К О Н Ц Е П Ц И Я Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. № 163-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 - 2015 годы
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целейПрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено , что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.
В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития России.
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
При этом задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (2011 - 2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомПервое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.
В то же время реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России.
Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.
Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести:
невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;
недостаточное использование современных образовательных технологий;
низкую динамику кадрового обновления в системе образования;
крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;
отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;
отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.
Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 годах. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 годах.
Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления, а также определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и приоритетного национального проекта «Образование» (далее - проект «Образование»).
III. Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы
с учетом результатов проекта «Образование»Целью завершившейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы решались следующие задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
В результате реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы:
разработаны с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем уровням образования;
созданы электронные образовательные ресурсы для профессионального образования (по 34 профессиям начального профессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам);
создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уровня за счет поставок необходимого оборудования (более 2000 комплектов охранно-пожарного оборудования и средств защиты, более 1200 комплектов систем видеонаблюдения);
обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования;
обеспечено расширение информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов за счет развития опорной информационной инфраструктуры;
реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ежегодного проведения единого государственного экзамена во всех субъектах Российской Федерации. Проведенные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы мероприятия позволили в 2009 году обеспечить переход единого государственного экзамена в штатный режим;
реализован комплекс мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания общего и профессионального образования, формирование общенациональной системы оценки качества образования, совершенствование механизмов финансирования образования, расширение экспорта образовательных услуг, совершенствование механизмов управления образованием;
обеспечены технологическая поддержка, эксплуатация и развитие сервисов федерального центра информационных образовательных ресурсов.
Начиная с 2006 года выполнение Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы было взаимосвязано с реализацией проекта «Образование».
В 2006 - 2009 годах в рамках реализации проекта «Образование»:
оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования;
поощрены 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи, ежемесячное вознаграждение за классное руководство выплачено более чем 800 тыс. педагогов;
поставлено в образовательные учреждения 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тыс. школьных автобусов, свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в сеть Интернет.
Результаты реализованных при федеральной поддержке в более чем 30 субъектах Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования создали предпосылки для формирования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее - инициатива «Наша новая школа»).
Среди наиболее заметных результатов модернизации образования в регионах необходимо назвать следующие:
в 2009 году обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений за счет молодых специалистов составило около 10 процентов (до начала комплексных проектов модернизации образования - 1 процент ежегодно);
к концу 2009 года доля обучающихся в современных условиях в общей численности обучающихся по основным программам общего образования составила около 70 процентов (в 2006 году - 38 процентов);
число посещений портала федерального центра информационных образовательных ресурсов увеличилось с 47 тыс. посещений в месяц в 2008 году до 173 тыс. посещений - в 2009 году.
В результате удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования. Были также сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.
При разработке Программы будет полностью обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к мероприятиям предыдущей программы. Мероприятия Программы будут взаимоувязаны с мероприятиями проекта «Образование». Кроме того, при реализации мероприятий Программы будет сформирован детализированный план действий в части развития информационно-коммуникационных технологий, согласованный с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 10 лет (2000 - 2010 годы) численность школьников сократилась более чем на 40 процентов.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования. Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).
Происходит снижение численности контингента учителей и преподавателей. В ближайшие годы это будет не столь заметно в общем образовании (обусловлено увеличением числа детей, приходящих в первый класс), но при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20 - 30 процентов.
Сохраняется большое количество преподавателей пенсионного возраста, при этом лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования.
В то же время следует учитывать тенденцию роста рождаемости, отмечаемую в Российской Федерации с 2000 года.
В силу указанных факторов предстоят изменения и в сети образовательных учреждений профессионального образования.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования сохранят свой кадровый потенциал в основном за счет слияния с образовательными учреждениями начального профессионального образования и вузами. При этом подготовка высококвалифицированных рабочих продолжится как в данных образовательных учреждениях, так и в специализированных центрах профессиональной подготовки.
В силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы аккредитации образовательных учреждений, строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов.
Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения - до нескольких десятков вузовских филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования, в федеральных и национальных исследовательских университетах.
Государственное задание на получение высшего образования будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. Соответствующие институциональные изменения уже подготовлены в рамках проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации».
В этих условиях необходимы меры по изменению сетей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повышению академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.
