Федеральные целевые программы России

Гражданская авиация

Краткий отчет за 2006 год

Цели подпрограммы: увеличение более чем в 2 раза объемов пассажирских авиаперевозок для обеспечения посредством воздушного транспорта экономического роста и повышения уровня жизни путем удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки и авиационные работы; совершенствование технологий управления авиаперевозками, в том числе систем обслуживания пассажиров и грузоотправителей в области воздушного транспорта, повышение на этой основе эффективности управления авиаперевозками; развитие парка воздушных судов нового поколения в целях удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов России на авиаперевозки и выполнение авиационных работ, обеспечения конкурентоспособности российских авиапредприятий на мировом авиатранспортном рынке путем повышения безопасности, качества и экономической эффективности авиаперевозок; развитие региональных авиаперевозок и авиации общего назначения; модернизация действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) для обеспечения возможности эксплуатации без ограничений во всех регионах мира действующих магистральных самолетов отечественного производства; развитие объектов (наземной) авиатранспортной инфраструктуры в увязке с перспективным развитием парка воздушных судов и реализация приоритетных мероприятий, предусматривающих реконструкцию взлетно-посадочных полос, замену светосигнального оборудования, а также модернизацию имеющихся мощностей для эффективного транспортного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов; создание условий для обновления основных фондов аэропортов и внедрение современных технологий для обеспечения работы пересадочных узлов (хабов) на международном уровне, обеспечение безопасности авиатранспортной системы, включая превентивные меры защиты деятельности гражданской авиации от проявлений терроризма и диверсий, обеспечение защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Основные задачи подпрограммы: развитие парка воздушных судов нового поколения, модернизация действующего парка магистральных самолетов, развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры, обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации, совершенствование технологии управления авиаперевозками и научно-техническое обеспечение гражданской авиации.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 17 856,80 млн. рублей (ГКВ – 17 852,80 млн. рублей; НИОКР – 4,00 млн. рублей).

Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Целевые индикаторы и показатели в основном выполнены:
объем авиатранспортной работы достиг по пассажирообороту 93,6 млрд. пасс-км (105,2% от предусмотренного на отчетный период и на 9,1% выше, чем в 2005 году), по грузообороту – 2,9 млрд. т-км (95,7% от предусмотренного на отчетный период, на 2,9% выше, чем в 2005 году);
перевозки пассажиров составили 39,4 млн. человек (102,9% от предусмотренных на отчетный период и на 8,1% выше, чем в 2005 году), перевозки грузов – 637,5 тыс. т (95,1% от предусмотренного на отчетный период);
доля современных воздушных судов, удовлетворяющих требованиям ИКАО, в отношении авиационного шума, в структуре реализуемой провозной мощности парка достигла 59,1% (104,2% от предусмотренной на отчетный период);
доля современных воздушных судов в структуре реализуемой провозной мощности парка по пассажирским самолетам составила 35,8%, по грузовым – 48,6% (102,3% и 101,2% соответственно от предусмотренных на отчетный период);
ввод в строй производственных мощностей объектов авиатранспортной инфраструктуры, в том числе реконструкция (восстановление) искусственных покрытий 6-ти взлетно-посадочных полос (на 20% выше предусмотренного на 2006 год), замена светосигнального оборудования на 5-ти взлетно-посадочных полосах (на 25% выше предусмотренного на 2006 год).

Невыполнение плановых показателей по перевозкам грузов и грузообороту произошло из-за существенного повышения цен на авиационное топливо и повышения авиатарифов, а также из-за ограничения допуска самолетов Ил-76 на международные авиарынки вследствие несоответствия акустических характеристик.

Несмотря на существенный рост цен на авиационный керосин в 2006 году и вызванный этим рост авиатарифов, прирост пассажирооборота в 2006 году составил по сравнению с 2005 годом 9,1%. По сравнению с предусмотренным в подпрограмме на 2006 год (89 млрд. пасс-км) достигнутое значение пассажирооборота (93,6 млрд. пасс-км) выше на 5,2%.

