Федеральные целевые программы России

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Госкоординатор
Министерство регионального развития Российской Федерации

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

В связи с этим в ходе поэтапной конституционной реформы большое внимание уделено реформе местного самоуправления. В частности, еще в 1993 году были изданы касающиеся проведения реформы местного самоуправления указы Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 марта 1994 г. N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления".

В последующем принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.

В 1996-1999 годах реализовывались мероприятия Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251. Основной целью указанной Программы, принятой в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности. В основном поставленная цель достигнута: приняты основополагающие законы, определена территория муниципальных образований, сформированы органы местного самоуправления. В связи с этим в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления. Кроме того, в ходе реализации мероприятий Программы были созданы основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На современном этапе требуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сетей региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.

В 1996-1999 годах разработано значительное количество методик и технологий в области финансовой и экономической деятельности органов местного самоуправления, которые были апробированы и внедрены в ряде муниципальных образований, входящих в систему опорных зон. Эти методики и технологии позволяют существенно повысить эффективность управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований. В целях максимального использования всех имеющихся местных ресурсов для улучшения социально-экономического развития муниципальных образований необходимо широкое распространение этих методик и технологий. Значительно меньше внимания в указанный период было уделено работе с населением, вовлечению его в решение местных вопросов, взаимодействию местной власти и населения.

Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

В Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.

Материалы из архива