Федеральные целевые программы России

2007-10-08

Машиностроители видят трудности в программе сооружения АЭС в РФ, но уверены в возможности ее реализации

Источник: ИА "Интерфакс"

Российские машиностроители видят ряд трудностей в реализации ФЦП развития атомного энергопромышленного комплекса, но уверены в том, что программа может быть реализована в срок. К такому выводу пришли участники "круглого стола", посвященного ходу реализации ФЦП, состоявшегося в четверг в Госдуме.

ФЦП развития атомной энергетики была утверждена правительством РФ ровно год назад. Она предполагает ввод в строй до 2015 года как минимум 26 блоков АЭС. Объем финансирования программы порядка 1,4 трлн. рублей. В том числе 700 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета РФ. "Мы считаем, что на сегодняшний день отечественные предприятия машиностроения с этим вызовом справиться в состоянии. Особо плакаться нечего, резервы у нас колоссальные", - заявил гендиректор ОАО "Атомэнергомаш" Кирилл Комаров в ходе своего выступления на "круглом столе". По его мнению, необходимым условием является выход на серийный заказ для машиностроителей - одновременно до 10 комплектов оборудования для АЭС. Пока действующее законодательство этого не позволяет, потому что объекты по ФЦП финансируются из госбюджета и по каждому проекту финансирование открывается в год начала строительства.

С главой "Атомэнергомаша" согласился исполнительный директор ОАО "Ижорские заводы" Александр Шарапов. "Ижорские заводы" единственное в России предприятие, которое делает корпуса реакторов для блоков ВВЭР-1000, которые являются основой ФЦП. По словам А.Шарапова минимальный срок изготовления корпуса реактора - 32 месяца, а предусмотренный программой срок строительства одного блока - 5 лет. По его словам, машиностроители опасаются, что любая возникшая трудность, особенно учитываю ограниченные мощности завода, может привести к срыву сроков реализации ФЦП. А для того, чтобы этого не произошло, "Ижорским заводам" нужны долгосрочные контракты на изготовление серии комплектов оборудования. Под эти контракты компания готова привлечь кредитные ресурсы с тем, чтобы обеспечить выполнение заказов в срок и провести модернизацию для увеличения мощностей.

Кроме того, гендиректор "Атомэнергомаша" К.Комаров подчеркнул, что отдельные элементы оборудования для АЭС в России сегодня вообще не производятся, и в частности речь идет об электротехнической продукции. "Электротехническая отрасль нашего машиностроения умерла. Ее де-факто нет", - сказал он. "К счастью иностранцы в основном, боятся идти на наш рынок самостоятельно и ищут российских партнеров", - добавил К.Комаров. По его мнению, для решения проблемы нужно создавать СП с иностранными производителями, но с контролем со стороны российского участника и с обязательной передачей технологий. В качестве позитивного примера он привел соглашение "Атомэнерггомаша" с французской Alstom по созданию в Подольске производства по изготовлению тихоходных турбин для АЭС.

Между тем представитель ОАО "Силовые машины" (РТС: SILM) Владимир Корнеевец, выступая "на круглом столе", раскритиковал Росатом за СП с Alstom, которое, по его мнению, нанесет ущерб российскому производителю. "Нужно еще очень внимательно присмотреться к тому, что предложил Alstom", - заявил он, выразив также сомнение в том, что тихоходные турбины вообще нужны российской атомной отрасли. При этом В.Корнеевец подчеркнул, что "Силовые машины", которые пока занимаются изготовлением только быстроходных турбин, готовы осваивать и технологии тихоходной турбины.

Руководитель комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Валерий Язев, председательствующий на "круглом столе", на слова представителя "Силовых машин" заявил: "Я не вижу никакой беды в СП с Alstom. Шевелиться надо - вот и все". "Вытеснять отечественное турбинное машиностроение некуда", - считает глава комитета. Для сравнения он привел Китай, где в год выпускается оборудования на 36 ГВт, тогда как в России только 4 ГВт. Гендиректор "Атомэнергомаша" еще добавил, что, по его мнению, "никакого "техперевооружения машиностроения не получится", если не отменить пошлины на ввоз в РФ уникального оборудования и комплектующих.

Подводя итог дискуссии, В.Язев призвал самостоятельно решать вопросы по обеспечению выполнения госзаказа на атомное оборудование в рамках ФЦП, подчеркнув, что подстраивать программу под отечественных производителей "мы не можем". "Хотя барьеров еще много, но никаких объективных причин для нереализации ФЦП сегодня в стране нет", - резюмировал глава думского комитета.

назад

Материалы из архива

2008-06-16
Федеральный целевой аутсорсинг
Источник: gzt.ru
Владимир Путин предлагает передать реализацию некоторых ФЦП частным управляющим компаниям

2007-09-03
ФЦП по развитию гражданского судостроения будет рассмотрена до конца года
Источник: PrimaMedia
В программе будет предусмотрено предоставление таможенных льгот для ввоза в Россию импортного оборудования для судостроения, а также прописаны условия поддержки лизинговых программ

2007-07-31
На электронику не жалко. Правительство утвердило ФЦП на 187 млрд руб.
Источник: газета "Ведомости"
Правительство озаботилось возрождением российской радиоэлектроники. Подпрограмма развития электронной компонентной базы, принятая в начале 2007 г., теперь расширена до федеральной целевой программы. Срок ее исполнения сдвинулся с 2011 г. на 2015 г., а госфинансирование увеличено почти в пять раз до 110 млрд руб.

2007-12-06
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу госзаказчиков 9 федеральных целевых программ, удовлетворительной - 30 и низкоэффективной - 6 программ
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу государственных заказчиков 9 федеральных целевых программ /ФЦП/, удовлетворительной - 30 программ и низкоэффективной - 6 программ.

2008-03-13
Правительство РФ может увеличить финансирование ФЦП "ГЛОНАСС" в 2009-2011 гг и скорректировать еще четыре ФЦП, в том числе программу "Электронная Россия"
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ может увеличить финансирование ФЦП "Глобальная навигационная система" в 2009-2011 гг и скорректировать еще четыре ФЦП, в том числе программу "Электронная Россия".

2007-01-16
У Пушкинского Заповедника теперь есть собственный автоклуб
Источник: Псковское информационное бюро
Кто был в Святогорье на юбилейном Пушкинском празднике поэзии в прошлом июне или на выступлении певицы Пелагеи в августе, тот наверняка запомнил огромную сцену, где шли поэтические чтения и концерты. Музейщики «Михайловского» тоже хорошо помнят – как приходилось договариваться с дружественным псковским «Супером», платить за аренду, везти сцену из областного центра в Пушкинские Горы, монтировать её, потом разбирать, возвращать владельцам...