Федеральные целевые программы России

Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта

Краткий отчет за 2004 год

Целью подпрограммы на 2004 год были определены создание нормативной правовой базы, необходимой инфраструктуры, проведение испытаний новой потребительской аппаратуры и прикладных систем спутниковой навигации, обеспечивающих начало планомерного внедрения технологий спутниковой навигации на всех видах транспорта.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 36,0 млн. рублей, в том числе: НИОКР – 20,0 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 16,0 млн. рублей.

Проведены испытания опытной системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), подготовлено руководство по использованию линии передачи данных VDL-4 в целях ОрВД, создана нормативно-техническая база, обеспечивающая внедрение системы радиовещательного зависимого наблюдения в гражданской авиации России, плавный переход к будущей системе организации воздушного движения в соответствии с концепцией FANS ICAO. В реализации находятся первые внедренческие проекты, в частности, по установке в Тюменском регионе 11 наземных станций связи, навигации, наблюдения, реализующих функцию АЗН-В.

Разработаны технические задания на создание автономной навигационно-посадочной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS-GBAS/SBAS и бортового приемника спутниковой навигации для установки на воздушных судах гражданской авиации.

Разработаны и разосланы в территориальные управления ФАВТ типовые проекты технических заданий на выполнение геодезических съемок.

Выполнен анализ материалов геодезической съемки АНО и препятствий ряда аэродромов.

Проведены эксплуатационные испытания наземной аппаратуры GBAS на месте установки в аэропортах гражданской авиации; разработаны предложения по технической реализации GRAS и ее совместимости с SBAS и GBAS в аэропортах гражданской авиации; разработаны программа и методика эксплуатационных испытаний наземной станции связи, навигации и наблюдения, испытания проведены на месте установки станции в аэропорту «Рощино», г. Тюмень; созданы программа и методика приемочных испытаний первой очереди Центра по сбору и доведению до авиационных пользователей воздушного пространства России информации по мониторингу за состоянием орбитальных группировок систем ГЛОНАСС и GPS.

Разработаны технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) «Отображение автоматической информационной системой (АИС) информации на экранах рабочих мест лоцманов-операторов для целей управления движением судов в прибрежных водах», а также ТЭТ «Отображение АИС информации на экранах судовых дисплеев (РЛС, САРП, ЭКНИС) для решения задач расхождения судов», концепция системы управления движением и информационного обеспечения судов; разработана техническая документация, определяющая основные требования к построению и структуре перспективной совмещенной многоканальной навигационной аппаратуры морских потребителей, работающей по сигналам существующих и перспективных ГНСС и их функциональных дополнений; разработаны программы внедрения и ввода в опытную эксплуатацию контрольно-корректирующей станции (ККС) ГЛОНАСС/GPS на подходах к порту Калининград.

Подготовлены заключения по результатам испытаний при освидетельствовании различных типов навигационной аппаратуры потребителей, дифференциальных подсистем и датчиков координат в составе; разработаны документы, уточняющие концепцию и определяющие перспективные направления использования системы ГЛОНАСС на водном транспорте; подготовлены базы данных для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием системы ГЛОНАСС; разработаны концепция и методы применения системы ГЛОНАСС перспективных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений в составе системы управления движением судов (СУДС) и автоматической информационной системы (АИС) на внутренних водных путях; разработан радиомаяк повышенной мощности для передачи дифференциальных поправок глобальных навигационных спутниковых систем.

Проведены строительные работы по вводу в строй контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS на подходах к порту Калининград («Море – Порт») и в порту Шексна («Река – Порт»).

Проведен анализ результатов выполнения мероприятий подпрограммы в 2002-2003 годах, приведены оценки эффективности реализации подпрограммы по видам транспорта, разработаны проекты разделов "Российского радионавигационного плана» в интересах транспорта. Разработаны проекты девяти нормативно-технических документов - «Методических рекомендаций по использованию спутниковых навигационных систем на автомобильном и городском электрическом транспорте.

Проведен общий анализ характеристик преднамеренных помех и уязвимости ГНСС, в том числе анализ возможностей создания помех системам GPS и ГЛОНАСС, а также анализ возможных методов снижения зависимости в аппаратуре приемников потребителей, разработаны системные методы повышения устойчивости транспортных систем, использующих ГНСС; проведены практическая апробация основных типов радиоэфирных протоколов в спутниковых навигационных системах (СНС) управления наземным автомобильным и городским электрическим транспортом (АЭТ), исследования и испытания бортовой навигационно-связной аппаратуры.

