Федеральные целевые программы России

Cодержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Госзаказчики
Министерство обороны Российской Федерации

Система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска) в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее именуются - федеральные органы исполнительной власти).

Основным элементом системы военного образования в Российской Федерации являются военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения).

Управление системой военного образования осуществляется органами управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений и органов управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, осуществляется в общей структуре расходов федерального бюджета по разделам "Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Промышленность, энергетика и строительство", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее именуются - расходы в области обороны и безопасности государства).

Становление системы военного образования в Российской Федерации происходило в период стабильного финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, что позволяло за счет расходов в области обороны и безопасности государства поддерживать необходимый научно-педагогический потенциал военно-учебных заведений, удовлетворять их потребности в новейших видах вооружений и военной техники, проводить систематическую модернизацию материально-технической базы и на этой основе обеспечивать подготовку офицеров в полном соответствии с предъявляемыми к ним государственными и (или) специальными требованиями федеральных органов исполнительной власти.

В этот период средняя продолжительность военной службы офицеров составляла 20-25 лет, что позволяло практически полностью восполнять число ежегодно увольняемых с военной службы офицеров только за счет выпускников военно-учебных заведений. За последнее десятилетие положение коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 году, законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения. Это не компенсирует затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы.

Эти факторы, а также снижение с 1990 по 2001 год уровня материальной обеспеченности военнослужащих привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать их выпуск из военно-учебных заведений. При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военно-учебные заведения будут не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении.

С 1990 по 2001 год произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате этого возникло избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений, не обладающих необходимой материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом для качественной подготовки офицеров. Кроме того, содержание малочисленных военно-учебных заведений увеличивает удельную стоимость подготовки одного офицера.

Выделяемые в настоящее время средства на содержание избыточного количества военно-учебных заведений не позволяют провести модернизацию их материально-технической базы в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки офицеров. В результате этого военно-профессиональная подготовленность выпускников военно-учебных заведений неуклонно снижается, особенно в части их практических умений и навыков.

На модернизацию материально-технической базы военно-учебных заведений требуются значительные средства, которые необходимо направить на следующее: капитальное строительство и реконструкция учебно-лабораторной базы и учебных объектов; реконструкция и техническое переоснащение тренажерной базы, капитальное строительство и реконструкция полевой (морской, летной) учебной базы; техническое переоснащение базы для выполнения научных исследований; капитальное строительство и реконструкция базы для общевоенной и физической подготовки; капитальное строительство и реконструкция объектов обеспечения образовательного процесса.

Проведение комплексной (межотраслевой) оптимизации сети военно-учебных заведений необходимо для устранения избыточного количества малочисленных военно-учебных заведений и достижения необходимого эффекта от капитальных вложений в материально-техническую базу военно-учебных заведений.

Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. На отток из военно-учебных заведений квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых влияют неоднократно проводимые организационно-штатные мероприятия, а также несовершенство мер морального и материального стимулирования педагогического и научного труда.

Сложившаяся отраслевая структура финансирования подготовки офицеров не позволяет направить средства на реализацию межотраслевых инновационных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов (в том числе с подготовкой и совершенствованием нормативных правовых актов межотраслевого характера по вопросам военного образования), участием в подготовке офицеров гражданских высших учебных заведений, выработкой оптимальных технологий комплексного сокращения сети военно-учебных заведений, модернизацией их материально-технической базы.

Из-за несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военно-учебных заведений, в последние годы существенно возросли масштабы их отчисления за недисциплинированность и нежелание учиться особенно с последних курсов обучения. В этой связи государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.

Опыт проводившихся в 1992-2001 годах преобразований показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти по вопросам реформирования системы военного образования. Ряд мероприятий такой программы, учитывая их новизну и межотраслевой характер, требуют целевого финансирования из федерального бюджета.

Материалы из архива

2008-06-17
Целевое управление
Источник: "Rbcdaily.ru"
Путин недоволен ФЦП

2008-06-17
Бизнесу подкинут бюджетных денег
Источник: газета "Независимая газета"
Правительство ищет новые подходы для ликвидации провалов реализации федеральных целевых программ

2007-03-21
Сергей Иванов рисует ошеломляющие картины будущего российских информационных технологий
Источник: газета "Газета"
С напором, присущим каждой новой метле, первый вице-премьер правительства Сергей Иванов обходит свои новые вотчины. На прошлой неделе он побывал на итоговых коллегиях в Минтрансе и Росатоме, эту начал с коллегии Мининформсвязи. Однако если в первых двух случаях его инициативы не отличались оригинальностью - они содержали известные всем цифры и факты, - то вчера общественности открылись ошеломляющие картины российского IT-будущего.

2008-01-29
Одиннадцать с половиной программ профинансирует бюджет в 2009 году
Источник: Российская газета
Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам одобрен список новых федеральных целевых программ (ФЦП), которые начнут свою жизнь с 2009 года.

2007-02-06
В Нягани определят стратегию развития «Электронной России» и «Электронной Югры»
Источник: интернет-издание NewsProm.ru
8 и 9 февраля в Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ) пройдет окружной семинар «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» и региональной программы «Электронная Югра».

2007-02-12
Ленинградская АЭС-2 станет головной площадкой для реализации нового проекта «АЭС-2006»
Источник: Пресс-Центр атомной энергетики
7 февраля 2007 года в городе Сосновый Бор (город – спутник Ленинградской АЭС) прошли общественные слушания материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предстоящего строительства и эксплуатации Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС 2).