Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2006 год

Цели программы: повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные национальные интересы страны.

Основные задачи программы: совершенствование и развитие опорной транспортной сети; повышение эффективности системы товародвижения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны; обеспечение гарантированной доступности транспортных услуг для населения и организаций; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 161 608, 99 млн. рублей (ГКВ – 118 553,04 млн. рублей; НИОКР – 277,00 млн. рублей; "прочие нужды" – 42 778,95 млн. рублей).

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" дополнительно выделены средства федерального бюджета в размере – 16 120,00 млн. рублей, в том числе по подпрограмме "Гражданская авиация" - 4 560,00 млн. рублей, по подпрограмме "Автомобильный транспорт" - 11 560,00 млн. рублей.

Основные итоги реализации программы за 2006 год. Общее количество строек, финансируемых в 2006 году с использованием средств федерального бюджета, составляет 584 объекта, из них предусмотрено к вводу в 2006 году – 266 объектов, фактически введено – 257 объектов.

Реализация мероприятий программы позволила в 2006 году увеличить по сравнению с уровнем 2000 года грузооборот железнодорожного транспорта почти в 1,5 раза (1 948,2 млрд. т-км в 2006 году), пассажирооборот транспортной авиации - в 1,8 раза (93,6 млрд. пасс-км в 2006 году).

Объем перевалки грузов в российских морских портах увеличился более чем в 2,3 раза и достиг 421,0 млн. т.

Одной из важнейших задач, стоявшей перед Минтрансом России в 2006 году, была задача дать старт реализации крупномасштабных проектов на транспорте. В течение двух предыдущих лет велась системная целенаправленная работа по отбору и подготовке проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). С этой целью был образован Экспертный совет по государственно-частному партнерству, основной задачей которого было обеспечение взаимодействия Минтранса России с деловыми кругами и общественностью, совместный поиск эффективных решений в различных областях транспортной деятельности на основе ГЧП. Совет проводит исследования основных проблем развития транспортной отрасли страны, анализ состояния ее нормативно-правовой базы, готовит заключения по проектам ГЧП, претендующим на средства из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В результате этой работы целый ряд крупных проектов был представлен на рассмотрение Правительственной комиссии. В конце года на заседании Правительства Российской Федерации были одобрены 9 инвестиционных проектов (3 комплексных инфраструктурных проекта с транспортной составляющей и 6 транспортных), претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестфонда.

В 2006 году введен в эксплуатацию ряд приоритетных капиталоемких объектов дорожного строительства, прежде всего, восточного полукольца КАД вокруг г. Санкт-Петербурга, а также четырех уникальных внеклассных мостовых переходов: через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка – Асино - Первомайское в Томской области, через р. Волгу на строящемся обходе г. Ярославля, через р. Томь в г. Кемерово, через р. Дон на автомобильной дороге Морозовск – Цимлянск - Волгодонск в Ростовской области.

В 2006 году открыто железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск, предназначенное, прежде всего, для обеспечения надежной транспортной связи России с Калининградской областью, а также паромное сообщение Балтийск – Мукран (Германия), которое значительно сократит время доставки грузов и снизит транспортную составляющую в конечной цене продукции.

Завершены в установленный срок и с высоким качеством работы по реконструкции аэропорта Пулково. Теперь взлеты и посадки в аэропорту могут осуществляться при любой погоде, аэропорт может принимать все типы воздушных судов, эксплуатируемых в гражданской авиации.

Завершена модернизация (восстановление) пяти взлетно-посадочных полос в аэропортах Красноярска, Хабаровска, Благовещенска, Кургана, Чебоксар и замена светосигнального оборудования в 5 аэропортах - в Пулково, Хабаровске, Барнауле, Кургане, Улан-Удэ.

Минтрансом России проведена серьезная работа по транспортному обеспечению проведения саммита "Большой восьмерки" в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 года. Все федеральные агентства, подведомственные Минтрансу России, выполнили необходимые мероприятия для устойчивого и безопасного функционирования транспортных объектов в период проведения данного политического форума.

Объем средств, освоенный по программе в целом за отчетный период, на 41 800,0 млн. рублей (8,4%) превышает освоение средств за аналогичный период 2005 года.