Разработаны архитектура типовой региональной диспетчерской навигационной системы для транспортных средств различного назначения, состав и задачи функциональных подсистем, состав ПМО и автоматизированные технологии контроля и управления в региональных диспетчерских системах; определены архитектура общегородской навигационной системы для транспортных средств различного назначения, требования к составу технических средств системы, функции комплекса средств связи и обмена данными в городской навигационной системе, определен состав функций рабочего места диспетчера в автоматизированной радионавигационной системе;

Разработаны технологии диспетчерского управления на базе геоинформационных систем (ГИС), проведены исследования функционирования ГИС-подсистем в СНС-АЭТ при различных технологиях перевозок, в частности исследованы принципы функционирования ГИС-подсистем в спутниковых навигационных системах (СНС) управления таксомоторными перевозками, разработаны основные требования к программному обеспечению редактирования маршрутной сети на основе базы семантических данных о трассах маршрутов пассажирского транспорта; разработаны методики технико-экономического обоснования (ТЭО) по внедрению спутниковых навигационных диспетчерских систем на транспорте муниципальных служб в городах России; разработаны типовые схемы и последовательность этапов внедрения СНС на транспорте муниципальных служб в городах России, разработана «Программа внедрения и развития спутниковых навигационных систем на наземном (автомобильном и городском электрическом) транспорте (СНС-АЭТ) по регионам и городам России на период 2005 - 2006 гг.»;

Разработаны методологические основы создания межрегиональной навигационной системы сопровождения магистральных перевозок на базе серийно производимого оборудования GPS/GSM, проведены исследования функционирования макетного образца терминала пользователя в межрегиональной спутниковой навигационной системе управления автотранспортными перевозками; разработаны методологические и технологические основы создания и внедрения «автоматизированной подсистемы мониторинга скоростей движения пассажирских транспортных средств» (АСМ-СД) на основе средств спутниковой навигации, технологические и алгоритмические основы применения визуальных и графических методов при планировании городских пассажирских перевозок в составе СНС.

В г. Москве в ГУП «Мосгортранс» выполнена поставка программно-технологического обеспечения для автоматизированной радионавигационной системы управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского и городского электрического транспорта.

В г. Самара в МП «Пассажиртранссервис» поставлено программно-технологическое обеспечение автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления и обеспечения безопасного функционирования наземных транспортных средств в городе Самаре, осуществлено внедрение в опытную эксплуатацию и проведена отработка технологий автоматизированного диспетчерского управления городскими пассажирскими перевозками.

В ГУП МО «Мострансавто» в Раменское ПАТП поставлено программно-технологическое обеспечение для автоматизированной радионавигационной системы информационного сопровождения и обеспечения безопасности междугородних пассажирских перевозок.

В Краснодарском крае в ОАО «Кубаньавторанссервис» на Краснодарском автовокзале выполнена поставка программно-технологического обеспечения для навигационной системы информационного сопровождения и мониторинга автотранспортных средств в междугороднем сообщении на дорогах, магистралях и международных транспортных коридорах в Краснодарском крае.

В г. Кемерово проведена модернизация прикладного программного обеспечения, развитие навигационной системы, введено в эксплуатацию электронное информационное остановочное табло для пассажиров 5-ти автобусных маршрутов, приобретено дополнительно 80 комплектов мобильных спутниковых навигационных бортовых блоков для оборудования городских автобусов.

В г. Архангельск проведена модернизация прикладного программного обеспечения, развитие навигационной системы, приобретено дополнительно 100 комплектов мобильных бортовых блоков для оборудования городских автобусов.

В г. Сургут проведена модернизация прикладного программного обеспечения, приобретено дополнительно 80 комплектов мобильных спутниковых навигационных бортовых блоков для оборудования городских автобусов, установлено оборудование второго дуплексного радиоканала.

В г. Ярославль выполнялись работы по развитию прикладного программного обеспечения, введены в эксплуатацию электронные информационные остановочные табло для пассажиров на двух крупных остановках общественного транспорта, число контролируемых навигационной системой единиц транспорта доведено до 800, включая автобусы, троллейбусы, трамваи.

В 2004 году продолжалось проведение проектных, строительных и монтажных работ на объектах инфраструктуры воздушного, водного и наземного (автомобильного и городского электрического) транспорта по внедрению технологий спутниковой навигации, а также проведены испытания навигационно-связной аппаратуры в интересах различных видов транспорта.

Материалы из архива