В противном случае не будут в полной мере реализованы такие важные изменения последних лет, как:
переход на двухуровневое образование;
развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.
Требует решения сохраняющаяся в профессиональном образовании проблема неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в учебных площадях и в объектах социальной направленности. Эта проблема не утрачивает свою актуальность, несмотря на ожидаемое сокращение численности студентов. Необходимы реконструкция и библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий.
Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования дополнительного образования бизнесом, а также практика использования в дополнительном образовании механизмов государственно-частного партнерства.
Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.
Серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о наличии определенных проблем качества общего и дополнительного образования. В частности, эти исследования показали, что российские школьники демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации.
Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают должного эффекта.
Среднее профессиональное образование по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Успешные подходы к развитию учреждений среднего профессионального образования продемонстрированы в рамках проекта «Образование».
В то же время для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.
Необходимо добиться максимального сближения начального профессионального и среднего профессионального образования, при этом обновление этих уровней должно идти в рамках создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 40 до 80 процентов детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.
Для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прорабатываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста. Соответствующие предложения подготовлены в рамках проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации».
Реализация инициативы «Наша новая школа» закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное общее образование. При этом гражданам будет обеспечено право выбора как между государственными (муниципальными), так и негосударственными образовательными учреждениями общего образования.
По-прежнему особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с инициативой «Наша новая школа» в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация этих категорий детей, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере образования. Без этого решения проблемы противоречия в отечественной системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие России.
Высшая школа не сможет в полной мере противостоять последствиям сложившейся демографической ситуации, а в перспективе будет не готова к ее позитивным изменениям.
В связи со значительной численностью высвободившихся работников высшего профессионального образования повысится уровень безработицы, что не только спровоцирует социальную напряженность в российском обществе, но и нанесет серьезный урон кадровому потенциалу отечественного образования.
Вместо системного обновления сети образовательных учреждений профессионального образования будут происходить ее бессистемные изменения, что негативным образом повлияет на качество образования, а соответственно, и на уровень подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Сфера профессионального образования будет по-прежнему испытывать неудовлетворенную потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях, а также в объектах социальной направленности. Эта проблема будет усугубляться продолжающимся моральным и физическим старением объектов образовательных учреждений профессионального образования, имея отрицательные последствия для доступности и качества образования, сохранения здоровья обучающихся.
Дополнительное образование взрослых будет сохранять характерные для него в настоящее время такие черты, как отраслевая разрозненность, отрыв от запросов производственной сферы и сферы потребления, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сфере образования останется эпизодическим, не будет сформирована целостная электронная образовательная среда.
По-прежнему бессистемный характер будет носить работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Сохранятся проблемы качества общего и дополнительного образования детей и подростков.
Сохранится и будет усугубляться неравный доступ граждан России к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать начиная с дошкольного образования.
Не будет обеспечено выполнение положения инициативы «Наша новая школа» о том, что в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выполнение Программы взаимосвязано с реализацией инициативы «Наша новая школа» и проекта «Образование». Без использования программно-целевого метода будет невозможно достичь цели и решить задачи, установленные в этих стратегических для отечественного образования документах.
Программой предусмотрен механизм предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы. При этом предоставление субсидий не заменяет, а дополняет подходы к финансированию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.
Расходы федерального бюджета на сферу образования в 2008 году составили 354 млрд. рублей, в 2009 году - 418 млрд. рублей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
в 2008 году составили 1 трлн. 292 млрд. рублей, в 2009 году - 1 трлн. 345 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2010 г. суммарные расходы на образование составили 1235,9 млрд. рублей, в том числе:
расходы федерального бюджета - 258,7 млрд. рублей;
расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 977,2 млрд. рублей.
На дошкольное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. суммарные расходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 214,9 млрд. рублей (федеральный бюджет - 2,8 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 212,1 млрд. рублей).
По состоянию на 1 октября 2010 г. на общее образование было израсходовано 559,9 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета составили 3,5 млрд. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 556,4 млрд. рублей.
Расходы на начальное профессиональное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 41,9 млрд. рублей (федеральный бюджет - 2,1 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 39,8 млрд. рублей).
На среднее профессиональное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. было израсходовано 67,9 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 21,4 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 46,5 млрд. рублей.
