,5 млрд. рублей.

В 2005 году с администрациями субъектов Российской Федерации велась активная работа, в частности заключено 148 договоров об организации дорожных работ, финансируемых из средств федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов транспортной инфраструктуры сопровождалось текущей деятельностью государственных заказчиков и подведомственных организаций, направленной на оптимизацию бюджетных расходов. Осуществлялось внедрение методов бюджетирования, ориентированных на конкретные результаты.

Мониторинг хода реализации мероприятий программы проводился путем сбора, обработки и анализа данных государственных статистических наблюдений и оперативной ведомственной отчетности.

Для повышения эффективности реализации программы важно было обеспечить комплексность решения программных задач и тесную увязку мероприятий НИОКР с инвестиционными проектами. При этом было сокращено количество наиболее значимых проектов и обеспечена поддержка высокоэффективных проектов из федерального бюджета. Была обеспечена координация планов реализации программы с долгосрочными и среднесрочными прогнозами социально-экономического развития транспортных отраслей. Были учтены особенности развития регионов и изменения грузовой базы по отдельным проектам. Всё это позволило теснейшим образом увязать реализацию программы с решением ключевых задач развития транспортной инфраструктуры.

Успешность реализации программы в целом напрямую зависит от ее финансового обеспечения, расширения круга участников инвестиционного процесса. Частные инвестиции становятся одним из источников финансирования программных мероприятий. В этих целях предпринимаются меры по привлечению к финансированию инвестиционных проектов собственных средств владельцев транспортных предприятий и грузовладельцев, использованию ими кредитов государственных и коммерческих банков, эмиссии ценных бумаг.

Для повышения эффективности расходов федерального бюджета на реализацию программных мероприятий государственные заказчики активно привлекают частных инвесторов к реализации коммерчески эффективных проектов программы. При этом инвесторам оказывается методическое и организационное содействие в использовании механизмов лизинга, кредитов банков, займов отечественных и зарубежных финансовых институтов. Интенсивно ведется с регионами работа по организации реализации совместных проектов.

Финансирование программных мероприятий осуществлялось за счет собственных средств предприятий, привлечения иностранных инвестиций, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федерального бюджета.

На 1 рубль федерального бюджета в среднем по программе привлечено 2,5 рубля средств из других источников. При этом в автодорожной отрасли, доля которой в бюджетной составляющей более 90%, на втором этапе реализации программы планируется заметное увеличение внебюджетного финансирования за счет строительства платных автомобильных дорог.

Налаживаются связи и устанавливаются контакты с потенциальными частными инвесторами, готовятся материалы по наиболее эффективным и актуальным инвестиционным проектам для их возможного финансирования за счет кредитов ЕБРР и Европейского инвестиционного банка.

Условия, предоставляемые России международными банками, в случаях реализации дорожных проектов, как правило, выгодны для страны. Минимальная процентная ставка вместе с эффектом, проявляющимся во всех сферах жизни и деятельности регионов в зоне прохождения дороги, позволяют говорить о внешних заимствованиях в дорожные проекты как об одном из эффективных инструментов стимулирования экономического роста.

В тоже время необходимо отметить, что объем кредитных ресурсов международных финансовых организации относительно невелик и ограничен, так как указанные кредиты предоставляются под гарантии Правительства Российской Федерации и входят в программу внешних заимствований. В связи с этим, на 2005 год и среднесрочную перспективу приоритетным вариантом привлечения в дорожную отрасль внебюджетных финансовых ресурсов определено государственно-частное партнерство, заключающееся в предоставлении коммерческим организациям права реализации за счет собственных и привлеченных средств проектов строительства платных автомобильных дорог на основе договоров концессии.

Подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации перечень приоритетных автодорожных объектов на сети федеральных автомобильных дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на условиях государственно-частного партнерства с последующей эксплуатацией на платной основе.

В настоящее время основные усилия направлены на подготовку обоснований инвестиций и решение вопросов взаимодействия с местными органами власти и потенциальными инвесторами в рамках реализации следующих проектов: "Строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург"; "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области"; "Строительство соединительной автомобильной магистрали от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь"; "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе подъезда к аэропорту "Домодедово".

Однако следует отметить, что выполненные за 2005 год Минтрансом России и Росавтодором мероприятия в данном направлении (разработка предпроектной документации) носили подготовительный характер и финансировались из средств федерального бюджета. Несмотря на высокий интерес потенциальных инвесторов к предложениям об участии совместно с государством в реализации проектов строительства высококачественных автомобильных дорог с последующей их эксплуатацией на платной основе, конкретных договоренностей об объемах, сроках и условиях предоставления частных инвестиций пока не достигнуто. Этому препятствовала, прежде всего, недостаточность законодательной базы.

