Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство культуры Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны.

К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

Материалы из архива

2007-04-06
Сегодня на заседании Правительства РФ будет рассмотрен вопрос "О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в 2006 году"
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
В 2006 году бюджетные назначения на реализацию 51 утвержденной ФЦП (с учетом принятой в отчетном году программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" и увеличением объемов финансирования ряда программ) составляли 405,9 млрд. руб. (в 2005 году в текущих ценах - 319,9 млрд. руб.).

2008-08-04
Общая стоимость ФЦП модернизации единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2015 гг составит 82,129 млрд руб – материалы к заседанию президиума правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании федеральную целевую программу /ФЦП/ "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации /2009-2015 гг/".

2007-10-04
Козак: объем работ по проектированию объектов в Сочи составил 0,5 млрд рублей
Источник: газета "Газета"
На 1 сентября объем выполненных работ по составлению, согласованию и утверждению эскизных проектов спортивных объектов, которые будут построены в Сочи для Олимпиады-2014, уже составил почти полмиллиарда рублей.

2007-11-21
Время котлованов
Источник: Эксперт
Космодром Плесецк стал центром возрождения российской космической отрасли

2007-11-06
Правительство утвердило концепцию ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" с бюджетным финансированием до 30,998 млрд руб
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Председатель правительства РФ Виктор Зубков распоряжением от 31 октября N1532-р утвердил концепцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".

2008-01-17
Объем производства продукции наноиндустрии в России к 2015 г должен превысить 900 млрд руб – материалы к заседанию правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Объем производства продукции наноиндустрии в России к 2015 г должен превысить 900 млрд руб. Об этом говорится в материалах к завтрашнему заседанию правительства РФ, которые распространила правительственная пресс-служба.