Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Цель программы: создание условий для развития, повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширение подготовки специалистов.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 1692,55 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 810,0 млн. рублей, НИОКР – 132,55 млн. рублей и по направлению "прочие нужды" – 750,0 млн. рублей.

В результате выполнения программы заложены институциональные основы в сфере использования информационных технологий, определены и отработаны на практике подходы к решению задачи повышения эффективности и открытости деятельности органов государственной власти на основе их применения. В этот период начата работа по созданию ряда ключевых межведомственных информационных систем, необходимых для эффективной реализации функций государственного управления, в том числе на региональном уровне, сделан значительный прорыв в развитии телекоммуникационной инфраструктуры в интересах органов государственной власти. В настоящее время очевидна системообразующая и направляющая роль программы по отношению к ведомственным, отраслевым и региональным программам информатизации.

При определении целей и ключевых направлений выполнения программы на 2004 год учитывались поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам создания и внедрения государственных информационных систем и ресурсов, а также предложения государственных заказчиков программы и других органов государственной власти, сформированные в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития страны и задачами административной и других реформ.

В 2004 году основные усилия были сфокусированы на обеспечении преемственности работ начатых до проведения административной реформы, где одной из центральных задач являлось формирование и реализация государственной политики в сфере ИТ.

В качестве приоритетных были определены следующие направления реализации программы в 2004 году:
совершенствование методического обеспечения в сфере использования информационных технологий в деятельности органов власти на основе определения общих принципов архитектуры «электронного правительства» и разработки базовых стандартов и регламентов управления ведомственными программами и проектами внедрения информационных технологий;
проектирование и создание пилотных зон ключевых элементов межведомственной информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих в приоритетном порядке поддержку межведомственного электронного взаимодействия и обмена;
проектирование и создание макетов общегосударственных информационных ресурсов, содержащих сведения, необходимые для реализации функций государственного управления, доступ к которым должен быть предоставлен на межведомственном уровне;
проектирование межведомственных государственных информационных систем поддержки ключевых задач государственного управления, в том числе в сфере обеспечения деятельности органов государственной власти по предупреждению, выявлению и пресечению террористических проявлений и обеспечению национальной безопасности;
проектирование межведомственных информационных систем, обеспечивающих поддержку предоставления государственных услуг организациям и населению на новых принципах;
проектирование и пилотирование типовых решений по управлению социально-экономическим развитием регионов на основе современных информационных технологий;
развитие кадрового потенциала и повышение квалификации государственных служащих и работников органов власти по владению современными информационными технологиями.