Суммарные расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 7,7 млрд. рублей, в том числе:
расходы федерального бюджета - 2,9 млрд. рублей;
расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 4,8 млрд. рублей.
Расходы на высшее и послевузовское образование по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 225 млрд. рублей (федеральный бюджет - 216,8 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 8,2 млрд. рублей).
По состоянию на 1 октября 2010 г. расходы на реализацию молодежной политики и оздоровление детей составили 37,5 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 0,3 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 37,2 млрд. рублей.
Расходы на выполнение прикладных научных исследований в области образования по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 5,2 млрд. рублей (федеральный бюджет - 4,7 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 0,5 млрд. рублей).
Расходы на решение других вопросов в области образования по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 75,9 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 4,2 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 71,7 млрд. рублей.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыДля решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные отраслевые и внутриотраслевые нормы и нормативы, например в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.
Этот метод являлся основным при решении проблем советской системы образования и в настоящее время его можно применять, например при финансировании расходов на содержание образовательных учреждений федерального уровня.
В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, будет утрачена логика преемственности федеральных целевых программ развития образования.
Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.
Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сформироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.
Другим, принципиально отличным от предыдущего, вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.
Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели.
В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.
Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
При этом придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.
Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее заключенных договоров между государственным заказчиком и исполнителями проектов Программы, а также соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Решение о сокращении бюджета Программы, независимо от времени его принятия, приведет к падению эффективности расходов как действующей, так и предыдущих целевых программ развития образования.
Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для российской экономики в целом из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие. В конечном итоге под угрозу будет поставлена сама стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Возникнут серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с инфраструктурными проблемами в системе образования.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:
риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;
риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Другим риском является риск неразвитости механизмов управления субсидиями в сфере образования, однако этот риск может быть существенно минимизирован путем использования имеющегося опыта предоставления субсидий в рамках проекта «Образование».
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например из-за сокращения расходов на Программу за счет средств федерального бюджета.
В результате невыполнения задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» будет не реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В случае если не будет решена задача «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда», развитие профессионального образования, если не остановится, то существенно замедлится, создав тем самым серьезные проблемы для инновационной экономики России. При этом сама постановка вопроса о развитии человеческого капитала через образование в течение всей жизни потребует резкой мобилизации дополнительных, в том числе и финансовых, ресурсов.
Существует также риск того, что не будет решена задача «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг». Отсутствие понятной российскому обществу системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.
Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования.
Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, заключающейся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, то есть к невыполнению Программы.
При этом, поскольку Программа направлена на реализацию положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для отечественного образования, но и для российского государства и общества в целом.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.
Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.
Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы осуществление социологических измерений и проведение работ по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:
мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы и др.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомПредполагается, что проблема будет решена программно-целевым методом с 2011 по 2015 год.
При этом решение проблемы будет осуществлено в 2 этапа.
Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2011 - 2013 годах. В результате реализации этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий.
В результате выполнения второго этапа решения проблемы (2014 - 2015 годы) будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.
По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы.
VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основеЦелью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Иные варианты определения цели и постановки адекватных ей задач модернизации образования могли бы быть следующими.
Первый вариант. Обеспечение доступности образования в соответствии с социально ориентированным развитием Российской Федерации.
Второй вариант. Обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами, инновационным характером экономики.
В случае первого варианта система образования будет в значительной степени удовлетворять сегодняшним социальным ожиданиям граждан, будут созданы необходимые условия для комфортного получения образования.
Однако уже в среднесрочной перспективе такой сценарий неизбежно приведет к постепенно наращивающемуся отставанию образования от потребностей инновационной экономики. Новые потребности, вызванные обновлением технологий, не найдут адекватного отражения в системе образования. Это также приведет к отставанию уровня заработных плат работников образования от уровня средней заработной платы в экономике.
Второй вариант может привести к тому, что в системе образования будут созданы «точки» инновационного развития - сеть образовательных учреждений, решающих задачи опережающего инновационного развития.
Однако основная часть учебных заведений будет работать по-старому, что неизбежно со временем приведет к социальному расслоению в обществе. Появится и социальное напряжение, когда уровни и условия труда обособившихся инновационных учреждений будут недостижимы для основной массы участников системы образования. Со временем инновационные образовательные учреждения станут элитными, не имеющими серьезных стимулов к развитию в конкурентных условиях.
В основу методологии формирования и расчета таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.
