Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2002 год

Целями программы являются: создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации; формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья; стимулирование программ и проектов международного и приграничного сотрудничества; развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья.

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию программы было предусмотрено 726,35 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 39,85 млн. рублей, НИОКР – 5,5 млн. рублей по направлению "прочие нужды" – 681,0 млн. рублей.

Основные задачи реализации программы в 2002 году сформулированы, исходя из приоритетов развития региона, определенных на совещании руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья в г.Благовещенcке в июле 2000 г., прежде всего, по развитию топливно-энергетического и транспортного комплексов.

В 2002 году при удельном весе населения Дальнего Востока и Забайкалья в 6,6% доля госинвестиций на дальневосточные и забайкальские объекты в Федеральной адресной инвестиционной программе составила около 10% от российских объемов.

В отчетном году в рамках реализации инвестиционного раздела программы были продолжены работы по строительству и реконструкции объектов социальной и производственной инфраструктуры. За счет средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы осуществлялось строительство 180 программных объектов.

Государственные капитальные вложения в 2002 году были направлены на строительство объектов коммунального хозяйства: канализационный коллектор № 1 (реконструкция), г. Якутск (мощность 4,5 км, срок ввода в действие 2003 год), канализационные очистные сооружения (расширение), г.Чита (мощность 35 км, срок ввода в действие 2004 год), реконструкция канализационных очистных сооружений (II очередь), г.Комсомольске-на-Амуре (мощность 56 тыс. куб. м сточных вод в сутки, срок ввода 2005 год), водозабор (реконструкция), г.Комсомольск-на-Амуре (мощность 80 тыс. куб. м сточных вод в сутки, срок ввода 2002 год), водопровод 2-й и 3-й очереди (реконструкция и расширение), г.Хабаровск (мощность 136 тыс. куб. м воды в сутки, срок ввода 2004 год).

Средства федерального бюджета на НИОКР в 2002 году были направлены на осуществление следующих проектов: "Разработка модели развития инвестпроводящей системы Дальнего Востока и Забайкалья"; "Разработка системы мониторинга реализации федеральной целевой программы "Дальний Восток и Забайкалье"; "Разработка комплекса моделей, оценки состояния топливно-энергетического баланса (ТЭБ) для региона Дальнего Востока и Забайкалья; "Разработка предложений по использованию энергосберегающих технологий за счет наращивания технического и экономического потенциала возобновляемых источников энергии для районов Дальнего Востока и Сибири".

В 2002 году мероприятия по статье "прочие нужды" осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. № 169 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года".

Основные направления использования – транспортный и топливно-энергетический комплексы, объекты жизнеобеспечения населения. За счет указанных средств осуществлялось строительство и реконструкция 34 программных объектов. В настоящее время в Минэкономразвития России решается вопрос по привлечению на строительство газопровода Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1-я очередь) кредитных ресурсов Европейского и Мирового банков реконструкции и развития в размере 100-150 млн. долларов США.

В рамках программы КАС создана и функционирует инфраструктура, в которую входят Фонд развития «Техноэкополис КАС», аккумулирующий временно свободные средства для последующего инвестирования проектов программы (учредителями Фонда являются предприятия, банки, страховые компании, органы исполнительной власти Хабаровского края и г.Комсомольска-на-Амуре), Агентство Техноэкополиса по поддержке малого и среднего бизнеса, которое решает вопросы взаимодействия предприятий и инвесторов. В задачи агентства входит также продвижение быстроокупаемых проектов на рынки инвестиций, формирование собственного инвестиционного и гарантийного фонда, оказание услуг предприятиям в области рекламы, маркетинга, правовой защиты.

В то же время основным механизмом привлечения инвестиций остается работа, проводимая самими предприятиями с потенциальными инвесторами. Государственная поддержка реализации программы КАС на региональном уровне нашла свое решение также в Законе Хабаровского края по освобождению от налогообложения прибыли субъектов инвестиционной деятельности- участников программы КАС - в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.

Основная цель новой редакции программы состоит в создании экономических условий для устойчивого развития региона с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. В программе предусматривается реализация системы мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, обеспечивающих структурную перестройку экономики региона, формирование благоприятного инвестиционного климата, развитие социальной сферы.

В программе выделены приоритетные направления развития региона: топливно-энергетический комплекс (развитие системы экспортной поставки нефти и газа, обеспечение устойчивого энергоснабжения); транспортный комплекс (транспортные коридоры, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт); освоение и эффективное использование природных ресурсов (морские биоресурсы, развитие минерально-сырьевой базы); инфраструктура (коммунальное хозяйство, социальная сфера); интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона. При определении ресурсной базы реализации программы учтены, прежде всего, собственные возможности региона. Для финансирования проектов и мероприятий намечается использовать средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сочетании с широким привлечением внебюджетных источников.

Материалы из архива