В соответствии с приоритетными направлениями реализации программы были определены и выполнены следующие ключевые НИОКР:
разработаны предложения по совершенствованию и приведению нормативно-правовой базы в сфере ИТ в соответствие с уровнем их развития и использования в социально-экономической сфере и государственном управлении, проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обзор международных актов в области ИТ. Разработаны концепции и проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации, «Об электронном документообороте», «О праве на информацию», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Проведенные исследования способствуют устранению неадекватности и отставания предметного законодательства от потребностей общества, государства и характера общественных отношений, складывающихся в сфере использования современных ИТ, а также созданию целостной правовой системы и гармонизации законодательства Российской Федерации с общепризнанными нормами и принципами международного права;
подготовлена концепция и методология построения архитектуры «электронного правительства» в Российской Федерации, описывающая ключевые принципы обеспечения согласованного и взаимоувязанного развития государственных информационных систем и ресурсов между собой, определены требования построения «электронного правительства», проведен анализ мирового опыта в области создания архитектуры «электронного правительства», разработан классификатор основных стандартов в области информационно-технологического обеспечения деятельности органов государственной власти, разработаны профили основных стандартов в области проектирования, реализации, обеспечения взаимодействия между собой, поддержки и администрирования государственных информационных систем и ресурсов;
разработаны методические материалы и рекомендации по описанию и оптимизации административно-управленческих процессов деятельности органов государственной власти;
проведены работы по проектированию информационной системы обеспечения обязательной автогражданской ответственности, информационной системы социальной сферы, системы предоставления населению информации о чрезвычайных ситуаций, информационной системы поддержку функций управления Программой, системы каталогизации оборонной продукции, информационной системы управления реализацией мобилизационного плана, системы мониторинга состояния особо опасных объектов, включая разработку для каждой их систем концепции, технико-экономического обоснования и технического задания на реализацию;
разработана концепция создания информационной системы поддержки принятия и исполнения решений по управлению социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации;
разработаны регламенты предоставления государственных услуг на принципах «одного окна», предусматривающие интеграцию и обеспечение взаимодействия ведомственных информационных систем между собой;
разработана концепция включения в состав программы мероприятий ИТКС;
подготовлены программы подготовки специалистов в сфере ИТ, переподготовки преподавателей в рамках высшего образования, программ подготовки специалистов в рамках среднего образования;
проведены работы по оценке и техническому аудиту результатов реализации мероприятий Программы;
проведен ряд работ по обеспечению повышения эффективности реализации программы. Создана первая очередь информационной системы, обеспечивающей поддержку основных функций управления реализацией программы, разработаны методические рекомендации по повышению эффективности управления проектами в рамках разрабатываемой АИС и методические рекомендации по отбору проектов для включения их в план реализации программы;
проведено совершенствование существующей модели экспертизы и контроля качества проектных решений в рамках программы, подготовлены заключения по всем реализуемым в 2004 году проектам и предложения по их корректировке и доработке, разработаны проекты технических требований к конкурсной документации по переходящим мероприятиям на 2005 год. Результаты, которые были достигнуты в процессе выполнения проекта, позволят унифицировать процедуры анализа проектных решений на всех значимых этапах проекта, в рамках которого выполняется работа, повысить контроль качества работ, выполняемых по программе, на этапе их сдачи-приема. Наиболее значимым результатом проекта является регламент контроля качества результатов реализации мероприятий программы, который в последующем позволит усовершенствовать существующий механизм контроля в соответствии с образцами мирового опыта, улучшив контроль за достижениями конкретных целей программы. В ходе выполнения работ по данным проектам разработан механизм оценки результативности реализации отдельных мероприятий и программы в целом, что позволяет повысить эффективность ее планирования и контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на ее выполнение. Предложена комплексная система показателей, позволяющих оценить результативность программы в целом и отдельных ее мероприятий. Реализация данного проекта позволяет создать инструмент, позволяющий отслеживать и объективно оценивать степень достижения целей и задач программы, эффективность реализации программных мероприятий, принимать необходимые меры, обеспечивающие повышение их эффективности;
создается федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд на примере опытного участка системы каталогизации оборонной продукции и обеспечения военно-технического сотрудничества во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 г. № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».

В рамках программы в 2004 году были выполнены следующие основные инвестиционные проекты:
созданы узлы подключения, в том числе Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов законодательной власти и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, ФСТ России, Ростехнадзора, Роснедвижимости, МВД России, Главного управления внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и других организаций в рамках формирования инфраструктуры эффективного межведомственного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с населением. Осуществлено подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям 10 контрольно-счетных органов Российской Федерации, 5 подразделений ФСТ России, 6 подразделений Ростехнадзора, 28 подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 3 объектов Администрации Президента Российской Федерации, 12 подразделений ГУВД г. Санкт-Петербурга, 28 отделений ФГУП «Почта России», 88 объектов Роснедвижимости, 19 МВД России (ГИБДД), 41 органа законодательной власти субъектов Российской Федерации;
создан программно-технический комплекс Информационно-телекоммуникационного центра в здании Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3, для промышленной и опытной эксплуатации информационных систем, создаваемых в рамках программы;
проведена модернизация технологической платформы и развитие функциональных возможностей интернет-сайта Президента Российской Федерации, разработана и укомплектована необходимым оборудованием подсистема видеотрансляций сайта Президента Российской Федерации;
реализован первый этап создания в Аппарате Правительства Российской Федерации программно-технического комплекса для ввода в промышленную эксплуатацию разработанной специализированной информационной системы «Правительственный Портал» (www.e-government.ru);
приобретено оборудование и создан программно-технический комплекс системы электронных государственных закупок торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Осуществлена закупка необходимого оборудования и лицензий для опытной апробации первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд, в том числе подсистемы мониторинга цен. Введен в опытную эксплуатацию портал государственных закупок (www.pgz.economy.gov.ru), задачей которого является сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках;
созданы на базе ФГУП «Почта России» пункты подключения к открытым информационным ресурсам, в том числе сети Интернет;
создана инфраструктура и проведена апробация системы поддержки принятия управленческих решений на уровне регионов, выбираемых на конкурсной основе.

