Федеральные целевые программы России

2007-11-19

Об основных направлениях развития гражданской морской техники на 2009-2016 годы

Источник: Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации

Доклад Министра промышленности и энергетики Виктора Христенко на заседании Правительства РФ

Судостроительная промышленность России является крупнейшим из секторов машиностроения, имеющим сравнительно высокий научный и технический потенциал. Отрасль объединяет предприятия и организации различных форм собственности, что учитывается при структурных преобразованиях.

Специфика судостроения заключается в создании сложной капиталоёмкой продукции. Стандартный производственный цикл составляет от полутора до пяти лет. Конечный результат достигается благодаря широкой межотраслевой кооперации. Поэтому проекты в судостроении по определению обеспечивают мультипликативный эффект.

География судостроения охватывает всю Россию – от Калининграда до Владивостока. Основные предприятия расположены в Северо-Западном федеральном округе.

Продуктовый ряд отрасли охватывает практически все основные классы морской техники гражданского и военного назначения. Продукция поставляется как на внутренний, так и на внешний рынок.

Но, несмотря на то, что продуктовый ряд охватывает многие виды морской техники, в структуре выпуска доминирует военное кораблестроение. Обращает на себя внимание то, что в 2006 и 2007 годах изменение конъюнктуры мирового рынка в этом сегменте привело к значительному снижению общих объемов производства в России. Таким образом, стабильное развитие отрасли возможно только при диверсификации портфеля заказов.

В последние четыре года наметилась положительная тенденция увеличения объемов гражданского судостроения.

В значительной степени это обусловлено необходимостью обновления парка отечественных морских и речных грузоперевозчиков, рыболовного флота, научно-исследовательских судов Академии наук и Минприроды. Таким образом, главный фактор – это внутренний рынок. Он формирует потребность в судах различных классов. Перед судостроителями стоят качественно новые задачи: по техническим характеристикам востребованной продукции, ценам и срокам строительства.

Вместе с тем, существующая производственная инфраструктура не позволяет строить суда дедвейтом более 70-80 тысяч тонн.

Потребности отечественных грузоперевозчиков в подавляющем большинстве случаев (94,4 %) удовлетворяются за счет зарубежных производителей судов и морской техники. Наши верфи пока проигрывают по трудоемкости и срокам строительства. Стало быть, стимулирование спроса должно сочетаться с мерами по повышению конкурентоспособности отечественных верфей.

Эта система действий должна основываться на координации и учете интересов трех сторон: промышленников, судовладельцев (грузовладельцев) и потребителей услуг.

По такой схеме «треугольника» строится данный бизнес во всем мире. Сочетание интересов – это тот фундамент, на котором должно базироваться российское гражданское судостроение.

Программа заказов гражданской морской техники в судостроительной отрасли носит именно такой комплексный характер. Примерами подобного взаимодействия сегодня является реализация проекта строительства двух танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн и строительства морской ледостойкой платформы для освоения Приразломного месторождения.

Условия формирования продуктового ряда определены, в том числе, государственными программами развития. Их реализация создает потребность в гражданской морской технике на рубеже 2015 года объемом более пятисот миллиардов рублей.

Существенный рост спроса на продукцию гражданского судостроения прогнозируется, прежде всего, в связи с обеспечением морской техникой шельфовых проектов России. Особенно острой эта проблема станет в период после 2015 года. Соответствующая программа Федеральная целевая программа по освоению шельфа сейчас находится в разработке. Чтобы обеспечить освоение шельфа российской морской техникой необходимо выйти на новый качественный уровень.

Анализ ситуации в отрасли показывает наличие следующих системных проблем:
- отставание от мирового уровня судостроительных технологий и организации работ;
- структурные диспропорции;
- несовершенство отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры по сравнению с зарубежными условиями обуславливают удорожание судов на 20-25 % по сравнению с зарубежными аналогами.

Возможные варианты решения этих проблем заложены в Стратегии судостроения, рассчитанную на период до 2020 года. Стратегия утверждена приказом Минпромэнерго 6 сентября 2007 г. (№ 354).

Программные мероприятия Стратегии предусматривают:
- совершенствование научно-технического и производственного потенциала отрасли;
- оптимизацию структуры отрасли;
- законодательное обеспечение развития судостроения.

