Федеральные целевые программы России

2007-11-21

Время котлованов

Источник: Эксперт

Космодром Плесецк стал центром возрождения российской космической отрасли

Кажется, что время масштабных строек, поражающих широтой инженерной мысли, давно прошло. Ушли в прошлое многие претензии России на мировое господство, утеряно превосходство в космосе, где мы когда-то были первыми. Но, пожалуй, именно в космической сфере сейчас быстро наверстывается упущенное. Государство вкладывает десятки миллиардов рублей в развитие космической промышленности – в ракетостроение, спутникостроение, создание стартовых комплексов, систем управления и т.д. Суммарный бюджет по трем несекретным программам – Федеральная космическая программа, Федеральная целевая программа (ФЦП) «ГЛОНАСС» и ФЦП «Развитие российских космодромов (2006?2015 годы)» – в 2008 году составит порядка 2 млрд долларов. Если сравнивать с космическим бюджетом США (около 23 млрд долларов в 2008 году), это немного, но уже и немало. И важнее всего динамика – в 1990?е годы на космос не выделялось вообще ничего, а рост по сравнению с 2002 годом – в четыре с половиной раза.

Если США тратят свои баснословные бюджеты на научные программы и пилотируемые корабли, то у российской стороны взрыв интереса к космосу связан с вопросами национальной безопасности. Россия по-прежнему вынуждена выводить некоторые военные спутники с казахстанского космодрома Байконур. Это крайне рискованно, а для страны с богатейшим космическим прошлым еще и непрестижно. Два новых крупнейших космических проекта России – семейство ракет «Ангара» и ракета «Союз-2» – призваны обеспечить независимость страны в поддержании и обновлении военной орбитальной группировки. Главным военным космодромом России и местом запуска новых ракет был выбран Плесецк. Сегодня это российский космический центр, куда поступают самые последние достижения возрождаемых предприятий космической отрасли.

Никаких роботов в тайге

На дальние участки космодрома рядовой инженер-испытатель добирается два с половиной часа – столько едет «мотовоз», местный железнодорожный вид транспорта. У руководства, которое передвигается на служебных «Волгах» и «газиках», времени уходит не меньше. Машина едет медленно, так как дорога – где-то асфальтированная, где-то бетонная – преимущественно разбита. Лишь отдельные участки покрыты свежим асфальтом – остается только догадываться, что здесь было раньше.

Блестящие корпуса ракет, уходящие ввысь пусковые вышки, хозяйничающие роботы – все это лишь фантастический образ. Настоящий космодром размещается на 1700 га архангельской земли (примерно 50 на 30 км), большая часть которых – однообразная северная тайга. Строения и стартовые установки разбросаны по тайге, как небольшие оазисы. Их связывает сеть железнодорожных путей общей протяженностью порядка 330 км – главная артерия космодрома, по ней к месту запуска доставляют ракеты-носители, космические аппараты и людей. Последние на дорогах космодрома встречаются редко – это либо ремонтники, либо одинокие путники, поджидающие оказию (принято брать).

Космодром Плесецк состоит из пяти испытательных центров. Два отвечают за пуски ракет-носителей легкого и среднего класса. Остальные – это измерительное управление (принимает телеметрические сигналы с летящей ракеты), центр испытания ракетных комплексов (запускает боевые ракеты) и центр обмена информацией, который передает и принимает информацию о запусках по договору с США.

Въезжаем на территорию Второго центра испытаний и применения космических средств (2 ЦИП КС). Видны зияющие ворота огромного ангара – идет подготовка к приему состава с «вооружением», как здесь называют ракеты-носители и космические аппараты (спутники). Здесь собирают, проверяют и запускают ракеты среднего класса «Союз-У», «Молния-М» и «Союз-2». Последняя, предмет гордости космодрома, идет на смену всем остальным ракетам-носителям среднего класса. Неподалеку расположена и строительная площадка главного ракетно-космического проекта сегодняшней России – космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара».