В рамках программы в 2004 году были выполнены следующие проекты, финансируемые по статье «прочие нужды»:
проведены работы по проектированию и разработке пилотной версии специализированной информационно-аналитической системы «Правоохранительный портал»;
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны информационной системы предоставления населению информации о чрезвычайных ситуациях;
проведен анализ отечественного и международного опыта нормативно-правового регулирования управления документацией в органах государственной власти и подготовлен отчет с предложениями по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей документационное обеспечение управления (ДОУ), электронный документооборот и организацию хранения документов. Разработана структура стандарта ДОУ, в котором определены требования к содержанию национального стандарта ДОУ. Разработан комплекс документов, обеспечивающих контроль выполнения требований национального стандарта ДОУ. Определены требования к автоматизированным системам ДОУ и критерии их оценки, создана первая очередь автоматизированной системы документационного обеспечения управления в Мининформсвязи России. Проведено обучение и переподготовка сотрудников Министерства, а также подведомственных ему службы и агентств для сопровождения и работы с ДОУ;
подготовлены предложения по совершенствованию деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по государственному регулированию сферы информационных технологий и связи, предоставлению государственных услуг и осуществлению контрольно-надзорных функций на основе создания регламентов их взаимодействия и других административных регламентов, разработаны проекты стандартов услуг, что позволяет рассматривать данный проект в качестве пилотного для федеральных органов исполнительной власти;
проведены работы по проектированию и созданию удостоверяющего центра (УЦ) (первой очереди) уполномоченного федерального органа (УФО) исполнительной власти в области использования ЭЦП. Проведены испытания готовности к опытной эксплуатации головного удостоверяющего центра. Разработан проект положения о порядке взаимодействия удостоверяющих центров с УЦ УФО, проект требований по совместимости удостоверяющих центров при взаимодействии с УЦ УФО, а также программа и методика тестирования удостоверяющих центров на соответствие требованиям по совместимости при взаимодействии с УЦ УФО, порядок и проект регламента регистрации сертификатов уполномоченных лиц удостоверяющих центров и сертификатов уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи. Разработан проект положения о ведении единого государственного реестра сертификатов ключей подписей (согласно п. 2 ст.10 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»), включая порядок предоставления услуг, проект регламента подтверждения подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей (согласно п. 4 ст. 10 этого Закона). Разработаны рекомендации по использованию технологий ЭЦП и УЦ УФО для процедур идентификации личности по его биометрическим характеристикам с использованием смарт-карт. Разработан также проект концепции создания системы удостоверяющих центров органов государственной власти Российской Федерации с учетом положений административной реформы и проект положения об электронном документе с учетом применения технологии ЭЦП;
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны единой государственной информационной системы обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере;
проведены работы по проектированию и созданию пилотной версии системы обеспечения оперативного удаленного доступа к данным государственной статистики в интересах отдельных ведомств;
проведены работы по проектированию и созданию сайта полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;
проведены работы по проектированию и созданию пилотной версии единого интернет-портала Федерального Собрания Российской Федерации (Парламентского портала);
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны единой среды межведомственного и межрегионального взаимодействия и интеграции информационных ресурсов. Разработан проект концепции создания единой среды межведомственного и межрегионального электронного взаимодействия и интеграции государственных информационных систем и ресурсов. Проект концепции создания единой среды взаимодействия основывается на приоритетах, принципах и направлениях реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Сформирован системный проект инфраструктуры единой среды взаимодействия с учетом ориентации разработки на централизованное создание общих для органов государственной власти элементов информационно-технической инфраструктуры; исключение дублирования сбора информации и создания информационных систем; разработку типовых для федеральных и региональных органов власти прикладных компонентов, структурных решений, элементов инфраструктуры; обеспечение согласованности и сбалансированности темпов информатизации министерств и ведомств различного уровня; взаимную согласованность нормативной правовой и методической базы информатизации на всех уровнях; приоритетное использование отечественного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации, в том числе защиты информации;
