Федеральные целевые программы России

Железнодорожный транспорт

Краткий отчет за 2005 год

Основные цели подпрограммы на 2005 год:
- полное удовлетворение потребностей экономики страны и населения в железнодорожных перевозках;
- повышение устойчивости и качества железнодорожных перевозок, обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте в мирное время и в особый период;
- повышение эффективности перевозочной деятельности и снижение доли транспортных издержек;
- выполнение социальных обязательств, повышение качества обслуживания и доступности пассажирских перевозок;
- проведение работ по формированию инфраструктуры основных транспортных коридоров и обеспечение их устойчивого функционирования.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 340,0 млн. рублей на капитальные вложения.

Выполнение подпрограммы "Железнодорожный транспорт" осуществлялось, в основном, в соответствии с разработанной Стратегической программой развития ОАО "Российские железные дороги" до 2010 года, направленной на увеличение масштабов транспортного производства, повышения его качества и эффективности, активную интеграцию в мировую транспортную систему.

Основные производственно-экономические показатели работы ОАО "Российские железные дороги" наиболее полно характеризуют деятельность железнодорожного транспорта и отражают выполнение подпрограммы.

Мероприятия, вошедшие в раздел развития инфраструктуры инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" на 2005 год, направлены на освоение возрастающих объемов перевозок.

Целевые задачи развития инфраструктуры:
- ликвидация "узких" мест в пропускных способностях на основных направлениях сети железных дорог за счет: развития железнодорожных узлов и сортировочных станций;
строительства вторых путей; развития пограничных переходов и подходов к портам; электрификации железнодорожных линий;
- оптимизация инфраструктуры на основе: унификации веса и длины поезда в основных транспортных коридорах (6000 тонн, 71 условный вагон); формирования системы сетевых пунктов технического осмотра подвижного состава; формирования единой системы управления перевозочным процессом и внедрения соответствующих автоматизированных систем.

Выделенные в 2005 году средства на строительство вторых путей и развитие железнодорожных узлов полностью освоены. В результате проведенных работ в 2005 году закончено строительство вторых путей общей протяженностью 206,8 км. Выполнение данных работ позволило увеличить пропускную и провозную способность основных направлений под прогнозные объемы перевозок 2010-2015 годов.

Проведены работы по автоматизации и механизации на 7-ми важнейших сортировочных станциях. Выполнены работы по удлинению станционных путей в объеме 6,58 млрд. рублей на 98 станциях с вводом 186 км и подключением 478 стрелочных перевода, что позволит приблизить готовность основных транспортных направлений к пропуску грузовых поездов длиной 71 и 100 условных вагонов и весовой нормой 6 тыс. тонн.

Мероприятия, предусмотренные подпрограммой "Железнодорожный транспорт" на 2005 год, направлены на приведение в соответствие железнодорожной инфраструктуры пограничных переходов с установленными требованиями ГТК Российской Федерации и оптимизацию эксплуатационной деятельности ОАО "Росийские железные дороги" на стыковых межгосударственных станциях.

Объем капитальных вложений ОАО "РЖД" на развитие железнодорожной инфраструктуры пограничных переходов и предпортовых станций освоен полностью. Завершены работы по обустройству пограничных переходов с Эстонией, Латвией, Украиной, Китаем, Грузией и Польшей.

По направлению развития предпортовых станций и подходов к портам продолжается строительство предпортовой станции Лужская. Завершены работы первой очереди транзитно-выставочного парка Северный и автодорожному путепроводу. На строительство станции Пихтовая (порт Высоцк) дополнительно были привлечены средства ОАО "Лукойл" в объеме 300 млн. рублей. В полном объеме реализованы проекты по развитию припортовых станций Владивосток и Новороссийск.

С учетом перспективных объемов перевозок в целях снижения себестоимости перевозок, повышения эффективности работы и конкурентоспособности Сахалинской железной дороги проводятся работы по перешивке верхнего строения пути на общесетевую ширину колеи. Работы по переустройству Сахалинской ж.д. на общесетевую колею 1520 мм выполнены за счет средств ОАО "Российские железные дороги" в объеме 1,0 млрд. рублей в соответствии с утвержденным лимитом.

В 2005 году сданы в эксплуатацию 5 объектов с вводом основных фондов 1347,1 млн. рублей: обход тоннелей протяженностью 1600 м и мосты 111 км, 138 км; 155 км и 166 км.

