Федеральные целевые программы России

2008-12-19

Первым делом - самолеты

Источник: "Наша власть - дела и лица"

Федеральные целевые программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» и «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» призваны утолить «голод» авиаперевозчиков на качественные и современные воздушные суда, вывести отечественный авиапром из летаргии и, в конечном итоге, предоставить авиапассажиру тот уровень услуг, который давно считается нормой во всем мире. В сентябре 2008 г. получил одобрение Наблюдательного совета ВЭБ план строительства в Ульяновске авиазавода по производству самолетов Eclipse 500 – идеальной машины для использования в качестве административного или корпоративного самолета, аэротакси, личного транспортного средства. Наш собеседник – Николай Никифоров, генеральный директор (СНГ) компании ETIRC Aviation S.a.r.l., еще в феврале объявившей о намерении начать производство самолетов в России.

– Николай Николаевич, как соотносится строительство завода в Ульяновске с реализацией Федеральной программы по авиастроению?

– Строительство сборочного предприятия в Ульяновске полностью вписывается в концепцию Федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники, разрабатываемую правительством в настоящее время. Более того, завод будет органически дополнять уже существующие предприятия ОАК, в продуктовой линейке которых на сегодняшний день отсутствуют суда класса VLJ (имеется в виду Eclipse 500).

Таким образом, мы реализуем такое направление ФЦП как развитие малой авиации, а в перспективе и производство систем бортового оборудования и газотурбостроения. Все это будет осуществлено в рамках процесса «локализации» производства самолетов Eclipse 500 в России – то есть освоения производства компонентов российскими поставщиками как для нужд Ульяновского, так и американского заводов. Мы уже наметили российские предприятия, которые могут выпускать подобную продукцию, а с наиболее перспективными из них уже подписаны протоколы о намерениях.

– Потребует ли создание высокотехнологичного производства в Ульяновске дополнительной подготовки кадров в России или за рубежом?

– Производство, которое планируется реализовать в Ульяновске действительно уникальное, т.к. разработанная поточная технология организации процессов позволяет выпускать более двух самолетов в день. Данная технология доказала свою живучесть в США, где выпущено свыше 280 самолетов Eclipse 500, из которых 21 уже летает в Европе. Ряд специальных процессов, таких, например, как фрикционная сварка, является новшеством в серийном производстве сверхлегких реактивных самолетов.

Особое внимание уделяется подготовке специалистов. В связи с абсолютно новым подходом к изготовлению необходим тренинг узкоспециализированных сотрудников, умеющих обращаться с высокоточной техникой и компьютерами. Все операции сегодня имеют визуализированное представление и интерактивные учебники, позволяющие отрабатывать и оттачивать умение работников до непосредственного начала работы на конвейере. Используя ноу­хау специалистов General Motors, а также собственные современные технологии обучения, мы планируем полностью «закрыть» потребность в персонале в течение первых двухтрех лет работы завода, набирая преимущественно молодых специалистов. Соответствующие договоренности со средними и высшими техническими учебными заведениями Ульяновска уже имеются. Кроме того, старший технический персонал, а также управленческое звено пройдут курсы повышения квалификации в США. Более того, по договоренности с ОАК мы не будем ограничиваться подготовкой только лишь собственных специалистов.

– Что этот проект даст России?

– Очень многое. Вот лишь основное:
самое современное по параметрам эф­фективности, технологичности, организации процессов и т.п. авиационное производство в мире;
высокую степень интеграции Ульяновского авиазавода в мировые бизнеспро­цессы в авиационной отрасли, а также интеграцию заводов, на которых будет проводиться локализация;
наличие производства, высокотехнологичная продукция которого будет реализовываться не столько на внутреннем рынке, сколько в Европе и других странах мира. По сути, это будет самый массовый российский самолет, поставляемый за рубеж, за всю историю авиации;
прямую занятость 1500 специалистов, не считая косвенной вовлеченности человеческих ресурсов в производство и смежные отрасли.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы бизнесавиации в России?