разработана концепция и технико-экономическое обоснование создания технопарка в области информационных и оптических технологий. Разработаны основные документы по созданию технопарка в области информационных и оптических технологий, концепция и технико-экономическое обоснование создания технопарка. В ходе проекта рассмотрены вопросы развития механизмов управления, мониторинга, коммерциализации результатов научной деятельности и их маркетинга в России и за рубежом, анализа, прогнозирования и стратегии, программы подготовки высококвалифицированных кадров и физической инфраструктуры технопарка;
разработаны необходимые меры по обеспечению информационной безопасности телекоммуникационной среды для государственных нужд. Разработан комплекс концептуальных, методических и регламентирующих документов по обеспечению информационной безопасности единой телекоммуникационной системы для государственных нужд, государственных информационных систем и ресурсов, включая специальные системы обрабатывающие и обменивающиеся информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны государственной информационной системы электронного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений и организаций в системе предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, террористических проявлений, а также обеспечения безопасности населения и критических объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций. Создание данных систем обеспечивает органы и организации отвечающие за безопасность важнейших инфраструктур жизнедеятельности страны такой системой электронного взаимодействия, которая даст им возможность полностью контролировать готовность к предотвращению и преодолению с минимальными потерями возможных чрезвычайных ситуаций в тех областях, за безопасность которых они несут ответственность, а также уменьшить потери от ЧС за счёт ускорения начала мероприятий по ликвидации ЧС;
разработано технико-экономическое обоснование и бизнес-план развития федерального информационного центра (ФИЦ), создаваемого в целях централизации управления ключевыми государственными информационными системами и ресурсами, имеющими межведомственное значение; обеспечения сохранности и доступности для органов государственной власти межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; обеспечения высокого уровня их безопасности; сокращения расходов на разработку, приобретение, внедрение и эксплуатацию отдельных межведомственных систем и ресурсов, их поддержку, обслуживание и администрирование; а также эффективной и оперативной поддержки межведомственного электронного взаимодействия и информационного обмена на основе единой технологической платформы, унифицированного выбора услуг (сервисов), единых стандартов и разработанных архитектурных решении. В ходе выполнения работ был проведен анализ основных принципов межведомственного взаимодействия органов государственной власти и предоставления государственных услуг с использованием информационно-технологических ресурсов, а также проведен анализ соответствующей российской нормативной правовой базы и доступных материалов. Сформирована инфраструктура первой очереди Федерального информационного центра. Отработаны основные технологические решения, связанные с размещением и обслуживанием государственных информационных систем и ресурсов;
проведены работы по проектированию и созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН) разработаны техническое задание, план мероприятий по построению СПУН в пилотном регионе и на федеральном уровне. Проведено присвоения ИПД в первичной базе данных жителям Чувашской республики, города Магнитогорска, города Сосновый бор Ленинградской области, а также во всех базах персональных данных Чувашской республики. Разработаны системная и информационная архитектура СПУН в пилотном регионе, ЧТЗ на Реестр веб-сервисов федерального и регионального репозитория. Создан действующий макет, эскизные проекты федерального и регионального репозиториев. Проведены демонстрации федерального и регионального репозиториев (действующих макетов) на испытательных стендах на объектах пилотной зоны. Разработаны электронные административные регламенты взаимодействия компонентов СПУН в пилотных регионах. Созданный макет программно-технического комплекса (ПТК) системы федерального уровня ведения государственного регистра населения; предназначен для отработки и демонстрации технологий его наполнения, информационного взаимодействия с федеральным уровнем информационной системы ГАС «Выборы», а также региональным уровнем систем персонального учета населения;
проведены работы по проектирование и созданию опытной зоны Единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее – ЕГАИС КВ). Разработан рабочий проект, включающий проект создания телекоммуникационной инфраструктуры на пилотных объектах;
запланировано внедрение системы в опытную эксплуатацию на пилотных объектах, участвующих в процессе таможенного и налогового контроля экспортных поставок Магнитогорского Металлургического Комбината;
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны сводного каталога электронной библиотеки документов федеральных органов исполнительной власти на примере Минэкономразвития России с возможностью усовершенствования электронной системы автоматизированного делопроизводства Министерства. В результате работ 2004 года разработана и внедрена в промышленную эксплуатацию система электронного документооборота (СЭДО) с дополнительной функциональностью, разработан открытый программный интерфейс к системе, проведено обучение до 500 пользователей, оказаны консультации по работе с системой, внедрен оперативный контроль исполнения документов на уровне руководства, запущено потоковое сканирование всей входящей Правительственной корреспонденции, дан доступ на просмотр информации подведомственным службам. Система готова к тиражированию в других органах государственной власти;
