Федеральные целевые программы России

2007-11-08

Предельный объем финансирования мероприятий ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" оценивается в размере около 140 млрд руб – материалы к заседанию правительства РФ

Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"

Правительство РФ рассмотрит на заседании в четверг основные направления развития гражданской морской техники на 2009-2016 гг, сообщает правительственная пресс-служба.

Комплексное решение проблем отечественного гражданского судостроения во исполнение решений президента РФ и в целях создания конкурентоспособной морской техники новых поколений планируется осуществить в рамках федеральной целевой программы /ФЦП/ "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы", разработка которой ведется в соответствии с поручением президента РФ.

Основной целью программы является развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создания условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники направленных на принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 г значительной доли мирового рынка продаж.

Для достижения указанной основной цели необходимо решение трех комплексных задач: создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной морской техники, а также проведение НИОКР направленных на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения; модернизация, техническое перевооружение и развитие научно-экспериментальной, стендовой базы, ориентированных на сохранение и укрепление потенциала отрасли по проведению фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой новой морской техники; совершенствование кооперации, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции.

Финансовое обеспечение программы предусматривает смешанную систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов. Предельный прогнозируемый общий объем финансирования мероприятий программы в 2009-2016 гг оценивается в размере около 140 млрд руб. Около 65 проц средств, предусмотренных на реализацию программы, составят средства федерального бюджета и 35 проц - внебюджетные средства.

Согласованный проект концепции федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" внесен Минэкономразвития России в правительство РФ 26 октября 2007 г.

В настоящее время разработан комплекс мероприятий по выводу судостроения в передовые высокотехнологичные конкурентоспособные отрасли.

Утверждена стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 г и на дальнейшую перспективу.

Утверждена схема реструктуризации судостроительной промышленности: в феврале 2007 г подписаны указы и распоряжения по Крыловскому центру, Объединенной судостроительной корпорации и 3-м концернам морского приборостроения.

Представлены в правительство РФ концепция и проект федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.

Законом о бюджете предусмотрены бюджетные средства на 2009-2011 гг на лизинг строительства гражданских судов в сумме 8,3 млрд руб.

Выполнена работа по рассмотрению предложений по проектам создания современных судостроительных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, прорабатывается возможность в рамках частно-государственного партнерства реализации этих проектов /"Дальзавод", Выборгский завод, "Северная верфь"/.

В процессе обсуждения проекта стратегии было определено, что в рамках уже запланированных к реализации бизнес-проектов отрасль способна в среднесрочной и долгосрочной перспективе стать интегратором развития высоких технологий и современного производства.

Ядро продуктового ряда, способного обеспечить эффективную деятельность именно российской судостроительной промышленности, составляют наукоемкие суда различного назначения. Стратегия рассматривает конкретные условия, при которых возможно создание новых прорывных технологий и расширение продуктового ряда. В комплексе первоочередных мер выделен базовый вектор: обеспечение морской деятельности в части создания инфраструктуры разработки и обслуживания месторождений углеводородов на шельфе, в том числе - в экстремальных природно-климатических условиях.

Основными видами конечной продукции создаваемых интегрированных центров отечественного судостроения /холдингов/ на перспективу будут: государственный оборонный заказ и корабли на экспорт по программе ВТС; государственный федеральный заказ - ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и др. ведомств, плавучие атомные электростанции; коммерческая гражданская продукция для внутреннего рынка страны - платформы, плавучие терминалы и другая морская техника для освоения российского континентального шельфа, морские и речные суда для российских компаний; гражданская продукция на экспорт.

Особого внимания потребует проблема участия создаваемых центров судостроения в освоении месторождений континентального шельфа - создание технических средств, обеспечивающих эффективное изучение /доразведку/ и освоение морских нефтегазовых месторождений на российском шельфе. По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия - "Газпрома" (GAZP), "Роснефти" (ROSN), "ЛУКОЙЛа" (LKOH) и др., освоение шельфа потребует уже к 2030 г создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн т нефти и до 160 млрд куб м газа с необходимой инфраструктурой обслуживания.

По ряду проектов освоение месторождений уже началось, российские компании и их партнеры начали удовлетворять свои потребности в специальной морской технике и транспортных судах за рубежом, ссылаясь на неготовность отечественной промышленности. Поэтому наиболее остро стоит проблема ускоренного проектирования и создания с участием государства и бизнеса в отрасли новых специализированных современных мощностей.

