Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2002 год

Основными целями программы являются: повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы страны; смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью перевозок на производство, социальную сферу и внешнеэкономическую деятельность; снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг; повышение доступности российских территорий и транспортных услуг для населения и широкого круга хозяйствующих субъектов; улучшение качества транспортного обслуживания населения и народного хозяйства (повышение скорости и комфортности перевозок пассажиров, своевременности и сохранности перевозок грузов); повышение уровня безопасности транспортной деятельности и снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду.

В состав программы входят 11 подпрограмм: "Автомобильные дороги", "Железнодорожный транспорт", "Гражданская авиация", "Единая система организации воздушного движения", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Внутренние водные пути", "Реформирование общественного пассажирского транспорта", "Безопасность дорожного движения", "Информатизация" и "Международные транспортные коридоры".

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию программы было предусмотрено 39,72 млрд. рублей, в том числе: капитальные вложения – 1,887 млрд. рублей, НИОКР – 0,025 млрд. рублей и по направлению "прочие нужды" - 37,8 млрд. рублей.

Фактически выделено 40,27 млрд. рублей (увеличены средства на капитальные вложения до 2,44 млрд. рублей).

На 2002 год объем финансирования за счет всех источников по программе был предусмотрен в размере 458,2 млрд. рублей (в т.ч. подпрограмма "Автомобильные дороги" - 208,26 млрд.рублей), в то же время общий объем бюджетных назначений и внебюджетных поступлений, запланированный на 2002 год, составил 283,3 млрд.рублей (62%), в т.ч. по автомобильным дорогам – 159 млрд.рублей (76%).

Уменьшение объемов финансирования за счет всех источников за отчетный период произошло в основном по подпрограмме "Автомобильные дороги" - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет значительного сокращения собственных и внебюджетных средств по подпрограмме "Железнодорожный транспорт".

Одним из основных результатов реализации программы является рост объемов перевозок. Так, объемы коммерческих перевозок грузов и коммерческий грузооборот в 2002 году возросли против уровня 2001 года примерно на 1% (20 млн. тонн) и 4% (65 млрд. т-км) соответственно.

Следует отметить, что тарифы на перевозки грузов оказались ниже индекса цен производителей промышленной продукции, который достиг 116 %. При этом индексы тарифов на перевозки грузов составили: по морскому транспорту – 103%, по воздушному – 107%, по автомобильному – 111% и по внутреннему водному – 112%.

По подпрограмме "Автомобильные дороги" выполнен объем работ на сумму 149,9 млрд. рублей. В 2002 году продолжено строительство автодороги Чита-Хабаровск, кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, автомагистрали "Дон", автомагистрали "Кавказ", автодороги Адлер-Красная Поляна и других объектов.

В рамках подпрограммы "Гражданская авиация" в 2002 году выполнено мероприятий на общую сумму около 13,0 млрд. рублей. Авиакомпаниям России за год поставлено 11 воздушных судов. За отчетный период проводились работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в 14 аэропортах федерального значения, строительство и реконструкция 4 аэровокзальных комплексов. Введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы (пусковые очереди) в аэропортах Якутск, Магадан, аэровокзальный сектор аэропорта Нальчик. Проведенные мероприятия, наряду с общим оздоровлением отрасли, относительной стабильностью тарифов и ростом платежеспособного спроса, обеспечили рост пассажирских перевозок воздушным транспортом в 2002 году на 6% против уровня 2001 года.

По подпрограмме "Единая система организации воздушного движения" за год освоено около 1,2 млрд. рублей. Финансирование работ осуществлялось в основном за счет собственных средств. В течение 2002 года были введены в эксплуатацию 3 вторичных радиолокатора в аэропорту Комсомольск-на-Амуре, введены в эксплуатацию 3 периферийные наземные станции спутниковой связи в городах Красноярск, Иркутск, Хабаровск и 1 центральная в г. Москве и ряд других объектов.

