Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Краткий отчет за 2004 год

Целью подпрограммы является преобразование отечественного морского транспорта в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую высшим международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также экспорт транспортных услуг.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 2399,77 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 2393,0 млн. рублей, НИОКР – 6,77 млн. рублей.

Фактически введены в эксплуатацию комплексы общей производственной мощностью 38,4 млн. тонн в год и длиной причальной стенки 1807 п. м.:
в порту Мурманск – оборудованы рейдовые перегрузочные комплексы для перегрузки сырой нефти общей мощностью 14,3 млн. тонн;
в порту Приморск – развитие комплекса по перевалке нефти (3-я очередь – 12 млн. тонн в год, общая мощность терминала доведена до 42 млн. тонн в год);
в порту Санкт-Петербург – строительство пирса (469 п. м.), 4-я очередь первого пускового комплекса расширения ПНТ с инфраструктурой нефтяного терминала мощностью 3 млн. тонн в год; строительство комплекса для минудобрений (250 п.м; 2 млн.тонн);
в порту Новороссийск - реконструкция пристани под перевалку нефтепродуктов (400 п.м., 4,6 млн. тонн);
в порту Высоцк – комплекс нефтепродуктов (2 причала длиной 688 п.м., 2,5 млн. тонн) и система обеспечения безопасности мореплавания СУДС и СНО.

Фактически в 2004 году флот судоходных компаний пополнился 11 новыми судами транспортного флота общим дедвейтом 618,84 тыс., в том числе в состав флота вошли два крупнотоннажных танкера типа «Афрамакс» дедвейтом по 108 тыс. тонн для ОАО «Приморское морское пароходство» и один танкер дедвейтом 106 тыс. тонн для ОАО «Совкомфлот». На российской судоверфи построено одно судно дедвейтом 47,4 тыс. тонн для ОАО «Совкомфлот».

Вспомогательный флот пополнился двумя единицами: буксиром (3300 л.с.) и 1.ым судном для лоцмейстерских работ проекта 16903, продолжается строительство 2-го лоцмейстерского судна.

На ОАО «Балтийский завод» продолжается строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Заключен контракт между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Балтийский завод» на проектирование и строительство линейного дизельного ледокола для Финского залива. Разрабатывается техническое задание на проектирование атомного ледокола нового поколения.

Наиболее значимыми для повышения эффективности реализации подпрограммы в 2004 году явились разработки в области стратегического планирования деятельности морского транспорта. Определено 5 основных стратегических целей:
развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
улучшение инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе.

Технологическое развитие портовых объектов повышает конкурентоспособность услуг по перевалке грузов, рыночные "ниши" для которых хорошо известны и спрос на которые уже сформировался и подтвержден рыночной практикой. С учетом международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север - Юг" конкурентоспособность проектов в Северо-западном бассейне формируется конкуренцией с портами Прибалтики, в Южном бассейне - конкуренцией с портами Украины, в Дальневосточном бассейне- с портами Китая, а в Каспийском бассейне - с учетом стратегических задач страны.

Пополнение флота судоходных компаний вновь построенными судами позволило снизить средний возраст судов транспортного флота. Так, например, в ОАО “Приморское морское пароходство” средний возраст судов снизился с 17 до 12 лет, в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” - с 18 до 15 лет. Средний возраст судов транспортного флота ОАО «Совкомфлот» снизился до 7,7 лет.

Материалы из архива