При этом также учитывались:
возможность оценки целевых индикаторов и показателей Программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики;
соответствие целевых индикаторов и показателей Программы индикаторам и показателям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта «Образование» и инициативы «Наша новая школа»;
возможность регулярной оценки значений и динамики изменения целевых индикаторов и показателей Программы;
сопоставимость целевых индикаторов и показателей Программы с принятыми и используемыми международными индикаторами и показателями оценки систем образования;
возможность дополнительной оценки достоверности значений целевых индикаторов и показателей Программы за счет данных, предоставляемых субъектами Российской Федерации;
обеспечение преемственности целевых индикаторов и показателей Программы по отношению к индикаторам и показателям Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;
обеспечение эффективной оценки результатов мероприятий и проектов Программы.
Все представленные целевые индикаторы и показатели Программы соответствуют ее цели и задачам. Они являются достоверными и доступными для определения.
Базовые значения целевых индикаторов и показателей Программы рассчитаны исходя из:
анализа текущей ситуации в системе российского образования, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации;
текущих значений индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;
текущих значений индикаторов и показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта «Образование» и инициативы «Наша новая школа»;
анализа и экстраполяции данных Федеральной службы государственной статистики.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основеПрогнозируемый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составит:
общий объем финансирования - 137908,8 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 54228,8 млн. рублей, из них субсидии - 10469,68 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 67070 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 16610 млн. рублей.
При принятии Программы приведенные в указанных приложениях объемы финансирования могут быть уточнены.
Определение объема финансирования Программы за счет средств федерального бюджета осуществлялось с учетом таких факторов, как:
инфляционные процессы в российской экономике;
снижение в 2010 году объема финансирования проекта «Образование» до 16,9 млрд. рублей с 49 млрд. рублей в 2007 году.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены на основе результатов проведенного анализа существующих региональных программ развития образования, анализа Программы и программ развития образования субъектов Российской Федерации на 2011 - 2015 годы, а также экспертных прогнозных оценок.
Предложения по объемам финансирования Программы за счет средств внебюджетных источников сформированы на основе проведенных аналитических исследований, экспертных оценок текущей ситуации и прогнозных экспертных оценок хода реализации Программы.
Сокращение указанного объема финансирования мероприятий Программы серьезным образом затруднит ее выполнение и существенно снизит эффективность ее реализации.
Так, сокращение примерно на 20 процентов расходов на Программу за счет средств федерального бюджета (с 54228,8 млн. рублей до 43383,04 млн. рублей) приведет к тому, что задачи «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» и «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» будут решены не в полном объеме.
Не будут выполнены следующие мероприятия:
поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов;
распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях;
развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
создание единой информационной системы сферы образования;
создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Не будет реализовано мероприятие по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению мероприятий.
Невыполнение указанных мероприятий будет означать, что цель Программы достигнута не полностью.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Реализация Программы обеспечит всем гражданам России независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса, а также состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
В результате выполнения Программы ожидается увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, а также снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование, на 16 процентов.
Одной из основных причин безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Выпускники учреждений профессионального образования всех уровней имеют невысокий процент трудоустройства по специальности, в том числе потому, что работодатели не заинтересованы в получении рабочей силы, не обладающей необходимой квалификацией, знаниями и навыками.
Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в субъектах Российской Федерации качественные системы профессионального образования, эффективно взаимодействующие с рынком труда.
Это даст возможность привести квалификацию рабочей силы в соответствие с потребностями рынка труда, а также обеспечит сокращение времени поиска и устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального образования не менее чем на 20 процентов.
Реализация Программы позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения на 8 - 12 процентов за счет внедрения новых механизмов социализации этих групп во время получения общего образования.
Система образования призвана быть катализатором экономического роста страны и благосостояния населения, позитивно влиять на социальную стабильность общества. Одним из важных показателей социально-экономической эффективности реализации Программы будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг.
В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:
создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
развитие существующих аппаратно-программных средств;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных детей.
В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Будут обеспечены:
поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;
повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.
При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.
