Федеральные целевые программы России

2008-02-05

Государственная программа вооружения: четыре триллиона рублей до 2015 года

Источник: "Национальная оборона"

Как реализуется государственная программа вооружения? Каковы основные приоритеты ГПВ-2015? На эти и другие вопросы в интервью журналу «Национальная оборона» отвечает начальник вооружения Вооруженных сил Российской Федерации - заместитель Министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров

— Николай Егорович, каковы основные параметры Государственной программы вооружения (ГПВ-2015)?

— Государственная программа вооружения является долгосрочным плановым документом, содержащим взаимоувязанный по целям, ресурсам и срокам осуществления комплекс работ по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих решение задач Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Разработка такой программы является крайне сложной задачей, в решении которой участвует множество организаций Минобороны России, другие федеральные органы исполнительной власти и промышленности. При этом важно иметь в виду, что механизм формирования ГПВ постоянно совершенствуется.

В целом, на финансирование ГПВ-2015 в течение всего срока ее реализации будет направлено более 4 трлн. руб.

Доли ассигнований, выделяемые на развитие вооружений видов и родов ВС РФ примерно соответствуют следующим пропорциям: на Стратегические ядерные силы и Космические войска - более 20%, на Сухопутные войска -более 40%, на Военно-морской флот - около 15%, на Военно-воздушные силы - примерно 20%.

— Какие техника и вооружение должны поступить в Вооруженные Силы РФ?

— Основные усилия в период до 2015 года будут сосредоточены на закупке и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) - их доля составляет порядка 80%, что в целом соответствует сформированным целям и приоритетам развития системы вооружения в данный период - переход к комплектным закупкам образцов ВВТ для переоснащения соединений и частей постоянной готовности и максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка ВВТ за счет проведения ее ремонта, в том числе с модернизацией.

В перевооружаемые соединения и воинские части из промышленности будут поступать: новые самолеты типа Су-34 и модернизированные типа Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, новые зенитные ракетные системы С-400, танки Т-90А и модернизированные Т-72БА, новые бронированные машины десанта БМД-4, боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-80, ракетные комплексы «Искандер-М», модернизированные самоходные артиллерийские системы «Мста-С1» (2С19М1), грузовые автомобили семейств «Мотовоз» (на базе автомобилей «Урал») и «Мустанг» (на базе автомобилей «КАМАЗ»), что позволит значительно повысить боевой потенциал войск.

В переоснащаемых воинских частях будет от 30% до 50% отдельных структурных подразделений на новых образцах ВВТ.

В части вооружения СВ, ВМФ, ВВС в рамках ГПВ-2015 предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и воинских частей.

В части Космических войск в рамках ГПВ-2015 запланирован комплекс мероприятий по восполнению орбитальной группировки военного назначения новыми типами космических аппаратов. Запланировано завершение работ по созданию на российской производственной базе модернизированной ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» и семейства ракет-носителей «Ангара», запуски которых будут осуществляться с территории РФ. Также будут выполнены работы по поддержанию и дальнейшему развитию космодрома Плесецк, обеспечено развитие наземной инфраструктуры системы управления космическими аппаратами.

— Чем ГПВ-2015 отличается от предшествующих?

— Одним из главных отличий государственной программы вооружения на 2007-2015 годы (ГПВ-2015) является то, что при ее формировании впервые использовалась единая система исходных данных для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Второй важнейшей особенностью нынешней ГПВ является, как я уже говорил, сосредоточение основных усилий на закупке и ремонте ВВТ, что соответствует одной из целей ГПВ-2015 - переход к комплектным закупкам современных образцов ВВТ и максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка техники.

При этом в ГПВ-2015 объективно определены затраты на реализацию программных мероприятий, отражающих потребительские свойства продукции военного назначения и обеспечивающих заинтересованность организаций оборонно-промышленного комплекса в своевременном и качественном выполнении заказов.

Учет этих факторов стал возможен на основе использования современных информационных технологий. На основе таких технологий стало возможным оценивать различные варианты программы и выбирать рациональный. Именно так было при формировании ГПВ-2015.

