Федеральные целевые программы России

Гражданская авиация

Краткий отчет за 2004 год

Основные цели и задачи: создание условий для развития отечественного авиатранспортного рынка путем эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные перевозки и работы; повышение доступности воздушного транспорта, продолжение переоснащения парка воздушных судов новыми самолетами и вертолетами отечественного производства, модернизация эксплуатируемого парка воздушных судов, объектов наземной инфраструктуры аэропортов, обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 1849,93 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 1846,85 млн. рублей, НИОКР – 3,08 млн. рублей.

Достигнутый уровень удельного веса авиатранспортных работ, выполняемых на воздушных судах нового поколения, в 2004 году составил – 8,0% (по годовому утвержденному плану 8,0%) в связи с недопоставками воздушных судов нового поколения (по подпрограмме – 54 воздушных судна, фактически – 9 ВС, по плану – 11 ВС).

Достигнутый уровень оснащенности объектов наземной инфраструктуры в 2004 году составил – 63% (по плану 63%).

Фактически достигнутый уровень перевозок пассажиров – 33,7 млн. человек (по плану – 32,1 млн. человек); фактически достигнутый уровень перевозок грузов – 654 тыс. тонн (по плану – 639 тыс. т).

Объемы грузовых перевозок в 2004 году ниже предусмотренных в системе целевых показателей подпрограммы, что обусловлено ограничением допуска российских грузовых самолетов Ил-76 всех модификаций в ряд аэропортов стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Китая, Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии из-за несоответствия требованиям Чикагской Конвенции ИКАО.

Фактически достигнутый уровень пассажирооборота – 82,4 млрд. пасс. км. (по плану – 76,6 млрд. пасс. км.); фактически достигнутый уровень грузооборота – 2,95 млрд. ткм (по плану – 2,8 млрд. ткм).

В 2004 году обеспечено:
продолжение процесса обновления парка воздушных судов самолетами и вертолетами российского производства нового поколения с учетом государственной поддержки;
продолжение работ по модернизации основных производственных объектов аэропортов и оснащения их современным оборудованием;
дальнейшее оснащение аэропортов и авиапредприятий современным оборудованием авиационной безопасности для предотвращения возможных террористических актов на воздушном транспорте и обеспечения устойчивой безопасной работы гражданской авиации.

Развитие парка воздушных судов нового поколения.

Всего в 2004 году в авиакомпании России на условиях лизинга, кредита и прямых закупок поставлено 9 воздушных судов на сумму 11240,49 млн. рублей за счет внебюджетных источников финансирования или 49,2% от объема предусмотренного подпрограммой (95,4% от объема, предусмотренного утвержденным планом), в том числе:
2 самолета Ил-96-300 (финансовый лизинг) в авиакомпанию «Красноярские авиалинии»;
1 самолет Ан-124-100 (кредит) в авиакомпанию «Волга-Днепр»;
2 самолета Ан-124-100 (кредит) в авиакомпанию «Полет»;
1 самолет Ан-3Т (закупка) в авиакомпанию «Заполярье»;
1 сельскохозяйственный самолет Авиатика (закупка) для 3-х совхозов Хакасии;
2 вертолета Ка-226 (закупка) для авиакомпании «Газпромавиа».

Существующий парк воздушных судов в настоящее время обеспечивает имеющийся спрос на авиаперевозки. В 2004 году переведено 33,7 млн. пассажиров. Однако, с учетом прогноза списания воздушных судов по выработке ресурса, в 2005 году в эксплуатации останется 4800 воздушных судов (уменьшение парка составит 20 %), в 2010 году уменьшение парка составит 50 %.

На 2004 год подпрограммой предусмотрено модернизировать 100 единиц магистральных самолетов с объемом затрат 36046,45 млн. рублей, включая затраты на замену типа двигателя самолетов Ил-76, Ил-86 и Ту-134 в объеме 35042,4 млн. рублей. Фактические затраты на модернизацию составили 1597,6 млн. рублей или 4,4 % от программных показателей, поскольку мероприятия по замене типа двигателей (ремоторизации) на самолетах Ил-76, Ил-86 и Ту-134 в 2004 году не проводились, соответственно не были освоены капитальные вложения по данному направлению в объеме 29698,03 млн. рублей. Ремоторизация на самолетах Ил-86 и Ту-134 признана нецелесообразной из-за отсутствия документации ОКБ и высокой стоимости работ.

