Федеральные целевые программы России

Cодержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Госзаказчики
Министерство обороны Российской Федерации

Система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска) в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее именуются - федеральные органы исполнительной власти).

Основным элементом системы военного образования в Российской Федерации являются военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения).

Управление системой военного образования осуществляется органами управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений и органов управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, осуществляется в общей структуре расходов федерального бюджета по разделам "Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Промышленность, энергетика и строительство", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее именуются - расходы в области обороны и безопасности государства).

Становление системы военного образования в Российской Федерации происходило в период стабильного финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, что позволяло за счет расходов в области обороны и безопасности государства поддерживать необходимый научно-педагогический потенциал военно-учебных заведений, удовлетворять их потребности в новейших видах вооружений и военной техники, проводить систематическую модернизацию материально-технической базы и на этой основе обеспечивать подготовку офицеров в полном соответствии с предъявляемыми к ним государственными и (или) специальными требованиями федеральных органов исполнительной власти.

В этот период средняя продолжительность военной службы офицеров составляла 20-25 лет, что позволяло практически полностью восполнять число ежегодно увольняемых с военной службы офицеров только за счет выпускников военно-учебных заведений. За последнее десятилетие положение коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 году, законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения. Это не компенсирует затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы.

Эти факторы, а также снижение с 1990 по 2001 год уровня материальной обеспеченности военнослужащих привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать их выпуск из военно-учебных заведений. При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военно-учебные заведения будут не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении.

С 1990 по 2001 год произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате этого возникло избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений, не обладающих необходимой материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом для качественной подготовки офицеров. Кроме того, содержание малочисленных военно-учебных заведений увеличивает удельную стоимость подготовки одного офицера.

Выделяемые в настоящее время средства на содержание избыточного количества военно-учебных заведений не позволяют провести модернизацию их материально-технической базы в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки офицеров. В результате этого военно-профессиональная подготовленность выпускников военно-учебных заведений неуклонно снижается, особенно в части их практических умений и навыков.

На модернизацию материально-технической базы военно-учебных заведений требуются значительные средства, которые необходимо направить на следующее: капитальное строительство и реконструкция учебно-лабораторной базы и учебных объектов; реконструкция и техническое переоснащение тренажерной базы, капитальное строительство и реконструкция полевой (морской, летной) учебной базы; техническое переоснащение базы для выполнения научных исследований; капитальное строительство и реконструкция базы для общевоенной и физической подготовки; капитальное строительство и реконструкция объектов обеспечения образовательного процесса.

Проведение комплексной (межотраслевой) оптимизации сети военно-учебных заведений необходимо для устранения избыточного количества малочисленных военно-учебных заведений и достижения необходимого эффекта от капитальных вложений в материально-техническую базу военно-учебных заведений.

Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. На отток из военно-учебных заведений квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых влияют неоднократно проводимые организационно-штатные мероприятия, а также несовершенство мер морального и материального стимулирования педагогического и научного труда.

Сложившаяся отраслевая структура финансирования подготовки офицеров не позволяет направить средства на реализацию межотраслевых инновационных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов (в том числе с подготовкой и совершенствованием нормативных правовых актов межотраслевого характера по вопросам военного образования), участием в подготовке офицеров гражданских высших учебных заведений, выработкой оптимальных технологий комплексного сокращения сети военно-учебных заведений, модернизацией их материально-технической базы.

Из-за несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военно-учебных заведений, в последние годы существенно возросли масштабы их отчисления за недисциплинированность и нежелание учиться особенно с последних курсов обучения. В этой связи государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.

Опыт проводившихся в 1992-2001 годах преобразований показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти по вопросам реформирования системы военного образования. Ряд мероприятий такой программы, учитывая их новизну и межотраслевой характер, требуют целевого финансирования из федерального бюджета.

Материалы из архива

2008-02-08
Скорректированная программа развития авиатехники до 2015 года в ближайшее время будет внесена в правительство
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Скорректированный проект Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (ФЦП-2015) планируется в ближайшее время в направить правительство.

2007-01-23
Сергей Кучеренко: «Для повышения безопасности движения кодекс нужно ужесточить!»
Источник: Uralpress.ru
Сегодня, 23 января, в УГИБДД Челябинской области состоялась пресс-конференция с участием начальника областного управления Сергеем Кучеренко.

2007-02-26
Регионы заинтересованы в развитии программы «Электронная Россия»
Источник: ТНК "Звезда"
Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров заявил о возросшем интересе регионов к участию в реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия».

2007-11-14
Россия на пути химического разоружения
Источник: Российская газета
Хотелось бы напомнить, что к моменту вступления Конвенции в силу в 1997 году запасы химического оружия России составляли около 40 тыс. тонн отравляющих веществ, из них нервно-паралитического действия - 32 тыс. тонн, кожно-нарывного действия - 8 тыс. тонн.

2008-01-22
Росстрой перечислил регионам к 1 января 2008 г 5,031 млрд руб или 99,7 проц годового лимита в рамках реализации подпрограммы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ФЦП "Жилище"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Росстрой к 1 января 2008 г перечислил 5,031 млрд руб, или 99,7 проц от годового лимита, по соглашениям с субъектами РФ на строительство 239 строек и объектов в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы /ФЦП/ "Жилище" на 2002-2010 гг. Об этом сообщила сегодня пресс-служба Росстроя.

2007-08-08
Министр регионального развития Владимир Яковлев считает, что регионы неактивно участвуют в ФЦП "Жилище"
Источник: РИА "Новости"
Российские регионы неактивно участвуют в подпрограммах федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», что тормозит развитие жилищного строительства, отметил в среду министр регионального развития Владимир Яковлев на всероссийском совещании с субъектами России.