Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Оценка эффективности подпрограммы. Общие положения расчета эффективности подпрограммы

Методические рекомендации по оценке эффективности подпрограммы подготовлены на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ ВК 477 от 21 июня 1999 г.), а также на основе раздела 7 "Показатели эффективности подпрограмм" Общих технических требований к корректировке подпрограмм федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 13 января 2004 г.

За 2002 – 2005 годы указаны фактические капитальные вложения и сроки реализации мероприятий, за 2006 – 2010 годы – планируемые.

С учетом большого количества объектов, включенных в подпрограмму, расчеты выполнены по укрупненным нормативам.

Перечень мероприятий подпрограммы включает в себя строительство и реконструкцию как объектов, дающих прямой экономический эффект (транспортный флот, морские порты), так и объектов, не дающих прямого экономического эффекта, но необходимых для обеспечения эффективной работы флота и портов (обеспечивающий флот, системы безопасности судоходства, материально-техническая база учебных заведений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Поэтому расчеты эффективности инвестиций выполнены в 2 вариантах:
только по объектам, дающим прямой экономический эффект;
по подпрограмме в целом, то есть с учетом объектов, не дающих прямого экономического эффекта.

Для получения полной, детализированной картины эффективности инвестиций расчеты выполнены по отдельным статьям затрат – морским портам, морскому флоту, морскому транспорту в целом с учетом дополнительных затрат (строительство обеспечивающего флота, развитие систем безопасности мореплавания, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и прочих текущих расходов, то есть по всей подпрограмме.

Оценка эффективности подпрограммы производилась по качественным и количественным показателям.

Приняты следующие количественные показатели:
общественная эффективность – интегральный эффект;
коммерческая эффективность – интегральный эффект;
бюджетная эффективность – бюджетный эффект.

За качественный показатель принята окупаемость капитальных вложений.

Показатели эффективности рассчитаны исходя из цикла каждого проекта в ценах 2001 года и с учетом нормы дисконта.

Показатель общественной эффективности - интегральный эффект или чистый дисконтированный доход (ЧДД) - разность между доходами общества от реализации проектов и всеми расходами на их осуществление за весь цикл проектов с учетом дисконтирования.

Показатель коммерческой эффективности – интегральный эффект – сумма чистой прибыли от реализации проектов и амортизационных отчислений за вычетом объемов инвестиций на осуществление проектов за весь цикл с учетом дисконтирования.

Показатель бюджетной эффективности – бюджетный эффект – превышение прироста средств, поступающих в бюджеты всех уровней в виде налогов и сборов, над средствами, выделяемыми этими бюджетами в виде инвестиций, эксплуатационных затрат за весь цикл проектов с учетом дисконтирования.

Горизонт расчета принят с 2002 до 2030 года с шагом в 1 год.

Интегральный эффект определяется как сумма эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, а также приведенной к тому же моменту времени суммой капитальных вложений и вычисляется при расчетах показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.

При этом расчет показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности производился с включением в приведенную формулу величин в соответствии с их экономическим смыслом. Так, инвестиции при расчетах показателей общественной и коммерческой эффективности – полные, то есть из всех источников, а при расчете показателей бюджетной эффективности – в размере предусмотренных бюджетных средств на инвестирование проектов.

При расчете показателя общественной эффективности приток денежных средств принят равным произведению доходной ставки на объем реализации плюс дополнительные доходы в смежных областях.

При расчете показателя коммерческой эффективности приток денежных средств равен сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающихся в распоряжении предприятия. В этом случае при расчете доходной части не учитывались дополнительные доходы в смежных областях.

При расчете показателя бюджетной эффективности притоком денежных средств считаются доходы государства в виде налогов, перечисляемых транспортными предприятиями в бюджеты всех уровней, а также в виде подоходного налога с физических лиц.

В расходной части отток денежных средств при расчете показателя общественной эффективности определен как сумма текущих эксплуатационных расходов и затрат на инвестирование.

