Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство культуры Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны.

К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

Материалы из архива

2007-08-09
Смертельная химия
Источник: газета "Ведомости"
За последние 10 лет боевых отравляющих веществ (БОВ) в мире стало на одну треть меньше. Уничтожено 25 000 т боевой химии из 75 000 т, имевшихся на момент вступления в силу в 1997 г. Конвенции ООН по запрещению разработки, производства, накопления и применения химического оружия.

2008-03-17
Правительство РФ потребовало от госзаказчиков принять меры по устранению отставания в выполнении мероприятий ФЦП и вводе в действие строек и объектов для госнужд
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ на заседании в четверг 13 марта констатировало, что отдельные федеральные органы исполнительной власти - госзаказчики федеральных целевых программ /ФЦП/, а также строек и объектов для федеральных госнужд не обеспечили выполнение в полном объеме программных мероприятий и ввод в действие строек и объектов.

2007-01-15
Диспетчерская с космическим уклоном
Источник: Транспорт в России
Как сообщили Агентство национальных новостей (АНН) и электронное издание Gazeta.Kaluga.Net, с 1 января в Калуге вступила в строй Единая диспетчерская служба города. Задача этого муниципального предприятия со штатом в 20 человек – контроль движения муниципального транспорта с использованием спутниковых навигационных систем. Городскому бюджету его создание обошлось в 3.5 млн руб.

2007-01-22
Более полумиллиарда рублей - на сельские дороги
Источник: Uralpress.ru
В 2006 году на ремонт и строительство дорог в сельской местности в Челябинской области было направлено 526 миллионов рублей.

2007-09-20
Кластер для Дальнего Востока
Источник: газета "Известия"
В Хабаровске закончил свою работу II Дальневосточный международный экономический форум - событие, которое по праву можно назвать этапным. В июне этого года была принята федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года.

2008-09-04
Дальний Восток нанесут на бюджетную карту
Источник: газета "Коммерсант"
Правительство ввязалось в развитие региона уже с 2009 года