создание сети информационно-маркетинговых центров (СИМЦ) государств - участников СНГ. Целью проекта является реализация организационных, технических и аппаратно-программных решений, определяемых Планом совместных мероприятий по выполнению в 2004-2005 годах Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 г. «О Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 2005 года». Сеть информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ реализуется в виде территориально-распределенной автоматизированной системы управления, координируемой Межгосударственным информационно-маркетинговым центром (МИМЦ) для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в государствах-участниках СНГ. Практическая значимость выполненной работы состоит в ее применимости в национальных ИМЦ и МИМЦ, что позволит способствовать развитию социально-экономических отношений государств-участников СНГ;
подготовлены предложения по совершенствованию государственного управления обеспечением международного сотрудничества России в области ИТ, включая предложения по переводу планирования мероприятий в сфере обеспечения международного сотрудничества России в области ИТ на программно-целевую основу; разработан проект перечня приоритетных направлений, форм и партнеров по международному сотрудничеству России в области ИКТ; подготовлен проект концепции создания автоматизированной системы информационного обеспечения международного сотрудничества России в области ИКТ. Разработан проект плана мероприятий по обеспечению международного сотрудничества России в области ИКТ на 2005 год, включающий направления по реализации членства России в международных организациях, занимающихся вопросами ИКТ; обеспечению вступления России в ВТО по сектору компьютерных и связанных с ними услуг; обеспечению равноправного участия России в разработке концептуальных подходов формирования глобального информационного общества и их практической реализации; гармонизации законодательства России и экономически развитых стран в области ИКТ; обеспечению государственной поддержки участия отечественных предприятий и организаций в международных программах и проектах, а также по организации международных программ в области ИКТ в России; привлечению в Россию передовых зарубежных технологий и инвестиционных ресурсов для преодоления «цифрового разрыва»; обеспечению международного сотрудничества в сфере информационной безопасности и правоприменительной деятельности в сфере ИКТ;
проведены работы по проектированию и созданию опытной зоны единой государственной информационной системы обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, проведены работы по созданию единой интегрированной информационно-технологической инфраструктуры в области обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, государственной системы изготовления, оформления и контроля заграничных документов нового поколения, межведомственных автоматизированных информационных систем контроля миграционных процессов. Создан опытный участок. Основным объектом разработки также являлась информационно-технологическая инфраструктура системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих в электронной форме биометрические признаки их владельцев, обеспечивающая, с учетом дальнейшего развития, решение вопросов национальной безопасности в пограничной сфере. При выполнении работ учтены решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по введению в обращение в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических параметров, созданию единой системы миграционного контроля, обеспечению безопасности в пограничной сфере, результаты деятельности Государственной пограничной комиссии, программы и планы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять деятельность в сфере изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых и миграционных документов, а также положения Концепции использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р. При разработке проекта Концепции создания АС «Заграндокументы» учтены рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) по оформлению машиносчитываемых проездных документов (Doc 9303) и требования Конвенцией (пересмотренной) об удостоверениях личности моряков (Конвенция 185), принятой Международной организацией труда в 2003 года, предусматривающей введение государствами – членами Конвенции удостоверений личности моряков, содержащих биометрическую информацию об их владельцах, необходимость создания подсистемы изготовления, оформления и контроля удостоверений личности моряков. В ходе работы проведен анализ общего уровня технической оснащенности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и модели информационного взаимодействия при реализации функций пограничного контроля. Среди факторов оценки социально-экономической значимости создания Системы ведущее место занимает фактор расширения источников экономической эффективности пограничного, миграционного, паспортного и иных видов контроля в целях получения дополнительных средств в государственный бюджет. Исходя из этого, основу социально-экономической значимости проекта составляет предотвращение экономического ущерба от незаконных действий субъектов внешнеэкономической деятельности, расхищения национальных богатств, незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России; Применение в пограничной сфере современных информационно-коммуникационных