Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. № 1019-р и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

Перспективы развития атомной энергетики Российской Федерации определены:
Программой развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815;
стратегией развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренной Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 г.;
Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р;
подпрограммой "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 796.

В настоящей Программе под атомным энергопромышленным комплексом понимаются организации, осуществляющие деятельность в горнодобывающей области, в области аффинажного, разделительного, сублиматного производства, производства ядерного топлива для атомных электростанций, переработки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, атомного энергетического машиностроения, строительства атомных электростанций, производства электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.

Ускоренные темпы экономического развития и повышение уровня жизни населения вызывают повышенный спрос на электроэнергию. В этих условиях перед атомной отраслью прежде всего встает задача увеличения объемов производства электроэнергии и расширения производственных мощностей организаций отрасли.

В настоящее время на 10 действующих атомных электростанциях Российской Федерации эксплуатируется 31 энергоблок общей установленной мощностью 23,2 ГВт. В 2005 году атомные электростанции выработали 152,9 млрд. кВт.ч электроэнергии, что составляет около 16 процентов общего объема производства электроэнергии.

Из-за недостаточного финансирования (на уровне 70,6 процента предусмотренного объема) реализация подпрограммы "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года идет со значительным отставанием. К 2005 году вместо предусмотренных 3 энергоблоков атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 3 ГВт были введены в эксплуатацию только 2 энергоблока атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 2 ГВт.

Производство электроэнергии на атомных электростанциях является заключительным звеном нескольких технологических цепочек организаций атомного энергопромышленного комплекса.

Сегодня производство электроэнергии на атомных электростанциях не обеспечивает достаточной базы ни для своего воспроизводства (простое замещение мощностей), ни для экономической рентабельности смежных отраслей.

Необходимо отметить, что темпы роста электропотребления, предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года, в настоящее время в среднем по стране выше на 50 процентов, а в отдельных наиболее динамично развивающихся районах в несколько раз превышают запланированные. Именно эти крупные городские агломерации, районы добычи углеводородов и размещения организаций тяжелой промышленности сталкиваются сегодня с реальной перспективой того, что недостаток мощностей электроэнергетики может стать сдерживающим фактором экономического развития субъектов Российской Федерации.

В то же время развитие мировой энергетики на современном этапе выходит на качественно новый уровень своего развития, который характеризуется углублением разрыва между энергопотреблением и известной ресурсной базой органического топлива.

Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008 - 2015 годах во всем энергетическом комплексе могут начаться кризисные явления.

Значительное повышение цен на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа (существует объективная корреляция между ценами на различные углеводороды), что не позволит реализовать планы замещения и ввода мощностей электростанций, работающих на природном газе. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны еще более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.

Для нормализации ситуации и снижения зависимости энергетики от роста цен на нефть и природный газ необходимо осуществлять масштабное развитие атомной энергетики, которая обладает еще одним преимуществом, - удовлетворяет требованиям Киотского протокола.

Разработка Программы обусловлена необходимостью решения следующих задач:
достижение стабильности производства электроэнергии на условиях, не связанных с динамикой мировых цен на топливо, в интересах сохранения макроэкономической стабильности и энергетической безопасности;
замещение углеводородов как ценного химического сырья и стратегического экспортного товара в топливном балансе страны;
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения выбросов парниковых газов, что способствует реализации положений Киотского протокола;
ввод новых энергоблоков атомных электростанций, обеспечивающий выпуск серийной продукции организаций атомного энергопромышленного комплекса России;
укрепление позиций атомного энергопромышленного комплекса России на мировых рынках;
обеспечение развития научной и производственной базы для текущего функционирования атомного энергопромышленного комплекса и создания потенциала для обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности.

В Программе вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами рассматриваются только для действующих атомных электростанций с целью обеспечения их работы при продлении срока эксплуатации энергоблоков атомных электростанций.

Учитывая масштабность проблемы ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса и обеспечения заданных Президентом Российской Федерации темпов развития атомной энергетики, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно.

Использование программно-целевого метода направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий Программы и позволит обеспечить эффективную работу организаций атомной отрасли.

Материалы из архива

2008-07-28
Общая стоимость ФЦП развития рыбохозяйственного комплекса РФ в 2009-2013 гг составляет 61,831 млрд руб – материалы к заседанию президиума правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании проект федеральной целевой программы /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2007-05-18
Для послепродажного обслуживания двигателя SaM146 в России и за рубежом будут открыты сервисные техцентры
Источник: ИА "Интерфакс-АВН"
Разработчики и производители нового авиационного двигателя SaM146 создадут в России и за рубежом сеть сервисных технических центров по послепродажному обслуживанию.

2007-07-06
Дорогая Олимпиада. Расходы на зимние Игры в Сочи окупятся не ранее 2020 г.
Источник: газета "Ведомости"
Россия впервые получила право провести зимние Олимпийские игры. Вчера Международный олимпийский комитет доверил Сочи принимать их в 2014 г. Гигантские расходы на подготовку к Олимпиаде — не менее $13 млрд — не смущают ни чиновников, ни инвесторов, ни экспертов.

2007-12-20
Почти 90 объектов пограничной инфраструктуры сданы на Северном Кавказе, начато обустройство границы России с Казахстаном
Источник: ИА "АРМС-ТАСС"
В ходе реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003- 2010 годы)" на северо-кавказском участке государственной границы РФ введены в эксплуатацию 88 объектов пограничной инфраструктуры. Ведется также строительство 39 объектов на российско-казахстанском участке госграницы РФ.

2009-02-06
Роскосмос работает над новой редакцией Федеральной космической программы
Источник: ИА "ИТАР-ТАСС Урал"
Федеральное космическое агентство /Роскосмос/ работает над новой редакцией Федеральной космической программы России на период после 2015 года, куда войдут программы по исследованию дальнего космоса.

2007-07-04
Программа максимум
Источник: "Военно-промышленный курьер"
Состоялось заседание коллегии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, на котором рассмотрен вопрос о ходе реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".