Федеральные целевые программы России

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Госкоординатор
Министерство культуры Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны.

К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

Материалы из архива

2008-08-25
Правительство РФ утвердило ФЦП повышения эффективности и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг общей стоимостью 61,831 млрд руб
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило постановлением от 12 августа N606 федеральную целевую программу /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2007-02-21
На заводе «Микрон» прошло выездное заседание депутатов Государственной Думы
Источник: GNN
На заседании внутрифракционной группы партии «Единая Россия», которое прошло на территории завода «Микрон», рассматривались вопросы развития электронной компонентной базы (ЭКБ) и радиоэлектроники России. Вместе с депутатами в съезде приняли участие представители различных предприятий электронной промышленности.

2007-09-13
Реальные цены, комфорт и безопасность пообещал Левитин депутатам Госдумы
Источник: Российская газета
Министр транспорта Игорь Левитин, выступая вчера, как выяснится чуть позже, на последнем для нынешнего кабинета министров правительственном часе в Госдуме, открыл перед депутатами светлые перспективы на дальнюю дорогу - обещаются комфорт, скорость, безопасность и реальные цены. Независимо от способа передвижения.

2008-04-08
Программа развития гражданской авиатехники находится на завершающей стадии оформления
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годы и на период до 2015 года" находится в настоящее время в аппарате правительства на завершающей стадии оформления, сообщил "АвиаПорту" представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

2008-04-25
Правительство РФ в целом одобрило ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ в целом одобрило ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг". Об этом сообщил журналистам по итогам заседания правительства министр транспорта РФ Игорь Левитин.

2007-02-02
Александр Хлопонин: «Я готов залезть в долги, лишь бы Железногорск мог получить ГЛОНАСС»
Источник: РИА "Пресс-лайн"
Администрация Красноярского края готова залезть в долги ради того, чтобы получить возможность производить на территории региона спутники системы ГЛОНАСС. Об этом заявил губернатор края Александр Хлопонин.