— Насколько взаимосвязаны между собой программа развития оборонно-промышленного комплекса страны и ГПВ?

— В соответствии с законодательством Российской Федерации механизм формирования любой программы предусматривает процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. С учетом этого в процессе подготовки Государственной программы вооружения она согласовывалась с федеральными агентствами и министерствами, отвечающими за развитие оборонно-промышленного комплекса. В рамках такого согласования оценивалась не только реализуемость тех или иных мероприятий ГПВ, но и во многом определялись цели дальнейшего развития ОПК.

В свою очередь, реализуемая сегодня федеральная целевая программа развития ОПК РФ (2007-2010 гг.) изначально формировалась в интересах обеспечения возможности создания образцов ВВТ, предусмотренных Государственной программой вооружения. Именно с учетом этого она и была согласована Министерством обороны РФ.

В то же время, несмотря на высокую степень взаимосвязи и взаимообусловленности программ развития системы вооружения и ОПК, еще остаются отдельные проблемные вопросы при взаимодействии оборонных предприятий и Министерства обороны РФ, как государственного заказчика. Эти проблемные вопросы относятся, прежде всего, к обеспечению реализуемости отдельных программных мероприятий, а также зачастую, как нам представляется, необоснованного роста цен на поставляемые образцы вооружения.

По нашему мнению, необходимо, чтобы ОПК соответствовал бы следующим основным требованиям:
- способствовал эффективно решать задачи технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившихся объемах финансирования государственного оборонного заказа;
- имел высокую «мобильность», позволяющую оперативно изменять свою структуру по мере изменения внутренних и внешних условий с тем, чтобы быстро адаптироваться под изменение конъюнктуры рынка;
- имел высокую мобилизационную готовность, обеспечивающую, при необходимости, возможность быстрого перехода на условия военного времени и снабжение войск всей номенклатурой вооружения и военной техники;
- оперативно откликался на потребности войск в образцах ВВТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками;
- имел минимальный риск выполнения оборонных заказов, что необходимо для повышения реализуемости Государственной программы вооружения.

- Новая программа предусматривает сокращение типажей вооружения и военной техники. Чем это обусловлено?

- Большая номенклатура ВВТ требует больше затрат на их техническое обслуживание и ремонт. Если, например, подать в ремонт 10 единиц ВВТ одного образца или типа, то на их восстановление потребуется в 2-3 раза меньше средств, чем на 10 разнотипных единиц такого же назначения.

Для каждого образца ВВТ необходимо создание соответствующего технологического оборудования, которое также надо содержать и поддерживать его в исправном состоянии. Ремонтные предприятия, имеющие оборудование, учитывают его балансовую стоимость и платят налог. Держать большой станочный парк, если его часть простаивает из-за отсутствия постоянной загрузки, невыгодно. А в настоящее время, когда Вооруженные Силы ограничены в средствах на содержание ВВТ, мы переходим на ремонт по фактическому состоянию ВВТ и не гарантируем загрузку по конкретной номенклатуре ни своим предприятиям, ни предприятиям промышленности.

Кроме того, для большего типажа ВВТ надо готовить специалистов разных специальностей. Это и рядовой состав, и прапорщики, и офицеры. Это и те, кому техника вверена в пользование (эксплуатационники) и те, кто ее должен ремонтировать.

Уменьшение типажа образцов ВВТ позволит:
- значительно сократить общие расходы на производство и содержание ВВТ в войсках;
- сократить общие расходы на ремонт ВВТ;
- провести сбалансированное развитие образцов ВВТ по номенклатуре;
- снизить затраты на подготовку необходимых специалистов.

- Как в свете предстоящей модернизации предполагается модернизировать материально-техническое обеспечение ВС РФ?

- Следует отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации функционируют самостоятельные системы тылового и технического обеспечения войск (сил). К моей зоне ответственности относятся вопросы технического обеспечения, включающие оснащение ВС РФ необходимыми вооружением, военной техникой, военно-техническим имуществом и поддержание их в исправном состоянии (готовности к использованию).

