Федеральные целевые программы России

2009-03-11

Оптимизация тыла

Источник: "Военно-промышленный курьер"

Несвойственные Министерству обороны функции будут переданы «Оборонсервису»

Мы уже рассказывали о встрече заместителя министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе Любови Куделиной с представителями военно-дипломатического корпуса, аккредитованными в России. Там были озвучены цифры военного бюджета 2009 года. В частности, говорилось об ассигнованиях на закупки ВВТ и социальную сферу. Сегодня в продолжение темы мы рассказываем об основных параметрах финансирования Тыла ВС РФ, строительства объектов военной и социальной инфраструктуры, функционирования Черноморского флота.

Ассигнования, выделяемые на тыловое обеспечение, по сравнению с прошлым годом проиндексированы в соответствии с запланированным ростом цен и тарифов и утверждены на 2009–2011 годы в сумме 386 млрд рублей.

В рамках работы по повышению эффективности использования бюджетных средств проводится оптимизация системы тылового обеспечения. В частности, в соответствии с Указом президента Российской Федерации учреждено открытое акционерное общество «Оборонсервис», 100% акций которого сохраняются в федеральной собственности. Все несвойственные Минобороны России функции по материально-техническому обеспечению отныне передаются этому акционерному обществу.

«Оборонсервис» объединил в своем составе предприятия и организации Минобороны России по различным направлениям деятельности. Это ремонт и обслуживание ВВТ; строительство, эксплуатация объектов и энергетических систем; торгово-бытовое обслуживание, организация питания, гостиничные услуги; производство печатной продукции и т. д.

Выделенные средства на продовольственное обеспечение (27 млрд рублей) позволят продолжить процесс передачи функций по организации питания гражданским предприятиям. Достаточные ассигнования предусмотрены также на оплату специального топлива, горючего и смазочных материалов, что позволит удовлетворить потребности Вооруженных Сил в нефтепродуктах.

В бюджете 2009 года лучше, чем в предыдущие годы, обеспечены расходы Минобороны России на оплату коммунальных услуг, потребляемых топливно-энергетических ресурсов, оплату воинских пассажирских перевозок, содержание командных пунктов, аэродромов, ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры.

Приоритетным останется выделение средств в бюджете 2009 года на жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры. На указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд рублей. В целом за 2009 год планируется получить 32 тысячи квартир для военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены семьи на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. А в случае отсутствия возможности обеспечения служебным жильем военнослужащим ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем жилых помещений. С этой целью в федеральном бюджете выделены ассигнования на увеличение с 1 января 2009 г. размеров выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации за наем и поднаем жилых помещений. На реализацию накопительной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрено 19 млрд рублей с учетом остатков неиспользованных средств, выделенных на реализацию этой программы в 2008 году.

Не останутся забытыми и федеральные целевые программы. В 2008 году МО РФ участвовало в реализации 15 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования 25 млрд рублей. В 2009 году будет 18 таких программ, а предусмотренные к выделению на их реализацию бюджетные ассигнования более чем в два раза превышают показатель 2008 года. Среди наиболее значимых по ресурсному обеспечению – «Создание системы базирования Черноморского флота...»; «Глобальная навигационная система...»; «Развитие российских космодромов...»; «Реструктуризация запасов ракет и боеприпасов...», ряд других.

С 2009 года начинается реализация также новых ФЦП: «Антитеррор (2009–2011 годы)»; «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту... (2009–2015 годы)». Последняя – самая объемная по бюджетным ассигнованиям. Ведь при переходе на новый облик Вооруженных Сил предусматривается значительное увеличение количества младших командных должностей сержантов взамен должностей прапорщиков. Для реализации этой задачи в рамках программы «Сержант» к 2016 году предусматривается укомплектовать младшими командирами-контрактниками должности сержантов – более 42 тысяч человек, матросов плавсостава ВМФ – 2 тысячи человек.

Для достижения этих целей планируется создать соответствующие условия, повысить уровень привлекательности военной службы, стимулировать заключение личным составом повторных и последующих контрактов, совершенствовать условия прохождения военной службы. В связи с этим большая часть ассигнований по программе «Сержант» имеет инвестиционную направленность и запланирована на строительство объектов социальной инфраструктуры и жилья.

– В целом бюджет нас устраивает и мы надеемся, что меры, принимаемые правительством Российской Федерации по смягчению последствий мирового финансового кризиса, позволят ему не сокращать наши расходы, – выразила надежду Любовь Куделина.

Хочется верить и в то, что нынешний финансовый кризис сильно не отразится на бюджете Вооруженных Сил. В любом случае на фоне ухудшения экономической ситуации приоритетными для Минобороны России будут ассигнования, направляемые на оплату труда военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, реализацию мероприятий по обеспечению военнослужащих служебным и постоянным жильем. Социальная составляющая бюджета снижаться не будет.

Также приоритетным направлением финансового обеспечения останутся расходы на модернизацию Вооруженных Сил новыми образцами ВВТ. Госзаказ будет сохранен, что позволит избежать социальной напряженности в ОПК. Хотя некоторые мероприятия федеральных целевых программ начнут реализовываться в более поздние сроки. В целом же мероприятия, связанные с переходом к новому облику Вооруженных Сил, будут осуществляться в соответствии с утвержденными планами за счет средств, выделяемых на текущее содержание Вооруженных Сил, расходов инвестиционного характера, а также за счет привлечения средств от реализации военного имущества и другой разрешенной законодательством деятельности.

Но что-то ужать, конечно, придется. Но не столь значительно, как предрекали некоторые. В частности, будут уменьшены бюджетные ассигнования на осуществление капитального строительства, ремонт и др. Однако общее сокращение всех расходов Минобороны России составит не 15%, а только 8%.

В соответствии с планом продолжится и реализация ФЦП «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005–2020 годах». Как известно, эта ФЦП направлена на создание береговой инфраструктуры ЧФ. Бюджетные средства на ее реализацию выделяются полностью в соответствии с законом о федеральном бюджете. Корректировки пока не планируется.

Особое внимание в ходе реформирования будет уделено решению социальных проблем военнослужащих: обеспечению жильем, повышению денежного содержания и в целом престижа военной службы. Всех военнослужащих своевременно при увольнении за счет средств федерального бюджета обеспечат единовременным пособием, пенсиями, жильем. Любовь Куделина заверила, что «расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

А дадут ли какую-либо экономию отказ от концепции регионального командования и переход на трехзвенную оргштатную структуру военного округа? В настоящее время, как известно, организационно-штатная структура военного округа состоит из четырех звеньев: военный округ – армия – дивизия – полк. К 2012 году с переходом к новому облику Вооруженных Сил эта схема станет трехзвенной: военный округ – оперативное командование – бригада. С целью улучшения системы управления планируется отказаться от дивизионного звена управления. В Сухопутных войсках дивизии планируется переформировать в бригады постоянной готовности. Какой экономический эффект этим будет достигнут?

Судя по всему, сейчас сразу просчитать это трудно. В 2007 году, например, ВС РФ перешли на трехзвенную систему финансового обеспечения: центр (главный распорядитель) – военный округ (распорядитель) – воинская часть (получатель). Это позволило сократить около 1000 получателей бюджетных средств, снизить срок их прохождения до получателя с 5–7 до 2–3 дней. Кроме того, значительно была расширена система финансового обеспечения Вооруженных Сил через пластиковые банковские карты. Все эти мероприятия показали свою эффективность. Хочется верить, будет соответствующий экономический результат и от мер, которые сегодня воплощаются в жизнь.

назад

Материалы из архива