Федеральные целевые программы России

2008-12-19

ФЦП: за и против

Источник: "Наша власть - дела и лица"

История российских федеральных целевых программ (ФЦП) насчитывает уже почти два десятка лет. Но до сих пор процессы их формирования, исполнения, а также достигнутые в рамках их реализации результаты выглядят весьма спорно.

Путин и МедведевВ последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП прослеживалась тенденция сокращения удельного веса финансирования тех программ, которые можно условно отнести к разделу «экономика», хотя именно они обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.

При сокращении расходов по ФЦП отсутствует ясность, какие же именно мероприятия являются для страны (а значит, и для нас с вами) ключевыми, а какие второстепенными; насколько «эластичны» те или иные мероприятия по реализации ФЦП к снижению уровня их финансирования.

ФЦП задуманы как инструмент реализации прежде всего долгосрочной экономической политики государства. В то же время большинство действующих целевых программ рассчитано не более чем на пять лет, а состав их постоянно варьируется.

Есть и проблемные моменты, общие для многих целевых программ:
недостаток полного пакета проектных документов и разрешений на реализацию программы;
неполная реализация программных мероприятий в связи с недостатком финансирования.

Для решения этих проблем необходимо принимать срочные меры.

Во-­первых, ужесточить контроль в сфере проведения в жизнь и финансирования ФЦП. Это подтвердил в сентябре 2008 г. на заседании президиума правительства и глава Белого дома Владимир Путин: «Не допускать включения в ФЦП явно бесперспективных и неактуальных так называемых научных исследований. Надо подумать, как тратятся государственные деньги».

Во-­вторых, наладить либо модернизировать действующий правовой механизм по устранению недостатков ФЦП, выявленных в результате анализа уже имеющегося опыта их реализации. Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов. Необходимо проработать и ввести систему количественных и качественных индикаторов, позволяющих отслеживать изменения и достижения в ходе реализации программ.

В марте 2008 г. на заседании правительства был представлен отчет о выполнении ФЦП за 2007 г. И хотя в целом оценка, данная ходу реализации программ, была положительной, Минэкономразвития признало полностью неэффективными пять федеральных целевых программ. Вот эти «аутсайдеры»:
«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья»,
«Повышение безопасности дорожного движения»,
«Глобальная навигационная система»,
«Промышленная утилизация вооружения и военной техники»,
«Электронная Россия».

Формирование ФЦП и оценка результатов их реализации должны стать более прозрачными и публичными. Это совершенно не тот случай, когда кулуарность и отсутствие учета мнения экспертов могут дать положительный результат.

Но большинство перечисленных выше проблем носят все­таки организационный, а не системный характер.

От редакции. Проблема реализации федеральных целевых программ настолько объемна, многогранна и неоднозначна, что просто нереально охватить все ее аспекты в отдельном номере журнала. Мы еще не раз планируем вернуться к ней. Мы приглашаем предприятия и ведомства, являющиеся заказчиками и исполнителями ФЦП поделиться на страницах «НВ» своими наработками, планами, рассказать о том, как видится исполнение программ теми, кто связан с ними непосредственно.

назад

Материалы из архива

2007-02-23
280 миллионов рублей потратят в 2007 году на объекты соцсферы в Котельническом районе Кировской области
Источник: ИА "Regions.ru"
В Федеральном агентстве по промышленности состоялось совещание, в работе которого принял участие заместитель председателя правительства Кировской области Николай Горохов.

2007-08-02
Правительство РФ в целом одобрило ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ в целом одобрило ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.

2007-05-20
Сергей Иванов достиг числа "пи" в трлн рублей, выделенных под его проекты
Источник: gzt.ru
Иванов довел до сведения членов Общественной палаты, что в правительстве он курирует 26 федеральных целевых программ и объем их финансирования "в масштабах бюджета трехлетки, который находится в Госдуме, составляет 1,314 трлн рублей".

2007-01-23
Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения МЧС завершит в 2007 году
Источник: ИА "Финмаркет"
В 2007 году МЧС завершит создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей будет создана во всех российских городах-миллионниках, а в 2008-2010 годах во всех столицах субъектов РФ, сообщил глава МЧС Сергей Шойгу на совещании, посвященном созданию системы ОКСИОН.

2007-05-28
В России построят 300 катков
Источник: Kuban.info
Скоро в России не будет недостатка в ледовых аренах, где будущие хоккеисты смогут оттачивать свое мастерство.

2007-03-05
До 2013 года в развитие Читинской области из федерального бюджета планируется привлечь 116 млрд. руб.
Источник: ИА "REGNUM"
Потребность в финансировании мероприятий федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" в Читинской области на период с 2008 по 2013 годы превышает 477 млрд. рублей.