Федеральные целевые программы России

Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта

Краткий отчет за 2005 год

Целью подпрограммы на 2005 год были определены создание нормативной правовой базы, необходимой инфраструктуры, проведение испытаний новой потребительской аппаратуры и прикладных систем спутниковой навигации, обеспечивающих начало планомерного внедрения технологий спутниковой навигации на всех видах транспорта.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 47,4 млн. рублей, в том числе: НИОКР – 25,5 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 21,9 млн. рублей.

Реализация мероприятий подпрограммы проводилась в 2005 году в соответствии с распределением работ между Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным дорожным агентством.

В 2005 году проведены следующие работы:

Воздушный транспорт:
Наиболее значительными работами явились:
работы совместно с ОКБ Яковлева по оснащению самолета ЯК-42 аппаратурой приема дифференциальных данных и подготовлен технический акт приемки работ;
проведение летных испытаний на борту экспериментального самолета-лаборатории ТУ-154 ФГУП "ЛИИ им. Громова" и подготовлен технический акт по результатам испытаний бортовой авиационной радиостанции линии цифровой связи МВ диапазона режима 4;
проведение эксплуатационных испытаний на аэродроме Остафьево наземного оборудования ЛККС-А-2000 с использованием самолета ЯК-42 авиакомпании "Газпромавиа", подготовка и утверждение акта по результатам эксплуатационных испытаний наземного оборудования ЛККС-А-2000.
Прочие расходы:
Наиболее значительными работами, выполненными в рамках работ по внедрению, явились:
разработка требований к системе ОВД зоны аэродрома и бортовому оборудованию, обеспечивающие повышение эффективности полетов по GBAS;
разработка требований по выполнению криволинейных схем захода на посадку;
разработка предложений по дополнению в инструкцию по производству полетов, на примере аэропорта Остафьево с целью внедрения криволинейных схем захода на посадку при полетах по GBAS;
проведение эксплуатационных испытаний наземной станции связи, навигации и наблюдения, реализующей широковещательное автоматическое зависимое наблюдение на базе линии передачи VDL-4, стандартизированной ИКАО;
проведение приемочных испытаний центра по сбору и доведению до авиационных пользователей в воздушном пространстве России информации по мониторингу за состоянием орбитальных группировок систем ГЛОНАСС и GPS.

Морской и речной транспорт:
разработана и утверждена программа и методики испытаний новой отечественной контрольно-корректирующей станции (ККС) ДГЛОНАСС/DGPS;
проведены приемочные испытания комплекса оборудования ККС и оценка системных характеристик на соответствие требованиям международных и национальных стандартов. Получена оценка эффективности работы системы дистанционного контроля и управления, а также определена реальная потенциальная точность формирования дифференциальной корректирующей информации;
проведены испытания по освидетельствованию отечественных и зарубежных образцов судовой навигационной аппаратуры потребителей (НАП);
проведены испытания морской диффподсистемы (МДПС) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS, развернутой на подходах к порту Архангельск (о-в Мудьюгский) и предназначенной для повышения безопасности плавания судов в водах Белого моря, Двинском заливе и по Главному судовому фарватеру к порту Архангельск;
для речных судов проведены приемные испытания опытного образца судовой навигационной аппаратуры (СПА) Аква-Борт-12, работающей по сигналам ДГЛОНАСС и ДГЛОНАСС/DGPS;
изготовлен опытный образец автоматизированного промерного комплекса (АПК) с эксплуатационной документацией.
В 2005 году введена в эксплуатацию ККС Шексна в п. Иванов Бор Вологодской области. Проведены дооборудование и модернизация ККС в г. Туапсе.

Наземный (автомобильный и городской электрический) транспорт:
проведены исследования по применению наиболее эффективной аппаратуры и технических решений для навигационных систем на автомобильном транспорте и подготовка нормативно-технической базы по использованию глобальной навигационной системы.
Выполнено внедрение пилотных проектов автоматизированных радионавигационных систем управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирских транспортных комплексов в 5-ти города - Смоленске, Белгороде, Волжском Волгоградской области, Северодвинске, Кемерове.
Выполнено внедрение пилотных проектов региональных диспетчерских навигационных систем в Республике Татарстан на примере города Казани и в Нижегородской области на примере города Нижнего Новгорода.
Выполнено внедрение пилотного проекта Саратовской области на базе областного автовокзала и ОАО "Центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта".
Выполнено внедрение пилотных проектов в одном из предприятий, входящих в Ассоциацию международных автоперевозчиков (АСМА) - некоммерческом партнерстве "Общество взаимного страхования "Клуб перевозчиков"" (ОВС КП). Основные цели и задачи - информационное сопровождение автотранспортных средств на международных перевозках на маршрутах поездок в Финляндию и в Германию.
Осуществлено внедрение в опытную эксплуатацию и отработка технологий автоматизированного радионавигационного информационного сопровождения автотранспортных средств. Проведены приемо-сдаточные испытания и ввод в эксплуатацию опытного образца навигационной системы информационного сопровождения и мониторинга автотранспортных средств в междугороднем сообщении на дорогах, магистралях и международных транспортных коридорах.
Выполнялись работы в порядке развития ранее выполненных проектов и создания новых проектов радионавигационных систем управления автомобильным транспортом в городах Самара, Архангельск, Сургут.

Таким образом, задачи подпрограммы 3 на 2005 год выполнены в полном объеме в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями.

К основным результатам выполнения подпрограммы в 2005 году следует отнести:

В части воздушного транспорта:
- обеспечение использования глобальной навигационной системы для выполнения полетов воздушных судов гражданской авиации в воздушном пространстве России;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), связанных с испытанием новой техники, подготовкой нормативно-технической базы по использованию глобальной навигационной системы в гражданской авиации России, начало внедрения аппаратуры спутниковой навигации на воздушном транспорте.

В части морского и речного транспорта:
- выполнение международных соглашений и обязательств Российской Федерации в части повышения безопасности мореплавания, снижения риска аварий судов и повышения экологической безопасности регионов за счет использования передовых спутниковых технологий и внедрения дифференциальных подсистем;
- разработка нормативно-технической и нормативной правовой документации, способствующей созданию конкурентоспособной отечественной аппаратуры потребителей на водном транспорте, работающей по сигналам ГНСС, с учетом планируемой модернизации систем, а также реализацией функциональных дополнений к ГНСС, обеспечивающих передачу дифференциальных сообщений, информации о целостности и других данных с использованием морских радиомаяков и спутниковых каналов связи;
- эффективное использование спутниковых систем, функциональных дополнений в составе систем управления движением судов и в автоматических информационных системах (АИС) для мониторинга, контроля и проводки судов в узкостях;
- создание и развитие современных средств спутниковой навигации, способствующих предотвращению столкновений судов;
- создание и развитие наземной инфраструктуры морских диффподсистем в прибрежных водах и на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации.

В части наземного (автомобильного и городского электрического) транспорта:
- повышение безопасности функционирования и эффективности работы транспортного комплекса Российской Федерации;
- создание и развитие научно-технического, технологического и производственного заделов для дальнейшего развития спутниковой навигационной системы и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке космических навигационных услуг.

Материалы из архива