Федеральные целевые программы России

2008-03-27

Торговля развитием

Источник: газета "Ведомости"

Минэкономразвития может предлагать самые правильные и красивые способы повышения конкурентоспособности российской экономики — воплощение предложений в жизнь мало зависит от министерства, а оценка эффективности его работы мало зависит от достижения поставленных целей.

На итоговой коллегии министерства Эльвира Набиуллина диагностировала ряд слабых мест в экономике страны, назвала главные направления будущей работы и даже предложила некоторые нестандартные ходы (например, передать федеральные целевые программы (ФЦП) частным управляющим компаниям).

При благополучных общих макроэкономических показателях (на 8,1% вырос ВВП, причем обрабатывающие отрасли росли опережающими темпами, инвестиции в основной капитал увеличились на 21,1%, ПИИ выросли с $32 млрд до $54 млрд, потребительские расходы — на 13,1%, реальная зарплата — на 16,2% и т. д.). Минэкономразвития отмечает недостаточное качество роста, нерешенную проблему диверсификации производства, низкую конкурентность рынков и недостаток длинных денег в экономике. Последние два ограничения — ключевые. Чтобы их снять, министерство планирует снижать административные барьеры для бизнеса и налоговую нагрузку на него. Поддержка инноваций, малого и среднего бизнеса, улучшение условий для внешнеэкономической деятельности предприятий, развитие человеческого капитала также в числе приоритетов — впрочем, как всегда. Набиуллина тоже считает, что пришло время строить систему стратегического управления социально-экономическим развитием, которой пока не существует. Министр предлагает вводить в советы госкомпаний независимых директоров, отдать ФЦП и ФАИП на аутсорсинг управляющим компаниям и т. д.

Правда, в последнее время Минэкономразвития очевидно не справилось с некоторыми частными задачами. Например, не удалось снизить инфляцию, несмотря на то что пришлось пойти на поводу у сторонников замораживания цен (в марте инфляция опять выросла, составив с 1 по 24 марта, по данным Росстата, 0,9%. В марте 2007 г. инфляция была равна 0,6%). Не удалось провести решение о снижении НДС с 2009 г., хотя о необходимости этой меры заявили оба президента и предложения министерства были направлены на реализацию идеи Путина — Медведева. В частных вопросах Минэкономразвития проигрывает и Минфину, и даже Минсельхозу.

С уходом Германа Грефа Минэкономразвития потеряло в аппаратном и бюджетном весе. Сейчас министерство в зоне ответственности вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, а часть тех же ФЦП и инвестфонд отошли в Минрегионразвития. Но эти проблемы вряд ли скажутся на судьбе министерства в будущем правительстве. В его ведении по-прежнему свободные зоны, регулирование торговли, тарифы, приватизация, внешнеэкономическая деятельность (квоты, пошлины).

Главный продукт Минэкономразвития — прогнозы и планы развития. Министерство важно как инкорпорированная во власть часть экспертного сообщества. Власть, заявляющая о приверженности рыночным принципам, не всегда в них понимает и во всяком случае имеет одновременно множество других мотивов при принятии решений. Но повестка дня должна быть рыночной — ее-то и готовит Минэкономразвития. В принципе его задачи легко экстраполировать на задачи всего правительства. Когда задачи не достигаются, повестку можно переписать.

В рамках борьбы с инфляцией или задачи снижения НДС Минэкономразвития выбирало путь наименьшего сопротивления, соглашаясь с требованиями премьера или президентов. Министерство разделяло с вышестоящим начальством ответственность за эти меры, а такие подчиненные очень удобны с аппаратной точки зрения. «Минэкономразвития — ключевое министерство, на которое возложена важнейшая задача реализации экономической политики государства», — заявил на коллегии премьер Виктор Зубков.

назад

Материалы из архива