технологий, создание системы «Погранбезопасность» позволит повысить эффективность деятельности по контролю соблюдения участниками ВЭД федерального законодательства и, по предварительной оценке экспертов, увеличить собираемость налогов в 2-2,5 раза. Значительные потери бюджеты всех уровней несут от незаконной трудовой миграции. Создаваемая автоматизированная система существенно сократит возможности для бесконтрольного проникновения и передвижения по территории Российской Федерации лиц, включая членов террористических и экстремистских организаций. Данная система резко повысит эффективность и координацию действий правоохранительных и контрольных органов в борьбе с незаконной миграцией. Создание ЕГИС «Погранбезопасность» позволит уменьшить наркотрафик через Российскую Федерацию в страны Западной Европы. В результате создания инфраструктуры обращения паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих биометрическую информацию упростятся формальности для законопослушных граждан при трансграничной миграции и снизятся возможности использования членами международных организованных преступных групп поддельных проездных документов для пересечения Государственной границы Российской Федерации. Вследствие этого повысится доверие мирового сообщества к Российской Федерации и соответственно привлекательность страны для иностранных инвесторов. Анализ и прогнозирование миграционной ситуации в Российской Федерации позволит руководству страны принимать обоснованные решения по эффективному использованию трудовых ресурсов, созданию достойных условий для жизни и труда ее граждан;
проведены работы по проектированию и реализации опытного участка единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на базе единой защищенной телекоммуникационной среды для государственных нужд. Социально-экономический эффект от результатов проекта может быть достигнут при продолжении работ по комплексной автоматизации органов государственной власти по контролю и надзору в сфере природопользования в целях повышения ее эффективности, достигаемой за счет улучшения собираемости платежей за пользование природными ресурсами, стимулирования мер по ресурсосбережению, повышения доверия общества к органам государственной власти в сфере природопользования;
созданы предпосылки для создания единого реестра информационных ресурсов министерств и ведомств, организуется централизованный, регламентированный сбор данных, необходимых для формирования управленческой и оперативной информации для должностных лиц; На решение этих задач направлены работы по созданию технологий обеспечения оперативного доступа к данным государственной статистики в интересах отдельных ведомств. Разработан действующий прототип технологии, объединяющей технологии хранилища данных и портала; информация классифицируется и стандартизируется в соответствии с международными стандартами по максимально возможному числу критериев; организуется открытый унифицированный интерфейс доступа к информации, хранящейся в различных базах данных и источниках информации;
проведены работы по проектированию и реализации опытного участка единой информационной системы мониторинга и расчета согласованных тарифов и цен субъектов естественных монополий и реализация ее опытного участка. Реализация системы позволит обеспечить достижение существенных экономических и социальных эффектов в области государственного регулирования, сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков, товаров и услуг в инфраструктурных секторах народного хозяйства России. Также повысится обоснованность и прозрачность тарифных решений, принимаемых на всех уровнях государственного ценового регулирования;
проведены работы по проектированию и реализации опытного участка единой информационной системы государственного финансового контроля и обеспечения деятельности и взаимодействия контрольно-счетных органов между собой на базе единой защищенной телекоммуникационной среды для государственных нужд, отработаны проектные решения по информационному обмену между центрами обработки данных различных уровней на базе пилотного проекта информационной системы контрольно-счетных органов Российской Федерации;
проведены работы по проектированию и реализации опытного участка единой информационно-аналитической системы надзора за исполнением законов, выявления правонарушений и обеспечения эффективного взаимодействия органов прокуратуры между собой, с другими органами государственной власти, населением и организациями на базе единой защищенной телекоммуникационной среды для государственных нужд, разработан Технический проект;
проведены работы по проектированию, созданию и отработке типовых решений типовой информационной системы (ТИС) управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации, определению и отработке требований к информатизации отдельных функций и задач управления регионом. Разработан системный проект ТИС. Созданная ТИС обеспечивает отработку на практике типовых системно-технических, методических и программно-технологических решений и комплексов поддержки принятия решений в сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и информатизации ключевых управленческих функций. Реализована практическая отработка вопросов взаимодействия разнородных информационных систем региона между собой, а также с информационными системами других регионов страны, информационными системами региональных органов федеральных органов исполнительной власти и с международными информационными системами.

