Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Краткий отчет за 2004 год

Основной целью подпрограммы «Автомобильные дороги» является создание условий для улучшения социально-экономического положения страны; освоения новых территорий; укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства; повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом; поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 48221,46 млн. рублей, в том числе: НИОКР – 3,69 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 48217,77 млн. рублей.

В рамках реализации программных проектов «Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог» и «Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог» дорожными организациями в 2004 году за счет всех источников финансирования введены в действие 2030,9 км автомобильных дорог общего пользования (федеральных и территориальных) и 24292,2 погонных метра мостов и путепроводов на них.

В соответствии с утвержденной программой дорожно-строительных работ на 2004 год, задания по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог были выданы 26 подведомственным Росавтодору федеральным государственным учреждениям, выполняющим функции заказчика дорожных работ, и 3 органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации (на договорной основе).

Введены в эксплуатацию 473 км законченных строительством (реконструкцией) федеральных автомобильных дорог (100 % годового плана и 52,5 % программного задания) и 7562 погонных метра мостовых сооружений на них.

За отчетный период объемы ввода в эксплуатацию мощностей на предусмотренных подпрограммой важнейших объектах федеральной сети составляют:
на кольцевой автомобильной дороге вокруг г. Санкт-Петербурга завершено строительство II пускового комплекса первой очереди на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» протяженностью 2,7 км и уникального вантового моста через р. Нева протяженностью 2,2 км (100 % годового плана);
в январе 2004 года открыто сквозное рабочее движение на автодороге «Амур» Чита-Хабаровск. По итогам работы за год введены в эксплуатацию законченные строительством участки данной автомобильной дороги общей протяженностью 281 км и 3044 погонных метра мостов (100 % годового плана), в том числе 189 км и 1587 погонных метров - за счет средств кредита Европейского банка реконструкции и развития; введены в эксплуатацию законченные реконструкцией:
на автомагистрали «Дон» 24 км автодороги и 465 погонных метров мостов (100 % годового плана);
на автомагистрали «Россия» 16 км автодороги (100 % годового плана);
на автомагистрали «Урал» 24 км автодороги и 258 погонных метров мостов (100 % годового плана);
на автодороге «Колыма» (Якутск - Магадан) 11 км автодороги и 98 погонных метров мостов (100 % годового плана).

В 2004 году строительно-монтажные работы за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета выполнялись в 66 субъектах Российской Федерации на 178 объектах, из которых 96 переходящие и 82 - вновь начинаемые. В годовую программу работ, финансируемых из данного источника, были включены участки территориальных автодорог в составе основных международных и российских транспортных коридоров, а также обходы крупных городов (Абакан, Астрахань, Вологда, Ижевск, Великий Новгород, Нижний Новгород, Нальчик, Сызрань, Челябинск, Тюмень, Ярославль). Также продолжалось строительство крупных мостовых переходов через реки: Волга (в районах гг. Кинешма, Ярославль и Ульяновск), Кама (у с. Сорочьи Горы в Республике Татарстан и в Пермской области), Дон (в Воронежской и Ростовской областях), Енисей (на обходе г. Абакана) и через Кольский залив (в Мурманской области).

Согласно данным государственного статистического наблюдения в 2004 году за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета выполнены работы по строительству и реконструкции территориальных автомобильных дорог в объеме 27 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 440 км автодорог и 6055 погонных метров мостовых сооружений на них (100 % годового плана), в том числе:
автодорожный мостовой переход через реку Волга в районе Кинешма (2-я очередь подходов и моста, 4,8 км/1646 погонных метров соответственно);
автодорожный мост через реку Иртыш в г. Ханты-Мансийск (2,5 км подходов и 1316 погонных метров моста);
участок Шевелево - Широкий Прилук (1-я очередь) протяженностью 16 км на автомобильной дороге Котлас-Сыктывкар;
участок р. Илекса –368 км на автомобильной дороге Вологда - Медвежьегорск протяженностью 5 км.

В 2004 году работы по строительству и реконструкции территориальных автомобильных дорог осуществлялись за счет средств бюджетов территорий. Эти работы выполнены в объеме 43,4 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 1118 км автодорог и 10675 погонных метров мостовых сооружений на них (95 % годового плана).

Учитывая установленный подпрограммой приоритет ремонта автомобильных дорог над другими видами работ, Росавтодором на 2004 год утвержден план капитального ремонта федеральных автодорог в объеме 1223 км при четырехлетнем задании подпрограммы (2002-2005 гг.) в 2100 км.

Наиболее крупными объектами капитального ремонта, введенными в эксплуатацию в истекшем году, являются участки автомобильных магистралей М-1 «Беларусь (20,6 км), М-3 «Украина» (22,3 км), М-4 «Дон» (52,7 км), М-5 «Урал» (60 км), М-7 «Волга» (82 км), М-10 Россия» (32 км), М-18 «Кола» (75 км), М-29 «Кавказ» (36 км).

Из завершенных капитальным ремонтом сооружений следует отметить мост через реку Волга по водосливной плотине Волжской ГЭС на автодороге М-5 «Урал» длиной 999,2 погонных метра, мост через р. Великая на автодороге «Вятка» длиной 118,6 погонных метров.

Для укрепления производственной базы дорожного хозяйства Росавтодором в сентябре 2004 года были организованы и проведены конкурсные торги на закупку дорожной техники в объеме 1 млрд. рублей.

В рамках программного проекта «Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог» программой дорожных работ на 2004 год было предусмотрено отремонтировать текущим ремонтом 2819 км федеральных автомобильных дорог, фактически отремонтировано 2819 км федеральных автодорог (100 % годового плана).

Согласно данным государственного статистического наблюдения объем выполненных ремонтных работ на объектах территориальной сети автомобильных дорог (за счет всех источников финансирования) по итогам 2004 года составил 34,65 млрд. рублей. Отремонтировано 15045 км территориальных автодорог (57,8 % от задания, установленного подпрограммой на 2004 год) и 508 мостовых сооружений на них общей протяженностью 24076 погонных метров (в том числе за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета – 904 км и 614,6 погонных метров соответственно).

Необходимо также отметить, что за счет средств федерального бюджета (субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации) в 2004 году приведено в нормативное состояние 883,4 км сельских дорог и 214 погонных метров сооружений на них в целях принятия этих объектов в сеть автодорог общего пользования.

За прошедший год, согласно данным государственного статистического наблюдения, на федеральной сети автомобильных дорог реализованы следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения:
ликвидировано 3810 съездов и выездов, не соответствующих установленным требованиям;
выполнена заделка выемок и просадок (ямочный ремонт) на 5783 тыс. кв. м покрытия, ликвидирована колейность на 408 км автодорог;
проведена заливка трещин и восстановлены деформационные швы в цементобетонном покрытии на 4507 км автодорог;
выполнены работы по нанесению горизонтальной разметки на 670 млн. рублей, при нанесении разметки установлено 21675 шт. светоотражающих элементов.

Также устроено 14 надземных пешеходных переходов протяженностью 645 погонных метров.

Оперативные данные показывают, что положение с аварийностью на федеральных автомобильных дорогах остается сложным. За 9 месяцев 2004 года на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации общее количество ДТП составило 15858, что на 2,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В ДТП погибли 5985 чел. (+ 16,4 % к уровню 2003 года) и получили ранения 20311 чел. (+ 3,2 % к уровню 2003 года). В тоже время за указанный период 2004 года произошло снижение всех показателей аварийности по сопутствующим дорожным условиям, количество погибших в таких ДТП по сравнению с 2003 годом сократилось на 2,4 %, а раненых - на 1,8 %.

В соответствии с утвержденной программой в отчетном периоде проведено 438 проверок дорожных организаций, в том числе: 213 проверок качества работ по содержанию автомобильных дорог; 58 комплексных проверок, в которых рассматривались все виды деятельности организаций, 78 проверок качества работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и мостовых сооружений; 21 проверка целевого использования средств федерального бюджета. В рамках контроля качества выполненных работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог протяженность обследованных участков составила: капитального ремонта – 835,3 км, участков текущего ремонта – 1558 км. В ходе оценки транспортно-эксплуатационного состояния сети федеральных автомобильных дорог были обследованы участки, суммарная протяженность которых составила 36095 км. Осуществлен контроль уровня подготовки федеральных автомобильных дорог и дорожных организаций к работе в осенне-зимний период и в период прохождения весеннего паводка.

Результаты реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2004 году свидетельствуют о низком уровне финансирования и нарастающем отставании по выполнению программных заданий. Так, по итогам трех лет установленные задания по вводу в действие законченных строительством (реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования (федеральных и территориальных) выполнены всего на 45 процентов, а по протяженности ремонта территориальных дорог – на 67 процентов. При сохранении нынешних темпов совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования выполнение целевых показателей подпрограммы по приросту протяженности этих автодорог составит не более 20-30%.

Несмотря на принятые в последние годы меры по совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования, значительная часть этих дорог продолжает отставать от требований, предъявляемых возросшей интенсивностью движения и составом транспортного потока. В частности:
1. Не завершено формирование сети федеральных дорог, связывающих субъекты Российской Федерации, как между собой, так и с центральной частью страны.
2. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием около 10 % населения страны в период весенней и осенней распутицы остается практически отрезанным от транспортных коммуникаций.
3. С точки зрения обеспечения геополитических интересов страны тревогу вызывает неразвитость системы магистральных автомобильных дорог, связывающих порты бассейна Северного ледовитого океана, Балтийского, Черного и Каспийского морей с грузообразующими пунктами и транспортными узлами.
4. Имеет место незавершенность системы рокадных автомобильных дорог вдоль государственной границы и крупных водных преград.
5. «Древовидная» конфигурация сети дорог, сформировавшаяся в 60-е – 80-е годы ХХ века, приводит к значительному перепробегу автомобильного транспорта и, следовательно, дополнительным финансовым и материальным затратам.
6. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к крупным городам и основным транспортным узлам, что обусловлено резким ростом парка автомобилей.
7. Из-за низкого уровня транспортно-эксплуатационного состояния российских дорог средние скорости движения автомобилей по ним существенно ниже, чем в европейских странах. Указанное влечет за собой ежедневный выход на автомобильные дороги 150-200 тыс. единиц излишних (дополнительных) транспортных средств.
8. Значительное количество мостовых сооружений на сети автодорог общего пользования требует безотлагательного проведения ремонтных работ.

Материалы из архива