Федеральные целевые программы России

2007-10-08

Машиностроители видят трудности в программе сооружения АЭС в РФ, но уверены в возможности ее реализации

Источник: ИА "Интерфакс"

Российские машиностроители видят ряд трудностей в реализации ФЦП развития атомного энергопромышленного комплекса, но уверены в том, что программа может быть реализована в срок. К такому выводу пришли участники "круглого стола", посвященного ходу реализации ФЦП, состоявшегося в четверг в Госдуме.

ФЦП развития атомной энергетики была утверждена правительством РФ ровно год назад. Она предполагает ввод в строй до 2015 года как минимум 26 блоков АЭС. Объем финансирования программы порядка 1,4 трлн. рублей. В том числе 700 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета РФ. "Мы считаем, что на сегодняшний день отечественные предприятия машиностроения с этим вызовом справиться в состоянии. Особо плакаться нечего, резервы у нас колоссальные", - заявил гендиректор ОАО "Атомэнергомаш" Кирилл Комаров в ходе своего выступления на "круглом столе". По его мнению, необходимым условием является выход на серийный заказ для машиностроителей - одновременно до 10 комплектов оборудования для АЭС. Пока действующее законодательство этого не позволяет, потому что объекты по ФЦП финансируются из госбюджета и по каждому проекту финансирование открывается в год начала строительства.

С главой "Атомэнергомаша" согласился исполнительный директор ОАО "Ижорские заводы" Александр Шарапов. "Ижорские заводы" единственное в России предприятие, которое делает корпуса реакторов для блоков ВВЭР-1000, которые являются основой ФЦП. По словам А.Шарапова минимальный срок изготовления корпуса реактора - 32 месяца, а предусмотренный программой срок строительства одного блока - 5 лет. По его словам, машиностроители опасаются, что любая возникшая трудность, особенно учитываю ограниченные мощности завода, может привести к срыву сроков реализации ФЦП. А для того, чтобы этого не произошло, "Ижорским заводам" нужны долгосрочные контракты на изготовление серии комплектов оборудования. Под эти контракты компания готова привлечь кредитные ресурсы с тем, чтобы обеспечить выполнение заказов в срок и провести модернизацию для увеличения мощностей.

Кроме того, гендиректор "Атомэнергомаша" К.Комаров подчеркнул, что отдельные элементы оборудования для АЭС в России сегодня вообще не производятся, и в частности речь идет об электротехнической продукции. "Электротехническая отрасль нашего машиностроения умерла. Ее де-факто нет", - сказал он. "К счастью иностранцы в основном, боятся идти на наш рынок самостоятельно и ищут российских партнеров", - добавил К.Комаров. По его мнению, для решения проблемы нужно создавать СП с иностранными производителями, но с контролем со стороны российского участника и с обязательной передачей технологий. В качестве позитивного примера он привел соглашение "Атомэнерггомаша" с французской Alstom по созданию в Подольске производства по изготовлению тихоходных турбин для АЭС.

Между тем представитель ОАО "Силовые машины" (РТС: SILM) Владимир Корнеевец, выступая "на круглом столе", раскритиковал Росатом за СП с Alstom, которое, по его мнению, нанесет ущерб российскому производителю. "Нужно еще очень внимательно присмотреться к тому, что предложил Alstom", - заявил он, выразив также сомнение в том, что тихоходные турбины вообще нужны российской атомной отрасли. При этом В.Корнеевец подчеркнул, что "Силовые машины", которые пока занимаются изготовлением только быстроходных турбин, готовы осваивать и технологии тихоходной турбины.

Руководитель комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Валерий Язев, председательствующий на "круглом столе", на слова представителя "Силовых машин" заявил: "Я не вижу никакой беды в СП с Alstom. Шевелиться надо - вот и все". "Вытеснять отечественное турбинное машиностроение некуда", - считает глава комитета. Для сравнения он привел Китай, где в год выпускается оборудования на 36 ГВт, тогда как в России только 4 ГВт. Гендиректор "Атомэнергомаша" еще добавил, что, по его мнению, "никакого "техперевооружения машиностроения не получится", если не отменить пошлины на ввоз в РФ уникального оборудования и комплектующих.

Подводя итог дискуссии, В.Язев призвал самостоятельно решать вопросы по обеспечению выполнения госзаказа на атомное оборудование в рамках ФЦП, подчеркнув, что подстраивать программу под отечественных производителей "мы не можем". "Хотя барьеров еще много, но никаких объективных причин для нереализации ФЦП сегодня в стране нет", - резюмировал глава думского комитета.

назад

Материалы из архива

2007-12-03
Финансирование развития авиации
Источник: Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации
В Минпромэнерго состоялось еженедельное оперативное совещание у заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Дениса Мантурова с руководством Федерального агентства по промышленности и структурных подразделений Минпромэнерго России.

2009-02-06
Роскосмос работает над новой редакцией Федеральной космической программы
Источник: ИА "ИТАР-ТАСС Урал"
Федеральное космическое агентство /Роскосмос/ работает над новой редакцией Федеральной космической программы России на период после 2015 года, куда войдут программы по исследованию дальнего космоса.

2008-02-04
Правительство утвердило концепцию ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации /2009-2013 годы/"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило распоряжением от 28 января N74-р концепцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации /2009-2013 годы/". Об этом сообщила правительственная пресс-служба.

2007-06-19
Правительство России планирует на год раньше - в 2009 году - завершить реализацию Федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы страны, рассчитанной прежде на период 2002-2010 гг. Об этом сообщил Председатель Правительства М.Фрадков, открывая очередное заседание кабинета министров, на котором рассматривается вопрос развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Правительство России планирует на год раньше - в 2009 году - завершить реализацию Федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы страны, рассчитанной прежде на период 2002-2010 гг.

2007-08-06
Сергей Круглик: В подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" будут внесены изменения
Источник: ИА "REGNUM"
Федеральная целевая программа "Жилище" в целом реализуется успешно. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик на пресс-конференции в Москве, посвященной предстоящему профессиональному празднику - Дню строителя.

2008-11-12
Техвузы России объединились для внедрения двухуровневого образования
Источник: РИА "Новости"
Руководство восьми ведущих российских технических вузов приняло решение об объединении усилий для продвижения программ двухуровневой системы образования.