Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2002 год

Целями программы являются: дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за счет внедрения передовых технологий спутниковой навигации в интересах социально-экономического развития страны; обеспечение национальной безопасности; сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации.

В ее состав входят подпрограммы: "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС", "Обеспечение использования спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей", "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта", "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России", "Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей".

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию программы было предусмотрено 1,645 млрд. рублей, в том числе: НИОКР – 0,548 млрд. рублей, по направлению "прочие нужды" – 1,097 млрд. рублей.

Фактическое финансирование по всем источникам и направлениям финансирования программы за 2002 год составило 1714,442 млн.рублей (бюджет – 1597,707 млн.рублей, внебюджет-116,735 млн.рублей), при предусмотренном в программе объеме финансирования в размере 2279,23 млн.рублей.

Для привлечения внебюджетных средств проведены переговоры с Европейским космическим агентством по участию российских предприятий в работах по созданию Европейской спутниковой навигационной системы ГАЛИЛЕО за счет средств Евросоюза, подготовлены совместные предложения, которые должны быть рассмотрены в первой половине 2003 года. При этом, часть средств предприятий планируется направить на выполнение задач программы.

Первоочередные программные мероприятия, реализованные в 2002 году, разработаны, исходя из целей и задач программы в целом, и направлены на безусловное сохранение системы ГЛОНАСС, ее развитие на базе перспективных космических аппаратов “Глонасс-М” и “Глонасс-К” с повышенными тактико-техническими характеристиками и модернизированного наземного сегмента, а также ускоренное оснащение отечественного парка пользователей (военных и гражданских) за счет организации серийного производства различного класса навигационных приемников (авиационных, сухопутных, морских (речных), космических, геодезических), работающих одновременно по сигналам от двух систем (ГЛОНАСС и GPS).

В 2002 году были проведены следующие мероприятия и работы, структурно сконцентрированные в 5 подпрограммах, и получены нижеперечисленные результаты:
заключены государственные контракты на закупки серийной космической техники по следующей номенклатуре: космическая головная часть в составе 3-х КА “Глонасс”, один разгонный блок “ДМ” (Минобороны России), 2 ракеты-носителя “Протон” (Росавиакосмос). В соответствии с ведомостями исполнения работ закуплены материалы, комплектующие изделия и приборы для КА, РБ и РН, начато изготовление топливных баков и отсеков РН, РБ, запущено производство узлов и систем КА;
проведены работы по модернизации наземного комплекса управления системой ГЛОНАСС в интересах обеспечения в 2003 году летных испытаний КА "ГЛОНАСС-М";
разработаны технические предложения на создание российской дифференциальной подсистемы. Установлены перечни и объемы необходимых экспериментальных работ. Определены основные этапы и порядок развертывания подсистемы;
проведены работы по внедрению функциональных дополнений наземного базирования (GRAS) в аэропортах гражданской авиации; в портах Астрахань, Архангельск, Мурманск и в заливе Петра Великого, Шексна и Нижний Новгород; в Финском заливе введены в эксплуатацию две береговые базовые станции автоматической информационной системы (АИС) с синхронизацией их работы от системы ГЛОНАСС. Базовые станции объединены в общую систему мониторинга судов, оборудованных АИС; в Санкт-Петербургском морском порту судовыми системами АИС оборудованы пять ледоколов;
начаты работы по созданию элементной базы, технологического и испытательного оборудования, призванные создать надежные предпосылки для формирования производственных мощностей современного серийного производства навигационно-временной аппаратуры;
начаты работы по внедрению автоматизированной радионавигационной системы управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского и городского электрического транспорта в городах Кемерово, Ставрополь, Самара, Тольятти, Ярославль, Московской, Смоленской, Архангельской, Челябинской, Саратовской областях;
выполнены работы по освоению технологии и переходу к серийному изготовлению отечественной совмещённой ГЛОНАСС/GPS аппаратуры для обеспечения АГП Роскартографии; по созданию фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС) и созданию высокоточной геодезической сети (ВГС) и спутниковой геодезической сети 1 класса (СГС-1) в основных экономических районах страны;
проведены изготовление опытных образцов и испытания спутниковой навигационной аппаратуры "Бриз-КД", "Грот-К", средств функциональных дополнений системы ГЛОНАСС;
проведено обоснование облика и тактико-технических характеристик многофункциональной унифицированной помехозащищённой навигационной аппаратуры потребителей и средств функциональных дополнений.

