Федеральные целевые программы России

Концепция программы (часть первая)

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2011 г. № 1274-р



К О Н Ц Е П Ц И Я

федеральной целевой программы
"Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"



I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации


Концепция федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 сентября 2009 г.
№ Пр-2378.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 августа 2002 г. № 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, предусматривают разработку механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности, развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, разработку критериев отнесения территорий к категории территорий, находящихся в критическом или околокритическом состоянии по экологическим показателям, и проведение соответствующей оценки экологического состояния территорий.

Указанные задачи социально-экономического развития Российской Федерации напрямую относятся к проблеме охраны озера Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.

В 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", в соответствии с которым на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал.

Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее 10-летие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.

Решение проблемы сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО,
при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом

Необходимость комплексного решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

масштабность, сложность и многообразие проблем, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий Программы, решение организационно-технических, экономических и других задач, скоординированных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

межотраслевой и межведомственный характер проблем, заключающийся в потребности координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу органов государственной власти и местного самоуправления, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников в процесс достижения поставленной цели.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.

Байкальская природная территория играет важную роль в социально-экономическом развитии образующих ее субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Ресурсы территории лежат в основе производственных циклов находящихся на ней предприятий, а сама Байкальская природная территория обладает высоким рекреационным потенциалом.

Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом привело к существенным негативным изменениям в экологической системе озера и его прибрежных территорий.

Объем выбросов от стационарных источников на Байкальской природной территории увеличился с 398 тыс. тонн в 2003 году до 520 тыс. тонн в 2008 году (в 1,31 раза). Сбросы в поверхностные водные объекты возросли с 354 млн. куб. метров до 527 млн. куб. метров (в 1,49 раза). Образование отходов производства и потребления увеличилось с 10 413 тыс. тонн до 12 354 тыс. тонн (в 1,19 раза), поэтому инфраструктура для обезвреживания, хранения и захоронения отходов требует развития и модернизации.

В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:

Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы - 30,1 млн. куб. метров, образование отходов - 275,7 тыс. тонн;

Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы - 495,4 млн. куб. метров, образование отходов - 11 712 тыс. тонн;

Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. тонн, сбросы - 1,3 млн. куб. метров, образование отходов - 366,6 тыс. тонн.

В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили:

выбросы - 17,9 процента;

сбросы - 17,5 процента;

образование отходов - 4,5 процента.

Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является открытое акционерное общество "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает р. Селенга (около половины притока речных вод в озеро Байкал). Основным загрязнителем р. Селенги на территории России является г. Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с очисткой до нормативного уровня сточных вод промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения р. Селенги нефтепродуктами в районе пос. Стеклозавод. Большинство очистных сооружений в небольших населенных пунктах бассейна озера Байкал находится в аварийном состоянии, в частности, реконструкции требуют очистные сооружения, расположенные в поселках городского типа Тарбагатай, Бада, в пос. Гусиное озеро, пос. Новокижинск, в селах Петропавловка, Иволгинск, Кижинга и других. В ряде населенных пунктов очистные сооружения канализации отсутствуют.

Часть загрязнения вод озера Байкал поступает из Забайкальского края. Загрязняющие вещества поступают в озеро по р. Чикой и р. Хилок, являющимся главными притоками р. Селенги.

Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что в настоящее время представляет реальную угрозу уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории.

Проблема размещения отходов потребления особо актуальна для Республики Бурятия, так как здесь практически во всех населенных пунктах (кроме гг. Улан-Удэ и Северобайкальска, пос. Саган-Нур) отсутствуют полигоны для размещения отходов. Однако и на других участках Байкальской природной территории значительное количество объектов также не имеют специально оборудованных полигонов захоронения отходов, в том числе муниципальных, или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют отходы хозяйственной деятельности предприятий, расположенных в населенных пунктах Байкальск, Слюдянка, Листвянка, Култук, Новоснежная, Байкал, а также в населенных пунктах Ольхонского и Иркутского районов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

За последние 10-летия усугубилась негативная тенденция в области утилизации накапливающихся отходов. Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн).

На загрязнение озера оказывает влияние текущая хозяйственная деятельность предприятий, расположенных во всех 3 экологических зонах, а также промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств. Одним из примеров экологических последствий деятельности ликвидированных предприятий являются отходы, накопленные в 1934 - 2001 годах, в период деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината, в результате чего около одной третьей территории г. Закаменска подверглось повышенному загрязнению, а в озеро Байкал до сих пор попадают различные химические элементы высокого класса опасности. По гидрохимическим показателям р. Модонкуль в районе г. Закаменска в результате сбросов загрязняющих веществ в составе шахтных вод Джидинского вольфрамомолибденового комбината до сих пор характеризуется как самая загрязненная река на Байкальской природной территории.

Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Требуется развитие системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории на основе комплексного подхода, предусматривающего в том числе интеграцию в единую информационную систему данных о состоянии поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и других компонентов природной среды с одновременным увеличением количества контролируемых параметров, что позволит обеспечить органы государственной власти и управления информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений.

Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края и муниципальных образований в области охраны окружающей среды в основном сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, что не обеспечивает устранение угроз уникальному объекту природного наследия.
Расходы в 2011 и 2012 годах на обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют 170,93 млн. рублей ежегодно.

Росгидрометом осуществляются мероприятия по государственному экологическому мониторингу с объемом финансирования 5,3 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета осуществляется в 2011 - 2013 годах финансовое обеспечение мероприятий в сфере водных отношений на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края (субвенции, субсидии) в размере 178,34 млн. рублей ежегодно.
Расходные обязательства Республики Бурятия в 2011 году на охрану окружающей среды составляют 155,72 млн. рублей, в том числе субсидии и субвенции из федерального бюджета - 105,07 млн. рублей.

Расходными обязательствами Иркутской области предусмотрены расходы на обеспечение реализации мер по охране окружающей среды в размере 143,56 млн. рублей (на 2011 год - 43,37 млн. рублей, на 2012 год - 47,71 млн. рублей, на 2013 год - 52,48 млн. рублей).

Расходные обязательства Забайкальского края в 2011 - 2013 годах обеспечивают финансирование природоохранных мероприятий в пределах Байкальской природной территории, осуществляемое из средств краевого бюджета, и составляют 3,1 млн. рублей ежегодно.

В 2011 году за счет средств федерального бюджета будет осуществлен комплекс первоочередных природоохранных мероприятий, предусматривающий решение ряда экологических проблем, связанных с наличием экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, отвечающих основным направлениям Программы.

Бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных мероприятий на Байкальской природной территории предусмотрены в размере 1003 млн. рублей, в том числе на развитие особо охраняемых природных территорий (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский заповедники, Забайкальский, Прибайкальский национальные парки) 227,24 млн. рублей и на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитие государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории - 775,76 млн. рублей.

Наиболее острой проблемой, требующей неотложных действий, является наличие хранилищ лежалых хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината г. Закаменска, содержащих отходы 1 - 3-го классов опасности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

Всего за период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов обогащения полезных ископаемых, складированных в 2 хвостохранилищах, которые являются источником загрязнения г. Закаменска, р. Модонкуль, а также р. Джиды, впадающей в озеро Байкал.
В рамках Программы в 2015 году предусматривается осуществить первоочередной комплекс следующих мер по устранению последствий, связанных с хозяйственной деятельностью комбината:

ликвидация негативных воздействий на окружающую среду техногенных хвостов обогащения полезных ископаемых;

рекультивация нарушенных земель;

проведение мероприятий по снижению риска здоровью населения г. Закаменска.

В результате прошлой хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" накоплены отходы производства. Для хранения накопленных за период эксплуатации комбината отходов были задействованы карты-накопители, содержащие отходы лигнина. Суммарная масса накопленных отходов превышает 6 млн. тонн.

Реализация мероприятий по совершенствованию государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал предполагает формирование модели организации мониторинга и непосредственно шаги по укреплению материально-технической базы пунктов мониторинга, расширению их количества, увеличению числа и видов измерений, а также создание информационно-аналитической базы данных. Развитие системы экологического мониторинга будет продолжено в рамках Программы.

Реализация природоохранных мероприятий по сохранению природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения предусматривает сохранение объектов животного мира, мониторинг объектов животного и растительного мира, охрану лесов от пожаров, развитие экологического просвещения и рекреационное обустройство на этих территориях.

Без использования программно-целевого метода при реализации природоохранных мер на Байкальской природной территории не будет достигнуто сбалансированное решение задач социально-экономического развития Байкальского региона и задач по охране озера Байкал
от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, что приведет к развитию тенденции загрязнения озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Варианты решения проблемы программно-целевым методом определяются количеством предлагаемых к реализации мероприятий Программы.
Первый вариант предусматривает реализацию наиболее значимых мероприятий на Байкальской природной территории с объемом финансирования Программы 57800 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 48500 млн. рублей.

Второй вариант ориентирован на решение большего комплекса мероприятий с объемом финансирования Программы 112200 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 99000 млн. рублей.

Риском второго варианта является вероятность возникновения недостатка средств бюджетов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края для финансирования мероприятий Программы.

Преимуществом первого варианта является меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы.

Предлагается первый вариант решения проблемы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы планируется осуществить в 2012 - 2020 годах в 2 этапа.
Программа ориентирована на реализацию специальных мер природоохранного характера, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию на Байкальской природной территории и создание условий для использования ее уникального природного потенциала.
На первом этапе (2012 - 2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, на втором этапе (2016 - 2020 годы) - остальные мероприятия.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Материалы из архива