Федеральные целевые программы России

Автомобильные дороги

Краткий отчет за 2005 год

Основной целью подпрограммы "Автомобильные дороги" является создание условий: для улучшения социально-экономического положения страны; освоения новых территорий; укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства; повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом; поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 111492,38 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 82658,72 млн. рублей, на НИОКР – 282,47 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 28551,19 млн. рублей.

Достижение целей и задач подпрограммы обеспечивается реализацией ряда программных проектов.

В соответствии с плановыми заданиями на 2005 год (с учетом корректировок) в рамках реализации подпрограммы предполагалось ввести в эксплуатацию 232,2 км законченных строительством и реконструкцией федеральных автодорог и 6205,7 погонных метров мостов. Указанные объемы работ должны были выполняться за счет капитальных вложений из федерального бюджета.

В 2005 году в соответствии с приоритетами подпрограммы завершено строительство и реконструкция следующих объектов:
участки федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита – Хабаровск на территориях Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной области общей протяженностью 50,5 км, а также искусственные сооружения на ней общей протяженностью 291 погонный метр;
участки автомагистрали М-4 "Дон" на территориях Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края общей протяженностью 22,0 км, а также искусственные сооружения на ней общей протяженностью 290 погонных метров;
автомобильная дорога Адлер – Красная Поляна на участке км 32 – км 35 с горным тоннелем длиной 2,5 км. В результате ввода в эксплуатацию указанного участка завершена реконструкция всей дороги, которая осуществлялась с 1999 года, обеспечен безопасный круглогодичный проезд для жителей региона и туристов, активизированы работы по формированию нового международного горноклиматического курорта с применением механизма государственно-частного партнерства;
участки автомагистрали М-7 "Волга" Москва – Нижний Новгород – Уфа на территории Владимирской и Нижегородской областей общей протяженностью 3,5 км, а также искусственные сооружения на ней общей протяженностью 468 погонных метров. Завершена реконструкция крупного мостового перехода через р. Клязьма на 341 км в Нижегородской области, что позволило обеспечить четырехполосное движение на всем участке автомагистрали от Москвы до Нижнего Новгорода;
обход н.п. Непецино на автомагистрали М-5 "Урал" Москва – Самара – Уфа. Завершено строительство участка длиной 14,5 км с искусственными сооружениями общей протяженностью 780 погонных метров, которое велось с 1999 года.

Открыто рабочее движение по первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги "Россия". Ликвидирован грунтовый разрыв на автодороге "Колыма" Якутск – Магадан протяженностью 20 км. Также продолжались: реконструкция участков федеральных автомобильных дорог М-10 "Россия", М-52 "Чуйский тракт", строительство обходов городов Новосибирска и Выборга, других объектов.

Капитальные вложения из федерального бюджета на реализацию программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в части дорожного строительства (реконструкции) за 2005 год освоены полностью.

В тоже время за отчетный период допущено недоосвоение средств федерального бюджета по разделу "Международная деятельность" (кредит ЕБРР на строительство КАД вокруг Санкт-Петербурга и автодороги "Чита-Хабаровск") в связи с недовыполнением контрактных обязательств подрядными строительными организациями. Предполагавшийся за счет средств кредита ЕБРР в 2005 году ввод в эксплуатацию 161,4 км автодороги "Амур" Чита-Хабаровск и 1943,7 погонных метров мостов на ней перенесен на 2006 год.

Следует также отметить, что еще 21,8 км федеральных автодорог и 23,2 погонных метра мостовых сооружений на них в 2005 году построено (реконструировано) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (в Республике Татарстан и Тюменской области).

Одной из основных задач программного проекта "Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог" является создание системы платных автомобильных дорог с привлечением внебюджетных инвестиций. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. При этом окупаемость инвестиций и получение прибыли планируется обеспечить за счет эксплуатации построенных (реконструированных) объектов на платной основе. В то же время для пользователей автомобильных дорог будет сохранена возможность альтернативного бесплатного проезда.

В 2005 году осуществлялась подготовка к реализации ряда проектов создания платных дорог с применением механизмов государственно-частного партнерства:
поэтапное завершение строительства и ввод в эксплуатацию на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке МКАД - Кашира (км 21 - км 117);
введение эксплуатации на платной основе участка федеральной автомобильной дороги "Дон" в общей сложности от км 414+700 до км 464+300;
реконструкция и последующая эксплуатация на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке "Подъезд к аэропорту Домодедово";
финансирование Росавтодором разработки предпроектной документации на строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области и соединительной автомобильной магистрали от МКАД до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск.

Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог, согласно положениям подпрограммы, осуществляются за счет средств федерального бюджета (в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации) и за счет средств бюджетов территорий.

Согласно данным государственного статистического наблюдения (форма С-2), по состоянию на 1 января 2006 г. за счет субсидий из федерального бюджета введены в эксплуатацию 1061,6 км территориальных автодорог (100% годового плана) и 13336 погонных метров мостов на них (96% годового плана).

В соответствии с целевой программой содействия занятости населения на предприятиях дорожного хозяйства на 2000-2005 годы в 2005 году продолжалась практика организации в дорожном хозяйстве общественных работ для временной занятости безработных граждан. По данным государственного статистического наблюдения, за 2005 год к выполнению дорожных работ привлечено 864 человека, которыми выполнены дорожные работы на сумму 19,76 млн. рублей.

Материалы из архива