Фактическое освоение средств за счет всех источников финансирования по подпрограмме "Морской транспорт" за год оценивается в 22,0 млрд. рублей, в том числе по береговым объектам – 8,0 млрд. рублей, и 14,0 млрд. рублей - по поставкам морских судов. Одной из главных задач было обеспечение финансирования достройки атомного ледокола "50 лет Победы". Сдана 1-я очередь железнодорожного паромного комплекса в международном торговом порту г.Махачкалы. В 2002 году впервые за последние годы зафиксирован рост объемов перевозок морским транспортом – на 6% против уровня 2001 года, доля переработки грузов внешней торговли в отечественных портах превысила 75%, что на 11 пунктов выше, чем в 1998-1999 годах.

По подпрограмме "Внутренние водные пути" за год проводились работы на 48 объектах по основным водным бассейнам страны. Освоено около 1,0 млрд. рублей капиталовложений. Завершен комплекс работ по Волго-Балтийскому водному пути, введены откатные ворота № 3 на Западной нитке Пермского шлюза.

По подпрограмме "Внутренний водный транспорт" велись работы по строительству и модернизации судов "река – море", строительству сухогрузных и наливных барж, техническому перевооружению Усть–Донецкого и Азовского портов. Кроме того, на приобретение судов флота израсходовано около 50,0 млн. рублей. На реализацию этих мероприятий было направлено около 1,0 млрд. рублей инвестиций за счет внебюджетных источников.

В рамках подпрограммы "Безопасность дорожного движения" разрабатывались и внедрялись методы и средства автоматизированного мониторинга условий движения и параметров транспортных потоков. Разработана проектно-сметная документация на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением "Старт" в г. Москве и начаты строительные и монтажные работы пускового комплекса. Из федерального бюджета на указанные мероприятия было выделено 41,5 млн.рублей. В 2002 году общий объем финансирования по подпрограмме составил около 2,0 млрд. рублей.

По подпрограмме "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" в 2002 году освоено 19,0 млрд. рублей, в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Поступило в эксплуатацию 12 тыс. единиц новых транспортных средств.

В 2002 году в рамках данной подпрограммы начата работа по формированию федеральной правовой базы работы городского транспорта, в частности, рассмотрен и доработан проект Федерального закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности". Его намечено внести в марте 2003 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках подпрограммы "Международные транспортные коридоры" 60,0 млрд. рублей были направлены на развитие международных транспортных коридоров. Приоритетным направлением при развитии МТК является формирование евроазиатских транспортных коридоров (Север-Юг, Транссиб), а также осуществление масштабных проектов по развитию транспортной инфраструктуры и логистических центров и систем.

В 2002 году подпрограммой "Информатизация" было предусмотрено выполнение мероприятий в объеме 150,0 млн. рублей. Однако реализация инвестиционных проектов не начата в связи необеспеченностью финансовыми ресурсами. Государственным заказчиком не были приняты меры по обеспечению финансовыми ресурсами мероприятий подпрограммы.

Важной задачей первого года реализации программы "Модернизация транспортной системы России" явилось формирование системы управления программой, адекватной масштабу и сложности решаемых проблем.

Совместным приказом Минтранса России и МПС России от 29 декабря 2001 года № 188/56 создано федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и дирекции подпрограмм "Международные транспортные коридоры", "Информатизация", "Безопасность дорожного движения" и "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования", "Гражданская авиация", а также управления и отделы, обеспечивающие общую координацию реализации программных мероприятий, сводно-аналитическую работу, мониторинг выполнения программных мероприятий, финансово-экономическое, правовое и хозяйственное обеспечение деятельности дирекции программы и структурно входящих в нее дирекций подпрограмм.

Налаживаются связи и устанавливаются контакты с потенциальными частными инвесторами, готовятся материалы по наиболее эффективным и актуальным инвестиционным проектам для их возможного финансирования за счет иностранных кредитов. В целях увеличения темпов строительства важнейших объектов программы в отчетном периоде приняты меры по привлечению средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 году подписано соглашение о займе между Правительством Российской Федерации и ЕБРР в сумме 229,0 млн. долларов США на строительство участка транспортного обхода вокруг г. Санкт-Петербурга и участка федеральной автомобильной дороги Чита-Хабаровск (финансирование будет открыто в 2003 году).

