Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2005 год

Целями программы являются: дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за счет внедрения передовых технологий спутниковой навигации в интересах социально-экономического развития страны; обеспечение национальной безопасности; сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию программы было предусмотрено 3466,5 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 35,5 млн. рублей, НИОКР – 894,39 млн. рублей, по направлению "прочие нужды" – 2536,61 млн. рублей.

В ее состав входят подпрограммы: "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС", "Обеспечение использования спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей", "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта", "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России", "Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей".

Проблема привлечения средств из внебюджетных источников может быть решена только за счет предоставления дополнительных навигационных услуг средствами функциональных дополнений и за счет внедрения НАП в потребительском секторе. Кроме того, поток внебюджетных средств можно ожидать только после развертывания орбитальной группировки в полном составе при тактико-технических характеристиках (ТТХ) системы, соответствующих мировому уровню требований, по крайней мере не хуже, чем ТТХ систем GPS-IIR (IIF) и проектируемой GALILEO.

Период реализации программы 2002-2011 годы.

Первоочередные программные мероприятия, реализованные в 2005 году, обеспечили достижение целей, определенных на 2005 год, - поддержание и развитие системы ГЛОНАСС на уровне, обеспечивающем развертывание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС в 2007 году до минимально необходимого уровня в составе 18 космических аппаратов на базе перспективных космических аппаратов "Глонасс-М" с повышенными тактико-техническими характеристиками, и модернизированного наземного сегмента, а также ускоренное оснащение отечественного парка пользователей (военных и гражданских) за счет разработки и организации серийного производства различного класса навигационных приемников (авиационных, сухопутных, морских, речных, космических, геодезических), работающих одновременно по сигналам от двух систем (ГЛОНАСС и GPS).

В целом, результаты выполнения программных мероприятий в 2005 году обеспечили рост основных показателей эффективности программы и навигационного обслуживания потребителей:
- максимальный перерыв в навигационном обслуживании потребителей с помощью системы ГЛОНАСС на территории России в декабре 2005 г. по сравнению с концом 2004 года сократился с 3.5 до 1.93 часа (на момент начала реализации программы в январе 2002 года максимальный перерыв навигации составлял 8.4 часа);
- максимальный перерыв в навигационном обслуживании потребителей с помощью системы ГЛОНАСС на территории Земного шара в декабре 2005 г. по сравнению с концом 2004 года сократился с 4,8 до 3,86 часа (на момент начала реализации программы в январе 2002 года максимальный перерыв навигации составлял 13,7 часа).

Межведомственным решением от 26 июля 2002 г. "Об организации управления федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система" образован коллегиальный орган государственных заказчиков, осуществляющий координацию работ, взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий программы, - Координационный совет, а также утверждено "Положение о Координационном совете федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" и "Положение о взаимодействии государственных заказчиков федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".

Для ведения текущей работы по организации оперативного взаимодействия государственных заказчиков программы, подготовке заседаний совета создан исполнительный комитет (секретариат) Координационного совета.

Приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти организация и руководство соответствующими работами по подпрограммам возложены на структурные подразделения государственных заказчиков.

Основываясь на принятых законодательных и нормативных актах Российской Федерации (Федеральных законах: "О государственном оборонном заказе" - от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ, "О космической деятельности" в редакции Федерального закона от 29 ноября 1996 г. № 147-ФЗ, постановлении Правительства Российской Федерации "О реализации Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 26 августа 1996 г. № 1005), которыми определено, что государственный заказ по космической технике формируется, размещается и финансируется в порядке, установленном для государственного оборонного заказа, и учитывая, что выполняемые работы по федеральным программам (особенно работы по ракетно-космической технике двойного назначения) непосредственно относятся к обеспечению обороноспособности и безопасности страны, мероприятия 1 и 5 подпрограмм размещаются и финансируются в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.

Запланированные на 2005 год мероприятия программы в рамках выделенных средств выполнены в полном объеме в соответствии с техническими заданиями. Достигнутые значимые результаты выполнения мероприятий программы в 2002-2005 годах фактически соответствуют затратам на ее реализацию и обеспечивают достижение конечных целей программы. Их реализация закладывает основу для обеспечения эффективности программы за счет внедрения новейших спутниковых навигационных технологий в социально-экономическую, научную и оборонную сферы страны.

Материалы из архива