Будут обеспечены:
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
В результате реализации Программы:
более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию, включая возможность использования дистанционных технологий;
около 90 процентов школьников получат возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по программам, соответствующим всем современным требованиям;
более 95 процентов детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 вариантов на выбор из различных областей знаний и сфер деятельности);
более 85 процентов детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, будут охвачены современными программами организации отдыха, оздоровления и временной занятости;
95 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут иметь условия для успешной социализации;
более 50 процентов российских педагогов будут задействованы в деятельности саморегулируемых организаций и сетевых сообществ, где им будут обеспечены квалифицированные консультации и помощь в профессиональной деятельности;
около 50 процентов занятых в экономике специалистов пройдут обучение по программам непрерывного образования;
100 процентов выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, будут обеспечены возможностью выбора профиля обучения;
80 процентов студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования будут обучаться по программам, в реализации которых будут задействованы работодатели;
60 процентов студентов будут иметь возможность обучаться по программам выбранной подготовки не только на базе своего вуза;
свыше 50 процентов преподавателей вузов будут иметь возможность участия в программах межвузовской кооперации, в том числе проводить исследования и научные изыскания на базе других образовательных учреждений;
будут созданы и поддержаны сетевые сообщества специалистов сферы профессионального образования с охватом не менее 30 процентов работников этой сферы;
30 процентов общего числа обучающихся на всех ступенях и уровнях образования будут проходить оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности;
будет обеспечена дифференциация (не менее 20 процентов) начальной заработной платы специалиста, прошедшего процедуры сертификации по сравнению со специалистом, не прошедшим эти процедуры;
будет обеспечено увеличение спроса на услуги непрерывного профессионального образования не менее чем на 30 процентов;
100 процентов родителей (учащихся), имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию об академических достижениях своих детей (о собственных достижениях);
100 процентов граждан, имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг;
за счет применения информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено сокращение не менее чем на 20 процентов временных и административных затрат образовательных учреждений и органов управления образованием различного уровня при подготовке соответствующей отчетной информации о своей деятельности.
Результатом реализации Программы будут также являться:
создание общероссийского кадрового ресурса (900 человек) ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;
создание 48 стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации 27500 педагогов и управленческих работников сферы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;
создание 82 площадок для обучения и повышения квалификации 63500 работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием, а также современных моделей успешной социализации детей;
создание 6 центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
модернизация не менее 250 учреждений профессионального образования;
создание условий для дальнейшей занятости 30 тыс. работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;
подготовка 5 тыс. специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и повышение квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий 10 тыс. преподавателей образовательных учреждений профессионального образования;
подготовка 10 тыс. специалистов по суперкомпьютерным технологиям;
создание 56 центров, обеспечивающих обучение и консультирование работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности;
создание 15 экспертно-методических центров сертификации профессиональных квалификаций.
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыОтветственными за формирование Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Ответственным за реализацию Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
XI. Предложения по государственным заказчикам - разработчикам Программы Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Санкт-Петербургский государственный университет (в части государственных капитальных вложений).
Разработчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основеНаправления реализации Программы определяются следующими задачами:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Предлагается следующий вариант определения сроков и этапов Программы.
Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.
На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Таким образом, результатом реализации мероприятий на втором этапе будут являться массовое внедрение всех утвержденных по итогам выполнения первого этапа Программы успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде, а также полученные по итогам анализа Программы целевые установки на следующие периоды, учитывающие внешние факторы и итоги реализации Программы.
Иным вариантом реализации Программы мог бы быть следующий вариант.
Программа реализуется в 3 этапа:
на первом этапе (2011 - 2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в том числе на апробацию и экспериментальное внедрение новых моделей и технологий развития образования;
на втором этапе (2013 - 2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке (с учетом результатов первого этапа) моделей и технологий развития образования по различным направлениям;
на третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.
При этом первый вариант представляется наиболее эффективным, так как он:
продолжает логику модернизации образования, апробированную в рамках поддержки комплексных проектов модернизации образования, проекта «Образование»;
предполагает поддержку субъектов Российской Федерации не только в части внедрения ряда финансово-экономических методик и требований, но и посредством распространения новых подходов работы с кадровыми ресурсами (обновление механизмов аттестации педагогов, повышение их квалификации, распространение современных образовательных технологий и др.).
Помимо этого, реализация данного подхода будет распространена на сетевые объединения образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Логика первого варианта представляется наиболее естественной также и с точки зрения более масштабного распространения хорошо зарекомендовавших себя подходов модернизации образования.
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.