Пассажирские перевозки составили в 2006 году 39,4 млн. человек, что на 8,1% выше, чем в 2005 году и на 2,9% выше предусмотренного подпрограммой на 2006 год.

Грузооборот в 2006 году составил 2,91 млрд. т-км, что на 2,9% выше, чем в 2005 году, но на 4,3% ниже значения, предусмотренного подпрограммой на 2006 год. Это снижение произошло как за счет роста грузовых авиатарифов, так и из-за ограничения допуска самолетов Ил-76, оборудованных двигателями Д-30КП, на международные авиатранспортные рынки из-за несоответствия акустических характеристик требованиям Главы 3 Приложения 16 стандарта ИКАО.

По итогам 2006 года достигнутые целевые индикаторы (показатели) в основном соответствуют значениям, предусмотренным утвержденной подпрограммой на 2006 год.

Подпрограмма нуждается в корректировке в связи с изменением параметров финансирования в 2006 и 2007 годах (письмо с предварительным согласованием проекта корректировки программы, в том числе подпрограммы, направлено Минэкономразвития России в Минтранс России 17 января 2007 года).

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

За 2006 год при реализации мероприятий подпрограммы "Гражданская авиация" достигнуты следующие результаты.

На условиях лизинга и прямой закупки авиакомпаниям России поставлено 43 воздушных судна, в том числе 20 пассажирских и 2 грузовых самолета, 21 вертолет, в том числе них:
2 пассажирских магистральных самолета Ту-214 на условиях лизинга в авиакомпании "Дальавиа" и "Трансаэро";
1 региональный пассажирский самолет Ан-140 на условиях лизинга в авиакомпанию "Якутия";
4 магистральных пассажирских самолета Ту-154М на условиях лизинга в авиакомпании "Авиалинии Кубани" и "ГТК Россия";
4 магистральных пассажирских самолета Ту-154М на условиях прямой закупки по реэкспорту в авиакомпании "Сибирь" и "Карат";
2 магистральных пассажирских самолета Як-42Д на условиях прямой закупки по реэкспорту в авиакомпанию "Интеравиа";
7 самолетов М-101Т на условиях прямой закупки в авиакомпанию "Декстрон" (аэротакси);
2 магистральных грузовых самолета Ил-76ТД-90ВД на условиях лизинга в авиакомпанию "Волга-Днепр";
1 вертолет Ми-26Т на условиях лизинга в авиакомпанию "Архангельские авиалинии";
2 вертолета Ми-26Т на условиях прямой закупки по реэкспорту в авиакомпанию "Utair";
2 вертолета Ми-8МТВ на условиях прямой закупки в авиакомпанию "ГТК Россия";
5 вертолетов Ми-8МТВ на условиях прямой закупки в авиакомпании "Таймыр" и "Катэкавиа";
1 вертолет Ми-8МТВ на условиях лизинга в авиакомпанию "Архангельские авиалинии";
2 вертолета Ми-8МТВ на условиях прямой закупки по реэкспорту в авиакомпанию "Utair";
3 вертолета Ми-171 на условиях прямой закупки в авиакомпанию "Газпромавиа";
6 вертолетов Ка-226 на условиях прямой закупки в авиакомпанию "Газпромавиа";
3 вертолета Ка-32 на условиях прямой закупки в авиакомпанию "Таймыр".

Несмотря на то, что в 2006 году фактические поставки воздушных судов (43 единицы) были выше, чем предусмотренные в подпрограмме (26 единиц), авиакомпаниям России было поставлено значительное количество воздушных судов со вторичного рынка продаж (6 пассажирских самолетов и 11 вертолетов). В то же время не были поставлены в авиакомпании ранее заказанные 2 самолета Ту-204-300 (для авиакомпании "Владивосток Авиа"), 2 самолета Ан-140 (для авиакомпании "Якутия") и 3 самолета Ил-96-400 (для авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Атлант-Союз").