На железнодорожном транспорте существенно увеличена скорость движения и повышена безопасность движения поездов на важнейших направлениях сети железных дорог.

Анализ капитальных вложений по подпрограмме "Железнодорожный транспорт" показал, что за отчетный период освоено 105,1% годового объема инвестиций, предусмотренных подпрограммой.

Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществлено в полном объеме.

Объем освоенных капитальных вложений из внебюджетных источников составил 107,5 % от предусмотренного подпрограммой, при этом доля средств ОАО "РЖД" равна 80% от общего объема.

Приоритетом инвестиционной политики ОАО "РЖД" в 2006 году было определено развитие и обновление инфраструктуры и, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях: Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел, Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс - Северо-Запад.

В 2006 году введены в постоянную эксплуатацию: 3 тоннеля, 9 мостов, 2 станции, свыше 270 км вторых путей, транзитно-выставочные парки "Северный" и "Южный" предпортовой станции Лужская, реконструированные вокзалы в ряде городов, 4 пункта пропуска через государственную границу.

Привлеченные в 2006 году средства в первую очередь были использованы для финансирования переустройства участка железнодорожной линии Известковая-Чегдомын, попадающего в зону затопления Бурейской ГЭС, а также превентивных мероприятий программы безопасности движения и расходов по присоединению к путям общего пользования ведомственных подъездных путей.

Средства субъектов Российской Федерации были направлены на реконструкцию вокзальных комплексов пригородного и дальнего пассажирского сообщения в городах: Омск, Саранск, Чамзинка, Новосибирск, Челябинск, Чернушка, Алатырь.

Программа реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд железнодорожного транспорта выполнена за счет средств ОАО "РЖД", что составляет около 70 % средств, предусмотренных подпрограммой "Железнодорожный транспорт".

Научная деятельность осуществлялась по 7 направлениям, включающим оптимизацию перевозок, обеспечение безопасности движения, повышение производительности труда и техпроцессов, диагностику и неразрушающий контроль, повышение качества продукции и услуг, экономию материалов и топливно-энергетических ресурсов, создание нового подвижного состава и путевой техники.

За отчетный период в рамках подпрограммы введены в эксплуатацию 362,3 км федеральных автомобильных дорог и 2795,8 пог. м мостов и путепроводов на них, 1 847,7 км законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог регионального значения и 17 662,4 пог. м мостов и путепроводов на них; введено в эксплуатацию 3 внеклассных мостовых сооружения длиной почти 3 015 пог. м; отремонтировано 4 131,7 км автодорог общего пользования федерального значения и 11 084,8 км автомобильных дорог регионального значения, 407 мостовых сооружений на них общей протяженностью 21 045,8 пог. м.

В 2006 году отмечено снижение по сравнению с 2005 годом количества ДТП, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, на 20,9 % и уменьшение количества погибших в них на 25,6%.

Приоритетом при формировании и реализации ФАИП на 2006 год являлось выполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части: строительства первой и второй очередей Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг г. Санкт-Петербурга; строительства автодороги "Амур" Чита – Хабаровск; ликвидации грунтовых разрывов на автодороге "Колыма"; реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-4 "Дон"; строительства обхода г. Сочи на автомобильной дороге М-27 Джубга – Сочи.

На строительстве и реконструкции этих объектов было сконцентрировано около 72% капитальных вложений, предусмотренных федеральным бюджетом 2006 года на строительство федеральных автомобильных дорог.

Всего в 2006 году за счет средств федерального бюджета было открыто финансирование и развернуты работы на 99 объектах. Объем выполненных за январь-декабрь 2006 года работ составляет 97,7% от годовых бюджетных назначений.

За 2006 год на строительстве (реконструкции) объектов сети автомобильных дорог регионального значения капитальные вложения освоены на 10,6% больше, чем в 2005 году.

В соответствии с ФАИП на 2006 год дорожно-строительные работы на сети автодорог регионального значения, выполняемые за счет долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, были развернуты на 394 объектах.

