Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство экономического развития Российской Федерации

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.

Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:
большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;
тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы использование в 2007 - 2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления существующей системы правосудия с целью обеспечения ее соответствия требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.

Материалы из архива

2007-07-02
Реализация федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" за первое полугодие 2007 года
Источник: "Официальный сервер правительства Республики Марий Эл"
2 июля 2007 г. в Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл под председательством заместителя министра сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл Н.А.Мельникова состоялось совещание по вопросу "О ходе реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" за первое полугодие 2007 года".

2007-02-06
До 2015 года на развитие Камчатки из госказны будет выделен 151 млрд рублей
Источник: ИА "REGNUM"
Только в 2008 году на проекты, призванные превратить Камчатку в процветающий край, из федерального бюджета планируется потратить порядка 8 миллиардов рублей. Всего же в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2008 - 2015 годы и до 2020 года" Камчатке будет выделен 151 миллиард рублей.

2007-01-24
К концу апреля Россия завершит уничтожение 8 тысяч тонн химического оружия
Источник: ИА "ИТАР-ТАСС"
К десятилетию со дня вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия - 29 апреля 2007 года - Россия завершит уничтожение 8 тыс. т химоружия, то есть 20 проц. всего объема его запасов в стране. Об этом 23 января сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности РФ Виктор Холстов.

2007-08-09
Смертельная химия
Источник: газета "Ведомости"
За последние 10 лет боевых отравляющих веществ (БОВ) в мире стало на одну треть меньше. Уничтожено 25 000 т боевой химии из 75 000 т, имевшихся на момент вступления в силу в 1997 г. Конвенции ООН по запрещению разработки, производства, накопления и применения химического оружия.

2007-01-15
В Хабаровском крае устранено нарушение постановления "О федеральной программе "Жилище"
Источник: ИА "REGNUM"
Прокуратурой района им. Лазо Хабаровского края выявлен факт нарушения органами местного самоуправления постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010": не был установлен норматив стоимости 1 кв. м общей жилой площади. Об этом 15 января корреспонденту ИА REGNUM сообщила помощник прокурора Хабаровского края Ирина Колесник.

2007-02-05
Объем госзаказа для ульяновских оборонных предприятий в 2007 г. вырос на 30%
Источник: ИА "REGNUM"
Объем госзаказа для ульяновских оборонных предприятий в 2007 году вырос на 30%, в денежном эквиваленте это более 2,5 миллиарда рублей. Об этом заявил советник Президента Российской Федерации по вопросам военно-технической политики и развития оборонно-промышленного комплекса Александр Бурутин в ходе своего рабочего визита в Ульяновскую область, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе администрации Ульяновской области.