Реализованы следующие мероприятия по модернизации действующего парка магистральных самолетов по требованиям ИКАО:
установка звукопоглощающих конструкций на 48-ми двигателях 16-ти самолетов Ту-154М;
установка на 70 самолетах 45 единиц оборудования систем предупреждения столкновений самолетов в воздухе, 47 единиц оборудования систем зональной навигации, 69 единиц систем, обеспечивающих сокращение норм вертикального эшелонирования.

Всего в 2004 году модернизировано 86 действующих магистральных самолетов.

В 2004 году завершено строительство и введен в эксплуатацию участок искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы в аэропорту Иркутск, произведена замена светосигнального оборудования в аэропортах Якутск, Пермь, Архангельск.

Продолжались работы по реконструкции искусственных покрытий взлетно-посадочных полос и аэродромных покрытий во Владикавказе, Минеральных Водах, Домодедове, Астрахани, Ставрополе, Красноярске, Калининграде, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Зональном, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Благовещенске, Магадане, Нальчике, Томске, Новосибирске, Махачкале, Нарьян-Маре.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации проводились работы по объектам аэропорта Внуково, по реконструкции искусственных покрытий ВПП в аэропорту Петропавловск-Камчатский, замене светосигнального оборудования в аэропорту Якутск, а также по строительству аэровокзального комплекса в аэропорту Кызыл.

Фактически для обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации в 59-ти аэропортах приобретено 414 единиц оборудования авиационной безопасности, в том числе 45 рентгено - телевизионных интроскопов (РТИ), 41 стационарных (МИС) и 127 переносных (МИП) металлоискателей, 9 детекторов паров взрывчатых веществ (ДВВ).

В 2004 году НИР проводились по следующим основным направлениям:
разработка нормативной базы, обоснований и технических предложений по новым воздушным судам и авиадвигателям и модернизации действующих типов воздушных судов и авиадвигателей;
разработка нормативной базы, новых принципов и методологий поддержания летной годности;
разработка нормативной базы, обоснований по развитию наземной инфраструктуры;
разработка методологии и рекомендаций по исследованию авиатранспортных рынков;
внедрение новых информационных технологий;
разработка предложений по совершенствованию правовой базы гражданской авиации.

По перечисленным направлениям государственным заказчиком заключено 9 контрактов на выполнение НИР за счет федерального бюджета и на выполнение НИР ФГУП ГосНИИ ГА за счет внебюджетных источников финансирования.

Социально-экономическими результатами реализации мероприятий подпрограммы в 2004 году являются:
закупки новых воздушных судов с целью уменьшения влияния ситуации, связанной с обеспечением возрастающих объемов авиаперевозок по сравнению с 2003 годом;
модернизация действующего парка магистральных самолетов по требованиям ИКАО;
оснащение аэропортов и авиапредприятий современными средствами авиационной безопасности с целью повышения эффективности противодействия террористическим актам на воздушном транспорте, уменьшения возможности незаконных перевозок оружия и других запрещенных предметов и веществ на воздушном транспорте. Использование современного оборудования авиационной безопасности облегчает работу сотрудников служб авиационной безопасности, улучшает условия обслуживания авиапассажиров, уменьшает уровень воздействия рентгеновского и электромагнитного излучения на пассажиров, их багаж и груз, а также на авиаперсонал;
модернизация объектов наземной инфраструктуры, в основном, по реконструкции аэродромов, с целью доведения их до требований норм годности к эксплуатации, что позволяет повысить уровень безопасности полетов, привлекать внебюджетные источники и повысить обеспеченность основными производственными мощностями.

В 2004 году имеет место отставание от утвержденных показателей подпрограммы. В недостаточном объеме осуществлялись капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Прежде всего это отразилось на выполнении мероприятий по поставкам парка воздушных судов нового поколения и развитию объектов наземной инфраструктуры. Не выделялись средства федерального бюджета на приобретение воздушных судов и тренажеров для учебных заведений, а также на мероприятия авиационной безопасности.

Материалы из архива