Реализация программных мероприятий, направленных на снижение эксплуатационных расходов, осуществлялась по следующим направлениям: автоматизация системы учета энергоресурсов, экономия топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, учет и энергосбережение ресурсов в стационарной энергетике, экономия материальных ресурсов, снижение трудозатрат, снижение износа бандажей колес и рельсов.

Электрификация железнодорожных линий проводится с целью развития международных транспортных коридоров и усиления подходов к российским портам. Реализация мероприятий по электрификации железнодорожных линий приведет к снижению эксплуатационных затрат и ликвидации перебоев в движении, связанных с чрезмерным физическим износом действующего тепловозного парка.

В 2005 году доля грузооборота, осваиваемого электротягой, составила 84,7% от величины общего грузооборота. Средний вес грузового поезда увеличен на 1,3% (до 3717 т). Средняя участковая скорость возросла на 1,5% (до 40,2 км/ч).

Наиболее значимым объектом электрификации является участок Идеель - Свирь.

В 2005 году с вводом на электротяге участка Медвежья Гора - Свирь протяженностью 270 км завершена электрификация направления Волховстрой - Мурманск, обеспечивающего транспортные связи Мурманской области и северных районов Карелии с северо-западными регионами России. Регулярное движение открыто с 1 декабря 2005 г. Завершение электрификации данного направления позволило повысить на 9 км/час участковую скорость движения и увеличить вес поезда до 6500 т, что способствовало повышению провозной способности участка. При этом на 20% снижена себестоимость перевозок и уменьшено экологическое воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду в объеме 2908 т/год, а также сокращены эксплуатационные расходы на 300 млн. рублей в год.

Введен в эксплуатацию перегон Рябина – Громовое (9,8 км) участка Сызрань – Сенная.

Капитальные вложения по вопросам предупреждения экологического и технологического ущерба освоены полностью. Из 26 природоохранных объектов, по которым велось строительство, 19 сдано в эксплуатацию. Выполнены проектно-изыскательские работы на строительство 22 природоохранных объектов, строительство которых предусмотрено в 2006 году.

Осуществлено приобретение передвижных экологических лабораторий (вагонов лабораторий – 4 шт., на автомобильном ходу – 12 шт.), выполнено оснащение стационарных экологических лабораторий средствами измерения, приборами и специальной мебелью (148 наименований). Приобретено оборудование: по очистке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - 18 шт., по очистке и обезвреживанию загрязненных сточных вод – 13 шт. и 12 установок по обезвреживанию отходов производства.

Ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и технологического оборудования позволит сократить в 2006 году сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и в канализационные городские сети на 709 тыс. куб. метров, снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 320 тонн, обезвредить отходы производства в объеме 712 тонн. Экономический эффект от внедрения новых природоохранных технологий составит более 50 млн. рублей. Кроме того, за счет строительства и ввода в эксплуатацию в 2004 году 12 природоохранных объектов, в 2005 году достигнуто сокращение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 927 тыс. куб. метров, снижен выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 511 тонн.

Одним из основных факторов для достижения положительных результатов в вопросах повышения уровня безопасности движения поездов на сети железных дорог является реализация комплекса задач по внедрению технических средств в части повышения безопасности движения.

За 2005 год все задания по объемам внедрения технических средств выполнены и профинансированы в полном объеме. На указанные цели были привлечены средства страхового акционерного железнодорожного общества (ЖАСО) в размере 192,7 млн. руб. (93,5% плана) из резерва предупредительных мероприятий (РПМ), созданного за счет обязательных страховых взносов пассажиров. Недофинансирование объясняется снижением на ряде железных дорог потока пассажиров и уменьшения поступлений страховых средств.

В 2005 году внедрены: 124 стационарных тормозных упора, 1162 регистратора переговоров, 28 путеизмерительных и дефектоскопных вагонов, 1100 съемных путеизмерительных и дефектоскопных тележек, 280 устройств заграждения переездов, на 978 локомотивах устройства автоматического управления торможением поезда, а также другие технические средства. Как результат, в 2005 году в целом по сети на 11% снизилось общее количество случаев брака в работе, на 13% - особых и на 12% - с пассажирскими поездами, сократилось число крушений с 4-х до 3 случаев, сходов подвижного состава в грузовых поездах на 32%, в пассажирских – в 4 раза.