При расчете бюджетной эффективности оттоком денежных средств считаются все бюджетные затраты на реализацию мероприятий подпрограммы.

Качественным экономическим показателем является срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным и в дальнейшем не изменяется, то есть период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом (или подпрограммой), покрываются суммарными результатами его функционирования.

Срок окупаемости рассчитан также для общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.

Показатель общественной эффективности определяет экономическую целесообразность (эффективность) реализации проекта (подпрограммы) для общества и не зависит от налоговой политики.

Показатель коммерческой эффективности определяет срок окупаемости, свидетельствующий о продолжительной окупаемости проекта для предприятия (о стабильности принятых ставок налогов за анализируемый период, то есть до 2030 года).

Срок окупаемости бюджетных средств характеризует срок возврата бюджетных средств, расходуемых на реализацию подпрограммы (проекта), в результате увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в связи с введением в эксплуатацию морских судов и перегрузочных комплексов в портах.

Расчеты производятся по состоянию на 1 января 2004 года исходя из прогнозируемого прироста доходов, связанных с увеличением объемов работы транспортных предприятий и ставок основных налогов, а также с распределением налоговых поступлений между бюджетами всех уровней в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель бюджетной эффективности рассчитан на основе следующих принципов налогообложения:
налог на добавленную стоимость при реализации транспортных услуг по ставке 18 процентов от выручки предприятий за вычетом выплаченного налога на добавленную стоимость с зачислением всех платежей в федеральный бюджет. Принимая во внимание, что налог на добавленную стоимость по доходам, полученным от перевозок экспортно-импортных грузов, не учитывается, в расчетах используется ставка налога на добавленную стоимость по доходам, полученным от каботажных перевозок грузов;
подоходный налог по ставке 13 процентов фонда оплаты труда, в том числе в федеральный бюджет – 1 процент, в региональные и местные бюджеты – по 12 процентов;
единый социальный налог по ставке 35,6 процента фонда оплаты труда;
налог на прибыль предприятий по ставке 24 процента.

При исчислении показателя бюджетной эффективности не учитываются:
налог на добавленную стоимость в составе капитальных вложений;
таможенные пошлины на импортируемое оборудование и другие товары;
налог на имущество предприятий;
налог на землю;
другие налоги, величина которых не зависит от увеличения объемов выручки предприятий.

Оценка эффективности капитальных вложений, направленных на развитие морских портов

Доходная ставка за погрузочно-разгрузочные работы определена как средневзвешенная по укрупненной номенклатуре грузов на базе утвержденных тарифов для основных морских портов.

Доходная ставка по портовым сборам определена на основе Ставок сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации 4 августа 1995 г. Корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный сборы взимаются администрациями морских портов за каждый заход судна в порт и каждую тонну перерабатываемого груза.

Доходная ставка за оказываемые портами дополнительные услуги определена по фактическим данным в процентах от доходной ставки за погрузочно-разгрузочные работы.

В указанную статью доходов вошла плата за:
сверхнормативное хранение грузов в портах;
оказание услуг по взвешиванию, маркировке грузов, очистке трюмов, подготовке таможенных деклараций, предоставлению телефонной и иных видов связи.

При расчете показателя общественной эффективности учтен дополнительный эффект, возникающий в смежных областях:
переключение грузопотоков на российские порты избавит грузовладельцев от дополнительных таможенных процедур и связанных с ними затрат времени и средств;
в ряде случаев сократится расстояние от пункта отправления грузов до пункта их назначения и соответственно сократятся транспортные издержки на 3 – 5 долларов США за тонну;
перевалка на современных специализированных комплексах сократит потери грузов, реализация которых дает прямой экономический доход грузовладельцу.

При расчете показателя общественной эффективности дополнительный доход в смежных отраслях (у грузовладельцев) – 1,5 доллара США за 1 т перегруженного груза.

Эксплуатационные расходы оценены укрупненно.

Амортизация на реновацию и ремонт определена по нормативам с учетом указанной в подпрограмме стоимости вводимых в эксплуатацию объектов отдельно по перегрузочным комплексам для сухих и наливных грузов.

