Федеральные целевые программы России

Концепция программы (часть вторая)

V. Сроки решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2012 - 2020 годах.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы

Основными целями Программы на период до 2020 года являются:

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется решить следующие задачи:

ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

повышение рациональности использования водных ресурсов.

Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Российской Федерации, будет способствовать сбалансированному развитию страны и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.

В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи:

значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.

Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Российской Федерации.

Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи:
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом экономической целесообразности строительства таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек;

своевременное проведение комплекса превентивных противопаводковых мероприятий.

Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках реализации Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:

строительство новых водохранилищ и реконструкция гидроузлов действующих водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов, в том числе водохранилища сезонного и многолетнего регулирования стока;
строительство систем водоподачи комплексного назначения из поверхностных источников для нужд сельского хозяйства;

субсидирование процентных ставок по кредитам при реализации проектов по строительству комплексов очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также по строительству и реконструкции систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты и рационализацию водопользования;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки;

реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, а также строительство объектов инженерной защиты населенных пунктов и стратегически важных объектов экономики;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов, в том числе развитие и модернизация государственной наблюдательной сети;

формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации;

осуществление мероприятий по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению реализации мероприятий Программы и контролю за эффективностью их исполнения;

проведение научных исследований и выполнение опытно-конструкторских работ, соответствующих стратегическим потребностям развития водного хозяйства;

осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.
Комплекс мер планируется осуществить для решения проблем развития водохозяйственного комплекса Нижней Волги и рек бассейна р. Амура.

В рамках развития водохозяйственного комплекса Нижней Волги предусматривается реализация следующих мероприятий:

расчистка и дноуглубление протоков р. Волги как основа улучшения экологических, санитарно-эпидемиологических и социально-экономических условий проживания населения и развития отраслей экономики, в том числе сельского и рыбного хозяйства, а также сектора водоснабжения;

восстановление фонда мелиорируемых земель и проведение водохозяйственных мероприятий для обеспечения доступа речной воды к мелиоративным системам;

восстановление каналов-рыбоходов, обеспечивающих естественные пути миграции рыб из Каспийского моря в р. Волгу и, в первую очередь, в дельту р. Волги, обводнение нерестилищ дельты и поймы, создание условий для развития прудового рыбоводства;

снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и водосборы, а также снижение объемов поступления загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты путем строительства и модернизации очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства и промышленности;

снижение ущерба и обеспечение защищенности населения, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики от негативного воздействия вод за счет проведения берегоукрепительных работ на участках интенсивного размыва берегов, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также реализации мер, направленных на формирование систем предупреждения и защиты от наводнений.

В целях повышения качества воды в водных объектах, охраны и восстановления водных экосистем, обеспечения экологически устойчивого использования водных и биологических ресурсов, а также стабилизации русловых процессов рек бассейна р. Амура предусматривается реализация следующих мероприятий:

проведение мониторинга пограничных рек Амура, Аргуни, Уссури и Гранитной в целях уточнения фактического состояния береговой линии, динамики и прогнозирования ее изменения, выбора приоритетных участков для выполнения водохозяйственных работ по стабилизации русел;

расширение и модернизация стационарных гидрологических постов и гидрохимических пунктов наблюдения в целях обеспечения оперативного мониторинга качественных и количественных характеристик вод, а также выявления случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод;

проведение работ по рыбохозяйственной мелиорации в целях сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

проведение работ по стабилизации берега Российской Федерации на участках неустойчивого русла пограничных рек Аргуни, Амура, Уссури;
обеспечение защищенности населения, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики от негативного воздействия вод за счет проведения берегоукрепительных и дноуглубительных работ на участках интенсивного размыва берегов, а также строительства и реконструкции сооружений инженерной защиты.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении № 1.

VII. Предложения по объему и источникам финансирования Программы

Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.

Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 520,6 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 291,8 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 105,6 млрд. рублей, средства внебюджетных источников - 123,2 млрд. рублей.

Программой не предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов мероприятий, финансирование которых осуществляется в рамках реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092, федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 606, федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", или предусматривается в рамках разрабатываемых федеральных целевых программ.

Определение объема финансирования Программы осуществлялось с учетом обработки и содержательного анализа поступивших предложений федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оценки действующих региональных программ в области использования и охраны водных объектов, а также результатов проведенных аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния водохозяйственного комплекса.