По распоряжению правительства Российской Федерации с 2004 года идет работа по созданию межведомственной сопряженной (унифицированной) системы технического обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Такая система предполагает переход всех силовых структур Российской Федерации к централизованной системе программно-целевого планирования в области разработки и закупки ВВТ, формированию единого плана технического обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов с целью устранения имеющегося в настоящее время дублирования отдельных мероприятий и решения задач технического обеспечения всех войск, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности по территориальному принципу.

Среди других направлений совершенствования системы технического обеспечения можно выделить следующие:
- обеспечение комплектного оснащение войск (сил), в первую очередь, соединений и воинских частей, обеспечивающих стратегическое сдерживание, соединений и воинских частей постоянной готовности основными образцами ВВТ, ракетами, боеприпасами и ВТИ, а также поддержание их в состоянии, пригодном к боевому применению, за счет ремонта (в т.ч. с модернизацией) и продления сроков эксплуатации;
- повышение эффективности системы технического обеспечения за счет создания в мирное время ремонтно-восстановительных органов постоянной готовности;
- оптимизация системы подготовки младших специалистов, в том числе за счет создания региональных учебных центров и расширения диапазона специальностей, подлежащих подготовке, прежде всего дефицитных, с учетом предстоящего перехода на годичный срок службы по призыву.

В целях устранения имеющихся недостатков и совершенствования системы технического обеспечения ВС РФ в настоящее время утверждена и реализуется федеральная целевая программа по реструктуризации запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на период до 2010 года, ведется разработка ведомственных целевых программ «Развитие инфраструктуры парков вооружения и военной техники на 2009-2011 годы», «Совершенствование систем эксплуатации и войскового ремонта вооружения, военной и специальной техники ВС РФ на 2009-2011 годы», «Совершенствование системы подготовки (до-подготовки, переподготовки) младших специалистов по техническим военно-учетным специальностям на 2009-2011 годы» и ряд других, в рамках которых предусмотрены необходимые первоочередные мероприятия.

— Что подразумевает под собой программа укрепления и модернизации ядерных сил сдерживания?

— Ядерные силы сдерживания на протяжении многих десятилетий остаются надежным гарантом безопасности страны, поэтому их развитию и в ГПВ-2015 уделено значительное внимание.

При этом в части стратегических вооружений предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов стратегических ядерных сил современными образцами вооружения до уровня 60-80%. Основу ядерной триады будут составлять новые ракетные комплексы: наземного базирования «Тополь-М» и морского - «Булава-30».

На сегодняшний день пять полков РВСН перевооружены шахтным комплексом «Тополь-М». Как известно, на боевое дежурство 15 декабря 2006 года был поставлен первый ракетный дивизион подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М».

Также будет продолжено и строительство новых подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных ракетным комплексом «Булава». Уже в ближайшее время в боевой состав флота будут включены две такие субмарины - «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Третья лодка этой серии, «Владимир Мономах», была заложена на ФГУП «Севмашпредприятие» в апреле прошлого года.

Запланированы также работы по модернизации авиационных комплексов дальней авиации Ту-160 и Ту-95МС.

Одним из важнейшим направлением совершенствования ядерных сил сдерживания является также модернизация системы боевого управления и средств предупреждения о ракетном нападении. Работы, проводимые в этой области, обеспечат устойчивое и оперативное управление ядерным оружием в любых условиях обстановки.

— Какие средства выделяются в рамках ГПВ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки?

— В отличие от предыдущих программ, когда основной упор делался на создание научно-технического и производственно-технологического заделов, в ГПВ-2015 приоритет отдан реализации этого потенциала. В соответствии с этим доля финансирования НИОКР в рамках ГПВ-2015 снизилась до уровня 20%.

Но это не говорит о том, что мы не будем вести разработки перспективных систем вооружения. Такие разработки предусмотрены ГПВ-2015 и позволят в будущем качественно повысить уровень системы вооружения в целом.