При подготовке предложений по совершенствованию законодательства и выравниванию финансово-экономических условий должен учитываться мировой опыт развития судостроения. Это Япония, Южная Корея, Германия, Нидерланды, Норвегия.

Речь идет о действиях, которые способствуют повышению национальной конкурентоспособности.

Реструктуризация затронет научный сектор, предприятия, выпускающие финишную продукцию, предприятия кооперации первого уровня. Одновременно предусматривается создание центра технологии судостроения и судоремонта.

При этом учитываются региональный фактор, сложившаяся специализация, а также необходимость привлечения ведущих частных предприятий к работе интегрированных структур.

Основной замысел реструктуризации отрасли предусматривает образование ядра Объединенной судостроительной корпорации (далее – ОСК) как управляющей компании с активами ведущих проектно-конструкторских предприятий отрасли. Создаются региональные центры ОСК: Западный, Северный и Дальневосточный. Регистрация ОАО «ОСК» и дочерних предприятий будет завершена в ноябре.

Одним из важнейших инструментов реализации Стратегии является федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». В ее структуре предусматривается разработка перспективных технологий и развитие уникальной стендовой базы. Принятие этой ФЦП особенно актуально, так как уровень существующей государственной поддержки судостроения на порядок ниже, чем в авиации и космонавтике.

Основной целью Программы является развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала. Будут созданы условия для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники.

Для достижения указанной цели необходимо решение трех комплексных задач:
- создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной морской техники, а также проведение НИОКР;
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной, стендовой базы фундаментальных и прикладных исследований;
- совершенствование сертификации и систем обеспечения качества продукции.

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» ориентирована на разработку технологий мирового уровня.

Ее реализация позволит создать научно-технический и технологический задел по заказам российских, а по ряду проектов и иностранных потребителей.

В направлении «Освоение шельфа» предусматриваются разработка технологий создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе, включая разведывательные и добывающие платформы, средства добычи и транспортировки углеводородов, обеспечение безопасности морской деятельности и снижения экологического воздействия на окружающую среду.

Раздел предусматривает выполнение 25 работ.

Направление «Научный задел» содержит 21 работу по технологиям гидродинамики морских и речных судов, обеспечение прочности и надежности конструкций морской техники, проведение испытаний, создание новых и специальных материалов как базы для реализации перспективных проектов создания конкурентоспособной техники.

Направление «Разработка концептуальных проектов морской техники» предусматривает выполнение 32 работ по концептуальным проектам, определяющим облик гражданских судов и морской техники различного назначения. Указанные проекты планируется использовать как базу при разработке конкретных промышленных проектов в интересах различных заказчиков и потребителей услуг.

Технологическое направление «Судостроительное производство» предусматривает выполнение двадцати работ по созданию базовых производственных технологий строительства и ремонта морской техники, судового машиностроения, оборудования и приборостроения, сертификации производств и технологических процессов.

Технологическое направление «Судовое приборостроение» предусматривает выполнение одиннадцати работ в области систем навигации, управления, гидроакустики, связи, радиолокации, ориентированных на использование новой электронной компонентной базы и системы технических решений.

Технологическое направление «Судовое машиностроение и энергетика» включает 18 работ в области энергетических систем, использования атомных установок и электро-химических генераторов, газотурбинных двигателей, агрегатов и устройств электротехники, движения, обеспечения жизнедеятельности.

Седьмое направление включает системные исследования морских технологий и рынков и предусматривает 11 работ, результаты которых позволят оценивать конъюнктуру мирового рынка, определять приоритетность номенклатуры судов и морской техники в модельном ряде российского судостроения.

Общий объем финансирования на программный период составляет 136,4 млрд.руб., в том числе 90,6 млрд.руб. из средств федерального бюджета.

Предлагаемая ФЦП предусматривает проведение НИОКР по семи направлениям:
- освоение шельфа;
- технологии для создания перспективной морской техники;
- технологии строительства и ремонта морской техники;
- технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления;
- технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем;
- концептуальные проекты морской техники;
- системные исследования.