В соответствии с требованиями Главы 3 Приложения 16 стандарта ИКАО модернизировано 67 магистральных самолетов, из них:
установка звукопоглощающих конструкций (ЗПК) на 18 самолетах Ту-154М, ЯК-42Д;
установка систем предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS и ACAS-2), систем сокращения норм вертикального эшелонирования (RVSM), систем зональной навигации (BRNAV) на 47 самолетах Ту-154М, Як-42Д, Ил-62М;
замена двигателей Д30КП на ПС-90А76 на 2-х самолетах Ил-76ТД.

Выполнены реконструкция и строительство объектов наземной (авиатранспортной) инфраструктуры в 33 аэропортах:
реконструкция аэродрома аэропорта Пулково, (ввод в 2006 году ВПП-2, светосигнального, радиотехнического и метеорологического оборудования);
реконструкция ВПП-1, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов в аэропорту Домодедово;
реконструкция и развитие аэропорта Внуково (аэродром, средства посадки, радионавигации и УВД);
развитие международного аэропорта Шереметьево; первая очередь реконструкции (ВПП, ввод 2007 год), реконструкция объектов федеральной собственности (ввод – 2009 год);
восстановление (реконструкция) искусственных покрытий ВПП аэропорта Владикавказ;
развитие аэропорта Геленджик, строительство взлетно-посадочной полосы;
реконструкция аэродрома аэропорта Ростов-на-Дону, ВПП, рулежные дорожки, замена ССО;
модернизация (восстановление) искусственных покрытий аэродрома аэропорта "Чебоксары" (ввод ВПП – 2006 год);
реконструкция и развитие аэропорта Пенза (1-я очередь строительства);
реконструкция (восстановление) искусственных покрытий аэродрома аэропорта Киров;
реконструкция и развитие аэропорта Храброво, г. Калининград;
реконструкция ИВПП-1, РД и перрона аэропорта Благовещенск (ввод ВПП – 2006 год);
реконструкция аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэропорта Сочи;
реконструкция аэропорта "Минеральные Воды";
реконструкция (восстановление) верхнего слоя аэродромных покрытий в аэропорту Красноярск (ввод ВПП – 2006 год);
реконструкция ИВПП в аэропорту Хатанга;
устройство укрепленных участков концевых зон безопасности (КБЗ) ИВПП с МКпос 115? и МКпос 295? в аэропорту Иркутск;
реконструкция ВПП в аэропорту Курган (ввод ВПП и ССО в 2006 г.);
реконструкция (восстановление) аэродромных покрытий в аэропорту Кольцово;
реконструкция ВПП аэропорта г. Улан-Удэ (1-я очередь, ввод ССО – в 2006 году);
реконструкция ИВПП с заменой ССО в аэропорту Барнаул (ввод ССО – 2006 году);
расширение аэропорта Толмачево, г. Новосибирск;
реконструкция ИВПП, СРД1-СРД5, МРД, перрона, замена ССО в аэропорту Томск;
реконструкция ИВПП-2 аэропорта Якутск;
реконструкция ИВПП-2, замена ССО аэропорта Хабаровск;
расширение аэропорта Николаевск-на-Амуре, 1-й пусковой комплекс для эксплуатации самолета Ан-140;
восстановление покрытий ИВПП-2, реконструкция ВДС аэропорта Магадан;
модернизация международного аэропорта Южно-Сахалинск, усиление ВПП, замена ССО;
реконструкция аэропорта Большое Савино (г. Пермь), вторая очередь реконструкции.

