Федеральные целевые программы России

Концепция программы (часть вторая)

VI. Предложения по цели и задачам Программы, а также показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории. В этих целях планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и канализации;

снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. В целях решения этой задачи планируются мероприятия по строительству и реконструкции объектов размещения отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций, а также по ликвидации накопленного экологического ущерба;

повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по созданию инфраструктуры экологического туризма, строительству визит-центров, проведению противопожарных мероприятий по защите особо охраняемых природных территорий;

сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по осуществлению мониторинга биологического разнообразия, изучению структуры и динамики природных комплексов заповедников и сохранению находящихся под угрозой исчезновения эндемичных объектов растительного и животного мира;

развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по совершенствованию методологии и технологии экологического мониторинга, включая расширение и модернизацию государственной сети наблюдения, автоматизацию процессов сбора, обработки и передачи информации;

развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции берегоукрепительных сооружений.

Состав показателей Программы определяется в соответствии с целью и задачами Программы, а их численные значения - в зависимости от необходимых объемов финансовых средств, определяемых с учетом возможностей бюджетов различных уровней.

Показателем, характеризующим состояние водной системы Байкальской природной территории, уровень антропогенной нагрузки на воды озера Байкал и впадающих в него рек, является снижение поступления загрязненных вод относительно объемов стока местных и транзитных водных ресурсов (процентов).

Показателями эффективности мероприятий по обращению с отходами и реабилитации участков, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, являются:

снижение общей площади, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению на Байкальской природной территории (процентов);
сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов).

Показателем эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и развития на них экологического туризма является отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов).

Показателем эффективности противопожарных мероприятий на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории является отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров.

Показателем сохранения находящихся под угрозой исчезновения и эндемичных объектов растительного и животного мира является доля видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации (процентов).

Показателем увеличения биомассы ценных видов рыб в озере Байкал является увеличение запасов ценных видов рыб за период реализации Программы (процентов).

Показателем эффективности государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал является охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов).

Показателем развития системы защиты берегов озера Байкал и иных водоемов Байкальской природной территории является доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов).
Показатели эффективности реализации Программы по 2 вариантам решения проблемы представлены в приложении № 1.

VII. Предложения по объему и источникам финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы по первому варианту, предлагаемому для реализации, составляет 57800 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

средства федерального бюджета - 48500 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 6800 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 2500 млн. рублей.

Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 112200 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

средства федерального бюджета - 99000 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 9400 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 3800 млн. рублей.

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении № 2.

Преобладание финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета обусловлено:

ответственностью Российской Федерации за сохранение озера Байкал как уникального объекта всемирного природного наследия и требованиями особого режима хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, установленными Федеральным законом "Об охране озера Байкал";

необходимостью реализации системы природоохранных мероприятий, относящихся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по рыболовству.

Наряду с финансированием выполнения задач федерального уровня планируется осуществить поддержку региональных и (или) муниципальных целевых программ в форме субсидий бюджетам Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников обеспечит консолидацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
Наиболее приемлемым вариантом финансирования Программы является первый вариант с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета, составляющим 48500 млн. рублей.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация Программы позволит создать условия для сохранения уникальной экологической системы озера Байкал как значимого фактора развития Байкальской природной территории.

Оценка эффективности реализации Программы проводится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели и степени приближения к этой цели.
В ходе реализации Программы планируется достигнуть существенного сокращения поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 50 процентов к 2020 году по сравнению с 2010 годом.

Реализация мероприятий Программы по управлению отходами позволит:
реабилитировать 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению;
решить проблему нерегулируемого накопления отходов до 80 процентов отходов к 2020 году, которые будут перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах.

Обеспечение развития инфраструктуры экологического туризма позволит повысить вклад системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории посредством оптимизации рекреационной нагрузки на природные системы.

Мероприятия по развитию системы особо охраняемых природных территорий позволят повысить эффективность противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории и обеспечить сохранение доли видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента.

Реализация мероприятий в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания позволит увеличить запасы ценных видов рыб в озере Байкал.

Берегоукрепительные работы обеспечат защиту территории и населения от чрезвычайных ситуаций, а также снижение объемов загрязнения продуктами жизнедеятельности человека озера Байкал и рек, впадающих в озеро Байкал.
Значимым результатом реализации Программы станет укрепление материальной базы и совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации всех уполномоченных государственных органов.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Формирование и реализация мероприятий Программы будут осуществляться с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Предлагается определить:

государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

государственными заказчиками Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по рыболовству;
разработчиком Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

XI. Предложения по направлениям финансирования и реализации Программы на вариантной основе

В рамках Программы будет осуществляться комплекс мероприятий, направленных на обеспечение охраны озера Байкал и защиты Байкальской природной территории от негативного воздействия, антропогенных, технических и природных факторов.

Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для обеспечения реализации Программы предлагается направить на поэтапное решение ее задач.

Общий объем средств федерального бюджета составляет 48,5 млрд. рублей, за счет субъектов Российской Федерации - 6,8 млрд. рублей, за счет внебюджетных источников - 2,5 млрд. рублей.

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении № 2 к настоящей Концепции.

Объем и источники финансирования Программы приведены в приложении № 3.

Предельный объем финансирования Программы приведен в приложении № 4.

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Координация деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.

На основе предложений государственных заказчиков Программы государственный заказчик - координатор Программы в установленные сроки формирует перечень мероприятий Программы.

Проект Программы согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения), Министерством регионального развития Российской Федерации (в части комплексного территориального развития), Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий) и в установленном порядке вносится в Правительство Российской Федерации.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы будут осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

Текущее управление реализацией Программы и координацию взаимодействия государственных заказчиков Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственный заказчик - координатор Программы до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации, процедуры предоставления государственными заказчиками государственному заказчику - координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Программы, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей. В случае необходимости может быть создана в установленном порядке дирекция Программы.

Для обеспечения эффективного управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования и др.).



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Материалы из архива