Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство экономического развития Российской Федерации

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.

Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:
большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;
тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы использование в 2007 - 2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления существующей системы правосудия с целью обеспечения ее соответствия требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.

Материалы из архива

2007-01-15
Диспетчерская с космическим уклоном
Источник: Транспорт в России
Как сообщили Агентство национальных новостей (АНН) и электронное издание Gazeta.Kaluga.Net, с 1 января в Калуге вступила в строй Единая диспетчерская служба города. Задача этого муниципального предприятия со штатом в 20 человек – контроль движения муниципального транспорта с использованием спутниковых навигационных систем. Городскому бюджету его создание обошлось в 3.5 млн руб.

2007-01-23
Рамзан Кадыров: Надо вернуть домой наших специалистов
Источник: ИА "Regions.ru"
Председатель правительства Чеченской Республики Рамзан Кадыров на встрече с журналистами призвал всех специалистов различных отраслей народного хозяйства, покинувших республику по тем или иным причинам, или устроившихся в ближнем и дальнем зарубежье, вернуться домой, и включиться в процесс возрождения республики.

2007-04-06
Сегодня на заседании Правительства РФ будет рассмотрен вопрос "О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в 2006 году"
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
В 2006 году бюджетные назначения на реализацию 51 утвержденной ФЦП (с учетом принятой в отчетном году программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" и увеличением объемов финансирования ряда программ) составляли 405,9 млрд. руб. (в 2005 году в текущих ценах - 319,9 млрд. руб.).

2007-05-30
В Марий Эл открыт первый в республике Дворец водных видов спорта
Источник: Росспорт
В столице Марий Эл - Йошкар-Оле - открылся первый республиканский Дворец водных видов спорта.

2007-01-23
Дисциплины нет - есть ДТП!
Источник: "Золотой Рог"
Почти 9 тысяч приморцев приняли участие в социологическом опросе в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2007 гг".

2007-02-26
Регионы заинтересованы в развитии программы «Электронная Россия»
Источник: ТНК "Звезда"
Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров заявил о возросшем интересе регионов к участию в реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия».