Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.

Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.

Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.

Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.

Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.

Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.

Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.

Материалы из архива

2007-12-20
Почти 90 объектов пограничной инфраструктуры сданы на Северном Кавказе, начато обустройство границы России с Казахстаном
Источник: ИА "АРМС-ТАСС"
В ходе реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003- 2010 годы)" на северо-кавказском участке государственной границы РФ введены в эксплуатацию 88 объектов пограничной инфраструктуры. Ведется также строительство 39 объектов на российско-казахстанском участке госграницы РФ.

2008-12-29
Федеральная программа "Юг России" не улучшила показатели региона
Источник: "Вести" (Северный Кавказ)
Счетная палата России оценила эффективность Федеральной целевой программы "Юг России" и пришла к неутешительным выводам

2008-02-08
Скорректированная программа развития авиатехники до 2015 года в ближайшее время будет внесена в правительство
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Скорректированный проект Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (ФЦП-2015) планируется в ближайшее время в направить правительство.

2007-02-02
Красноярскому краю необходимо активнее организовывать производство навигационной аппаратуры, заявил губернатор
Источник: ИА "REGNUM"
В Красноярском крае необходимо приступить к более активным действиям по организации производства навигационной аппаратуры. Как передает корреспондент ИА REGNUM-KNews, об этом заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин 1 февраля в ходе совещания в Железногорске.

2007-05-21
Целевые программы: итоги первого квартала (Волгоградская область)
Источник: Официальный сайт администрации Волгоградской области
352,6 млн. рублей направлено в первом квартале текущего года на реализацию федеральных целевых программ на территории Волгоградской области.

2007-08-09
Смертельная химия
Источник: газета "Ведомости"
За последние 10 лет боевых отравляющих веществ (БОВ) в мире стало на одну треть меньше. Уничтожено 25 000 т боевой химии из 75 000 т, имевшихся на момент вступления в силу в 1997 г. Конвенции ООН по запрещению разработки, производства, накопления и применения химического оружия.