Объект стратегической важности

Главный космический «котлован» России: газоход будущего стартового комплекса «Ангара»

«Космодром Плесецк всегда был военной темной лошадкой», – говорит заместитель начальника космодрома по науке полковник Александр Иванов. Темной – потому что запуски были секретными, а лошадкой – потому что он отрабатывал обширные военные программы. На пике интереса к космосу, в 1970?е годы, с Плесецка выводили до 90 космических аппаратов в год. Не менее 75% – по заказу Министерства обороны. Похоже, доля военных запусков будет расти – судя по заявлениям высших должностных лиц страны, судьба космодрома теперь напрямую завязана на оборонные программы.

Плесецк оказался в центре внимания военных властей уже в середине 1990?х годов. В 1995 году вышел указ президента о начале строительства на космодроме КРК «Ангара». К моменту кризиса 1998 года был вырыт котлован под стартовый стол, создана часть наземной инфраструктуры, подведены коммуникации. Долгое время финансирования хватало лишь на охрану объекта от разворовывания. Однако в ноябре 2005 года была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие космодромов России на 2006?2015 годы». 85?90% ее бюджета получит космодром Плесецк, в частности – объект «Ангара». Исходный бюджет в 9,5 млрд рублей дважды увеличивали, в последней редакции общая сумма достигла 39 млрд рублей.

Внимание к «Ангаре» – не случайность. «Сегодня на территории России нет полного космодрома: отсутствует возможность запускать ракеты тяжелого класса, – говорит эксперт по космосу Центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин. – До сих пор для запуска спутников связи и CПРН (системы предупреждения о ракетном нападении) на высокие геостационарные орбиты мы вынуждены использовать казахстанский космодром Байконур». Именно там в советские времена разместили стартовые комплексы ракеты-носителя тяжелого класса «Протон». Теперь России приходится арендовать космодром у Казахстана за 115 млн долларов в год, а еще за 50 млн – поддерживать и развивать инфраструктуру космодрома. Но проблема даже не в деньгах, а в том, что национальная безопасность зависит от воли чужого государства.

При этом средства, выделяемые в рамках ФЦП на развитие космодромов, не такие уж запредельные, считает Ионин. Создание инфраструктуры для тяжелых ракет – в принципе очень затратный проект. В случае Плесецка это завершение строительства стартового комплекса и технических сооружений, модернизация систем управления и связи, реконструкция аэродрома, подготовка новых специалистов. Реализация этих задач осложнена еще и технологическим отставанием, возникшим как минимум за последние 16 лет. Однако в успехе проекта на космодроме не сомневаются. «Мы уверены, что все задачи, сформулированные в плане-графике по объекту „Ангара“, будут выполнены без сбоев», – говорит заместитель начальника космодрома по строительству полковник Михаил Иванов.

Плесецк был выбран для базирования новой тяжелой ракеты по той причине, что это самый «продвинутый» на сегодняшний день российский космодром. Два других, Свободный (Амурская область) и Капустин Яр (Астраханская область), хоть и имеют возможность выведения космических ракет, не отличаются развитой инфраструктурой. «Выбор места под старт для новой ракеты требует просчета безлюдных трасс выведения, квалифицированных специалистов, удобного транспортного сообщения с предприятиями ракетно-космической отрасли», – рассказывает Александр Иванов. Плесецк разместился в бескрайних северных лесах на ответвлении архангельской железнодорожной ветки, а alma mater космических инженеров – Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского – не так далеко, в Санкт-Петербурге.

Конечно, сильный недостаток Плесецка – широта, на которой он расположен. Считается, что наиболее выгодное место для запуска ракет – экватор, поскольку там наименьшая угловая скорость вращения Земли, а значит – самые низкие затраты топлива. Однако, выбирая место базирования МБР поближе к врагу (ракеты должны были лететь через Северный полюс), советские военные мало думали о будущем. «Строить новый космодром в чистом поле – слишком дорогая затея. Поэтому был найден компромисс», – говорит Александр Иванов.