Не освоены средства федерального бюджета, в том числе на объектах реконструкции и строительства аэропортов Сочи, Мурманск, Сыктывкар, Минеральные Воды, "Храброво" г. Калининград. Причина - недостаточная организация государственным заказчиком Росавиацией выполнения мероприятий подпрограммы: позднее заключение контракта (Аэропорт Сочи), недостаточный контроль за ходом производства работ и низкие темпы выполнения работ (аэропорты Минеральные Воды, "Храброво" г. Калининград и замена генподрядчика (аэропорты Сыктывкар и Мурманск).

В 2006 году выполнена реконструкция 6-ти взлетно-посадочных полос в аэропортах Пулково, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Курган, Чебоксары (по подпрограмме – 5 ВПП) и замена светосигнального оборудования в 5 аэропортах – Пулково, Хабаровск, Барнаул, Курган, Улан-Удэ (по подпрограмме 4 объекта).

Приобретены для 53 аэропортов России 321 единица оборудования авиационной безопасности: 43 рентгенотелевизионных интроскопа (РТИ), 28 стационарных металлоискателей (МИС), 81 переносной металлоскатель (МИП), 18 детекторов паров взрывчатых веществ (ДВВ), 151 единица прочего оборудования авиационной безопасности.

Приобретено 3 тренажера учебных самолетов для учебных заведений гражданской авиации.

При реализации мероприятий по совершенствованию управления авиационными перевозками в 2006 году продолжились работы по развитию интерактивных систем продаж и бронирования авиаперевозок.

В 2006 году практически все ведущие авиакомпании России (Аэрофлот, авиационный альянс AiRUnion, Сибирь, Трансаэро) начали переход на электронную технологию продажи авиаперевозок.

В крупнейших аэропортах России (Внуково, Домодедово Пулково) начались работы по переводу технологических процессов на принципиально новые системы управления производством, в том числе системы учета технологических операций при обслуживании воздушных судов в аэропорту, суточного плана полетов, текущего состояния и планирования ресурсного обеспечения рейсов, регистрации пассажиров и оформления багажа, в том числе трансфертной технологии обслуживания пассажиров.

Заключены контракты за счет средств федерального бюджета по 8 НИОКР, включенных по 4 из 5 научных направлений, предусмотренных подпрограммой. Завершены 7 тематических НИОКР по 4 направлениям подпрограммы.

За счет собственных средств авиакомпаний заключено 833 контракта по тематике поддержания летной годности воздушных судов.

Выводы и предложения.

В 2006 году имело место отставание от утвержденных показателей подпрограммы. В недостаточном объеме осуществлялись капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Прежде всего, это отразилось на выполнении мероприятий по поставкам парка воздушных судов нового поколения. В то же время следует отметить проведенную Росавиацией работу по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на развитие объектов наземной инфраструктуры и их освоение, превышающее освоение лимитов капитальных вложений на 13 %.

С запозданием проводилась компания заключения договоров с заказчиками-застройщиками по причине позднего проведения конкурсов (торгов) по выбору исполнителей работ.

Слабо проводилась работа с администрациями субъектов Российской Федерации по совместной реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограммы.

С целью обеспечения выполнения мероприятий подпрограммы целесообразно:
активизировать работу по реализации мер, направленных на обеспечение поставок новой авиатехники. С этой целью необходимо обратиться к руководству ОАК о необходимости первоочередного обеспечения поставок производимой авиатехники российским авиакомпаниям в соответствии с заключенными контрактами;
повысить требования к заказчикам-застройщикам по безусловному освоению и целевому использованию средств федерального бюджета на объектах, включенных в ФАИП;
своевременно обеспечить проведение конкурсов по выбору исполнителей работ для государственных нужд по объектам гражданской авиации, включенным в ФАИП на 2007 год;
разработать дополнительные меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации;
подготовить и утвердить перечень проектируемых объектов строительства будущих лет, а также перечень вновь начинаемых строек и объектов на 2008-2010 годы для федеральных государственных нужд;
продолжить работу в аэропортах и авиакомпаниях по привлечению внебюджетных источников финансирования с целью оснащения их современными средствами авиационной безопасности.

Материалы из архива