Федеральные целевые программы России

К О Н Ц Е П Ц И Я Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. № 163-р



К О Н Ц Е П Ц И Я
Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 - 2015 годы



I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

Программы приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено , что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

обеспечение инновационного характера базового образования;

модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития России.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы являются:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (2011 - 2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.

В то же время реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России.

Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести:
невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;

недостаточное использование современных образовательных технологий;

низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;
отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;

отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 годах. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 годах.

Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления, а также определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и приоритетного национального проекта «Образование» (далее - проект «Образование»).

III. Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы
с учетом результатов проекта «Образование»


Целью завершившейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы решались следующие задачи:

совершенствование содержания и технологий образования;

развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

В результате реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы:

разработаны с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем уровням образования;
созданы электронные образовательные ресурсы для профессионального образования (по 34 профессиям начального профессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам);

создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уровня за счет поставок необходимого оборудования (более 2000 комплектов охранно-пожарного оборудования и средств защиты, более 1200 комплектов систем видеонаблюдения);

обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования;

обеспечено расширение информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов за счет развития опорной информационной инфраструктуры;

реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ежегодного проведения единого государственного экзамена во всех субъек