Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство регионального развития Российской Федерации

Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998,7 тыс. кв. км (40,99 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. составляла 8771,4 тыс. человек (6,1 процента населения страны). Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем по регионам Дальнего Востока и Забайкалья составляет 1,3 жителя на 1 кв. км.

Совокупный объем валового регионального продукта, произведенного регионами Дальнего Востока и Забайкалья в 2004 году, составил 5,6 процента суммарного валового регионального продукта, произведенного регионами Российской Федерации.

Объем производства промышленной продукции в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году составил 469,9 млрд. рублей, или 102,3 процента по отношению к уровню 2004 года. Рост в основном наблюдался в Приморском крае - 112,3 процента и Чукотском автономном округе - 116,8 процента. В то же время в ряде регионов отмечалось сокращение объема производства промышленной продукции: в Республике Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области - 94,6 процента, Корякском автономном округе - 95,9 процента.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году вырос и составил 105,4 процента по отношению к уровню 2004 года. Основной рост объема инвестицийнаблюдался в Республике Саха (Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области - 121,4 процента и Еврейской автономной области - 156,1 процента. Падение объема инвестиций отмечалось в Республике Бурятия - 92 процента, Магаданской области - 85,4 процента, Амурской области - 97,6 процента, Читинской области - 95,8 процента и Корякском автономном округе - 79,9 процента.

Первое место по объему иностранных инвестиций среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья занимает Сахалинская область - 75,8 процента всех инвестиций, далее следует Республика Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в основном направлены на добычу алмазов). Основными иностранными инвесторами являются Япония - 29 процентов, Нидерланды - 20 процентов и Великобритания - 16 процентов.

Основу промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, транспорт и пищевая (в том числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.

В 10 из 13 регионов, входящих в состав Дальнего Востока и Забайкалья, одной из ведущих отраслей сельского хозяйства является животноводство (оленеводство, овцеводство, мясомолочное животноводство, звероводство).

Занимая значительную часть территории Российской Федерации, регион Дальнего Востока и Забайкалья имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востокев 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Бюджеты субъектов, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, в 2005 году были в основном дефицитными (профицит наблюдался в Приморском крае, Еврейской автономной области, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах).

Снижение уровня жизни при переходе к рынку, общая обстановка нестабильности негативно сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население Дальнего Востока и Забайкалья сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток и Забайкалье покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Устойчивое социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.

Решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Отбор проектов Программы производился в соответствии с критериями общегосударственной значимости и приоритетности, а также с учетом ограниченных ресурсных возможностей.

Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья напериод до 2010 года являются:
учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач;
согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня;
возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета;
привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.

Механизм решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Главными составляющими Программы являются организация управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.

В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья - инерционный и базовый.

Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктур, завершение начатых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.

При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в целом.

В связи с этим формирование системы мероприятий Программы, определение сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических последствий осуществлялись по базовому варианту.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:
недостатками в управлении Программой;
недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы;
изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Недостатки в управлении Программой могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, реализующих Программу, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.

Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости от характера этого изменения может привести как к существенному увеличению фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно приведет к невозможности достижения поставленной цели.

Материалы из архива

2007-02-07
Россия ведет спокойный диалог с Украиной по поводу Черноморского флота
Источник: ibk.ru
Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов считает, что отношения оборонных ведомств России и Украины постепенно улучшаются, однако, несмотря на это, необходимо думать, что будет с Черноромским флотом (который сейчас базируется в Севастополе) после 2017 года.

2009-03-11
Признание утратившим силу федерального бюджета на 2010-2011 гг не отразится на выполнении соцобязательств и расходов по финансированию, не пересмотренных ФЦП -Кудрин
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Признание утратившим силу федерального бюджета на 2010-2011 гг не отразится на выполнении социальных обязательств и расходов по финансированию не пересмотренных ФЦП.

2007-07-10
Дальневосточный полпред призвал губернаторов ускорить разработку проектов под финансирование из федерального бюджета
Источник: PrimaMedia
В следующем году на ДВ начнется строительство 137 объектов стоимостью 45,2 млрд рублей

2008-02-18
В.Зубков поручил профильным министерствам и ведомствам ускорить доработку концепции ФЦП по повышению сейсмоустойчивости
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Премьер-министр РФ Виктор Зубков поручил профильным министерствам и ведомствам ускорить доработку концепции ФЦП по повышению сейсмоустойчивости.

2007-07-06
Дорогая Олимпиада. Расходы на зимние Игры в Сочи окупятся не ранее 2020 г.
Источник: газета "Ведомости"
Россия впервые получила право провести зимние Олимпийские игры. Вчера Международный олимпийский комитет доверил Сочи принимать их в 2014 г. Гигантские расходы на подготовку к Олимпиаде — не менее $13 млрд — не смущают ни чиновников, ни инвесторов, ни экспертов.

2007-02-26
В Ставрополе обсудили выполнение национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
Источник: ИА "Татар-информ"
Сегодня под председательством первого заместителя председателя Правительства края Владимира Гаркуши состоялось заседание Правительства Ставропольского края.