Федеральные целевые программы России

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Госкоординатор
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Госзаказчики
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство связи
Министерство регионального развития Российской Федерации

Для развития экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений.

Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 - 15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов.

В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.

В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.

Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.

Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.

Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

Материалы из архива

2007-05-23
Проблему ветхого жилья начнут решать с "окраин"
Источник: газета "Известия"
Глава российского правительства Михаил Фрадков по-прежнему держит руку на пульсе развития Дальнего Востока. А для лучшего контроля за ситуацией он во вторник даже созвал специальное оперативное совещание.

2007-08-02
Сегодня правительство может дать Дальнему Востоку и Забайкалью $16,7 млрд — больше, чем Сочи. Столько будет стоить бюджету федеральная целевая программа (ФЦП) до 2013 г.
Источник: газета "Ведомости"
Сегодня правительство может дать Дальнему Востоку и Забайкалью $16,7 млрд — больше, чем Сочи. Столько будет стоить бюджету федеральная целевая программа (ФЦП) до 2013 г.

2007-01-11
Правительство РФ утвердило новую редакцию ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило постановлением от 22 декабря 2006 г N793 новую редакцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года". Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

2008-05-26
На российско-казахстанской границе построят 7 пунктов пропуска
Источник: ИА "Росбалт"
В ближайшее время на российско-казахстанской границе будет построено и реконструировано 7 пунктов пограничного пропуска.

2007-03-21
Сергей Иванов рисует ошеломляющие картины будущего российских информационных технологий
Источник: газета "Газета"
С напором, присущим каждой новой метле, первый вице-премьер правительства Сергей Иванов обходит свои новые вотчины. На прошлой неделе он побывал на итоговых коллегиях в Минтрансе и Росатоме, эту начал с коллегии Мининформсвязи. Однако если в первых двух случаях его инициативы не отличались оригинальностью - они содержали известные всем цифры и факты, - то вчера общественности открылись ошеломляющие картины российского IT-будущего.

2007-08-09
Судам не верят
Источник: газета "Ведомости"
Их работа плохо организована