При определении направлений и номенклатуры НИОКР учтены прогнозы и перспективы развития мирового судостроения, а также позиции судоперевозчиков и грузовладельцев. Для эффективного использования разработанных технологий предусматривается тесное взаимодействие научных и промышленных организаций с потенциальными заказчиками как на стадии формирования технических заданий, так и в последствии при оценке использования разработанных технологий в реальных проектах.

Динамику целевых индикаторов и показателей Программы выглядит следующим образом:
- к 2016 году планируется разработать свыше 160 технологий (в том числе, свыше 60 соответствующих мировому уровню);
- в процессе проведения исследований и НИОКР по новым технологиям будет получено 200-240 патентов, при этом на 135-160 патентов будут закреплены права Российской Федерации;
- к 2016 году доля обновленных и новых основных производственных фондов НИИ и КБ отрасли увеличится с 9,5 до 72 процентов, а доля инновационных работ гражданской направленности в общем объеме НИОКР отрасли – с 8,2 до 32 процентов.

В рассматриваемый период объемы финансирования по всем направлениям НИОКР составят 102806 млн. рублей в ценах соответствующих лет (в том числе: из федерального бюджета – 67301 млн. руб., внебюджетные средства – 35505 млн. рублей).

Кроме разработки новых технологий, также предусматривается закупка ряда лицензий, необходимых для создания современной техники.

Государственным заказчиком-координатором программы является Минпромэнерго России, государственными заказчиками – Министерство транспорта России, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство морского и речного флота. Проект программы представлен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Данная ФЦП является одним из элементов финансового обеспечения Стратегии развития судостроения.

Реализация Стратегии развития судостроительной промышленности до 2020 года позволит:
- изменить структуру производства отрасли за счет опережающего роста гражданского судостроения;
- увеличить объемы производства к 2015 году в 2,2 раза;
- сохранить объемы экспорта ВВСТ на уровне 15-20 % мирового рынка;
- обеспечить удовлетворение российских потребителей в основной номенклатуре специальных судов и морской техники, в том числе и для освоения прибрежного шельфа;
- обеспечить объем экспорта гражданской продукции судостроения до 2 % от мирового объема продаж.

Продуктовый ряд российского судостроения при реализации комплекса мер, предусмотренных Стратегией и Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», удовлетворит потребности государства в военной и гражданской высокотехнологичной технике.

Минпромэнерго России также проводится работа по возможным направлениям развития производственной базы в направлении создания мощностей для строительства судов и морской техники водоизмещением до 140 тысяч тонн. Процедуры конкурсного отбора предложений по инвестиционным проектам супер-верфей будут проведены в начале следующего года.

Представляется целесообразным одобрить основные положения самой ФЦП.

Спасибо за внимание.

назад

Материалы из архива

2007-09-13
Лоскутное одеяло транспортной стратегии
Источник: ПарлКом
Без внедрения инновационных технологий серьезные подвижки в транспортной отрасли не произойдут. Благодаря им можно будет удовлетворять спрос пользователей транспортных услуг с минимальными затратами времени, при этом обеспечивая высокое качество и безопасность.

2007-09-26
Реализация части ФЦП в России в 1-м полугодие 2007 г была сорвана, 5 ФЦП шли неэффективно - МЭРТ
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Минэкономразвития РФ представит в четверг на заседании правительства РФ доклад о ходе выполнения федеральных целевых программ /ФЦП/ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы /ФАИП/ на 2007 г за 1-е полугодие 2007 г. Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

2008-02-08
Скорректированная программа развития авиатехники до 2015 года в ближайшее время будет внесена в правительство
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Скорректированный проект Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (ФЦП-2015) планируется в ближайшее время в направить правительство.

2008-03-13
Правительство утвердило ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, финансирование составит 134.6 млрд руб. (расширенная версия)
Источник: ИА "АК&М"
Правительство утвердило ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы.

2008-05-06
Зубков утвердил положение об использовании системы ГЛОНАСС
Источник: ИА "Росбалт"
Премьер-министр РФ Виктор Зубков утвердил 5 мая положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

2007-12-24
Счетная палата РФ не выявила нецелевое использование бюджетных средств в ходе реализации ФЦП по развитию атомного энергопромышленного комплекса
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы /ФЦП/ "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг и на перспективу до 2015 г" и финансовых возможностей сбалансированного развития указанного комплекса за счет иных источников финансирования программы.