Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Целями программы являются: создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации; формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья; стимулирование программ и проектов международного и приграничного сотрудничества; развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 987,0 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 14,0 млн. рублей, НИОКР – 5,0 млн. рублей по направлению "прочие нужды" – 968,0 млн. рублей.

Программа направлена на создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов обеспечения безопасности России, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона, развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов.

Программа является координирующей по отношению к другим федеральным целевым программам, действующим на территории региона, объекты которых включены в программу.

В отчетном году в рамках реализации инвестиционного раздела программы были продолжены работы по строительству и реконструкции объектов топливно-энергетического и транспортного комплексов, социальной и производственной инфраструктуры.

В 2004 году в рамках программы осуществлялась реализации 152 программных мероприятий из всех источников, включая средства федерального бюджета за счет других федеральных целевых программ.

В отчетном году было введено 39 объектов и пусковых комплексов. Среди них: введен в эксплуатацию 3-й агрегат Бурейской ГЭС; выполнены работы по лесосводке и лесоочистке на отметке 218 м в зоне затопления Бурейской ГЭС; строительство газопровода Сахалин – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск, введен пусковой комплекс 112 км. трубопровода; введен участок ЛЭП 35 кВ Анадырская ТЭЦ – п.Угольные Копи – с.Канчалан – Валунистое – п. Эгвекинот; сдана в эксплуатацию ВЛ 220 кВ в габаритах 500 кВ «Приморская ГРЭС – Чугуевка»; введен в эксплуатацию Штыковский водозабор, Приморский край; введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс водозабора «Южный», г. Партизанск, Приморский край; введены в эксплуатацию здания и сооружения 1-й очереди Онкологического центра в г. Хабаровске; введена в эксплуатацию специализированная коррекционная школа на 306 мест в г. Благовещенске.

За счет капитальных вложений (ФАИП) по программе предусматривалось финансирование 4 объектов на сумму 26,0 млн. рублей, фактически профинансировано 2 мероприятия на сумму 16,9 млн. рублей. Не профинансированы 2 объекта Хабаровского края на сумму 8,0 млн. рублей из-за отсутствия ПСД и недофинансирована реконструкция Тауйского рыбоводного завода в Магаданской области в объеме 1,1 млн. рублей в связи с отсутствием подтвержденного объема выполненных работ.

Средства федерального бюджета на НИОКР в 2004 году были предусмотрены в сумме 5,0 млн. рублей, фактически профинансировано 5,0 млн. рублей (ЦСР-672). Было заключено 4 госконтракта на сумму 5000,0 тыс. рублей.

В данной работе «Совершенствование методов и механизмов реализации приоритетных направлений экономического и социального развития субъектов Дальнего Востока и Забайкалья» проведена качественная оценка соответствия целей и мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» приоритетам федеральной региональной социально-экономической политики и актуальным задачам развития регионов – объектов программы; было проведено обоснование предложений по использованию при реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья инструментариев целеполагания, формирования мероприятий и оценки их эффективности, основанных на методологии бюджетирования, ориентированного на результат; проведена апробация полученных результатов на примере корректировки положений ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья»; разработан проект методики определения эффективности программных мероприятий; проведены экспериментальные расчеты на основании проекта методики.

В работе «Создание информационно-аналитической системы мониторинга» была разработана и обоснована система показателей для автоматизированной системы мониторинга социально-экономической ситуации в приграничных регионах Дальнего Востока и Забайкалья; разработаны блок-схема и алгоритм поступления, обработки, хранения и визуализации информационных потоков; разработано программное обеспечение для информационной системы мониторинга, графические Интерфейсы для этой системы с расширением по функциональным, временным и территориальным признакам, определены требования и сформированы детальные спецификации для компоновки системы в сети; выполнено внедрение системы, включая установку программного обеспечения на аппаратном комплексе Заказчика, тестирование работы информационной системы и подготовку ее к эксплуатации.

В работе «Механизмы регулирования миграционных процессов населения на Дальнем Востоке» был проведен комплексный анализ информации о динамике населения на юге Дальнего Востока, что позволило выявить отрицательную динамику роста населения, увеличение оттока населения в другие регионы, увеличение иммиграции со стороны Китая, а также проследить различные изменения экономических показателей. Были выявлены факторы, обусловливающие неблагоприятные миграционные процессы на юге Дальнего Востока, и дана их количественная и качественная оценка, с учетом влияния на миграционные процессы торгово-экономических связей с КНР в части использования иностранной рабочей силы и капитала. Определены причины возникновения выявленных факторов. Осуществлен прогноз развития миграционных процессов при использовании различных методов регулирования. Сформирована система взаимосвязанных социальных, экономических и природно-ресурсных показателей, на основе которой осуществлено прогнозирование результатов использования различных методов регулирования миграционных процессов. Разработана модель и проведена оценка эффективности административных и экономических мер управления миграционными процессами на Дальнем Востоке. Это позволило сформировать предложения по выходу из сложившейся демографической ситуации на юге Дальнего Востока, в том числе систему государственных регулирующих мер на Дальнем Востоке для исполнительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по закреплению населения в регионе, по управлению миграционными процессами.