Объем и источники финансирования Программы представлены в приложении № 2.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности решения проблемы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развитие сферы услуг в области водного туризма и рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышения качества водных ресурсов, обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранения видового биологического разнообразия;

рост объемов производства российских предприятий машиностроения - на 30 - 40 млрд. рублей, строительной отрасли - на
100 - 110 млрд. рублей за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности, а также за счет реализации пилотных проектов;

повышение энергоэффективности экономики за счет сокращения водоемкости производства и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, составит
до 15 - 20 млрд. рублей в год);

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом анализа экономической целесообразности строительства таких сооружений, а также повышения качества гидрологических прогнозов в результате модернизации и технического переоснащения государственной наблюдательной сети (предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 960 млрд. рублей).

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Ответственными за реализацию мероприятий Программы являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации различных форм собственности.

Федеральные органы исполнительной власти ответственны за реализацию мероприятий Программы по следующим основным направлениям:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - координация и управление реализацией Программы, субсидирование про
центных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов строительства и реконструкции очистных сооружений, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов, а также проведение прикладных научных исследований;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - строительство и реконструкция систем водоподачи комплексного назначения, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и не включенных в проект федеральной целевой программы, касающейся развития мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года;

Федеральное агентство водных ресурсов - строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственные мероприятия по охране и восстановлению водных объектов, строительство и реконструкция объектов инженерной защиты, а также гидротехнических сооружений и капитальный ремонт гидротехнических сооружений;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - расширение и модернизация государственной наблюдательной сети (строительство и реконструкция гидрологических постов, гидрохимических лабораторий, передвижных станций по отбору проб и др.);
Федеральное агентство по рыболовству - рыбохозяйственная мелиорация, в том числе в низовьях р. Волги и бассейне р. Амура.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственными заказчиками Программы являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральное агентство по рыболовству.

XI. Предложения по механизмам формирования и реализации мероприятий Программы

Мероприятия, включаемые в Программу, формируются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается направить на решение следующих задач:

разработка и внедрение инструментов стратегического управления, развитие механизмов информационного обеспечения принятия управленческих решений, включая государственный мониторинг водных объектов и развитие системы прогнозирования гидрологических и метеорологических (климатических) характеристик;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, реконструкция и модернизация объектов водной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в целях повышения рациональности водопользования, в том числе снижения объемов удельного водопотребления и водоотведения, обеспечения надежности их функционирования, а также приведения их технического состояния в соответствие с экологическими требованиями;

строительство крупных водохозяйственных объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, в том числе водохозяйственных объектов федерального значения для водоресурсного обеспечения потребностей сельского хозяйства;

проведение прикладных научных исследований, направленных на разработку технологий, обеспечивающих инновационное развитие водохозяйственного комплекса, оценку конкурентных преимуществ водоресурсного потенциала России и определение направлений их реализации, а также на восстановление водных экосистем;

осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.
Наряду с финансированием реализации задач федерального уровня планируется продолжить поддержку субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Софинансирование за счет средств федерального бюджета включенных в Программу объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности будет осуществляться в виде межбюджетных субсидий.

Внебюджетные средства предусматривается направлять на внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, строительство, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений с применением инновационных технологий в отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства.

Стимулирование привлечения частных инвестиций в водное хозяйство, в том числе в целях внедрения систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений, предполагается осуществлять путем предоставления государственной поддержки в следующих формах:

субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов, связанных с внедрением экологически чистых технологий и рациональным водопользованием;

предоставление государственных гарантий по привлекаемым водопользователями кредитам, направляемым для финансирования инвестиций в водный сектор.

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы и в ходе выполнения Программы:

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы;

обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;

организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов;

подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;

организует размещение в средствах массовой информации, в том числе электронных, сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов на участие в реализации Программы и порядке участия инвесторов.

Государственные заказчики Программы:

обеспечивают реализацию Программы и несут ответственность за достижение ее результатов;

согласовывают титульные списки строек и объектов, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

осуществляют в сфере своей ответственности координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы;

осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.

Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение реализации мероприятий Программы будет осуществляться дирекцией государственного заказчика по реализации Программы. Функции дирекции будут возложены на одно из государственных учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Финансирование деятельности дирекции планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных на обеспечение управления реализацией Программы.


____________


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Материалы из архива