Затраты на заработную плату приняты исходя из потребности в трудовых ресурсах и средней зарплаты, отчисления на социальное страхование – по нормативам.

Остальные статьи эксплуатационных расходов (на энергоснабжение, материалы, прочие затраты) определены на основе статистических данных по морским портам.

В целях упрощения расчетов экономических показателей морские порты рассматривались как целостные производственные структуры, не разделенные на морские администрации, акционерные общества, стивидорные и прочие компании.

Все расчетные показатели положительные, что свидетельствует о целесообразности реализации проектов.

Как видно из таблицы, окупаемость затрат наступает:
общественная – в 2007 году;
коммерческая – в 2010 году;
бюджетная – в 2003 году.

Оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на развитие морского флота

Подпрограмма предусматривает пополнение морского транспортного флота в 2002 – 2010 годах транспортными судами в количестве 169 единиц общим дедвейтом 8062,8 млн. тонн.

Провозная способность нового флота определена исходя из оценки его потенциальных возможностей и прогноза объемов морских внешнеторговых перевозок на 2002 – 2010 годы.

На 2007 – 2010 годы потребность в морских судах будет определяться исходя из реальных финансовых возможностей судоходных компаний России и ожидаемых бюджетных средств, а также из необходимости освоения флотом России 100 процентов каботажных и максимально возможных объемов внешнеторговых перевозок грузов. При этом предполагается перевезти 50 процентов наливных и 25 процентов сухих российских внешнеторговых грузов.

Оценка доходов от работы нового флота выполнена на основе прогноза уровня фрахтовых ставок на перевозку российских внешнеторговых грузов.

Бюджетная эффективность по морскому флоту определена из предположения, что построенные суда будут эксплуатироваться под российским флагом.

При расчете показателя общественной эффективности дополнительно учтены доходы в сопутствующих отраслях (судостроение, судоремонт), которые могут быть получены за счет:
увеличения строительства судов на отечественных предприятиях при создании благоприятных экономических условий;
увеличения объема судоремонта на судоремонтных заводах.

Для реализации мероприятий подпрограммы по поставкам судов обеспечивающего флота требуются средства федерального бюджета в размере 23,4 млрд. рублей. В основном средства из федерального бюджета необходимы для заказа и строительства флота государственного назначения: ледокольного, аварийно-спасательного и гидрографического.

Оценивая экономическую эффективность от реализации поставок морских судов в 2002 – 2010 годах согласно подпрограмме, можно сделать следующие выводы:
общественная эффективность - положительный финансовый результат с учетом дисконтирования получен начиная с 2005 года, а интегральный эффект с учетом дисконтирования – с 2006 года;
коммерческая эффективность - положительный финансовый результат с учетом дисконтирования получен начиная с 2006 года, а интегральный эффект будет получен с 2011 года;
бюджетная эффективность – положительный финансовый результат с учетом дисконтирования получен начиная с 2003 года.

Полученные результаты с учетом дисконтирования при норме дисконта, равной 13 процентам, которая таким образом учитывает фактор риска, свидетельствуют о том, что рассматриваемые инвестиционные проекты по поставкам морских судов эффективны и могут быть рекомендованы для реализации.

Экономическая эффективность подпрограммы

Эффективность подпрограммы определена с учетом дополнительных затрат на обеспечивающий флот, объекты, относящиеся к системам безопасности мореплавания, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Затраты на мероприятия, не дающие прямого экономического эффекта, отнесены к расходной части. Все расчеты выполнены на единой сопоставимой расчетной базе с учетом дисконтирования.

Окупаемость суммарных затрат на реализацию подпрограммы наступает:
общественная – в 2007 году;
коммерческая – в 2011 году;
бюджетная – в 2003 году.

Результаты расчетов указывают на высокую эффективность мероприятий. При этом дополнительные затраты несколько уменьшают экономические показатели, однако функция интегрального эффекта при расчетах показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности остается положительной.