– Проект дает возможность поставить на рынок воздушные суда, которые будут обеспечивать перевозки между городами, где нет прямого воздушного сообщения и где традиционные воздушные суда нецелесообразно использовать по экономическим причинам. Eclipse 500 будет служить своего рода «катализатором» роста пассажиропотоков между такими городами, что собственно и добавляет их ценность как эффективного инструмента развития транспортной инфраструктуры. Есть и более прагматическая польза от массового ввода в эксплуатацию данного воздушного судна – при сокращающемся парке авиакомпаний и росте дефицита провозных емкостей Eclipse послужит, условно говоря, «демпфером», позволяющим взять на себя некоторую часть пассажиропотоков.

На наш взгляд, это значительно облегчит переходный период, особенно если учесть, что VLJ техника будет производиться в больших количествах. В результате присутствие на рынке российских Eclipse 500 не только позитивно повлияет на авиаперевозки в целом, но и повысит качество услуг, предлагаемых потребителям.

– Как в реализации этого масштабного проекта бизнес взаимодействует с властью? Какие проблемы существуют на данном этапе?

– Проект строительства завода в Ульяновске был предложен губернатором С.И. Морозовым и профессором Р. Пипером еще в 2005 г. Однако убедить американских коллег в возможности развертывания сверхсовременного производства в России было не так просто. Потребовалось несколько лет и на то, чтобы Россия стала восприниматься на Западе не только как центр высоких технологий, но и в качестве относительно безопасной гавани для такого рода инвестиций. Кроме того, сам проект прошел через аудит его эффективности и целесообразности, осуществленный экспертами Счетной палаты РФ и Внешэкономбанка. Лишь в сентябре 2008 г. он получил одобрение на Наблюдательном совете ВЭБ и был подписан его председателем – премьер­министром В.В. Путиным. Завод будет создаваться в формате государственночастного партнерства, где правительство будет располагать контролирующим пакетом акций. Основной проблемой сегодня является общий спад в мировой экономике, проблемы в США и их отголоски в России, а также вызванная всем этим нехватка финансовых ресурсов.

назад

Материалы из архива

2007-02-06
Премьер Фрадков в феврале посетит Дальний Восток
Источник: "Ежедневные новости"
Новую программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Восточной Сибири накачают миллиардами рублей

2008-11-12
Техвузы России объединились для внедрения двухуровневого образования
Источник: РИА "Новости"
Руководство восьми ведущих российских технических вузов приняло решение об объединении усилий для продвижения программ двухуровневой системы образования.

2007-10-09
Концепцию программы «Овладение энергией термоядерного синтеза» разработают в 2007 году
Источник: газета "Независимая газета"
Обсудить на форуме Президент РНЦ «Курчатовский институт» академик Евгений Велихов?считает, что концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Овладение энергией термоядерного синтеза, создание научно-технологической базы термоядерной энергетики в РФ на 2009–2015 гг.» будет разработана до конца этого года.

2008-08-25
Правительство РФ утвердило ФЦП повышения эффективности и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг общей стоимостью 61,831 млрд руб
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило постановлением от 12 августа N606 федеральную целевую программу /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2007-07-12
Юг – не окраина, а место прорыва
Источник: "Красная Звезда"
Первый вице-премьер Сергей Иванов провел в Новороссийске заседание Морской коллегии, на котором обсуждались проблемы развития портов юга России. Коллегия также обсудила ход исполнения Федеральной целевой программы по созданию пунктов базирования Черноморского флота на северокавказском побережье.

2007-05-25
Инвестиции в порты за 2002-2006 годы превысили 190 млрд рублей
Источник: "РТР - Вести"
Общий объем инвестиций в строительство и реконструкцию портовых мощностей за 2002-2006 годы составил более 190 млрд рублей, сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Александр Давыденко в пятницу на заседании совета ведомства.