Проведенный Мининформсвязи России анализ результатов программы показал, что результаты, полученные в 2004 году, в основном соответствуют заключенным в установленном порядке государственным контрактам, утвержденным сметам расходов, техническим заданиям и календарным планам.

В 2004 году заложены методологические основы реализации ключевых государственных информационных систем, обеспечивающих поддержку межведомственного информационного взаимодействия в рамках соответствующих контуров государственного управления. На практике отработаны основные подходы к их реализации, созданы пилотные зоны и опытные участки, демонстрирующие основные функциональные возможности разработанных систем. Программа стала реальной интегрирующей платформой, обеспечивающей межведомственную стыковку ведомственных программ, проектов и создаваемых в рамках их реализации информационных систем и ресурсов.

В 2004 году продолжено развитие общей информационно-технологической инфраструктуры межведомственного информационного обмена.

Основное внимание уделялось в рамках программы в 2004 году задаче создания эффективного «электронного правительства», предусматривающего достижение нового качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе интеграции ведомственных информационных систем и обеспечения их информационного взаимодействия между собой.

Из-за недостаточного объема бюджетного финансирования реализации программы по остаточному принципу в 2004 году выделялись средства на реализацию проектов, направленных на внедрение ИКТ в деятельность бюджетных учреждений в сфере медицины и здравоохранения, культуры и образования.

Выполнение мероприятий программы проводилось на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

В 2004 году было проведено более 150 открытых конкурсов. Экономия бюджетных средств при проведении конкурсов составила 2,786 млн. рублей.

Была проведена апробация механизма заключения государственных контрактов с поставщиками, экспертизы, оценки и приемки результатов по проектам с использованием разработанной в рамках программы первой очереди информационной системы по управлению проектами (www.pm.economy.gov.ru).

С целью оценки существующих в России проектов в области ИКТ и выбора регионов для опытной апробации информационных систем, разработанных в рамках программы на основе принципов архитектуры, стандартов и методологии «электронного государства», создание тиражируемых решений, был проведен открытый публичный конкурс по выбору проектов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в котором приняли участие порядка 66 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По итогам конкурса 18 проектов были определены победителями для реализации проектов Программы, а 18 – отмечены как перспективные. Одним из немаловажных критериев отбора победителей указанного конкурса стало наличие софинансирования проектов со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в размере не менее 50% от общей суммы проекта. В результате указанного творческого конкурса в 2004 году было Минэкономразвития России проведено 11 совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований конкурсов на сумму 135,230 млн. рублей, из них доля регионального/муниципального софинансирования составила более 56 % (76,108 млн. рублей).

Одним из механизмов привлечения регионов к участию в реализации программы стало заключение двухсторонних рамочных соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время заключено 41 соглашение, включая муниципальные образования.

Также с целью реализации региональных инвестиционных проектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2004 год, были заключены договора «О финансировании в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» строек и объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу» с 17 органами исполнительной власти Российской Федерации.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № Пр-1265 и Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № МФ-П9-4629 и от 30 декабря 2004 г. № МФ-П13-41пр «О проекте стратегии развития и использования информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации» и ряда других, в рамках мероприятий программы реализуется и планируется к реализации ряд крупных приоритетных проектов в области развития и использования ИКТ, в том числе по созданию сети технопарков, государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, систем промышленного телевизионного видеонаблюдения и федерального банка данных, содержащего информацию о пассажирах и проданных проездных документах по всем видам транспорта, национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, «электронному правительству» и другим значимым для страны проектам.

Однако необходимо отметить, что работы по программе в 2004 году осуществлялись в сложных условиях, связанных с существенно более короткими сроками реализации контрактов.

