Федеральные целевые программы России

2008-03-13

Минэкономразвития РФ оценивает фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 г на реализацию ФЦП на уровне 99,6 проц - материалы к заседанию правительства

Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"

Общий объем финансирования 46 федеральных целевых программ /ФЦП/ и 36 подпрограмм, включенных в открытую часть федерального бюджета 2007 г, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд руб. В том числе затраты на государственные капитальные вложения – 360,6 млрд руб. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минэкономразвития к завтрашнему заседанию правительства РФ.

Объем средств федерального бюджета, использованных на финансирование программных мероприятий, по данным Федерального казначейства, составил 495,1 млрд руб - 84,4 проц от бюджетных назначений.

Минэкономразвития РФ полагает, что фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 г на реализацию ФЦП составило 99,6 проц. По мнению МЭРТ, в составе использованных средств следует учитывать остатки средств федерального бюджета по ФЦП “Развитие г Сочи как горноклиматического курорта /2006-2014 годы/”, “Жилище” на 2002-2010 годы, “Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/” и “Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики /2002 год и последующие годы/” в общей сумме около 60 млрд руб. Они образовались в связи с неполным освоением бюджетных ассигнований и подлежат направлению в 2008 г в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП.

Для сравнения, за 2006 г объем использованных средств на реализацию ФЦП составил 385,6 млрд руб – 95 проц от объемов финансирования, предусмотренных в 2006 г.

В 2007 г по 35-ти ФЦП предусматривалось привлечение средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также внебюджетных источников, согласно утвержденным программам, в общем объеме 838,7 млрд руб. В том числе 274,5 млрд руб планировалось получить из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а 564,2 млрд руб - привлечь из внебюджетных источников. Фактически привлечено 664,3 млрд руб или 79,2 проц от предусмотренных на год ассигнований. В том числе из региональных и местных бюджетов привлечено 224,6 млрд руб /81,8 проц/, внебюджетных средств – 439,8 млрд руб /77,9 проц/.

Таким образом, за 2007 г госзаказчики на реализацию мероприятий ФЦП привлекли финансирование за счет средств бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников на 3,1 процентных пункта меньше, чем за 2006 г. При этом фактическое софинансирование за счет субъектов РФ и местных бюджетов уменьшилось на 17,7 процентных пунктов, а привлечение внебюджетных источников возросло на 2,1 процентных пункта.

По всем 46-ти программам к выполнению в 2007 г предусматривались 625 целевых индикаторов и показателей. Из них в полном объеме достигнуты 493 /78,9 проц/, достигнуты не в полном объеме 104 /16,6 проц/, не выполнены полностью 28 /4,5 проц/.

Минэкономразвития РФ признает эффективной реализацию 13 программ. Работа госзаказчиков 24 программ может быть признана удовлетворительной. Реализация 5-ти программ была недостаточно эффективной.

По программе “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года” /Минрегион РФ/ не обеспечено привлечение средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников на реализацию программных мероприятий, в связи с чем ряд объектов не введен в действие.

Несмотря на проводимую работу по программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах” /МВД РФ/, в 2007 г количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими увеличилось по сравнению с 2004 г на 25251 происшествие. Отмечается также недостаточная координация работы между госзаказчиками программы и органами исполнительной власти субъектов РФ, что обусловило несвоевременное осуществление мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на местном уровне.

В рамках программы “Глобальная навигационная система” /Роскосмос/ ряд работ по созданию спутниковой системы ГЛОНАСС остался невыполненным. Из 25 целевых индикаторов, предусмотренных к выполнению в 2007 г, лишь 18 достигнуты в полном объеме. В результате не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры и не обеспечена доступность услуг ГЛОНАСС на всей территории страны. Объем софинансирования программы из внебюджетных источников в 2007 г составил 17,8 проц от запланированного объема.

Из 6-ти целевых индикаторов, предусмотренных к выполнению в 2007 г в рамках ФЦП “Промышленная утилизация вооружения и военной техники /2005-2010 годы/” /Минпромэнерго РФ/, лишь 2 достигнуты в полном объеме. В рамках работ по совершенствованию производственно-технической базы предприятий из 20 запланированных региональных и мобильных центров по утилизации обычных видов вооружения создано лишь 4. Намеченный на 2007 г объем софинансирования из внебюджетных источников составил 61,7 проц от запланированного объема.

Объем софинансирования из внебюджетных источников в 2007 г ФЦП “Электронная Россия /2002-2010 годы/” /Мининформсвязи РФ/ составил лишь 13,9 проц от запланированного объема.