Космическая рокировка

Космический ракетный комплекс (КРК) «Ангара» создается под тяжелую «Ангару», однако это универсальный комплекс: с него также можно будет запускать ракеты легкого и среднего класса. Согласно плану, летно-конструкторские испытания «Ангары» должны начаться в конце 2010 года. Сначала хотели сразу пустить тяжелый вариант ракеты, но расчеты показали, что в этом случае вероятность аварии выше. Поэтому первой с космодрома вылетит «Ангара» легкого класса. По словам начальника 2 ЦИП КС полковника Николая Нестечука, испытания легкой «Ангары» станут проверкой для всего семейства ракет, ведь они создаются на базе типовых модулей.

К тому же легкую «Ангару» ждут не меньше, чем тяжелую. Ракеты легкого класса, эксплуатируемые сегодня на космодроме, попросту заканчиваются – они сняты с производства. Сейчас на Плесецке достреливают последние экземпляры «Космосов» (осталось восемь штук) и «Циклонов» (вообще один). Этого хватит на несколько лет при текущей частоте запусков два-три раза в год. Есть еще «Рокот», но это конверсионная ракета с длительной процедурой подготовки пуска. «С ее помощью мы на время закроем брешь в арсенале ракет легкого класса», – поясняет Александр Иванов. Как только легкая «Ангара» пройдет испытания и начнется серийное производство, все остальные ракеты легкого класса отойдут на второй план.

А вот у «Ангары» среднего класса есть альтернатива. Очень скоро ракеты среднего класса, пускаемые с Плесецка, – «Молния-М» и «Союз-У» – будут заменены на универсальную ракету-носитель «Союз-2». В свое время изготовитель систем управления, харьковское ОКБ-692, став иностранным, резко повысило цены. Разработчику, ЦСКБ «Прогресс», пришлось искать отечественных поставщиков. С задачей успешно справилось екатеринбургское НПО автоматики, которое предложило цифровые системы управления вместо прежних аналоговых. Ракета была «спасена», а ее конкурентоспособность существенно выросла: при стоимости в два-три раза ниже аналогов (25?30 млн долларов) «Союз-2» позволяет выводить почти такую же полезную нагрузку. Сейчас ракета «Союз-2» проходит заключительные летно-конструкторские испытания в Плесецке, по окончании которых она станет главной российской ракетой-носителем среднего класса.

Кажется, что «Ангара» среднего класса окажется не у дел. «Однако если вдруг начнутся проблемы с «Союзом-2», вот тогда-то и потребуется средняя «Ангара». Ее будет несложно сделать оперативно», – комментирует хитросплетения плана модернизации Александр Иванов.

А что станет со стартовыми комплексами, которые останутся от «Космоса-3М», «Молнии», «Союза-У» и других раритетов? «Ракеты – они как люди: прожили жизнь и умирают. Конечно, хочется, чтобы все продолжалось по-старому, но так не бывает», – говорит Александр Иванов. У всех стартовых комплексов разная судьба. Все три «семерочных» комплекса, откуда запускались «Союз-У» и «Молния-М», будут переоборудованы под «Союз-2». Как быть с легкими стартовыми площадками «Космос», «Циклон» и «Рокот», пока неясно. Рассматриваются разные варианты – проведение стендовых испытаний, использование для гражданских целей. Есть даже идея переоборудовать не стартовый комплекс, а саму ракету – по аналогии с «Союзом-2» заменить иностранные системы управления на отечественные. «В любом случае резать не будем», – уверяет Александр Иванов.

Люди космодрома

Главный на космодроме по «Ангаре» полковник Николай Нестечук: «Москва не сразу строилась. „Ангара“ – тем более»

«Газик» уже 40 минут ехал вдоль плотной стены леса, когда деревья вдруг расступились и показались несколько рядов колючей проволоки. Вдали видны казармы, а перед ними – тренировочная площадка. Это автобат – батальон обслуживания автотехники. Кроме испытательных центров на космодроме есть вспомогательные части – полк связи, служба тыла, авиаполк, батальон охраны, автомобильный и железнодорожный батальоны. Там проходят службу призывники.