— Как в ГПВ учтены планы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами?

— Как известно, основу экспортного потенциала Российской Федерации в настоящее время составляют образцы вооружения, созданные для отечественных Вооруженных Сил. Поэтому сегодня планирование развития системы вооружения осуществляется с учетом экспортных возможностей тех или иных образцов.

Более того, военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, наряду с государственным оборонным заказом, является важным источником развития оборонно-промышленного комплекса страны.

Все это обусловило то, что формирование программ и планов развития системы вооружения и военно-технического сотрудничества объединено контуром программно-целевого планирования.

Отметим, что в этом заинтересованы и оборонные предприятия, ведь для создания как экспортных образцов, так и образцов для отечественных Вооруженных Сил, используется, как правило, одна производственно-технологическая база.

В целом, необходимо отметить, что ГПВ-2015 в этой части предусмотрено:
- создание экспортно-ориентированных образцов ВВТ с тактико-техническими характеристиками, эргономическими и ценовыми параметрами, соответствующими международным стандартам, и обеспечивающими их долговременную конкурентоспособность на мировом рынке;
- обеспечение полной интеграции работ в области ВТС с работами по выполнению ГПВ, превращение ВТС в реальный фактор поддержки развития системы вооружения РФ, ОПК и усиление влияния России в мире.

— Чем для Вооруженных Сил РФ, и, в частности, для ВВС, полезна созданная в этом году Объединенная авиастроительная корпорация?

— Одной из современных тенденций развития отечественного оборонно-промышленного комплекса является создание интегрированных структур, что, как предполагается, позволит им на равных конкурировать с зарубежными компаниями.

Об эффективности интеграционных процессов в оборонной промышленности свидетельствует и мировой опыт: сегодня практически во всех странах мира конкурентная среда в области создания тех или иных типов вооружения сокращена до одной-двух компаний.

Аналогично обстоят дела и с созданным в соответствии с Указом президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в которое вошли все ведущие авиастроительные компании страны.

Отметим, что в результате создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» принципиально изменилась направленность интеграционных процессов: ранее осуществленная интеграция «вертикального» типа дополнена интеграцией «горизонтального» типа. В результате, в рамках одной интегрированной структуры, предполагается осуществлять выпуск авиационной техники всей номенклатуры.

Для Вооруженных Сил РФ как потребителя, в частности, авиационной техники военного назначения, это означает, что теперь органам заказа нужно будет работать только с одной компанией в области самолетостроения - ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Это, как мы предполагаем, значительно упростит систему взаимоотношений, появится возможность наладить устойчивые связи, повысить уровень корреляции между программами и планами развития авиационной техники и развитием авиастроительной отрасли, основным субъектом которой будет OAK.

Важно также и то, что создание OAK изначально ориентировано не только на отечественный рынок, но и на мировой. Это даст возможность повысить конкурентоспособность на мировом рынке отечественной авиационной техники, что также немаловажно.

Мы понимаем, что создание OAK фактически означает монополию на авиационную технику военного назначения со всеми негативными последствиями, поэтому уже сегодня прорабатываем способы решения проблем обеспечения реализуемости ГПВ, и, главное, ценообразования на авиационную технику, которые могут при этом существенно обостриться.

— Насколько российский ОПК сейчас зависим от иностранных государств в сфере производства боевой техники и вооружений? Какова доля импортной электронной компонентной базы, скажем, в авиационной промышленности?

— Уровень развития электронной компонентной базы (ЭКБ) является фактором, в значительной степени определяющим не только характеристики современной радиоэлектронной аппаратуры и боевую эффективность вооружения в целом, а также такие его важнейшие параметры, как технологическая независимость, информационная безопасность. Кроме того, ЭКБ существенно влияет на уровень затрат по поддержанию полного жизненного цикла ВВТ.

Степень укомплектованности современных образцов ВВТ, принятых на вооружение после 2000 года, отечественной ЭКБ составляет около 60%. Большая часть данной номенклатуры была разработана в 80-е годы, доля современной ЭКБ (разработки после 2000 года) составляет не более 10%.