Еще по 4-м программам оценка не производилась ввиду особенностей их финансирования в 2007 г. Особенность состоит в том, что остатки средств, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на финансирование программ в 2007 г, переходят на 2008 г. в качестве дополнительных бюджетных ассигнований. Это относится к программам: “Жилище” на 2002-2010 годы /Минрегион РФ/, “Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики /2002 год и последующие годы”/ /Минрегион РФ/ и “Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/” /Минтранс РФ/. В составе переходящих остатков учтены также средства упраздненной программы “Развитие г Сочи как горноклиматического курорта /2006-2014 годы/”.

Минэкономразвития РФ охарактеризовано финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ /НИОКР/, запланированных в рамках 32 программ в 2007 г на общую сумму 98,2 млрд руб.

Фактические расходы на НИОКР по ФЦП за 2007 г составили 80,9 млрд руб или 82,4 проц от запланированных расходов. В том числе: за счет средств федерального бюджета – 49,3 млрд руб или 99,1 проц от запланированного, за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – 279,5 млн руб или 49,1 проц, за счет внебюджетных источников –31,4 млрд руб или 65,5 проц от запланированного.

Как отмечает МЭРТ, финансирование мероприятий НИОКР осуществлялось неритмично. В 4-м квартале 2007 г привлечено почти 80 проц всех ресурсов из всех источников финансирования и израсходовано 44 проц предусмотренных средств федерального бюджета, а также 50 проц предусмотренных расходов из внебюджетных источников. Это связано с недостатками в организации конкурсов. Значительное количество контрактов заключено только в 3-м квартале 2007 г.

Из ФЦП, финансируемых начиная с 2008 г, до настоящего времени не утверждены правительством РФ 2 программы. Проект ФЦП “Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы” /Минрегион РФ/ одобрен на заседании правительства РФ от 21 февраля 2008 г. Проект ФЦП “Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы” внесен Минрегионом РФ в Минэкономразвития РФ для рассмотрения и согласования в установленном порядке.

Ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы /ФАИП/ в 2007 г, составили 583,8 млрд руб /в том числе в рамках гособоронзаказа – 101,5 млрд руб/, что на 216,4 млрд руб или 58,9 проц больше по сравнению с 2006 г.

Лимит государственных капитальных вложений, предусмотренных на финансирование строек и объектов ФАИП /без учета гособоронзаказа/ в 2007 г составлял 482,3 млрд руб. Профинансировано 392,1 млрд руб - 81,3 проц от лимита на год, в том числе программная часть - 236,4 млрд руб /77,5 проц/, непрограммная часть – 155,7 млрд руб /87,8 проц/.

Таким образом, разница между предусмотренным лимитом государственных капитальных вложений и объемом фактически использованных средств федерального бюджета в 2007 г составила 90,2 млрд руб. Из этой суммы, как отмечает МЭРТ, около 60 млрд руб перенесены на 2008 г. Оставшаяся сумма неиспользованных средств возвращена в федеральный бюджет.

Также в 2007 г было предусмотрено софинансирование строек и объектов ФАИП за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере 88,9 млрд руб, из прочих источников – 44,5 млрд руб. Финансирование за счет средств бюджетов субъектов РФ составило 85,5 млрд руб, или 96,2 проц от предусмотренного лимита, прочих источников – 37,6 млрд руб /84,5 проц/.

Всего в 2007 г в рамках ФАИП /без учета строек и объектов гособоронзаказа/ финансировались 5534 стройки, объекта и мероприятия, в том числе 4129 объектов – в рамках программной части и 1405 объектов - в рамках непрограммной части.

К вводу намечались 2708 объектов ФАИП. Согласно отчетам главных распорядителей бюджетных средств, завершено строительство и введено в эксплуатацию 1865 объектов ФАИП или 68,9 проц от общего количества объектов, предусмотренных к вводу.

По мнению МЭРТ причинами недостаточной эффективности реализации ФЦП и ФАИП являлись: длительность проведения процедур по размещению заказов на поставки товаров /работ, услуг/ для федеральных госнужд; неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств заказчиками-застройщиками и подрядчиками; недостаточный уровень взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями и предприятиями и не выполнение в связи с этим обязательств по софинансированию программ; позднее открытие финансирования в связи с затягиванием сроков разработки проектной документации, ее доработки, в том числе в связи с удорожанием сметной стоимости строительства и изменением технических условий, а также оформления регистрационных документов.

Минэкономразвития РФ высказало ряд предложений, направленных на обеспечение своевременного размещения заказов на поставки товаров /работ, услуг/ и согласования поквартального распределения целевых индикаторов и показателей эффективности ФЦП. Отмечена также целесообразность принятия дополнительных мер по повышению эффективности отдельных ФЦП, при необходимости их корректировки, а также усиления контроля за реализацией НИОКР, осуществляемых в рамках ФЦП.

назад

Материалы из архива