Наш водитель Саша – призывник из Башкирии, служит в автобате. Службой он доволен. С восьми утра до восьми вечера водит машину пресс-секретаря космодрома майора Анны Потехиной. Работа не очень напряженная – майор большую часть времени проводит в штабе. Но зевать тоже нельзя. Майор называет Сашу на вы, а он отплачивает ей тем, что в нужный момент машина всегда под рукой. «После восьми можно ехать в казарму. Там хорошо топят, даже телогрейку снимать приходится», – говорит Саша. Воскресенье – выходной: телевизор, бильярд, баня.

Главные люди на космодроме – офицеры. Каждый год в Плесецк прибывает 200?250 выпускников военных вузов и училищ. Большая часть – выходцы из петербургской Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. Новоиспеченные лейтенанты поступают на службу инженерами отделения – на системы заправки, управления ракетами, в службы телеизмерений и т.д. Служат по контракту пять лет. Дальше контракт можно продлить либо уехать. Вот здесь-то и наступает переломный момент.

Необходимый срок для подготовки квалифицированного специалиста на космодроме – пять-шесть лет, считает Потехина. Однако преодолеть этот рубеж многим не под силу. По окончании пятилетнего контракта старший инженер Иван решил, что пора менять место работы, – вместе с женой и детьми переехал в Петербург. Работает на складе крупной компании, получает в два раза больше, чем на космодроме. Взяли ипотечный кредит, живут в собственной квартире. «Мы планируем, что муж послужит года три, а потом будем решать, оставаться или нет», – говорит Света, жена одного из майоров.

Первые годы – самые сложные: лейтенанту платят 14 тыс. рублей, полковнику (20 лет выслуги) – чуть больше 20 тыс. В одиночку кормить семью офицеру непросто, а работы для гражданских на космодроме не так много. Некоторые устраиваются в госпитали, службы связи, в воспитательные центры. А в городе Мирном, где живет весь персонал космодрома, работы практически не найти, разве что в ларьке или гардеробе. Так что стимулов для того, чтобы задерживаться, не так уж много. Для молодых пар, правда, предусмотрена льгота – выдача служебной квартиры. Холостяки вынуждены селиться в общежитии и становиться в очередь на квартиру, ждать которой можно долго.

На обочине космоса

Вынырнув из чащи, уже затемно мы въезжаем в Мирный. По контрасту кажется, что попали в оазис света и порядка. В ярком свете уличных фонарей блочные дома постройки 1970?х выглядят новыми и современными. Улица перед гостиницей – идеально ровная. По обеим сторонам от входа в гостиницу «лежачие полицейские» – не разгонишься. Мирный город.

На следующий день впечатление корректируется. Перед штабом служебный «газик» мотает из стороны в сторону, ручка чертит по бумаге каракули. Оказывается, асфальтирована только центральная улица – та самая, на которой гостиница. Дома смотрят трещинами и старыми занавесками. В магазине «Версаль» на главной улице продаются свадебные платья, часы Orient и земля для кактусов.

Город производит впечатление только что начатого полотна: отдельные мазки яркой краски на сером фоне загрунтованного холста. Мазки – главная улица, современный кинотеатр, гарнизонный Дом офицеров с новым конференц-залом, офицерская столовая. Остальное – как в любом провинциальном городе на несколько десятков тысяч жителей.

Проблемы тоже типичные – это и состояние дорог, и нехватка мест в детских садах, и отсутствие досуга, и недостаток жилья для офицеров. И уже упомянутая безработица. Промышленных предприятий в городе нет – несколько десятков магазинов, местная коммунальная служба, пара салонов связи. «Градообразующее предприятие города Мирного – космодром, создавать здесь какие-то промышленные предприятия я считаю неправильным», – говорит мэр Мирного Виктор Солодов. Пространство для маневра города ограничивает еще и статус ЗАТО (закрытое автономно-территориальное образование).