Бюджетные инвестиции в подпрограмму в целом окупаются за счет дополнительных налоговых поступлений в 2003 году, то есть в первый же год реализации подпрограммы.

Следует отметить, что показатель экономической эффективности (в частности срок окупаемости капитальных вложений) откорректированного варианта подпрограммы близок к соответствующему показателю первоначального варианта, разработанного в 2001 году, несмотря на то что в него были включены значительные расходы за счет средств федерального бюджета на строительство ледокольного флота. Дело в том, что и в 2001 году показатель экономической эффективности рассчитывался с учетом ледокольного флота. Этот флот был исключен из перечня мероприятий уже после завершения всех работ по подпрограмме.

Оценка социальных последствий подпрограммы

Предусмотренные подпрограммой мероприятия по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в морских портах приведут к увеличению количества рабочих мест, повышению уровня занятости профессиональных докеров и решению ряда социально-бытовых вопросов.

Всего за 2002 – 2010 годы в морских портах будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 370 млн. тонн в год, что обеспечит создание 12 тыс. новых рабочих мест.

Ввод в эксплуатацию новых высокопроизводительных перегрузочных комплексов способствует улучшению условий труда портовых рабочих и повышению уровня охраны окружающей природной среды. В морских портах России в неблагоприятных условиях трудятся 5,5 тыс. человек, что составляет более 20 процентов общей численности портовых рабочих.

Загазованность и запыленность 11 процентов рабочих мест значительно превышает установленные предельно допустимые нормы.

В результате реализации подпрограммы подавляющая часть пылящих грузов (уголь, минеральные удобрения, глинозем) будет перегружаться не на универсальных, а на специализированных комплексах, то есть с применением новейших технологий. Это позволит не только повысить интенсивность грузовых работ, но и существенно сократить долю ручного труда, улучшить экологическую обстановку в портах и прилегающих населенных пунктах.

Ввод в эксплуатацию новых современных судов улучшит условия труда плавсостава, повысит уровень безопасности судоходства и экологической безопасности.

Строительство морских судов транспортного и обеспечивающего флота потребует создания на отечественных судостроительных предприятиях не менее 20 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, в результате реализации подпрограммы будет достигнут следующий социальный эффект:
создание 32 тыс. новых рабочих мест в морских портах и на судостроительных предприятиях;
улучшение условий труда плавсостава и портовых рабочих, сокращение доли тяжелого ручного труда;
улучшение экологической обстановки в морских портах и прибрежных зонах.

Вклад подпрограммы в экономическое развитие Российской Федерации

В результате реализации подпрограммы будут решены следующие задачи общегосударственного значения:
обеспечение растущей потребности российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно-импортных и транзитных грузов в отечественных морских портах;
значительное увеличение доли российских внешнеторговых грузов, перевозимых отечественным транспортным флотом;
обеспечение потребностей страны в транспортном обслуживании труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока;
организация надежной транспортной связи с анклавной Калининградской областью;
развитие весьма перспективного и выгодного для экономики страны морского круизного бизнеса путем строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге и реконструкции порта Сочи;
организация и развитие перевозок по международным транспортным коридорам и их продолжениям, проходящим по территории России.

Решение указанных задач полностью устраняет угрозу транспортной зависимости России от морских портов сопредельных стран и существенно снижает ее зависимость от иностранных судоходных компаний.

Таким образом, в результате реализации подпрограммы будет не только преодолено кризисное состояние морского транспорта периода 90-х годов, но и сделаны первые шаги к возвращению России статуса великой морской державы.

По мере приближения срока окончания реализации подпрограммы становится все очевиднее необходимость ее продолжения (или разработки новой программы) после 2010 года.

Дальнейшее развитие морского транспорта позволит России не только полностью обеспечивать свои потребности в экспортно-импортных, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках, но и активно влиять на мировые товарные и фрахтовые рынки, успешно защищать национальные интересы в сфере международного морского судоходства.

Материалы из архива