Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.

Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.

Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.

Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.

Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.

Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.

Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.

Материалы из архива

2007-02-12
Рассмотрены предложения СибНИИ авиации по созданию малой авиации
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Подпрограмма "Развитие авиационной техники малой авиации на период до 2015 года", предложенная Сибирским научно-исследовательским институтом авиации (СибНИИ авиации), рассмотрена 8 февраля в ОАО "Авиапром". Об этом корреспонденту "АвиаПорт.Ru" сообщил информированный источник в области авиастроения.

2008-04-23
Минтранс включил проект второй кольцевой вокруг Петербурга в проект федеральной целевой программы ‘Развитие транспортной сети России на период с 2010 по 2015 г.’ КАД-2 стартовала
Источник: газета "Деловой Петербург"
Минтранс включил проект второй кольцевой вокруг Петербурга в проект федеральной целевой программы (ФЦП) ‘Развитие транспортной сети России на период с 2010 по 2015 г.’.

2007-08-08
Финансирование ФЦП по социально-экономическому развитию Курильских островов до 2012 г будет ежегодно увеличиваться - Греф
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Финансирование ФЦП по социально-экономическому развитию Курильских островов до 2012 г будет ежегодно увеличиваться, сказал журналистам глава Минэкономразвития Герман Греф.

2007-08-09
ГЛОНАСС воодушевил милицию
Источник: Российская газета
В Питере вскоре появится патрульная машина нового класса

2007-05-30
В Марий Эл открыт первый в республике Дворец водных видов спорта
Источник: Росспорт
В столице Марий Эл - Йошкар-Оле - открылся первый республиканский Дворец водных видов спорта.

2008-12-11
Андрей Фурсенко: В условиях кризиса бюджет остаётся самым надёжным источником финансирования науки
Источник: bla bla
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сегодня провёл заседание коллегии Минобрнауки.