Федеральные целевые программы России

2008-12-19

ФЦП: за и против

Источник: "Наша власть - дела и лица"

История российских федеральных целевых программ (ФЦП) насчитывает уже почти два десятка лет. Но до сих пор процессы их формирования, исполнения, а также достигнутые в рамках их реализации результаты выглядят весьма спорно.

Путин и МедведевВ последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП прослеживалась тенденция сокращения удельного веса финансирования тех программ, которые можно условно отнести к разделу «экономика», хотя именно они обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.

При сокращении расходов по ФЦП отсутствует ясность, какие же именно мероприятия являются для страны (а значит, и для нас с вами) ключевыми, а какие второстепенными; насколько «эластичны» те или иные мероприятия по реализации ФЦП к снижению уровня их финансирования.

ФЦП задуманы как инструмент реализации прежде всего долгосрочной экономической политики государства. В то же время большинство действующих целевых программ рассчитано не более чем на пять лет, а состав их постоянно варьируется.

Есть и проблемные моменты, общие для многих целевых программ:
недостаток полного пакета проектных документов и разрешений на реализацию программы;
неполная реализация программных мероприятий в связи с недостатком финансирования.

Для решения этих проблем необходимо принимать срочные меры.

Во-­первых, ужесточить контроль в сфере проведения в жизнь и финансирования ФЦП. Это подтвердил в сентябре 2008 г. на заседании президиума правительства и глава Белого дома Владимир Путин: «Не допускать включения в ФЦП явно бесперспективных и неактуальных так называемых научных исследований. Надо подумать, как тратятся государственные деньги».

Во-­вторых, наладить либо модернизировать действующий правовой механизм по устранению недостатков ФЦП, выявленных в результате анализа уже имеющегося опыта их реализации. Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов. Необходимо проработать и ввести систему количественных и качественных индикаторов, позволяющих отслеживать изменения и достижения в ходе реализации программ.

В марте 2008 г. на заседании правительства был представлен отчет о выполнении ФЦП за 2007 г. И хотя в целом оценка, данная ходу реализации программ, была положительной, Минэкономразвития признало полностью неэффективными пять федеральных целевых программ. Вот эти «аутсайдеры»:
«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья»,
«Повышение безопасности дорожного движения»,
«Глобальная навигационная система»,
«Промышленная утилизация вооружения и военной техники»,
«Электронная Россия».

Формирование ФЦП и оценка результатов их реализации должны стать более прозрачными и публичными. Это совершенно не тот случай, когда кулуарность и отсутствие учета мнения экспертов могут дать положительный результат.

Но большинство перечисленных выше проблем носят все­таки организационный, а не системный характер.

От редакции. Проблема реализации федеральных целевых программ настолько объемна, многогранна и неоднозначна, что просто нереально охватить все ее аспекты в отдельном номере журнала. Мы еще не раз планируем вернуться к ней. Мы приглашаем предприятия и ведомства, являющиеся заказчиками и исполнителями ФЦП поделиться на страницах «НВ» своими наработками, планами, рассказать о том, как видится исполнение программ теми, кто связан с ними непосредственно.

назад

Материалы из архива

2007-01-15
Ямальская программа «Здоровая семья — здоровое общество» победила на всероссийском конкурсе
Источник: Тюменская линия
Ямальская программа «Здоровая семья — здоровое общество» стала дипломантом Всероссийского конкурса социальных программ, направленных на реализацию мероприятий в сфере защиты интересов детей с ограниченными возможностями и предоставления им социальных услуг. Общественную программу Ямала разработали сотрудники окружного отделения Союза женщин России.

2007-10-04
Министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский приняли участие в торжественной церемонии открытия 3-го пускового комплекса северного обхода Новосибирска
Источник: Российская газета
Строительство обхода г. Новосибирска с мостовым переходом через р. Обь (1-я очередь) предусмотрено подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)".

2007-09-03
ФЦП по развитию гражданского судостроения будет рассмотрена до конца года
Источник: PrimaMedia
В программе будет предусмотрено предоставление таможенных льгот для ввоза в Россию импортного оборудования для судостроения, а также прописаны условия поддержки лизинговых программ

2007-11-14
Транспортный тупик
Источник: газета "Ведомости"
Вчера президент Владимир Путин провел в Красноярске президиум Госсовета по развитию транспортной инфраструктуры. «С точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными», — признал президент.

2007-07-04
Программа максимум
Источник: "Военно-промышленный курьер"
Состоялось заседание коллегии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, на котором рассмотрен вопрос о ходе реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

2007-07-06
Дорогая Олимпиада. Расходы на зимние Игры в Сочи окупятся не ранее 2020 г.
Источник: газета "Ведомости"
Россия впервые получила право провести зимние Олимпийские игры. Вчера Международный олимпийский комитет доверил Сочи принимать их в 2014 г. Гигантские расходы на подготовку к Олимпиаде — не менее $13 млрд — не смущают ни чиновников, ни инвесторов, ни экспертов.