Тема «Совершенствование структуры развития топливно-энергетического комплекса и разработка рекомендаций по оптимизации топливно-энергетического баланса Дальневосточного федерального округа на период до 2020 года» стоимостью 1450,0 тыс. рублей была выполнена Ассоциацией специалистов по разработке территориальных топливно-энергетических балансов, формированию региональных энергетических комплексов и межрегиональных энергетических связей. В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:
- на основе анализа сложившегося положения с обеспечением топливом и энергией потребителей Дальневосточного федерального округа сформулированы основные проблемы энергообеспечения региона.
- разработаны предложения по совершенствованию структуры развития топливно-энергетического комплекса и оптимизации топливно-энергетического баланса Дальневосточного федерального округа с целью обеспечения надежного энергоснабжения для создания условий экономического роста регионов округа на период до 2020 года.

Минфином России внесены изменения в сводную бюджетную роспись расходов на 2004 год, в соответствии с которыми расходы на содержание ФГУ «Объединенная Дирекция ФЦП» в сумме 3,0 млн. рублей перенесены из раздела 21 подраздела 02 в раздел 07 подраздел 07.

Таким образом, средства Фонда регионального развития распределены на 35 объектов. Основные направления использования – топливно-энергетический комплекс – 320,5 млн. рублей, транспортный комплекс – 110,0 млн. рублей, развитие инженерной инфраструктуры и ЖКХ – 229,9 млн. рублей, объекты социальной сферы – 298,6 млн. рублей.

В целях уточнения объемов финансирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 1563-р были внесены изменения в распоряжение от 22 марта 2004 г. № 396-р о распределении средств Фонда регионального развития.

В целях уточнения объемов финансирования программных мероприятий в 2004 году была проведена корректировка программы, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 834.

Недофинансирование программных мероприятий произошло из-за отсутствия подтвержденного объема выполненных работ по объектам Приморского края (25,0 млн. рублей) и Читинской области (1,2 млн. рублей).

Реализация программных мероприятий способствовала достижению положительных результатов по ряду показателей социально-экономического развития регионов. Так, объем годовых налоговых платежей в консолидированный бюджет Дальневосточного федерального округа превышает показатели 2003 года в 1,2 раза, общий объем инвестиций увеличился на 17,6 %, индекс промышленного производства составил 106,7 %, производство промышленной продукции на душу населения увеличилось на 15 %, оборот розничной торговли возрос на 7,7 %, среднемесячная заработная плата увеличилась на 24,6 %.

Важнейшим показателем социальной эффективности программы является число рабочих мест (как сохраненных, так и новых, создаваемых в процессе реализации программы). В отчетном году было создано 18,2 тыс. рабочих мест и сохранено 8,7 тыс. рабочих мест.

В настоящее время Минэкономразвития России решает вопрос по привлечению на строительство газопровода Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1-я очередь) кредитных ресурсов Европейского и Мирового банков реконструкции и развития в размере 100-150 млн. долларов США.

В рамках программы КАС создана и функционирует инфраструктура, в которую входят Фонд развития «Техноэкополис КАС», аккумулирующий временно свободные средства для последующего инвестирования проектов программы (учредителями Фонда являются предприятия, банки, страховые компании, органы исполнительной власти Хабаровского края и г. Комсомольска-на-Амуре), Агентство Техноэкополиса по поддержке малого и среднего бизнеса, которое решает вопросы взаимодействия предприятий и инвесторов. В задачи агентства входит также продвижение быстроокупаемых проектов на рынки инвестиций, формирование собственного инвестиционного и гарантийного фонда, оказание услуг предприятиям в области рекламы, маркетинга, правовой защиты.

В то же время основным механизмом привлечения инвестиций остается работа, проводимая самими предприятиями с потенциальными инвесторами.

Государственная поддержка реализации программы КАС на региональном уровне нашла свое решение также в Законе Хабаровского края по освобождению от налогообложения прибыли субъектов инвестиционной деятельности- участников программы КАС - в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.

Текущее управление программой осуществляла «Объединенная Дирекция ФЦП» при Минэкономразвития России.

В первом полугодии 2004 года Счетной палатой Российской Федерации была проведена проверка реализации программы в 2003 году. Замечаний требующих устранения не выявлено.

В отчетном году сотрудниками Департамента региональных программ Минэкономразвития России с участием сотрудников «Объединенной Дирекции ФЦП» проведены проверки хода реализации программных мероприятий.

Анализ динамики основных показателей социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья показывает, что реализация Программы способствует созданию экономических условий для устойчивого развития региона, формированию необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечению комплекса мер для снижения социальной напряженности в регионе.

В настоящее время проводится работа по передаче программы и функций государственного заказчика Минрегиону России.

Материалы из архива