Причинами отсутствия ввода производственных мощностей в Ленинградской области являются неудовлетворительная работа государственного заказчика подпрограммы "Автомобильный транспорт" Росавтодора и недостаточное внимание исполнительных органов власти Ленинградской области, на территории которой велась реконструкция автодороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное на участке Поляны – Пушное, реконструкция моста через р. Хаболовку на км 155+610 автодороги Санкт-Петербург – 1 мая, а также необходимость выполнения дополнительных работ по установке барьерного ограждения в связи с введением нового ГОСТ Р 52289-2004.

Освоение бюджетных ассигнований в 2006 году на НИОКР составило 89%. Основная причина невыполнения - непредставление исполнителями отчетных материалов в сроки, установленные заключенными государственными контрактами.

Работы по содержанию федеральных автомобильных дорог и сооружений на них выполнены, что составляет 100 % от годовых бюджетных назначений (на 14,3% больше, чем в 2005 году), из них на содержание мостовых сооружений - 100 % годовых бюджетных назначений.

В 2006 году, согласно результатам проведенных проверок, уровень содержания 97,54% автомобильных дорог федерального значения соответствовал требованиям, установленным договорами подряда.

За отчетный период отремонтированы 11084,8 км автомобильных дорог регионального значения (85,5% от задания подпрограммы на 2006 год) и 407 мостовых сооружений на них общей протяженностью 21 045,8 пог. м (в 2005 году – 13 168,9 км автодорог и 23 044,5 пог. м мостов).

Федеральным бюджетом на реализацию программной задачи по информационному обеспечению были предусмотрены средства, из которых за январь-декабрь 2006 года в плановом порядке израсходовано 99,8 %.

На реализацию программной задачи по повышению эффективности управления дорожным хозяйством из федерального бюджета на 2006 год были выделены ассигнования, из которых за отчетный период освоено 99,9 %, в том числе: решение вопросов землепользования - 100%, охрана объектов на федеральных автомобильных дорогах – 99,9%, обеспечение сохранности федеральных автомобильных дорог - 100% и правовое обеспечение дорожного хозяйства - 100% годовых бюджетных назначений.

В отчетном периоде решена предусмотренная подпрограммой задача по разработке и утверждению новой классификации автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог.

Подготовлен проект Федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации".

За 2006 год при реализации мероприятий подпрограммы "Гражданская авиация" достигнуты следующие результаты:
перевезено 40 млн. человек и почти 640 тыс. т грузов;
пассажирооборот – 95,0 млрд. пасс-км, а грузооборот достиг почти 3,0 млрд. т-км;
на условиях лизинга и прямой закупки авиакомпаниям России поставлено 43 воздушных судна, в том числе 20 пассажирских и 2 грузовых самолета, 21 вертолет.

В соответствии с требованиями Главы 3 Приложения 16 стандарта ИКАО модернизировано 67 магистральных самолетов.

Освоено инвестиций за счет внебюджетных источников финансирования на 100,3%.

С участием средств федерального бюджета проведена реконструкция и строительство объектов наземной (авиатранспортной) инфраструктуры в 33 аэропортах, из которых запланировано к вводу 5, фактически введено 9 объектов. Государственным заказчиком Росавиацией на строительство объектов привлечены и использованы средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники финансирования (113% от запланированного объема средств).

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" на реализацию мероприятий программы дополнительно выделены средства федерального бюджета на реконструкцию и развитие аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево, г. Ростова-на- Дону, которые освоены в полном объеме.

Ввод производственных мощностей объектов авиатранспортной инфраструктуры выполнен: по модернизации (восстановлению) взлетно-посадочных полос на 120% - 6 единиц при запланированных 5; по замене светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос на 125% - 5 единиц при запланированных четырех.

В 2006 году в рамках подпрограммы "Морской транспорт" введены в эксплуатацию причалы суммарной длиной 517,0 пог. м и перегрузочные комплексы общей мощностью 43,2 млн. тонн, за счет собственных средств судовладельцев и привлечения кредитов иностранных банков построено 28 судов транспортного флота общим дедвейтом 1 348,2 тыс. тонн в год и 6 судов обеспечивающего флота.