В частности, отсутствуют законодательные акты, устанавливающие права, обязанности, гарантии лицам, участвующим в создании и эксплуатации дороги на платной основе, принципы распределения рисков. Большие трудности представляет собой решение вопросов по отводу земельных участков для строительства платных дорог. Согласно действующему законодательству, процедура урегулирования вопросов изъятия земельных участков у собственника может продлиться более двух лет, что, соответственно, тормозит реализацию проектов. Отсутствует механизм определения выкупной цены и законодательный акт, регулирующий порядок и регламент изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

Решить указанные проблемы должно принятие Федерального закона "О платных автомобильных дорогах".

Следует также отметить, что принятый в 2005 году Федеральный закон "О концессионных соглашениях" имеет принципиальное значение для совершенствования механизма управления собственностью в дорожной отрасли и позволяет начать реальную работу по привлечению крупных западных инвестиций в инфраструктурные проекты.

С целью привлечения средств из внебюджетных источников для реализации программных мероприятий разработаны проекты типовых инвестиционных договоров на реализацию различного типа программных мероприятий.

В целях привлечения внебюджетных источников финансирования при реализации инвестиционных проектов программы проводились презентации приоритетных проектов на конференциях, семинарах и совещаниях. Ведутся предварительные наработки по организации консорциумов и других объединений для финансирования крупных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов.

В 2005 году активизировалась работа по привлечению внебюджетных источников для развития транспортной инфраструктуры и обновления парка транспортных средств с применением практически всех экономических возможностей, предоставляемых в современной России (лизинг, компенсация процентных ставок, акционирование, суверенные гарантии и т.д.).

Для стимулирования инвестиций используется новая долгосрочная форма государственной поддержки - возмещение части затрат транспортных организаций на обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства на российских предприятиях. Введение этой формы государственной поддержки позволяет в среднем привлекать на реализацию программных мероприятий 10-15 рублей частных инвестиций в год на один рубль государственной поддержки. В гражданской авиации в 2002-2005 годах на 1 рубль субсидий из бюджетных средств приходится более 30 рублей инвестиций из внебюджетных источников.

Основным рабочим органом текущего управления программой является федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации программы "Модернизация транспортной системы России" (ФГУ "Ространмодернизация").

Основной результат реализации программы в 2005 году заключается в выполнении основных целевых показателей по базовым транспортным отраслям.

Дорожными организациями в 2005 году план ввода в эксплуатацию федеральных автодорог выполнен на 100,3%. В то же время результаты свидетельствуют о сохранении низкого уровня инвестиций бюджетной системы в дорожном хозяйстве (прежде всего в части территориальных бюджетов) и нарастающем отставании по выполнению программных заданий.

За четыре года построено и реконструировано 10918 км и отремонтировано всеми видами ремонтов 79335 км автомобильных дорог общего пользования (соответственно 41 и 67 % от заданий подпрограммы). Однако, несмотря на ввод в эксплуатацию за указанный период ряда законченных строительством (реконструкцией) автодорожных объектов, имеющих важное значение для страны, и ежегодное выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (в объемах, адекватных выделенным финансовым ресурсам), не удалось даже стабилизировать транспортно-эксплуатационное состояние дорог.

Для устранения указанных выше негативных тенденций необходимо принятие следующих мер: совершенствование налогового законодательства с целью формирования трехуровневой системы финансирования дорожного хозяйства Российской Федерации, обеспечивающей поступления средств на выполнение дорожных работ на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях; разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств за счет более действенного регулирования в области ценообразования, эффективной инвестиционной политики, развития государственно-частного партнерства.

В этой связи необходимо скорейшее принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О платных автомобильных дорогах".

В 2005 году имеет место отставание от утвержденных показателей по ряду направлений и в гражданской авиации. В недостаточном объеме осуществлялись капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Прежде всего это отразилось на выполнении мероприятий по поставкам парка воздушных судов нового поколения и развитию объектов наземной инфраструктуры. Не выделялись средства федерального бюджета на приобретение воздушных судов и тренажеров для учебных заведений, а также на мероприятия авиационной безопасности.

Выделяемые бюджетные ассигнования не соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов.

С большим запозданием проводится компания заключения договоров с заказчиками-застройщиками по причине позднего проведения конкурсов (торгов) по выбору исполнителей работ.

Сохраняет свою остроту проблема освоения перераспределенных государственных капитальных вложений, поскольку решения о перераспределении выносятся в конце года.

Отсутствует в действующих документах программы перечень проектируемых и вновь начинаемых строек и объектов будущих лет для государственных нужд. Финансирование переходящих строек не осуществляется точно в соответствии с титульными списками и сроками согласно договоров подряда.