В 2002 году в рамках НИОКР выполнены следующие мероприятия:
проведена экспериментальная отработка опытных изделий космического комплекса, откорректирована рабочая документация (по согласованным перечням), проводится подготовка к летным испытаниям КА «Глонасс-М» № 11Л;
выпущен эскизный проект космической навигационной системы на базе КА “Глонасс-К”, выданы ТЗ на разработку конструкторской документации на ключевые элементы КА "Глонасс-К";
разработана программа обеспечения точностных и оперативно-тактических характеристик системы ГЛОНАСС, предусматривающая модернизацию космического и наземного сегментов системы для обеспечения заданных ТТЗ характеристик;
подготовлены технические предложения на создание системы мониторинга состояния навигационных полей космических навигационных систем и обеспечения требуемых характеристик целостности;
ведется подготовка программно-математических средств ИАЦ ЦУП-М ЦНИИМАШ и РНИИКП для проведения экспериментальной отработки технологии глобальной дифференциальной навигации;
проведено обоснование тактико-тактических характеристик перспективной КНС на основе анализа требований потребителей, проводится математическое моделирование с целью подтверждения реализуемости ТТХ перспективной КНС;
выбраны основные направления конструирования, определены технический облик, схемные и алгоритмические решения аппаратных и программных средств, созданы и испытаны на функционирование и обеспечение требуемых технических характеристик макеты образцов аппаратуры потребителей и функциональных дополнений ГНСС;
с целью обеспечения надежных гарантий качества и стандартизации серийного производства навигационно-временной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS развернуты работы по созданию системы ее сертификации, разработаны предложения по изменению классификатора этой аппаратуры;
в целях обеспечения использования глобальной навигационной системы на воздушном, морском, речном и автомобильном транспорте Российской Федерации, повышения безопасности функционирования и эффективности работы транспортного комплекса проведены НИР и ОКР по подпрограмме, связанные с испытанием новой техники и подготовкой нормативно-технической базы, начаты работы по внедрению навигационных технологий в отдельных регионах России;
разработано информационное обеспечение центра в части гравиметрических данных и базы данных цифровых карт масштаба 1:200000, получен массив с цифровыми гравиметрическими картами масштаба 1:200000, выполнен анализ подготовленных карт.

Межведомственным решением от 26 июля 2002 г. "Об организации управления федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система" образован коллегиальный орган государственных заказчиков, осуществляющий координацию работ, взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий программы - Координационный совет, а также утверждено положение о Координационном совете, положение о взаимодействии государственных заказчиков федеральной целевой программы. Руководителем координационного совета определен заместитель Генерального директора Росавиакосмоса.

В качестве критериев оценки эффективности реализации программы использованы следующие:
экономический эффект от внедрения технологий спутниковой навигации в социально-экономическую сферу, определяемый как разность между получаемыми доходами от использования системы ГЛОНАСС потребителями в различных сферах и вкладываемыми средствами на развитие самой системы ГЛОНАСС и внедрение технологий спутниковой навигации;
выполнение международных обязательств России в области спутниковой навигации;
обеспечение безопасности России.

Результаты реализации программных мероприятий в 2002 году закладывают основу для обеспечения эффективности программы за счет внедрения новейших космических технологий в социально-экономическую, научную и оборонную сферы и сохранения независимости Российской Федерации в области спутниковой навигации, которая является одним из важнейших стратегических элементов национальной безопасности.

Восстановление и дальнейшее поддержание спутниковой группировки ГЛОНАСС является необходимым условием для реализации всей программы в целом и, соответственно, для достижения поставленных в программе целей.

Создание в рамках программы нового поколения космической техники, навигационной аппаратуры потребителей и средств функциональных дополнений обеспечит конкурентоспособность отечественной космической техники и позволит ей выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции и услуг.

В целом, полученные результаты в 2002 году соответствуют затратам в рамках выделенных средств. Однако фактическое недофинансирование программы в 2002 году из средств федерального бюджета может привести к снижению экономической эффективности программы, невыполнению международных обязательств России по предоставлению услуг системы ГЛОНАСС международному сообществу, попаданию российской экономики и Вооруженных Сил в зависимость от услуг американской системы GPS и, в итоге, к снижению уровня национальной безопасности.

Материалы из архива