С участием средств федерального бюджета в 2006 году проводились работы на 11 стройках и объектах:
автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском торговом порту Усть-Луга, Ленинградская область. Первая очередь строительства железнодорожного паромного комплекса, 1-й пусковой комплекс (объекты федеральной собственности);
железнодорожный паромный комплекс в бассейне № 4, г. Балтийск, Калининградская область;
строительство операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов (универсальный, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольного терминала) в северной части морского торгового порта Усть-Луга, Кингисеппского района, Ленинградской области (завершение строительства первого этапа и планируемый ввод объекта в 2008 году);
строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга (завершение строительства и планируемый ввод в эксплуатацию объектов федеральной собственности в 2008 году);
реконструкция входных молов Калининградского морского канала (планируемый ввод объектов в 2009 году);
реконструкция морского торгового порта Шахтерск, реконструкция угольного причала и оградительных сооружений ковша, Углегорский район, Сахалинская область (завершение работ и планируемый ввод мощностей в 2008 году);
судовой рейд морского торгового порта Оля в районе пр. Бакланья, Астраханская область (завершение работ и планируемый ввод объекта в 2007 году);
первая очередь реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта, г. Махачкала, Республика Дагестан (мощность 8,48 млн. тонн в год).

Для завершения строительных работ и сдачи атомного ледокола "50 лет Победы" в 2006 году произведена загрузка активных зон в реакторы ледокола и осуществлён физический пуск реакторов.

На ледоколе проводятся комплексные швартовные испытания атомной паро-производящей установки, паротурбинной установки и главной энергетической установки.

Реализация программных мероприятий подпрограммы "Внутренние водные пути" позволила поддерживать функционирование гидротехнических сооружений и создала условия для безопасной работы транспортного флота.

В 2006 году выполнен комплекс работ по строительству II нитки шлюза Кочетовского гидроузла (25 декабря 2006 года проведено пробное шлюзование). Сдача II нитки шлюза в эксплуатацию предусматривается в 2007 году; на канале имени Москвы завершена реконструкция насосных трубопроводов Сходненской ГЭС; на Беломорско-Балтийском канале завершена реконструкция восточной направляющей палы верхнего бьефа шлюза № 11, начата реконструкция западной направляющей палы шлюза № 11; на Волго-Балтийском водном пути проведена реконструкция основных двустворчатых ворот с электрообогревом нижней головы (шлюз № 1, шлюз № 3), введены в действие затворы водопроводных галерей шлюзов № 1 и № 6; на Волго-Донском судоходном канале закончено изготовление и начат монтаж двустворчатых ворот шлюза № 30, закончено изготовление и монтаж нижних ремонтных ворот шлюза № 1; на водных путях Азово-Донского бассейна введено в эксплуатацию устройство упорной конструкции судоходной плотины в нижнем бьефе Кочетовского гидроузла; на водных путях Волжского бассейна закончена реконструкция и сданы в эксплуатацию ворота шлюза № 23 и т.д.

Произведено перевооружение и модернизация технического флота Печорского бассейна, Северо-Двинского бассейна, Кубанского бассейна, Байкало-Ангарского бассейна, Обь-Иртышского бассейна, Амурского бассейна, Беломоро-Онежского бассейна, Волго-Балтийского бассейна, Волго-Донского бассейна, Азово-Донского бассейна, Волжского бассейна, Камского бассейна, Енисейского бассейна, Обского бассейна, Ленского бассейна.

Подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг" является новым направлением в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)".

В августе - сентябре 2006 г. была разработана конкурсная документация и в октябре-ноябре 2006 г. были объявлены открытые конкурсы на проектно-изыскательские работы по одиннадцати проектам. Подведение итогов конкурсов и подписание государственных контрактов состоялось в декабре 2006 года.

В силу объективно сложившейся обстановки освоить весь объем выделенных на 2006 год средств в располагаемое время было невозможно. В этих условиях часть бюджетных средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг", была направлена на подпрограмму "Автомобильные дороги".

Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Из 46 согласованных целевых индикаторов и показателей достигнуты 33 в полном объеме.

Программа нуждается в корректировке в связи с изменением параметров финансирования в 2006 и 2007 годах (письмо с предварительным согласованием проекта корректировки программы направлено Минэкономразвития России в Минтранс России 17 января 2007 г. (2 февраля 2007 г. – дополнительно по подпрограмме "Железнодорожный транспорт).

Выводы и предложения.