Существенно большее место заняли работы, направленные на обеспечение национальной безопасности и противодействие угрозам терроризма, а также на решение проблем интеграции в использовании и развитии государственных информационных систем, ресурсов и технологий и устранения дублирования работ в целях усиления контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № Пр-1265 и Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. Вновь образованные в ходе административной реформы федеральные органы исполнительной власти начали функционировать со второй половины 2004 года, а государственный заказчик – координатор (Мининформсвязи России) и государственные заказчики программы были определены распоряжением Правительства Российской Федерации лишь в конце октября 2004 года. Полнота и своевременность финансирования мероприятий программы, в том числе ряда крупномасштабных проектов, предусмотренных к реализации поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не были обеспечены. Так в 2004 году программа была профинансирована на 15,2 % от объемов, предусмотренных ее паспортом, а в целом недофинансирование с начала ее реализации составило 24,5 млрд. рублей (в ценах 2005 года), что приводит к эффекту «лоскутной информатизации», «размазыванию» бюджета по проектам. Взамен упраздненных межведомственных координационных органов в сфере ИКТ до сих пор не образованы новые органы, что существенно затрудняет работу по отбору приоритетных проектов и согласованию единых подходов к информатизации. Государственные контракты на выполнение работ по реализации мероприятий Программы в соответствии с законодательно установленным порядком проведения конкурсов на размещение заказов для государственных нужд (в условиях отсутствия долгосрочных контрактов) были заключены только в IV квартале 2004 года. Исполнители отдельных работ по государственным контрактам выполнили свои обязательства с рядом недочетов, которые были зафиксированы в двусторонних актах, определяющих порядок и сроки их устранения исполнителями за свой счет. В связи с этими обстоятельствами по некоторым мероприятиям ожидаемые по программе результаты не были получены. В частности, необходимо дополнить материалы по вопросу совершенствования и поддержки основных функций управления реализацией и совершенствования существующей модели экспертизы и контроля качества проектных решений в рамках программы.

Важным фактором является сбалансированность выделяемых средств из федерального бюджета по направлениям НИОКР, инвестиции и прочие. Следует отметить, что по мере реализации программы необходимо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» утверждать планы и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые позволят совершенствовать структура необходимых затрат в сторону повышения их эффективности, и прежде всего за счет увеличения их активной части – капитальных вложений.

Весьма остро в 2004 году встал вопрос об адекватности механизма государственных закупок основным задачам в сфере информатизации. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что проведение конкурсных процедур в полном объеме фактически поставило поставщиков решений и оборудования в крайне тяжелые временные рамки, сократив функциональное время реализации работ практически вдвое. Более того, в отношении работ 2004 года, являвшихся продолжением проведенных работ 2002-2003 годов, такая процедура в условиях лимита времени фактически проявила себя как излишняя. Целесообразно для долгосрочных проектов, требующих на реализацию более одного года предусмотреть возможность проведения конкуров на срок более года с условием уточнения финансирования по результатам проведенных работ и выделенных бюджетных средств. Острой проблемой остается отсутствие эффективного механизма передачи на баланс заказчиков работ приобретаемого исполнителем контракта оборудования и программного обеспечения, что при сложившейся практике существенно затягивает сроки завершения работ, особенно при реализации проектов, предполагающих финансирование из бюджетов разных уровней. Проблемой является и вопрос координации госзаказчиков программы по реализации мероприятий на региональном уровне. Необходимо отметить отсутствие комплексного подхода к региональной информатизации, когда разные заказчики ведут близкие по содержанию работы, базирующиеся на различных технологических и концептуальных подходах, зачастую несовместимых между собой.

В целом, вопросы координации программы являются недостаточно проработанными, особенно в части усиления роли ее государственного заказчика – координатора программы, которому необходимо предоставить право внесения в Правительство Российской Федерации частичных изменений и дополнений в программу для обеспечения выполнения проектов, предусмотренных поручениями директивных органов. Необходима также разработка регламентов реальных ролей государственных заказчиков с целью обеспечения единого и взаимоувязанного подхода к реализации программы. Тем не менее, несмотря на существующие проблемы и объективные трудности, цели программы поставленные на 2004 г. были в основном выполнены – реализованы проекты, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной власти; повышение информационной открытости федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями; активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование ИКТ за счет создания пунктов коллективного доступа к сети Интернет и информационных систем имеющих социальную направленность; обеспечение национальной безопасности и противодействие угрозам терроризма; повышение информированности граждан Российской Федерации о проектах, реализуемых в рамках мероприятий программы.

Материалы из архива