Ведется подготовка проекта соглашения о втором займе ЕБРР на сумму 290,0 млн. долларов США, который планируется подписать в июне-июле 2003 года. Средства указанного займа позволят профинансировать строительство других участков федеральной автомобильной дороги Чита-Хабаровск и автомобильного транспортного обхода вокруг г. Санкт-Петербурга.

Экономическая эффективность программы определена на весь период реализации и включает в себя общественную (народно-хозяйственную), коммерческую и бюджетную эффективность.

Эффективность реализации инвестиционных проектов определяется набором соответствующих показателей, а именно: приведенным доходом, сроками окупаемости проектов, нормами рентабельности и др.

Анализ инвестиционных проектов, включённых в программу в 2002 году, показал их достаточно высокую рентабельность. Но поскольку во многих случаях финансирование проектов осуществлялось из внебюджетных источников, то важными являются следующие характеристики: платежи в бюджет, создание рабочих мест, экологические аспекты и т.д. Для повышения эффективности программы в 2002 году были приняты к реализации проекты с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью.

В результате реализации мероприятий в 2002 году на 32 % выросли объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от транспортных предприятий Минтранса России, на 15 % сократилось количество предприятий, имеющих задолженность по заработной плате. В отраслях транспортного комплекса улучшились показатели занятости. Так, на 19 % снизилась численность работников, работающих неполное время по инициативе администрации, на 17 % меньше стало вынужденных отпусков, создано почти 14 тысяч новых рабочих мест.

В целом обеспечен заметный мультипликативный эффект, осуществлялись работы, связанные с экологической безопасностью на транспорте. Об эффективности работы по реализации экологических мероприятий может свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений при реализации проектов.

Реализация мероприятий программы в 2002 году оценивается чистым дисконтированным доходом (с учетом жизненных циклов проектов, включенных в программу) в размере 4-5 % от расчетного значения по программе в целом и составляет примерно 70,0-71,0 млрд. рублей.

Коммерческая эффективность реализации мероприятий программы в 2002 году в виде интегрального эффекта составляет около 20,0-21,0 млрд. рублей.

Бюджетная эффективность по результатам 2002 года составит 120,0 – 121,0 млрд. рублей или 10-12% от программного показателя на весь период.

Проведение в 2002 году конкурсов (торгов) по инвестиционным проектам, а также на поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд осуществлялось в установленном порядке. В частности, согласно данным государственного статистического наблюдения, за 2002 год проведено 2946 торгов на размещение подрядных работ, закупку товаров и услуг для нужд дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета с общей стоимостью лотов 42,4 млрд. рублей.

Экономия бюджетных средств в результате размещения государственных заказов в дорожном хозяйстве на конкурсной основе в 2002 году составила 1,68 млрд.рублей или 4% от первоначальной стоимости лотов.

Совокупная экономия бюджетных средств в результате размещения государственных заказов на конкурсной основе за 2002 год составила порядка 2,0 млрд. рублей.

В целом, плановый объем финансирования в 2002 году освоен. Фактическое выполнение составило 273,7 млрд. рублей при плане 283,3 млрд. рублей, или – 96,6 %, в том числе по инвестициям - 205,1 млрд. рублей (100,2%), по НИОКР – 0,23 млрд. рублей (85,7%), по направлению "прочие нужды" - 68,4 млрд. рублей (87,4%).

Вместе с тем следует констатировать, что в отчетном году произошло определенное отставание в выполнении мероприятий, предусмотренных программой, в основном по подпрограммам "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Гражданская авиация", "Единая система организации воздушного движения". Государственным заказчикам программы – Минтрансу России и МПС России необходимо уделить особое внимание проблеме увеличения финансирования программных мероприятий за счет собственных средств предприятий, привлеченных средств и других источников финансирования.

Материалы из архива