Не обеспечено финансирование и выполнение подпрограммы "ЕС ОрВД" в 2005 году на уровне программных показателей. Вследствие этого:
не ведутся работы по созданию укрупненных центров управления воздушным движением, имеющего стратегическое значение при реализации подпрограммы для модернизации технических средств аэронавигационного обслуживания воздушных судов на трассах;
не удалось приступить к решению задач по интеграции системы организации воздушного движения Российской Федерации в европейскую аэронавигационную систему на основании внедрения концепции CNS/ATM ИКАО и снижению экономических потерь пользователей воздушного пространства Российской Федерации и предприятий, обеспечивающих аэронавигационное обслуживание.

Недостаточное финансирование мероприятий объясняется отсутствием механизма изменения и индексации тарифов за аэронавигационное обслуживание на трассе, вследствие чего пересчитываются программные назначения по объемам финансирования. Не осуществлен переход на индивидуальные тарифы за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

Для повышения эффективности реализации программы целесообразно продолжать работу по сотрудничеству с администрациями субъектов Российской Федерации, региональными органами управления транспортом с целью конкретизации программных мероприятий и проектов, реализуемых на их территориях

Руководителям подпрограмм, в которых основными источниками финансирования являются внебюджетные средства, необходимо уделить особое внимание проблеме увеличения финансирования программных мероприятий за счет собственных средств предприятий, привлеченных средств и других источников финансирования.

Несмотря на обстоятельства, связанные с реформированием федеральных органов исполнительной власти, в 2005 году введены в эксплуатацию новые крупные производственные мощности, проведена значительная модернизация и реконструкция действующих объектов транспортной инфраструктуры, рабочий парк транспортных средств пополнился новыми локомотивами, морскими, речными и воздушными судами, автобусами, автомобилями и другими транспортными средствами.

Вместе с тем, низкое финансирование НИОКР (в 2005 году порядка 1% от общих затрат федерального бюджета) сдерживает внедрение в транспортный комплекс передовых технологий. В среднем по всем федеральным целевым программам затраты на научно-исследовательские работы составляют 8-10% от затрат федерального бюджета, выделенных на эти программы. В то же время объекты транспортных отраслей – как правило, это комплексные инженерные сооружения - требуют тщательной предпроектной проработки и применения передовых технологий.

Анализ эффективности реализации программы показал рентабельность определенной части инвестиционных проектов, их привлекательность для регионов и частных инвесторов, достаточно высокий уровень поступлений в бюджет, возможность создания значительного количества рабочих мест.

В рамках сложившейся системы финансирования обеспечить необходимо высокий уровень инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры сложно.

В этой связи представляется целесообразным:
- шире использовать практику государственно-частного партнерства в строительстве, реконструкции и модернизации объектов транспортного комплекса;
- более эффективно использовать лизинговые схемы для обновления подвижного состава, флота, парка воздушных судов и другого оборудования транспортного комплекса;
- активизировать работу по привлечению долгосрочных иностранных инвестиций и средств международных финансовых организаций на выгодных условиях под различные виды гарантий прежде всего для финансирования приоритетных проектов;
- создать условия для последующего использования инвестором(и) объектов транспортного комплекса на правах концессии, временного владения или пользования (аренды) на срок действия договора аренды, равного сроку окупаемости капитальных затрат;
- активизировать работу по привлечению собственных средств предприятий и внебюджетных источников финансирования с использованием всех правовых и экономических рыночных механизмов;
- повысить уровень взаимодействия государственных заказчиков, дирекций программ и подпрограмм с органами власти субъектов Российской Федерации с целью конкретизации программных мероприятий, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, по срокам исполнения, механизмам и источникам финансирования;
- в связи с длительной процедурой перераспределения средств ФАИП по объектам программ по итогам трех кварталов расширить права государственных заказчиков в этом вопросе, т.е. по результатам работы за три квартала направлять неосвоенные объемы на важнейшие объекты в рамках программы;
- совместно с Минфином России и Минэкономразвития России рассмотреть возможность расширения сферы применения и увеличения объемов государственной поддержки в формах компенсации процентной ставки за кредиты и возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей для стимулирования инвестиционной активности при реализации проектов программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)";
Для установления единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, Минтранс России предлагает инициировать разработку специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в Российской Федерации, а также закона о порядке перевода земель из одной категории в другую.

Необходимо внести изменения и дополнения в законодательство в сфере земельных отношений в связи с необходимостью выплаты компенсаций.

Правительством Российской Федерации было принято решение о прекращении реализации с 2006 года подпрограмм: "Информатизация", "Внутренний водный транспорт", "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования". Кроме того, Минтранс России предложил дополнительно прекратить реализацию еще 2-х подпрограмм: "Безопасность дорожного движения" и "Международные транспортные коридоры" и включить новую подпрограмму "Экспорт транспортных услуг".

Материалы из архива