Центрам российского судостроения предстоит освоить самые передовые информационные технологии, обеспечивающие полноценное участие отечественной науки и промышленности в освоении шельфа. При этом можно допустить приобретение зарубежных нематериальных активов /лицензии, технологии/, специального технологического оборудования и определенного ряда комплектующих изделий, но производить сложнейшую морскую технику для шельфа надо в основном в России, как это сделала в свое время Норвегия, осваивая свой шельф. Такую политику необходимо осуществлять, в том числе с помощью представителей государства в руководстве тех мощных российских компаний-заказчиков морской техники, где крупные пакеты акций принадлежат государству.

В соответствии со cтратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г, предусматривается ряд структурных преобразований в отрасли, исходя из следующих основных положений.

Научно-техническая сфера - поддерживается государственный сектор судостроительной науки. В качестве отраслевого научного центра создается "Крыловский государственный научный центр" в последующем в форме федерального государственного учреждения.

Судостроение - поддерживаются интеграционные процессы на базе ФГУП и ОАО с контрольным пакетом акций у государства при достижении компромиссов с основными акционерами частных предприятий отрасли и проработки механизмов вхождения их в интегрированные структуры.

Судоремонт - решен вопрос о вовлечении в интеграционные процессы судоремонтных заводов, находящихся в ведении Министерства обороны России. Создан отраслевой центр "Звездочка" с региональными филиалами. Будет создан концерн "Центр технологии судостроения и судоремонта".

4. Приборостроение - завершаются ранее намеченные мероприятия по принятым решениям по оптимизации структуры морского приборостроения. Дальнейшее реформирование этой подотрасли целесообразно осуществлять в рамках проведения комплексной оптимизации научного и производственного потенциала радиоэлектронной промышленности страны.

5.Судовое машиностроение и электротехника - поддерживаются интеграционные процессы преимущественно без участия государства.

В результате проведенных и намеченных мероприятий будут созданы конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный контроль и влияние за процессом развития судостроительной промышленности - важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны. Эти структуры открыты для дальнейшей интеграции с частным российским бизнесом на принципах взаимной заинтересованности, а также с ведущими мировыми производителями судостроительной продукции, особенно в рамках крупных проектов по освоению шельфа.

В соответствии с реализуемой стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г и дальнейшую перспективу, разработана схема реструктуризации отрасли, утвержденная указами президента РФ

Системообразующая цель создания ОАО "ОСК" - реализовать комплекс мероприятий стратегии по выводу судостроения в передовые высокотехнологичные конкурентоспособные отрасли. ОАО "ОСК" объединит 41 предприятие и организацию, из которых в настоящее время 29 имеют организационно-правовую форму ФГУП и 12 - ОАО.

Организационная схема ОАО "ОСК" будет включать 3 ИС в форме дочерних акционерных обществ, построенных по предметно-территориальному признаку: "Западный центр судостроения", "Северный центр судостроения и судоремонта", "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" и 8 проектно-конструкторских организаций, непосредственно входящих в состав ИС ОАО "ОСК". Схемы создания субхолдингов аналогичны схеме создания всей ИС и включают управляющую компанию, учреждаемую Российской Федерацией со 100-процентным госучастием. Уставный капитал управляющих компании формируется внесением в качестве вклада РФ находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ судостроения и денежных средств в размере 25 млн руб.

В стратегии сделан однозначный вывод: для отрасли жизненно важно развитие гражданского судостроения в интересах отечественного заказчика - строительство судов и морской техники для добычи и транспортировки углеводородов на шельфе, строительство речных и рыбопромысловых судов.

Головная компания ОСК - стратегический координатор по реализации механизмов сотрудничества с министерствами и ведомствами, по выравниванию финансово-экономических условий строительства судов на отечественных предприятиях с зарубежными; по разработке и организации реализации планов долговременного сотрудничества с основными заказчиками гражданского судостроения – "Газпром", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и основными компаниями-грузоперевозчиками; по разработке и реализации мероприятий обеспечения лизинга морских и речных судов.

Основная цель создания региональных холдингов - модернизация производственных мощностей предприятий; создание современных судостроительных комплексов, в том числе с сухими доками, позволяющими строить суда водоизмещением более 70 тыс т; оптимизация имущественного комплекса; реализация конкретных проектов судостроительной техники с учетом региональных особенностей.

назад

Материалы из архива