Необходимо также отметить, что Минобороны России объективно не может самостоятельно решить проблемы обеспечения ВВТ комплектующими изделиями (элементами) отечественного производства. Это - общегосударственная задача.

Для создания образцов ВВТ, а также их составных частей, разрабатываемых для ВВС с использованием ЭКБ иностранного производства (ИП), в Министерстве обороны РФ к настоящему времени принято более трех десятков решений о порядке применения ЭКБ ИП (из них решения, направленных на разработку серийных образцов, решения на разработку малосерийных образцов, решения на разработку единичных образцов), которыми разрешено к применению около полутора тысяч типов ЭКБ ИП.

Технологическая независимость при применении ЭКБ ИП в образцах ВВХ а также их составных частях, разрабатываемых для Военно-воздушных сил РФ, обеспечивается следующим образом:
- в серийных образцах путем замены ЭКБ ИП на отечественную ЭКБ в установленные сроки и (или) создания страховых запасов ЭКБ ИП для комплектации серийных образцов, проведения испытаний и исследований, компенсации технологических потерь при их производстве, формирования одиночных, групповых и ремонтных комплектов ЗИП, обеспечения ремонтных предприятий на период, необходимый для разработки и организации серийного производства отечественной ЭКБ;
- образцах малосерийного и единичного производства путем закупки необходимого количества ЭКБ ИП для комплектации в процессе разработки и изготовления образцов малосерийного и единичного производства, проведения исследований и испытаний, компенсации технологических потерь при их производстве, формирования одиночных, групповых и ремонтных комплектов ЗИП, обеспечения ремонтных предприятий, создания страховых запасов на все время нахождения образцов малосерийного и единичного производства на вооружении (снабжении).

Состояние с заменой ЭКБ ИП на отечественную ЭКБ в образцах ВВТ, а также их составных частей, разрабатываемых для Военно-воздушных сил Российской Федерации, выглядит следующим образом: из примененных типов около 25% типов ЭКБ ИП имеют разработанные функциональные отечественные аналоги, около 10% типов ЭКБ ИП находятся в стадии разработки.

— Как вы оцениваете капиталовложения в оборонный потенциал страны?

— Как известно, тезис о высокой роли оборонных расходов в развитии отечественной экономики неоднократно подтверждался на практике не только нашей страны, но и других государств. По имеющимся данным, в нашей стране военные расходы в 80-е годы существенно окупались ростом национального богатства (более 50% расходов на национальную оборону возвращалось в виде национального богатства, а если брать только капиталовложения в оборонную промышленность, то каждый вложенный рубль приносил почти два рубля в объем национального богатства).

И сегодня, хотя эффективность военных расходов с этой точки зрения ниже, тем не менее, они вносят огромный вклад в поддержание научно-технического и производственно-технологических потенциалов России. Ведь, прежде всего, за счет расходов, выделяемых на развитие системы вооружения финансируется развитие наиболее высокотехнологичного сектора отечественной промышленности - ОПК.

Без этого деградация России как технологической державы была бы неизбежной.

Если сравнить основные источники финансирования отечественного оборонно-промышленного комплекса (государственный оборонный заказ, федеральные целевые программы, военно-техническое сотрудничество), то, даже несмотря на существенные финансовые ограничения процесса развития системы вооружения ВС РФ, доля государственного оборонного заказа - наибольшая (около 50%).

Эти расходы во многом окупаются различного рода косвенными экономическими эффектами, в том числе:
- увеличением доходов от дополнительного поступления налогов и сборов;
- повышением конкурентоспособности отечественных предприятий со всеми вытекающими из этого положительными последствиями;
- увеличением дивидендов по акциям оборонных предприятий, принадлежащих государству;
- увеличением негосударственных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс;
- повышением объемов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
- повышением научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК, а, следовательно, его способности создавать перспективные образцы ВВТ;
- решением социальных проблем градообразующих предприятий ОПК и др.

Владислав Листовский
Национальная оборона

назад

Материалы из архива