Занятость гражданских лишь косвенно касается космодрома и служащих на нем офицеров, но есть проблемы, которые не решить без сотрудничества администрации города и начальства космодрома. Вот тут-то и нашла коса на камень. По ряду вопросов – главная автомобильная дорога космодрома (отнесена к муниципальной собственности), дороги города Мирного, жилье для семей офицеров и отставников – до сих пор найти компромисса не удавалось. Говорят, что начальники – мэр города и бывший глава космодрома Анатолий Башлаков – больше отстаивали личные амбиции, чем искали сотрудничества.

Однако летом этого года у космодрома появился новый начальник – генерал-майор Олег Остапенко. Башлаков пошел на повышение в центральный аппарат Министерства обороны. А временно исполняющий обязанности начальника штаба Константин Чмаров был уволен из армии при расследовании убийства рядового Сергея Синконена в августе 2007 года.

Сегодня все – и город, и космодром – уповают на то, что новый начальник космодрома вмешается в застарелый конфликт. Однако самый большой оптимизм вызывают заложенные в федеральный бюджет средства на развитие социальной сферы Мирного (12,3 млрд рублей на 2008?2010 годы). Эти деньги пойдут на строительство жилья, детских садов, школ, модернизацию коммунальных служб, систем очистки воды, ремонт дорог, газификацию города и космодрома, создание аквапарка и других учреждений досуга. Есть надежда, что бюджетные деньги и федеральный контроль за их использованием помогут решить наболевшие проблемы.

Сбросить оковы

Стартовый комплекс «Космос-3М» – уже почти раритет с неопределенной судьбой

Последние сообщения из центра позволяют предположить, что военный космос – вопрос уже решенный и теперь на повестке дня космос гражданский. Все чаще озвучиваются планы строительства на территории России нового космодрома для осуществления пилотируемых запусков к МКС и полетов за пределы околоземного пространства. Буквально на днях объявлен тендер на разработку пилотируемого корабля и перспективной ракеты-носителя. Похоже, что в правительственных планах развития космической отрасли – полное избавление от зарубежной зависимости. По словам главы Федерального космического агентства (ФКА) Анатолия Перминова, Россия будет продолжать арендовать Байконур как минимум до 2020 года. Что дальше, зависит от развития собственной инфраструктуры.

Правда, Андрей Ионин уверен, что использование Байконура соответствует стратегическим интересам России. «Это хороший инструмент политического и экономического притяжения Казахстана к России», – считает аналитик. По мнению Ионина, Казахстан кровно заинтересован в присутствии России на Байконуре: без мощного арендатора космодром будет просто грудой железа, а своей космической промышленности в Казахстане нет. А между тем наш сосед объявил амбициозную цель – к 2020 году войти в десятку мировых космических держав, что невозможно без помощи России.

А вложения в космодром Плесецк – это не только способ обеспечить космический суверенитет, но и мощный импульс к развитию собственной космической промышленности, да и всей экономики. «Инвестиции в космос дают сильный мультипликативный эффект. Финансируя ракетно-космическую отрасль, государство развивает и многие другие направления высоких технологий – материаловедение, химию, электронику и т.д.», – говорит Андрей Ионин. Дать количественную оценку этому эффекту, по мнению аналитика, затруднительно, а вот глава ФКА Перминов не боится называть точные цифры. По его мнению, каждый рубль, вложенный в космос, приносит экономике еще 29 рублей.

Так что наверстывать отставание в космической сфере в любом случае нужно. А это можно сделать только снова взявшись за «котлованы» – крупные космические проекты. В их числе – те самые «Ангара» и «Союз-2», вокруг которых сегодня закручивается вся активная жизнь космодрома Плесецк.

Дмитрий Фиалковский

назад

Материалы из архива