Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Основными целями программы являются: повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы страны; смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью перевозок на производство, социальную сферу и внешнеэкономическую деятельность; снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг; повышение доступности российских территорий и транспортных услуг для населения и широкого круга хозяйствующих субъектов; улучшение качества транспортного обслуживания населения и народного хозяйства (повышение скорости и комфортности перевозок пассажиров, своевременности и сохранности перевозок грузов); повышение уровня безопасности транспортной деятельности и снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 53499,76 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 52011,75 млн. рублей, НИОКР – 30,8 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 48257,21 млн. рублей.

В состав программы входят 11 подпрограмм: "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Гражданская авиация", "Единая система организации воздушного движения", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Внутренние водные пути", "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования", "Безопасность дорожного движения", "Информатизация" и "Международные транспортные коридоры".

Объем грузовых перевозок в отраслях транспортного комплекса Минтранса России в 2004 году возрос на 6 %.

Рост пассажирооборота на железнодорожном транспорте составил 6 %.

Грузооборот на железнодорожном транспорте вырос на 8,5 % к уровню 2003 года, при этом рост достигнут всеми железными дорогами России.

Рост объема авиаперевозок в отчетном году превысил 8 %, а пассажирооборот – 10 %.

В общем объеме грузовых перевозок, выполненных всеми видами транспорта, на долю автомобильного транспорта приходится до 60-70 %. В отчетном году объем перевозок автомобильным транспортом увеличился на 2 %, а грузооборот – на 3 %.

Не происходит существенных позитивных изменений в объемах перевозок и грузообороте на речном транспорте вследствие незавершенности работ по модернизации основных гидросооружений на водных путях и обмеления некоторых судоходных участков.

На морском транспорте объем перевозок в каботажном плавании увеличился по сравнению с прошлым годом на 15 – 20 %.

Объем перевалки грузов в морских портах России в 2004 году, включая коммерческие структуры, возрос на 13 – 15 % и составил порядка 340 млн. тонн.

Увеличение объемов грузопереработки обеспечено за счет ввода в эксплуатацию в морских портах России новых перегрузочных мощностей, реконструкции и модернизации действующих.

В 2004 году объем перевозок транзитных грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, вырос на 5 - 6 % и достиг 20 - 24 млн. тонн.

В 2004 году имеет место некоторое снижение темпов работ по модернизации транспортной инфраструктуры по сравнению с показателями утвержденной программы.

Основными причинами снижения темпов ввода в действие новых автодорог являются:
по федеральным автодорогам – концентрация имеющихся финансовых ресурсов на строительстве важнейших для экономики страны автомагистралей (автодорога «Чита-Хабаровск», транспортный обход г. Санкт-Петербурга, автомагистраль «Дон», объекты Сочинского транспортного узла), удельные затраты на строительство 1 км которых значительно превышают среднеотраслевые значения вследствие высокой капиталоемкости;
по территориальным дорогам – сокращение доходов дорожных фондов в связи с изменением налогового законодательства.

Объемы выполненных работ по развитию железнодорожного транспорта меньше установленных программой в связи с уточнением Правительством Российской Федерации программы капитальных вложений железнодорожного транспорта на 2004 год.

В 2004 году освоение средств федерального бюджета, выделенных на капитальные вложения, примерно соответствует программному заданию.

Величина грузооборота на железнодорожном транспорте увеличилась до 1668,9 млрд. ткм, что составляет 105,1 % от уровня программного показателя. Величина пассажирооборота составила 157,6 млрд. пасс. км, что меньше программного показателя, но выше уровня предыдушего года.

Средний вес грузового поезда увеличен на 0,3 % (до 3608 т). Средняя участковая скорость возросла на 2 % (до 39 км/ч). Доля грузооборота, осваиваемого электротягой возросла на 1,6 % и составила 85 % от общего грузооборота. Улучшена экологическая обстановка.

Дорожными организациями в 2004 году ввод в эксплуатацию федеральных автодорог выполнен на 100,3 %, капитальный ремонт федеральных автодорог перевыполнен на 2,3 %, территориальных – выполнен на 100 %.

Фактически достигнутый уровень перевозок пассажиров авиапредприятиями – 33,7 млн. человек, уровень перевозок грузов – 654 тыс. тонн.

Объемы грузовых перевозок в 2004 году ниже предусмотренных в системе целевых показателей, что обусловлено ограничением допуска российских грузовых самолетов Ил-76 всех модификаций в ряд аэропортов стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Китая, Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии из-за несоответствия требованиям Чикагской Конвенции ИКАО. Достигнутый уровень пассажирооборота на авиатранспорте – 82,4 млрд. пасс. км, уровень грузооборота – 2,95 млрд. ткм.

Результаты реализации программы в 2004 году свидетельствуют о сохранении низкого уровня инвестиций бюджетной системы в дорожном хозяйстве (прежде всего в части территориальных бюджетов) и нарастающем отставании по выполнению программных заданий.

В 2004 году имеет место отставание от утвержденных показателей по ряду направлений и в гражданской авиации. В недостаточном объеме осуществлялись капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Прежде всего, это отразилось на выполнении мероприятий по поставкам парка воздушных судов нового поколения и развитию объектов наземной инфраструктуры. Не выделялись средства федерального бюджета на приобретение воздушных судов и тренажеров для учебных заведений, а также на мероприятия авиационной безопасности.

Слабо проводится работа с администрациями субъектов Российской Федерации по совместной реализации инвестиционных проектов.

Привлечение внебюджетных источников сдерживается неполнотой нормативной правовой базы для применения форм государственно-частного партнерства.

Для повышения эффективности реализации программы целесообразно продолжать работу по сотрудничеству с администрациями субъектов Российской Федерации, региональными органами управления транспортом с целью конкретизации программных мероприятий и проектов, реализуемых на их территориях.

Руководителям подпрограмм, в которых основными источниками финансирования являются внебюджетные средства, необходимо уделить особое внимание проблеме увеличения финансирования программных мероприятий за счет собственных средств предприятий, привлеченных средств и других источников финансирования.

Основным рабочим органом текущего управления программой является федеральное государственное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФГУ «Ространсмодернизация»), которое было образовано совместным приказом Минтранса России и МПС России от 29 декабря 2001 г. № 188/56.

Для обеспечения эффективной работы по реализации программы совершенствуется нормативно-правовая база.

В 2004 году Президентом Российской Федерации подписаны следующие законодательные акты, касающиеся программы:
Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 27-ФЗ «О ратификации Конвенции 1973 года о социальных последствиях введения новых методов обработки грузов в портах» (Конвенция МОТ № 137);
Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 28-ФЗ «О ратификации Конвенции 1979 года о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (Конвенция МОТ № 152).

Находятся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты:
«О внесении изменений и дополнений в приложение II к Закону Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»;
«О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;
«О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами».

Внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов:
«О морских портах Российской Федерации»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания Российского международного реестра судов»;
«Устав автомобильного транспорта Российской Федерации».

Для установления единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, Минтранс России предлагает инициировать разработку специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в Российской Федерации, а также закона о порядке перевода земель из одной категории в другую.

Материалы из архива