В 2005 году предусмотренный объем инвестиций в размере 18,57 млрд. рублей полностью освоен по обновлению и развитию путевой инфраструктуры.. После реконструкции введены в эксплуатацию: мост через р. Унжа на 655 км участка Галич-Свеча, мост через р. Шексна на 508 км участка Кошта – Вологда, 2-ой пусковой комплекс моста через р. Бузан на 1590 км участка Аксарайская – Трусово и мост через р. Иртыш на участке Тюмень – Тобольск.

В 2005 году освоен лимит капитальных вложений на обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики в размере 6,7 млрд. рублей. Введены в эксплуатацию устройства электрической централизации на 40 станциях с количеством 1020 стрелок, автоматической блокировки – 422 км, устройств диспетчерской централизации и диспетчерского контроля на 228 станциях 2425 км.

Финансирование реконструкции вокзальных комплексов осуществлялось за счет средств ОАО "Российские железные дороги" (92,1%) и средств субъектов Российской Федерации (7,9%). Общий объем освоенных инвестиций составил 96,6% плана 2005 года. Средства бюджетов Российской Федерации были использованы на реконструкцию вокзалов в городах: Новосибирск, Ижевск, Котельнич (сдан), Семенов, Чамзинка, Потьма (сдан), Оренбург (сдана 1-я очередь), Тюмень. Завершена реконструкция пригородных вокзалов в городах: Кингесепп, Шумерля, Кукмор, Альмеж, Сусоловка, Безбожник, Комсомольский, а также вокзалов дальнего следования в городах: Балашов и Хабаровск.

Приобретено: 129 локомотивов (что в 2 раза больше, чем в 2004 году), 8000 грузовых вагонов (из них 6183 полувагона – по схеме лизинга), 496 пассажирских вагонов и 521 вагон электропоездов. Проведен капитально-восстановительный ремонт с модернизацией 312 локомотивов, 4957 грузовых вагонов, 618 пассажирских вагонов и 485 вагонов электропоездов.

Проведенные мероприятия по реорганизации и развитию отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава позволили увеличить грузооборот до 2038,7 млрд. т-км, что выше уровня 2004 г. на 3,3%. Величина пассажирооборота составила 171,0 млрд. пасс-км, что больше программного показателя на 5,2% и на 13,3% больше чем в 2004 году.

В текущем году реализация инвестиционных проектов, сформированных на принципах проектного финансирования, осуществлялась за счет заемных средств.

Целью инвестиционного проекта "Перевозки нефти на Китай" является повышение доходности компании за счет освоения дополнительных объемов перевозок сырой нефти направлением на Китай.

Предусматривается организация перевозки нефти по двум маршрутам:
- станция Суховская – пограничная станция Наушки (транзитом через Монголию в Китай) с достижением максимального объема перевозок 5 млн. тонн;
- станция Суховская – пограничная станция Забайкальск с достижением максимального объема перевозок 10 млн. тонн.

Целью проекта "Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии" является обеспечение соответствия технических характеристик энергосистемы ОАО "РЖД" требованиям действующего законодательства и снижение расходов ОАО "РЖД" на закупку электроэнергии для эксплуатационных нужд за счет выхода железных дорог на оптовый рынок электроэнергии и получение возможности приобретать ее по оптовым ценам. Освоение средств по проекту составило 88,3% плана.

В рамках проекта "Организация пригородного скоростного движения по маршруту Москва-Люберцы-Раменское" предполагалась реализация следующих мероприятий:
- организация скоростного пригородного сообщения с использованием электропоездов "Спутник" на участке Москва – Раменское;
- модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта и пассажирских обустройств на участке Москва – Раменское.

Целью проекта является рост доходов от организации пригородного движения на данном участке Московской железной дороги и обеспечение качественно нового уровня перевозок пассажиров в пригородном сообщении на одном из наиболее напряженных участков Московской железной дороги. В 2005 году приобретено 9 электропоездов "Спутник" 8-и вагонного состава, завершена реализация проекта и открыто пригородное скоростное движение по маршруту Москва-Люберцы-Раменское.

Анализ выполнения подпрограммы "Железнодорожный транспорт" за 2005 год показал, что из общей суммы затрат инвестиции составили - 98,4% и расходы на НИОКР – 1,6%. При этом объем внебюджетных средств составил 99,87%.

Материалы из архива