Основной объем освоения финансовых средств приходится на подпрограмму "Автомобильные дороги", которая составляет около 50% от всего объема финансирования программы.

Несмотря на достигнутые, в целом положительные результаты реализации программы за 2006 год, по отдельным мероприятиям программы имеется отставание от предусмотренных на отчетный период плановых показателей и в достижении планируемых результатов. Основной причиной является недостаточная организация и несвоевременное начало реализации государственными заказчиками Росавиацией и Росавтодором предусмотренных мероприятий (длительность подготовки и проведения конкурсных процедур по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд; длительные сроки оформления контрактов; недостаточно равномерное использование средств федерального бюджета в первом полугодии 2006 года), а также недостаточность принятия мер государственным заказчиком - координатором программы Минтрансом России, государственными заказчиками подпрограмм Росморречфлотом, Росавтодором по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на объектах, предусмотренных программой.

Кроме того, следует отметить возможность 100%-го освоения выделенных средств и наличие резервов, которые государственным заказчиком-координатором программы Минтрансом России и государственным заказчиком Росавтодором не использованы - не были внесены предложения по перераспределению средств федерального бюджета с учетом результатов выполнения программных мероприятий по итогам 9-ти месяцев и ожидаемому выполнению за 2006 год.

Реализацию мероприятий программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" существенно осложняет влияние следующих факторов:
1. Опережающий рост рыночных цен на строительные материалы и топливо. На закупку этих ресурсов идет большая часть стоимости работ (например, в дорожной отрасли до 60%). Цены на эти ресурсы за последние 5 лет росли в 1,3 - 1,5 раза быстрее, чем средняя инфляция по стране. Потери инвестиционных возможностей из-за этого сопоставимы с годовым объемом финансирования из бюджетов всех уровней (по дорожному хозяйству, например, эти потери за прошедшие пять лет составляют 250,0 млрд. рублей).
2. Удельный вес затрат, не связанных со строительством (выкуп земель, перевод лесных земель в нелесные, переустройство коммуникаций, а также компенсационные выплаты), в общем объеме стоимости строительства и реконструкции по некоторым проектам превышают 40% (так например, стоимость таких работ на участке 20-22 км автомобильной дороги "Холмогоры" (развязка у г. Королев) составляет 2 700,0 млн. рублей из 6 200,0 млн. рублей).
3. Российская сеть железных и автомобильных дорог, а также внутренних водных путей не соответствует задачам повышения конкурентоспособности отечественной продукции, реализации транзитного потенциала транспортной системы, решению задач социально-экономического развития страны.
4. Развитие транспортной инфраструктуры в регионах сдерживается недостаточным финансированием за счет средств субъектов Российской Федерации.
5. Из-за нескоординированности сроков представления отчетных материалов представление отчета по федеральной целевой программе за год (внебюджетные средства) в установленные сроки возможно лишь на основе оперативных данных всех подразделений отрасли на местах.

В вопросе удорожания топлива необходимо усиление контроля Федеральной антимонопольной службы за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку топлива, на предмет соответствия антимонопольному законодательству их деятельности и установления цен.

Необходимо также создание системы надежных гарантий соблюдения подрядчиком условий долгосрочных контрактов, в том числе необходимы:
организация независимого мониторинга, введение системы страхования контрактов;
привлечение к реализации контрактов крупных многофункциональных компаний, способных выполнить весь комплекс работ от проектирования до строительства, а в необходимых случаях - ремонт и техническое содержание.

Назрела настоятельная необходимость изменения законодательной базы, основой которого должно стать принятие федерального закона "Об автомобильных дорогах", Воздушного кодекса, Водного кодекса и других.

Необходимо принять решения по изменению земельного и градостроительного законодательства, направленные на ускорение обеспечения строительства земельными участками. Сегодня подготовительные работы к строительству занимают два - три года. Зачастую в процессе подготовки к строительству возникают спекуляции земельными участками, которые взвинчивают стоимость строительства. Стоимость выкупа земель и различных компенсаций достигает 20 % и более от общей стоимости строительства.

Больше внимания следует уделять обеспечению транспортной безопасности: стремление к максимальному повышению конкурентоспособности на рынке перевозок не должно снижать требования к обеспечению их безопасности.

Материалы из архива